ФОРСУНКА Российский патент 2006 года по МПК F23D11/34 

Описание патента на изобретение RU2287739C1

Изобретение относится к двигателестроению, нефтехимической, топливной промышленности и к сфере эксплуатации энергетических установок, где производят впрыскивание и распыление топлива.

Известны аналогичные форсунки, предназначенные для впрыскивания и распыления топлива (патент 2047049, F 23 D, 11/00, 14/00, 04.12.92, БИ 30, 95; патент 2039883, F 02 M 67/10, 30.10.91, БИ 20, 95; патент 1417560, F 23 D, 11/04, 20.08.86, БИ 26, 97), содержащие корпус, камеру смешения, сопло, топливоподающую трубу и элементы закрутки потока, обеспечивающие распыление впрыскиваемого топлива, что необходимо для его качественного сгорания. Однако форсунки-аналоги не обеспечивают необходимой степени распыла топлива, что создает неполноту сгорания - высокую концентрацию дымности, выбросы СО, NO и др.

В качестве прототипа по своей технической сущности наиболее близко подходит техническое решение - форсунка (патенте 2039883, 6 F 02 M 67/10, 30.10.91, БИ, 20, 95). Она содержит корпус, топливоподающую трубу, камеру с входом и выходом, сопло и элементы закрутки - основную и дополнительные проставки. Форсунка позволяет повысить качество распыливания топлива за счет создания в ней акустических колебаний. Однако качество распыла топлива форсунки прототипа остается недостаточным.

Заявляемое изобретение - форсунка лишена указанного недостатка.

Сущность изобретения состоит в том, что форсунка, содержащая корпус, камеру с кольцевым зазором, имеющую вход и выход, сопло, топливоподающую трубу, сообщенные с камерой смешения, элементы закрутки потока основную, первую и вторую дополнительные проставки, которая дополнительно снабжена завихрителем, размещенным в центральном отверстии крышки, при этом первая из дополнительных проставок содержит полость, образующую вторую камеру смешения и дополнительного сопла, соединяющего ее с основной проставкой, а вторая дополнительная проставка установлена вслед за первой дополнительной проставкой и выполнена с осевыми спиральными каналами, предназначенными для создания турбулентности и акустических колебаний в полости, центральном отверстии крышки, кольцевом зазоре корпуса и во второй камере смешения.

Анализ формулы изобретения показывает, что введены новые элементы: завихритель на входе, размещенный в крышке форсунки, первую дополнительную проставку, содержащую первую камеру смешения и сопло, основную проставку, также содержащую камеру смешения и сопло и соединенную со второй дополнительной проставкой. При этом известные элементы выполнены по-иному: первая из дополнительных проставок выполнена в виде полости, образующей камеру смешения. В торце, соединяющем ее с основной проставкой, выполнено сопло. Вторая дополнительная проставка выполнена с осевыми спиральными каналами и соединена с первой дополнительной проставкой.

Эти признаки, отсутствующие в прототипе и известных технических решениях, позволяют решить техническую задачу: повысить интенсивность турбулентности и акустические колебания, улучшающие распыл топлива, поступающего во вторую, а затем в первую камеру смешения и через сопло наружу при достижении более высокой дисперсности распыла. Поэтому названные отличительные признаки являются существенными.

Заявка содержит следующие графические материалы: фиг.1 - продольный осевой разрез форсунки, фиг.2 - поперечный разрез АА - по осевой проставке; фиг.3 - поперечный разрез ББ - по первой дополнительной проставке; фиг.4 - поперечный разрез ВВ - по второй дополнительной проставке, фиг.5 - сечение ГГ на фиг.1.

Форсунка по фиг.1 содержит корпус 1, в котором установлена основная проставка 2, имеющая сопло 3. С основной проставкой 2 неподвижно соединена первая дополнительная проставка 4, выполняющая роль второй камеры смешения 5. Вторая камера смешения 5 соединена с первой камерой смешения 6 посредством второго сопла 7. Основная проставка 2 и первая дополнительная проставка 4 (см. фиг.2 и 3) снабжены тангенциальными каналами 8, 9 соответственно. Вторая дополнительная проставка 10 выполнена с осевыми спиральными каналами 11 и по посадке соединена одновременно с корпусом 1 и первой дополнительной проставкой 4. Причем в соединении с корпусом 1 и второй проставки 10 установлено уплотняющее кольцо 12. Осевые спиральные каналы 11 служат для соединения полости 13, крышки 14 с кольцевым зазором 15 в корпусе 1. Перемычки 16 между осевыми спиральными каналами 11 имеют аэродинамическую форму крыла самолета. Вся цепочка от крышки 14, корпуса 1, основной проставки 2, первой дополнительной проставки 4, второй дополнительной проставки 10 и обоймы 17 стянуты посредством болтов 18 через прокладку 19. Топливоподающая труба 20 соединена с крышкой 14 посредством гайки 21 и зафиксирована предохранительной проволокой 22. В центральном отверстии 23 крышки 14 расположен завихритель 24, закрепленный, например, при помощи сварки. Завихритель 24 представляет собой пластину спиралеобразной формы (фиг.5). Форсунку устанавливают на объекте 25 посредством болтов 26 и уплотнителя 27.

Форсунка работает следующим образом. Топливо по топливоподающей трубе 20 поступает в центральное отверстие 23 крышки 14. Проходит через завихритель 24 в полость 13 закрученным потоком. Закрученный поток топлива через осевые спиральные каналы 11 поступает одновременно в кольцевой зазор 15 корпуса 1 и во вторую камеру 5 смешения. Из второй камеры 5 смешения через второе сопло 7 еще более закрученный поток поступает в первую камеру 6 смешения. Скорость второго потока, идущего через тангенциальные каналы 9, значительно увеличивается. При смешивании с первым потоком, усиливающим скорость вращения и дисперсность, жидкость поступает через второе сопло 7 в первую камеру смешения 6. Одновременно третий поток из кольцевого зазора 15 через тангенциальные каналы 8 также поступает в первую камеру смешения 6. В итоге образуется высокоскоростной и высокодисперсный поток топлива 28, выходящий из сопла 3. Благодаря отмеченному, достигается высокая интенсивность турбулентности и акустических колебаний, скорости истечения потока 28, т.e. более высококачественное распыление топлива.

Пример реализации форсунки. Форсунки были использованы для подготовки водотопливных эмульсий (ВТЭ) на судовых котлах КВА-1,0/5 танкера «Волгонефть-250» ОАО ВНП «Волготанкер». Расход топлива л/ч при работе двух котлов на подогреве мазута марки 100:

- на дизельном топливе 130,

- на ВТЭ 117

т.е. экономия составит 9%.

При этом обеспечивали снижение экологически вредных выбросов в отработавших газах, мг/м3

Токсичные выбросыНа дизельном топливеНа ВТЭ (15% H2O)УменьшениеСо52...3на 40...60%NOx4010...12в 3...4 разаСН1500800на 53%

Экономическая эффективность использования форсунки может быть определена из сравнения экономии топлива, уменьшения экологически вредных выбросов и дополнительных затрат на оснащение новой форсункой и системой управления ею.

Похожие патенты RU2287739C1

название год авторы номер документа
ФОРСУНКА 1991
  • Мостипан Александр Алексеевич
  • Корнилов Виктор Николаевич
  • Козулин Евгений Николаевич
RU2039883C1
ВИХРЕВАЯ ФОРСУНКА 2000
  • Ладикайнен А.И.
RU2187753C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВ 2002
  • Базаров Владимир Георгиевич
RU2284434C2
ГОРЕЛКА ПЕЧНАЯ ДВУХТОПЛИВНАЯ 2004
  • Акульшин Михаил Дмитриевич
  • Абдразяков Олег Наилевич
  • Шишегов Константин Валерьевич
  • Габитов Гимран Хамитович
  • Теляшев Эльшад Гумерович
RU2267706C1
ТОПЛИВОВОЗДУШНЫЙ МОДУЛЬ ФРОНТОВОГО УСТРОЙСТВА КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГТД 2010
  • Васильев Александр Юрьевич
  • Бородако Валентин Владимирович
  • Кузнецов Евгений Михайлович
  • Ляшенко Вячеслав Петрович
  • Ягодкин Виктор Иванович
  • Фурлетов Виктор Иванович
  • Строкин Виталий Николаевич
RU2439435C1
ФОРСУНОЧНЫЙ МОДУЛЬ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГТД 2010
  • Васильев Александр Юрьевич
  • Машинистова Наталия Петровна
  • Свириденков Александр Алексеевич
  • Челебян Оганес Грачьяевич
  • Ягодкин Виктор Иванович
RU2439430C1
ВЫСОКОЧАСТОТНАЯ ФОРСУНКА 2012
  • Громаковский Дмитрий Григорьевич
  • Бураков Александр Петрович
  • Карева Наталья Анатольевна
  • Карпухин Михаил Васильевич
  • Кочеров Евгений Павлович
RU2555489C2
ЦЕНТРОБЕЖНО-ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ФОРСУНКА 2022
  • Шереметов Вадим Сергеевич
  • Усольцев Виктор Иванович
  • Пахольченко Андрей Александрович
  • Грасько Тарас Васильевич
  • Хакимов Тимерхан Мусагитович
RU2781796C1
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ЖИДКОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО ТОПЛИВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Ляпин Андрей Григоревич
  • Мамедов Самир Энвер Оглы
  • Смородин Анатолий Иванович
  • Ярошенко Владимир Серафимович
RU2380396C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПОДАЧИ ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В КАМЕРУ СГОРАНИЯ 2008
  • Строкин Виталий Николаевич
  • Шилова Татьяна Владимировна
  • Васильев Александр Юрьевич
RU2386082C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 287 739 C1

Реферат патента 2006 года ФОРСУНКА

Изобретение относится к двигателестроению, нефтехимической промышленности, где производят впрыскивание и распыление топлива, и обеспечивает повышение качества распыления топлива за счет обеспечения более высокой дисперсности распыла. Этот технический результат достигается тем, что в форсунке, содержащей корпус, имеющий камеру смешения с кольцевым зазором с входом и выходом, сопло, топливоподающую трубу, сообщенные с камерой смешения, элементы закрутки потока, основную, первую и вторую дополнительные проставки, согласно изобретению форсунка дополнительно снабжена завихрителем, размещенным в центральном отверстии крышки, при этом первая из дополнительных проставок содержит полость, образующую вторую камеру смешения с дополнительным соплом, соединяющим ее с основной проставкой, а вторая дополнительная проставка установлена вслед за первой дополнительной проставкой и выполнена с осевыми спиральными каналами, предназначенными для создания закрутки и акустических колебаний в полости, центральном отверстии крышки, кольцевом зазоре и во второй камере смешения. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 287 739 C1

Форсунка, содержащая корпус, имеющий камеру смешения с кольцевым зазором с входом и выходом, сопло, топливоподающую трубу, сообщенные с камерой смешения, элементы закрутки потока, основную, первую и вторую дополнительные проставки, отличающаяся тем, что она дополнительно снабжена завихрителем, размещенным в центральном отверстии крышки, при этом первая из дополнительных проставок содержит полость, образующую вторую камеру смешения с дополнительным соплом, соединяющим ее с основной проставкой, а вторая дополнительная проставка установлена вслед за первой дополнительной проставкой и выполнена с осевыми спиральными каналами, предназначенными для создания закрутки и акустических колебаний в полости, центральном отверстии крышки, кольцевом зазоре и во второй камере смешения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2287739C1

ФОРСУНКА 1991
  • Мостипан Александр Алексеевич
  • Корнилов Виктор Николаевич
  • Козулин Евгений Николаевич
RU2039883C1
ФОРСУНК.Л 0
SU399681A1
Способ распыливания жидкого топлива с применением специальной форсунки 1946
  • Новиков И.И.
SU72125A1
АКУСТИЧЕСКАЯ ГОРЕЛКА 1992
  • Адамов Владислав Андреевич
RU2044959C1
Акустическая форсунка 1973
  • Сидоров Михаил Иванович
  • Степанов Юрий Николаевич
  • Кравчук Иван Петрович
  • Демин Николай Петрович
SU823754A1
Тормозное управление пассажирского вагона 1988
  • Чайко Анатолий Федорович
  • Шустов Александр Владимирович
SU1595717A1
РЕЖУЩАЯ ПЛАСТИНА И ТОРЦОВО-ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ФРЕЗА 2014
  • Москвитин Александр Александрович
  • Москвитин Сергей Александрович
  • Москвитин Александр Александрович
RU2555295C1

RU 2 287 739 C1

Авторы

Гонченко Борис Васильевич

Громаковский Дмитрий Григорьевич

Ковшов Анатолий Гаврилович

Меньшов Анатолий Петрович

Мохонько Владимир Петрович

Приказчиков Валерий Анатольевич

Шигин Сергей Владимирович

Даты

2006-11-20Публикация

2005-06-06Подача