СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2006 года по МПК B61L1/16 

Описание патента на изобретение RU2288126C1

Изобретение относится к управлению движением поездов, а именно к путевым устройствам для управления подвижным составом или поездом в целом, взаимодействующим с поездом на протяжении всего маршрута следования.

Известны способы и системы регулирования движением поездов (Кондратьева Л.А. Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. - М.: Транспорт, 1983. - С.72, рис.41), в которых по перегону следует один поезд, а последующий выходит со станции только после освобождения перегона предыдущим (полуавтоматическая блокировка). Недостатком их является невысокая пропускная способность перегона.

Наиболее близкими, обладающими более высокой пропускной способностью, являются способы и системы регулирования движением поездов (Сергеев Б.С., Щиголев С.А., Наговицын В.В. Пропускная способность перегонов: число поездов или вагонов? / Транспорт. Наука, техника, управление. - М.: ВИНТИ РАН, 2002, №2. - С.3, рис.3), когда перегон разделен на М блок-участков, на стыке которых установлена аппаратура сигнальных точек со светофорами (автоблокировка).

Недостатком подобных устройств является то, что длины блок-участков не зависят от длины поезда, что приводит к ограничению пропускной способности перегона при проследовании поездов различной длины.

Целью изобретения является увеличение пропускной способности для различных длин поездов, следующих по перегону.

Указанная цель по способу управления движением поездов реализуется тем, что введены операции счета осей отправляющегося поезда и включения или выключения аппаратуры М сигнальных точек. По системе управления движением поездов указанная цель достигается тем, что на станции отправления устанавливается прибор счета осей колесных пар отправляющегося поезда, а аппаратуру сигнальных точек оборудуют ключами.

Сущность изобретения по способу управления движением поездов заключается в том, что при выходе поезда со станции на перегон выполняют счет числа осей колесных пар поезда, затем в зависимости от полученного результата изменяют количество и длины блок-участков перегона таким образом, что, чем больше количество подсчитанных осей колесных пар, тем меньше число блок-участков и больше их длина, и наоборот.

По системе управления движением поездов сущность изобретения заключается в том, что на станции отправления устанавливается прибор счета осей колесных пар отправляющегося поезда, а аппаратуру сигнальных точек оборудуют ключами, которые ее включают или выключают, при этом выход прибора счета осей колесных пар соединяют со входами ключей аппаратуры специально выбранных сигнальных точек, которые включают или выключают ее при попутном следовании поезда.

На фиг.1 и 2 приведены схемы, поясняющие принцип работы способа и устройства регулирования движением поездов.

Схема фиг.1 содержит станцию отправления А и станцию приема Б. На станции отправления А установлен прибор счета осей колесных пар 1, выход которого соединен со входами ключей 2.1, 2.2, ...2.М, включающих или выключающих аппаратуру сигнальных точек 3.1, 3.2, ...3.М, которые управляют соответствующими светофорами 4.1, 4.2, ...4.М, которые разделяют блок-участки перегона. Здесь условно выходной светофор станции А и входной светофор станции Б показаны как сигнальные точки 1 и 1.М соответственно. Между светофорами 4.1 и 4.2 расположен блок-участок 5.1, а между светофорами 4.2 и 4.3 - блок участок 5.2 и далее соответственно.

Схема фиг.2 содержит те же элементы за исключением того, что выключенные точки условно показаны без светофоров 4.2, 4.4, ...4.(М-1).

Рассмотрим работу устройства при отправлении со станции А поезда короткой длины с малым числом вагонов. Ему соответствует схема фиг.1.

При отправлении поезда со станции А осуществляется счет числа осей колесных пар подвижного состава прибором счета 1. Его выходной сигнал, выражающий длину поезда, передается на ключи 2.1, 2.2, ...2.М. Так как длина отправляемого поезда мала, то для ускорения отправления следующего состава требуется, чтобы длины блок-участков перегона были минимальными. Это реализуется тем, что выходной сигнал прибора счета осей 1 включает ключи 2.1, 2.2, ...2.М, которые включают аппаратуру 3.1, 3.2, ...3.М сигнальных точек, которая обеспечивает надлежащие показания светофоров 4.1, 4.2, ...4.М при движении поезда по каждому из блок-участков 5.1, 5.2, ...5.М соответственно.

Отправлению со станции А поезда большой длины соответствует схема фиг.2. Здесь, как и в предыдущем случае на станции А, прибором счета 1 осуществляется счет числа осей колесных пар подвижного состава. Выходной сигнал прибора счета 1, выражающий длину поезда, передается на ключи 2.1, 2.2, ...2.М, которые выключают аппаратуру 3.2, 3.4, ...3.(М-1) сигнальных точек с соответствующими светофорами, обеспечивая увеличение длин блок-участков. Включенными остаются светофоры 4.1, 4.3, ...4.М. При этом длина первого блок-участка будет соответствовать сумме длин блок-участков 5.1 и 5.2, второго - 5.3 и 5.4 и так далее.

Таким образом, введение счета осей колесных пар отправляющегося поезда и последующая передача результатов счета в аппаратуру сигнальных точек для выключения соответствующих светофоров перегона дает возможность изменять длины блок-участков.

Следовательно, использование предлагаемого изобретения позволяет определить функциональную зависимость длин блок-участков и их числа от длины отправляющегося поезда и использовать ее для увеличения пропускной способности перегонов при движении по перегону поездов различной длины.

Наиболее оптимальной областью применения предлагаемого изобретения является автоблокировка, в которой вместо рельсовых цепей используется принцип контроля наличия поезда на блок-участке при помощи счета осей колесных пар. Подобные системы более просты и дешевы и требуют существенно меньших эксплуатационных расходов. Следует отметить, что кроме рассмотренного выше двухпозиционного переключения длин блок-участков можно использовать и более сложное переключение Если, например, поезда, следующие по участку, существенно различаются по длине, то за счет увеличения числа блок-участков можно осуществить трехпозиционное, четырехпозиционное и т.д. переключение.

Похожие патенты RU2288126C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2018
  • Гундырев Константин Вячеславович
  • Сергеев Борис Сергеевич
  • Донцов Виталий Константинович
RU2695965C1
СИСТЕМА ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2010
  • Щиголев Сергей Александрович
  • Шевцов Владимир Алексеевич
  • Соловьев Алексей Леонидович
  • Ларионов Олег Евгеньевич
  • Власов Сергей Федорович
  • Зольников Антон Вячеславович
RU2457133C2
МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА АВТОБЛОКИРОВКИ 2008
  • Щиголев Сергей Александрович
  • Соловьев Алексей Леонидович
  • Шевцов Владимир Алексеевич
  • Чеблаков Валентин Александрович
  • Зайцев Валерий Юрьевич
  • Арбузов Евгений Владимирович
RU2388636C2
Система для регулирования движения поездов 2022
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Вуцан Дмитрий Георгиевич
  • Киселева Светлана Владимировна
  • Красовицкий Дмитрий Михайлович
  • Кузьмин Андрей Игорьевич
  • Панферов Игорь Александрович
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2791774C1
Устройство для регулирования движения поездов 2023
  • Киселева Светлана Владимировна
  • Куваев Сергей Иванович
  • Кузьмин Андрей Игорьевич
  • Марков Алексей Валерьевич
  • Миронов Владимир Сергеевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2806466C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ПЕРЕГОННЫХ УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ 2020
  • Бондаренко Анна Викторовна
  • Сисин Валерий Александрович
  • Сергеев Борис Сергеевич
RU2746771C1
СПОСОБ ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ 2009
  • Федоров Николай Евгеньевич
  • Шорохов Николай Сергеевич
  • Фадеев Роман Александрович
RU2412075C1
Устройство для регулирования движения поездов 2018
  • Баранов Сергей Анатольевич
  • Воронин Владимир Альбертович
  • Гордон Борис Моисеевич
  • Марков Алексей Валерьевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Розенберг Игорь Наумович
  • Фомин Сергей Александрович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2679795C1
ВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ИНТЕРВАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА УСКОРЕННО ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕГОНАХ 2019
  • Зорин Василий Иванович
  • Лагунов Сергей Александрович
RU2732636C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РЕЛЬСОВЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2012
  • Киселева Светлана Владимировна
  • Кисельгоф Геннадий Карпович
  • Коровин Александр Сергеевич
  • Красовицкий Дмитрий Михайлович
  • Марков Алексей Валерьевич
  • Розенберг Ефим Наумович
  • Сёмушкин Валерий Иванович
  • Шухина Елена Евгеньевна
RU2518670C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 288 126 C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к управлению движением поездов и предназначено для управления подвижным составом. Способ управления движением поездов при выходе поезда со станции на перегон позволяет выполнить счет числа осей колесных пар. В зависимости от полученного результата изменяют количество и длины блок-участков перегона. Чем больше количество подсчитанных осей колесных пар, тем меньше число блок-участков и больше их длина, и наоборот. Устройство управления движением поездов содержит станцию отправления и станцию приема. На станции отправления устанавливается прибор счета осей колесных пар отправляющегося поезда. Аппаратуру сигнальных точек автоблокировки оборудуют ключами, которые ее включают или выключают. Выход прибора счета осей колесных пар соединяют со входами ключей аппаратуры сигнальных точек автоблокировки. Ключи включают или выключают аппаратуру сигнальных точек автоблокировки при попутном следовании поезда. Техническим результатом является повышение пропускной способности перегонов. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 288 126 C1

1. Способ управления движением поездов, включающий движение поездов по перегону, ограничиваемому двумя станциями, разделенному на постоянное число блок-участков с постоянными длинами с аппаратурой сигнальных точек автоблокировки, отличающийся тем, что при выходе поезда со станции на перегон выполняют счет числа осей колесных пар поезда, затем в зависимости от полученного результата изменяют количество и длины блок-участков перегона таким образом, что чем больше количество подсчитанных осей колесных пар, тем меньше число блок-участков и больше их длина и наоборот.2. Система для осуществления способа по п.1, включающая перегон, ограничиваемый двумя станциями, разделенный на блок-участки, на стыках которых установлена аппаратура сигнальных точек автоблокировки, отличающаяся тем, что на станции отправления устанавливается прибор счета осей колесных пар отправляющегося поезда, а аппаратуру сигнальных точек автоблокировки оборудуют ключами, которые ее включают или выключают, при этом выход прибора счета осей колесных пар соединяют со входами ключей аппаратуры сигнальных точек автоблокировки, которые включают или выключают ее при попутном следовании поезда.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2288126C1

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОБОДНОСТИ ОТ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ 1995
  • Тильк И.Г.
  • Самодуров В.И.
  • Кривда М.А.
  • Корепин А.В.
  • Ляной В.В.
  • Мельникова И.Ю.
RU2106993C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОБОДНОСТИ ОТ ПОЕЗДА УЧАСТКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Щиголев С.А.
  • Шевцов В.А.
  • Хохряков Г.В.
  • Кичигин Г.А.
RU2104894C1
RU 2000978 C1, 15.10.1993
US 4728063 A, 01.03.1988
DE 4423787 C1, 30.11.1995.

RU 2 288 126 C1

Авторы

Тильк Игорь Германович

Ляной Вадим Вадимович

Кривда Михаил Алексеевич

Сергеев Борис Сергеевич

Даты

2006-11-27Публикация

2005-05-23Подача