МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД Российский патент 2006 года по МПК B60L15/08 

Описание патента на изобретение RU2288111C1

Изобретение относится к области тягового электропривода и может быть применено на электротранспортных средствах с двигателями постоянного тока, питаемыми от сети постоянного напряжения.

Известен многодвигательный электропривод (RU 2048311, B 60 L 15/08, 1992). Многодвигательный электропривод содержит импульсный регулятор, два тяговых двигателя с обмотками последовательного возбуждения, между которыми включен разделительный диод, двигатели шунтированы обратным диодом, обмотки возбуждения шунтированы диодом, каждая из обмоток возбуждения шунтирована контактором.

Недостатком данного устройства является неполная реализация силы тяги и перерасход электроэнергии за счет дискретного регулирования ослабления возбуждения одной ступенью.

Известен многодвигательный электропривод (RU 2208530, B 60 L 15/08, 2001 - прототип). Многодвигательный электропривод содержит источник питания, выключатель, два тяговых двигателя с обмотками последовательного возбуждения, датчики тока возбуждения и тока якоря, регулятор тока возбуждения, в состав которого входят главный и коммутирующий тиристоры, контактор ослабления возбуждения, резисторы, конденсатор, контактор шунтирования.

Недостатком данного устройства, принятого за прототип, является неполная реализация силы тяги и перерасход электроэнергии за счет дискретного регулирования ослабления возбуждения двумя ступенями и отсутствия регулирования напряжения на тяговых электродвигателях.

Задача изобретения - повысить экономию электроэнергии многодвигательного электропривода за счет реализации режимов плавного регулирования напряжения и ослабления возбуждения тяговых электродвигателей постоянного тока.

Технический результат достигается тем, что в многодвигательный электропривод, содержащий источник питания, последовательно соединенные якорные обмотки первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, последовательно соединенные обмотки возбуждения первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, первый контактор соединен через резистор с вторым контактором, конденсатор, общую шину, в него дополнительно введены три диода, транзистор, широтно-импульсный модулятор, свободный вывод якорной обмотки первого тягового электродвигателя постоянного тока соединен с источником питания, катодом первого диода и первым выводом конденсатора, другой вывод которого соединен с общей шиной, анод первого диода соединен с свободным выводом якорной обмотки второго тягового электродвигателя постоянного тока, коллектором транзистора и общим выводом первого контактора и резистора, свободный вывод первого контактора соединен с свободным выводом обмотки возбуждения первого тягового электродвигателя постоянного тока и катодом второго диода, анод которого соединен с общим выводом резистора и второго контактора, катодом третьего диода и эмиттером транзистора, выход широтно-импульсного модулятора соединен с базой транзистора, свободный вывод второго контактора соединен с анодом третьего диода, свободным выводом обмотки возбуждения второго тягового электродвигателя постоянного тока и общей шиной.

На чертеже изображена принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства.

В соответствии с чертежом многодвигательный электропривод, содержащий источник питания 1, последовательно соединенные якорные обмотки первого 2 и второго 3 тяговых электродвигателей постоянного тока, последовательно соединенные обмотки возбуждения первого 4 и второго 5 тяговых электродвигателей постоянного тока, первый контактор 6 соединен через резистор 7 с вторым контактором 8, свободный вывод якорной обмотки первого тягового электродвигателя постоянного тока 2 соединен с источником питания 1, катодом первого диода 9 и первым выводом конденсатора 10, другой вывод которого соединен с общей шиной, анод первого диода 9 соединен с свободным выводом якорной обмотки 3 второго тягового электродвигателя постоянного тока, коллектором транзистора (например, IGBT) 11 и общим выводом первого контактора 6 и резистора 7, свободный вывод первого контактора 6 соединен с свободным выводом обмотки возбуждения 4 первого тягового электродвигателя постоянного тока и катодом второго диода 12, анод которого соединен с общим выводом резистора 7 и второго контактора 8, катодом третьего диода 13 и эмиттером транзистора 11, выход широтно-импульсного модулятора 14 (например, микросхема 1033ЕУ9) соединен с затвором транзистора 11, свободный вывод второго контактора 8 соединен с анодом третьего диода 13, свободным выводом обмотки возбуждения 5 второго тягового электродвигателя постоянного тока и общей шиной.

Устройство работает следующим образом. При включении источника питания начинает протекать ток по цепи: источник питания 1, якорные обмотки первого 2 и второго 3 тяговых электродвигателей постоянного тока, параллельно включенные резистор 7 и IGBT транзистор 11, второй диод 12, обмотки возбуждения первого 4 и второго 5 тяговых электродвигателей постоянного тока, общая шина. Величина тока через IGBT транзистор 11 плавно увеличивается под управлением широтно-импульсного модулятора 14. При достижении максимального коэффициента заполнения широтно-импульсный модулятор 14 шунтируется первым контактором 6, при этом второй диод 12 запирается, ток от источника питания 1 протекает по цепи: источник питания 1, якорные обмотки первого 2 и второго 3 тяговых электродвигателей, первый контактор 6, обмотки возбуждения первого 4 и второго 5 тяговых электродвигателей постоянного тока, общая шина. Для реализации режима ослабления возбуждения включается второй контактор 8, при этом IGBT транзистор 11, управляемый широтно-импульсным модулятором 14, включается параллельно обмоткам возбуждения первого 4 и второго 5 тяговых электродвигателей постоянного тока. В интервале времени запирания IGBT транзистора 11 цепь обмоток возбуждения первого 4 и второго 5 тяговых двигателей постоянного тока шунтируется резистором 7. Первый 9 и третий 13 диоды поддерживают токи в индуктивностях обмоток якорей 2, 3 и возбуждения 4, 5 первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока при запирании IGBT транзистора 11 соответственно. Конденсатор 10 запасает энергию в момент запирания IGBT транзистора 11 и отдает ее в цепь тяговых электродвигателей.

Поставленная задача реализуется благодаря тому, что в устройство введены новые элементы и добавлены новые связи, в результате чего регулирование напряжения и ослабление возбуждения осуществляется плавно, улучшается использование силы тяги тяговых электродвигателей постоянного тока, что приводит к экономии электроэнергии.

Похожие патенты RU2288111C1

название год авторы номер документа
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2006
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
RU2332315C1
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2007
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
  • Шатнев Олег Игоревич
RU2333849C1
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2003
  • Мазнев А.С.
  • Евстафьев А.М.
RU2260519C2
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2003
  • Мазнев А.С.
  • Евстафьев А.М.
RU2246412C1
УСТРОЙСТВО ОСЛАБЛЕНИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПРИВОДА С ПОВЫШЕННЫМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ 2011
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Газизов Юрий Владимирович
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Коноваленко Даниил Викторович
  • Наковкин Олег Владимирович
RU2493982C2
УСТРОЙСТВО ОСЛАБЛЕНИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПРИВОДА С ПОВЫШЕННЫМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ 2011
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Газизов Юрий Владимирович
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Коноваленко Даниил Викторович
  • Наковкин Олег Владимирович
RU2512022C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ 1995
  • Мазнев А.С.
  • Шатнев О.И.
RU2076445C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА 2011
  • Ким Сергей Ирленович
RU2480353C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С УПРАВЛЕНИЕМ НА ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ УСТРОЙСТВАХ 2007
  • Корнев Александр Сергеевич
  • Иващенко Валерий Олегович
  • Чандер Олег Константинович
  • Гоголев Григорий Александрович
  • Присенко Сергей Валерьевич
  • Черахчиев Максим Валерьевич
  • Чернов Сергей Сергеевич
RU2334629C1
Электропривод 1987
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Шевцов Юрий Александрович
  • Волосов Михаил Яковлевич
SU1624650A1

Реферат патента 2006 года МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

Изобретение относится к области средств электрического транспорта с двигателями постоянного тока, питаемыми от сети постоянного напряжения. Многодвигательный электропривод содержит источник питания, последовательно соединенные якорные обмотки первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, последовательно соединенные обмотки возбуждения первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, конденсатор и контакторы. Первый контактор соединен через резистор со вторым контактором. В него введены три диода, транзистор, широтно-импульсный модулятор, свободный вывод якорной обмотки первого тягового электродвигателя постоянного тока соединен с источником питания, катодом первого диода и первым выводом конденсатора, другой вывод которого соединен с общей шиной. Анод первого диода соединен со свободным выводом якорной обмотки второго тягового электродвигателя постоянного тока, коллектором транзистора и общим выводом первого контактора и резистора. Свободный вывод первого контактора соединен со свободным выводом обмотки возбуждения первого тягового электродвигателя постоянного тока и катодом второго диода, анод которого соединен с общим выводом резистора и второго контактора, катодом третьего диода и эмиттером транзистора. Выход широтно-импульсного модулятора соединен с базой транзистора, свободным выводом обмотки возбуждения второго тягового электродвигателя постоянного тока и общей шиной. Технический результат заключается в повышении экономичности за счет снижения потребления электроэнергии. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 288 111 C1

Многодвигательный электропривод, содержащий источник питания, последовательно соединенные якорные обмотки первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, последовательно соединенные обмотки возбуждения первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, первый контактор соединен через резистор со вторым контактором, конденсатор, общую шину, отличающийся тем, что в него дополнительно введены три диода, транзистор, широтно-импульсный модулятор, свободный вывод якорной обмотки первого тягового электродвигателя постоянного тока соединен с источником питания, катодом первого диода и первым выводом конденсатора, другой вывод которого соединен с общей шиной, анод первого диода соединен со свободным выводом якорной обмотки второго тягового электродвигателя постоянного тока, коллектором транзистора и общим выводом первого контактора и резистора, свободный вывод первого контактора соединен со свободным выводом обмотки возбуждения первого тягового электродвигателя постоянного тока и катодом второго диода, анод которого соединен с общим выводом резистора и второго контактора, катодом третьего диода и эмиттером транзистора, выход широтно-импульсного модулятора соединен с базой транзистора, свободный вывод второго контактора соединен с анодом третьего диода, свободным выводом обмотки возбуждения второго тягового электродвигателя постоянного тока и общей шиной.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2288111C1

ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С ТИРИСТОРНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2001
  • Минаев М.И.
  • Борейша В.В.
  • Скобельцин В.В.
  • Мазнев А.С.
RU2208530C2
US 6157148, 05.12.2000
ТРУБОПРОВОДНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА И ТРУБОПРОВОДНЫЙ ЛОКОМОТИВ 2016
  • Зябкин Максим Леонидович
RU2630274C1
Способ получения безводного гранулированного метасиликата натрия 1976
  • Шихов Борис Алексеевич
  • Долкарт Аркадий Фальевич
  • Чернякова Нэлля Абрамовна
  • Карпенко Вадим Георгиевич
  • Заикин Анатолий Петрович
  • Бондаренко Анатолий Семенович
  • Шитиков Михаил Федорович
  • Есенков Михаил Герасимович
  • Трутнев Геннадий Алексеевич
  • Беликов Николай Иванович
  • Новиков Михаил Сергеевич
  • Колесниченко Валентин Тимофеевич
SU586123A1

RU 2 288 111 C1

Авторы

Мазнев Александр Сергеевич

Евстафьев Андрей Михайлович

Даты

2006-11-27Публикация

2005-05-30Подача