КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА Российский патент 2006 года по МПК E01C3/06 E02D17/18 

Описание патента на изобретение RU2288986C2

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для усиления слабого основания, повышения прочности и несущей способности земляного полотна.

Известна конструкция земляного полотна, устраиваемая в виде трапеции на грунте. В типовых строительных конструкциях, изделиях и узлах серии 503-0-48.87 "Земляное полотно автомобильных дорог общего пользования" от 1987 г. на с.15-20 представлены примеры характерных поперечных профилей. Данный поперечный профиль хорошо работает на твердых связанных грунтах. Однако на слабых грунтах происходит постепенная деформация основания земляного полотна, поэтому производят армирование нижней части земляного полотна геотекстилем [с.45-48, там же].

Известна конструкция земляного полотна на талых грунтах, на пойменно-луговых и болотных ландшафтах с применением для армирования геотекстиля в полуобойме. Под балластной призмой укладывается геотекстиль. Геотекстиль укладывается в основании земляного полотна на выравненный песчаный слой, который в процессе отсыпки погружается в слабые грунты основания и дает осадку 0,2-0,4 м [Пособие по проектированию земляного полотна и водоотвода железных и автомобильных дорог промышленных предприятий (к СНиП 2.05.07-85). М.: Стройиздат.1988. с.44]. Однако использование в основании земляного полотна геотекстиля является неэффективным при его применении на других слабых грунтах и в связи с разработкой в настоящее время более совершенных и высокопрочных геосинтетических материалов.

Известна конструкция усиления слабого основания земляного полотна (патент 97106524/13 от 10.06.99). В этом случае закрывающиеся ящики прямоугольной формы из металлической сетки-габионы, заполняют грунтом и укладывают в основание, что препятствует осадке земляного полотна. Однако такой способ усиления основания земляного полотна не всегда является достаточным при существующих вертикальных нагрузках от земляного полотна и транспортных средств, а также от состояния грунта, в связи с чем происходит осадка центральной части основания земляного полотна. Это способствует быстрейшему образованию деформаций на покрытии дорожной одежды и разрушению элементов автомобильной дороги.

Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение транспортно-эксплуатационных характеристик дороги и увеличение межремонтного периода за счет ликвидации или уменьшения величины просадки основания земляного полотна.

Указанная задача решается тем, что для усиления несущей способности грунта под земляным полотном предлагается одновременное устройство опорной продольной осевой траншеи, заполненной фрикционным материалом, и укладка по верху высокопрочного геосинтетического материала.

Устраиваемая осевая продольная траншея выполняет роль анкера и останавливает просадку земляного полотна на слабом грунте. Фрикционный материал, укладываемый в траншею, позволяет увеличить фильтрацию грунтовых вод и увеличить прочность грунта.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 показан поперечный профиль земляного плотна дороги, а на фиг.2 показана пространственная проекция.

Позиции на чертежах означают:

1 - георешетка;

3 - опорная траншея;

2 - полуобойма;

4 - земляное полотно;

Вн - ширина основания земляного полотна;

Втр - ширина опорной траншеи;

ВА - длина анкирования;

Нн - высота земляного полотна;

Нтр - глубина опорной траншеи;

Lтр - длина опорной траншеи

Пример конструкции земляного полотна дороги.

Конструкция основания земляного полотна дороги включает:

1. опорную траншею;

2. высокопрочный геосинтетический материал.

Длина (Lтр), глубина (Нтр) и ширина (Втр) опорной траншеи зависят от величины воспринимаемых нагрузок и типа грунтов. Рекомендуемая ширина (Втр) опорной траншее должна составлять не менее 0,6 м при глубине (Нтр) не менее 1,2 м. Длина (Lтр) опорной траншеи должна быть больше длины слабого участка дороги на 3 м в каждую сторону.

Высокопрочный геосинтетический материал должен быть с минимальной прочностью на разрыв в продольном направлении 15 кН/м и в поперечном направлении ≥20 кН/м. Для максимального сцепления геосентетического материала и грунта предъявляются особые требования к размеру ячейки, который зависит от типа грунта и может быть от 15×15 до 40×40 мм.

Пример реализации предполагаемого изобретения отражен в технологии устройства и возведения земляного полотна с одновременным устройством опорной траншеи и высокопрочного геосинтетического материала:

- удаление растительного слоя (при новом строительстве) или существующего слоя земляного полотна (при реконструкции);

- планировка грунта;

- рытье траншеи (поз.3);

- обратная засыпка траншеи щебнем, гравием, ПГС или бутом;

- планировка;

- трамбовка;

- растилание высокопрочного геосинтетического материала (поз.1) в 1-2 слоя на ширину Вн с учетом длины анкирования ВА для создания полуобоймы (поз.2);

- отсыпка 1-го слоя земляного полотна на высоту 20-40 см;

- планировка;

- трамбовка;

- обратный нахлест геосинтетического материала по откосы в тело насыпи и создание полуобоймы (поз.2) с двух сторон земляного полотна;

- отсыпка 2-го слоя земляного полотна на высоту 20-40 см;

- планировка;

- трамбовка;

- последовательное повторение трех последних этапов на расчетную высоту.

С целью увеличения запаса прочности и высокой эксплуатационной надежности в некоторых случаях предлагается устраивать не одну, а несколько продольных опорных траншей (фиг.3). Количество продольных траншей будет зависеть от уровня грунтовых вод (УГВ), типа грунта, высоты и ширины земляного полотна и транспортных нагрузок.

Дня понижения уровня грунтовых вод и снижения влажности на пучинистых участках, где условия рельефа позволяют осуществить сброс воды в специальные выпускные устройства, в опорных траншеях рекомендуется размещать дренажные трубы (фиг.4). Диаметр дренажной трубы (поз.5) определяется расчетом в зависимости от расхода воды в дренаже. Устраиваемые опорные траншеи выполняют дополнительные функции: дренирующие, водопонижающие и водоотводные.

Похожие патенты RU2288986C2

название год авторы номер документа
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2014
  • Воронцов Вячеслав Викторович
  • Краев Алексей Николаевич
  • Игошин Михаил Евгеньевич
  • Ушаков Александр Евгеньевич
RU2551174C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 2015
  • Воронцов Вячеслав Викторович
  • Краев Алексей Николаевич
  • Игошин Михаил Евгеньевич
  • Пермитина Татьяна Владимировна
RU2580549C1
КОНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И ДЕЯТЕЛЬНОГО СЛОЯ ЭКСПЛУАТИРУЕМОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ 2015
  • Воронцов Вячеслав Викторович
  • Краев Алексей Николаевич
  • Ушаков Александр Евгеньевич
  • Пермитина Татьяна Владимировна
  • Васенин Павел Игоревич
RU2575952C1
Автомобильная дорога на многолетнемерзлых грунтах 2019
  • Краев Алексей Николаевич
  • Краев Андрей Николаевич
  • Шанхоев Зураб Шабазгиреевич
  • Макаров Алексей Сергеевич
RU2732774C1
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА 2016
  • Воронцов Вячеслав Викторович
  • Краев Алексей Николаевич
  • Набоков Александр Валерьевич
  • Игошин Михаил Евгеньевич
RU2616301C1
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СЛАБОГО ПРИРОДНОГО ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОГО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 2010
  • Луцкий Святослав Яковлевич
  • Шмелев Василий Алексеевич
  • Бурукин Алексей Юрьевич
RU2449075C1
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ МАЛОПРОЧНЫХ ВОДОНАСЫЩЕННЫХ ГРУНТОВ ОСНОВАНИЯ ЛЕНТОЧНОГО ФУНДАМЕНТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2019
  • Аминова Людмила Ивановна
  • Добудько Ольга Витальевна
  • Буряк Юлиан Игоревич
RU2747744C2
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО НА БОЛОТАХ С УСТРОЙСТВОМ ОПОРНОЙ ГРУНТОВОЙ ОБОЙМЫ УШИРЕННОГО ТИПА 2015
  • Маслов Дмитрий Вячеславович
  • Жигайлов Александр Александрович
  • Куюков Сергей Анатольевич
  • Санников Сергей Павлович
  • Замятин Алексей Валерьевич
RU2594379C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ОПОРНОГО ОСНОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ ОДЕЖДЫ 2020
  • Пиирайнен Виктор Юрьевич
  • Бажин Владимир Юрьевич
  • Денисов Виктор Маевич
  • Ковальчук Константин Николаевич
  • Рябкин Юрий Викторович
  • Тимофеев Андрей Владимирович
  • Устян Нагапет Амирханович
RU2747181C1
МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ СПОСОБ УКЛАДКИ ГЕОСИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ (ГЕОТЕКСТИЛЯ И ОБЪЕМНОЙ ГЕОРЕШЕТКИ) В КОНСТРУКЦИЮ ДОРОГИ 2010
  • Муратов Гелий Ростиславович
  • Соловьев Виктор Алексеевич
  • Дудин Виктор Иванович
  • Мандрыгин Артём Викторович
  • Гололобов Юрий Владимирович
  • Муратов Денис Гелиевич
  • Мелиоранский Алексей Валентинович
RU2476634C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 288 986 C2

Реферат патента 2006 года КОНСТРУКЦИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано для усиления слабого основания, повышения прочности и несущей способности и земляного полотна. Дорожная конструкция включает земляное полотно с обочинами и откосами, расположенную в земляном полотне опорную продольную заполненную материалом траншею, по верху которой уложен геосинтетический материал. Продольная траншея, расположенная по оси земляного полотна, или несколько продольных траншей выполнены шириной 0,6-1,0 м при глубине 1,2-2,7 м и заполнены фрикционным материалом, а геосинтетический материал с минимальной прочностью на разрыв в продольном направлении 15 кН/м и в поперечном направлении ≥20 кН/м уложен поверху траншеи с обратным нахлестом в тело насыпи, обеспечивая создание полуобойм с двух сторон земляного полотна. Технический результат состоит в повышении транспортно-эксплуатационных характеристик дороги и увеличении межремонтного периода за счет ликвидации или уменьшения величины просадки основания земляного полотна. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 288 986 C2

1. Дорожная конструкция, включающая земляное полотно с обочинами и откосами, расположенную в земляном полотне опорную продольную заполненную материалом траншею, по верху которой уложен геосинтетический материал, отличающаяся тем, что продольная траншея, расположенная по оси земляного полотна, или несколько продольных траншей выполнены шириной 0,6-1,0 м при глубине 1,2-2,7 м и заполнены фрикционным материалом, а геосинтетический материал с минимальной прочностью на разрыв в продольном направлении 15 кН/м и в поперечном направлении ≥20 кН/м уложен поверху траншеи с обратным нахлестом в тело насыпи, обеспечивая создание полуобойм с двух сторон земляного полотна.2. Конструкция по п.1, отличающаяся тем, что в опорных продольных траншеях размещены дренажные трубы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2288986C2

Земляное полотно дорог на слабом основании 1988
  • Тупицын Николай Михайлович
  • Лейтланд Владимир Григорьевич
  • Носков Виктор Николаевич
SU1581801A1
Земляное полотно на слабом основании 1980
  • Кошев Анатолий Дмитриевич
  • Буглов Василий Тимофеевич
  • Машьянов Александр Васильевич
SU874831A1
Способ строительства гидротехнических водопроводящих сооружений на просадочных грунтах 1980
  • Пупышев Николай Иванович
  • Савватеев Сергей Сергеевич
SU953064A1
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1997
  • Гаврилов Д.Г.
RU2117727C1
Земляное полотно автомобильной дороги 1976
  • Перков Юрий Родионович
  • Смуров Николай Михайлович
  • Фомин Александр Петрович
  • Борисова Людмила Николаевна
SU585249A1
Основание под покрытие возводимое на вечномерзлых грунтах 1974
  • Иванов Вадим Николаевич
  • Кравчук Игорь Иванович
  • Гринберг Карл Самойлович
SU518551A1
ВЕЛЛИ Ю.Я
и др
Справочник по строительству на вечномерзлых грунтах
- Л.: Стройиздат, 1977, с.97-117.

RU 2 288 986 C2

Авторы

Ярмолинский Аполенар Ианович

Пегин Павел Анатольевич

Ярмолинский Владимир Аполенарович

Даты

2006-12-10Публикация

2004-06-07Подача