ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С ТИРИСТОРНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ Российский патент 2007 года по МПК B60L15/08 

Описание патента на изобретение RU2291068C1

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговыми электродвигателями постоянного тока.

Известен тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением (а.с. СССР №1632825, B 60 L 15/08, 1989). Тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением содержит источник питания, выключатель, два тяговых электродвигателя постоянного тока, четыре тиристора, два диода, три резистора, два контактора, коммутирующий конденсатор, коммутирующий реактор.

Недостаток устройства: не обеспечивается надежная работа в нестационарных режимах из-за ненадежной коммутации главного тиристора, что может привести к критическому уменьшению коэффициента ослабления возбуждения и выходу из строя двигателей.

Известен тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением (RU 2208530, B 60 L 15/08, 2001 - прототип). Тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением содержит источник питания, выключатель, два тяговых электродвигателя постоянного тока, прерыватель тока возбуждения, содержащий два ключевых элемента, четыре резистора, коммутирующий конденсатор, два контактора.

Недостаток устройства: не обеспечивается надежная работа в нестационарных режимах из-за ненадежной коммутации главного тиристора, так как напряжение на коммутирующем конденсаторе не превышает напряжения на обмотках возбуждения тяговых электродвигателей и является недостаточным для выключения главного тиристора.

Задача изобретения - повысить надежность работы тягового электропривода постоянного тока с тиристорным управлением за счет улучшения условий коммутации тиристоров.

Технический результат достигается тем, что в тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением, содержащий последовательно соединенные источник питания, выключатель, якорные обмотки первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, обмотки возбуждения первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, к общему выводу якорной обмотки второго тягового электродвигателя постоянного тока и обмотки возбуждения первого тягового электродвигателя постоянного тока через первый резистор подключен первый конденсатор, катод первого тиристора соединен с первым выводом второго резистора, второй тиристор, третий резистор, общую шину, в него дополнительно введен второй конденсатор, два диода, третий тиристор, анод первого тиристора подключен к общему выводу первого резистора и первого конденсатора, свободный вывод первого конденсатора соединен с анодом второго тиристора и катодом первого диода, свободный вывод второго резистора соединен с анодом второго диода, катод которого соединен с анодом первого диода и первым выводом второго конденсатора, первый вывод третьего резистора соединен с общим выводом якорной обмотки первого тягового электродвигателя постоянного тока и выключателя, второй вывод третьего резистора соединен с анодом третьего тиристора и вторым выводом второго конденсатора, катоды первого, второго, третьего тиристоров и свободный вывод обмотки возбуждения второго тягового электродвигателя постоянного тока объединены и подключены к общей шине.

На чертеже изображена принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства.

В соответствии с чертежом тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением, содержащий последовательно соединенные источник питания 1, выключатель 2, якорные обмотки первого 3 и второго 4 тяговых электродвигателей постоянного тока, обмотки возбуждения первого 5 и второго 6 тяговых электродвигателей постоянного тока, к общему выводу якорной обмотки 4 второго тягового электродвигателя постоянного тока и обмотки возбуждения 5 первого тягового электродвигателя постоянного тока через первый резистор 7 подключен первый конденсатор 8, катод первого тиристора 9 соединен с первым выводом второго резистора 10, анод первого тиристора 9 подключен к общему выводу первого резистора 7 и первого конденсатора 8, свободный вывод первого конденсатора 8 соединен с анодом второго тиристора 11 и катодом первого диода 12, свободный вывод второго резистора 10 соединен с анодом второго диода 13, катод которого соединен с анодом первого диода 12 и первым выводом второго конденсатора 14, первый вывод третьего резистора 15 соединен с общим выводом якорной обмотки 3 первого тягового электродвигателя постоянного тока и выключателя 2, второй вывод третьего резистора 15 соединен с анодом третьего тиристора 16 и вторым выводом второго конденсатора 14, катоды первого 9, второго 11, третьего 16 тиристоров и свободный вывод обмотки возбуждения 6 второго тягового электродвигателя постоянного тока объединены и подключены к общей шине.

Устройство работает следующим образом.

При замкнутом контакте выключателя 2 первый 9, второй 11 и третий 16 тиристоры выключены, первый 8 и второй 14 конденсаторы образуют делитель напряжения и заряжаются до напряжения на якорных обмотках 2, 3 через резистор 15, диод 12, резистор 7, двигатели при этом работают в режиме полного возбуждения. Напряжение на конденсаторах 8 и 14 обратно пропорционально их емкости. При включении первого тиристора 9 двигатели переходят в режим ослабления возбуждения, так как обмотки возбуждения 5, 6 первого и второго тяговых электродвигателей шунтируются первым резистором 7. При включении второго 11 и третьего 16 тиристоров конденсатор 8 подключается к первому тиристору 9 напряжением обратной полярности. Первый тиристор 9 выключается, и тяговые электродвигатели переходят в режим полного возбуждения, одновременно конденсатор 14 разрежается по цепи: конденсатор 14, тиристор 16, резистор 10, диод 13, конденсатор 14. После перезаряда конденсаторов 8 и 14 второй 11 и третий 16 тиристоры выключаются, так как токи, задаваемые резисторами 10 и 15 меньше тока удержания включенных тиристоров 11 и 16. Конденсаторы 8 и 14 снова заряжаются до напряжения на якорных обмотках 2, 3 тяговых электродвигателей.

Поставленная задача реализуется благодаря тому, что величина напряжения на первом конденсаторе 8 является достаточной для надежной коммутации тиристора 9 в цепи ослабления возбуждения тяговых электродвигателей.

Похожие патенты RU2291068C1

название год авторы номер документа
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С УПРАВЛЕНИЕМ НА ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ УСТРОЙСТВАХ 2007
  • Корнев Александр Сергеевич
  • Иващенко Валерий Олегович
  • Чандер Олег Константинович
  • Гоголев Григорий Александрович
  • Присенко Сергей Валерьевич
  • Черахчиев Максим Валерьевич
  • Чернов Сергей Сергеевич
RU2334629C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С ТИРИСТОРНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2004
  • Мазнев А.С.
  • Евстафьев А.М.
RU2260520C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2004
  • Мазнев А.С.
  • Шатнев О.И.
  • Евстафьев А.М.
RU2262456C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С ТИРИСТОРНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2001
  • Минаев М.И.
  • Борейша В.В.
  • Скобельцин В.В.
  • Мазнев А.С.
RU2208530C2
Устройство для управления тяговым электродвигателем транспортного средства 1990
  • Трегубов Юрий Викторович
  • Беличенко Анатолий Иванович
  • Слынько Валерий Иванович
  • Воробьев Анатолий Алексеевич
  • Мицная Нина Дмитриевна
SU1761561A1
Электропривод постоянного тока 1986
  • Сулейманов Рашит Яхъевич
  • Шевцов Юрий Александрович
SU1325652A1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2005
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
RU2291794C1
Многодвигательный электропривод 1990
  • Левитский Борис Юрьевич
  • Киселев Виктор Петрович
  • Чандер Олег Константинович
  • Чудаков Александр Иванович
  • Зеленченко Алексей Петрович
SU1812610A1
Электропривод постоянного тока 1987
  • Боголюбов Юрий Сергеевич
  • Корнев Александр Сергеевич
SU1427536A1
Электропривод постоянного тока 1986
  • Плакс Алексей Владимирович
  • Шевцов Юрий Александрович
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Минченко Яков Иванович
  • Сулейманов Рашит Яхъевич
SU1339849A1

Реферат патента 2007 года ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С ТИРИСТОРНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

Изобретение относится к области железнодорожного транспорта и может быть применено на транспортных средствах с тяговыми электродвигателями постоянного тока. Тяговый электропривод содержит последовательно соединенные источник питания, выключатель, якорные обмотки первого и второго тяговых электродвигателей, обмотки возбуждения первого и второго тяговых электродвигателей. К общему выводу якорной обмотки второго тягового электродвигателя и обмотки возбуждения первого тягового электродвигателя через первый резистор подключен первый конденсатор. Катод первого тиристора соединен с первым выводом второго резистора. В тяговый электропривод дополнительно введены второй конденсатор, два диода, третий тиристор, анод первого тиристора подключен к общему выводу первого резистора и первого конденсатора, свободный вывод которого соединен с анодом второго тиристора и катодом первого диода. Свободный вывод второго резистора соединен с анодом второго диода, катод которого соединен с анодом первого диода и первым выводом второго конденсатора. Первый вывод третьего резистора соединен с общим выводом якорной обмотки первого тягового электродвигателя и выключателя; второй вывод третьего резистора соединен с анодом третьего тиристора и вторым выводом второго конденсатора. Катоды первого, второго, третьего тиристоров и свободный вывод обмотки возбуждения второго тягового электродвигателя объединены и подключены к общей шине. Технический результат заключается в повышении надежности работы за счет улучшения условий коммутации тиристоров. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 291 068 C1

Тяговый электропривод постоянного тока с тиристорным управлением, содержащий последовательно соединенные источник питания, выключатель, якорные обмотки первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, обмотки возбуждения первого и второго тяговых электродвигателей постоянного тока, к общему выводу якорной обмотки второго тягового электродвигателя постоянного тока и обмотки возбуждения первого тягового электродвигателя постоянного тока через первый резистор подключен первый конденсатор, катод первого тиристора соединен с первым выводом второго резистора, второй тиристор, третий резистор, общую шину, отличающийся тем, что в него дополнительно введены второй конденсатор, два диода, третий тиристор, анод первого тиристора подключен к общему выводу первого резистора и первого конденсатора, свободный вывод первого конденсатора соединен с анодом второго тиристора и катодом первого диода, свободный вывод второго резистора соединен с анодом второго диода, катод которого соединен с анодом первого диода и первым выводом второго конденсатора, первый вывод третьего резистора соединен с общим выводом якорной обмотки первого тягового электродвигателя постоянного тока и выключателя, второй вывод третьего резистора соединен с анодом третьего тиристора и вторым выводом второго конденсатора, катоды первого, второго, третьего тиристоров и свободный вывод обмотки возбуждения второго тягового электродвигателя постоянного тока объединены и подключены к общей шине.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2291068C1

Устройство для регулирования скорости электроподвижного состава 1989
  • Мазнев Александр Сергеевич
SU1632825A1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С ТИРИСТОРНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ 2001
  • Минаев М.И.
  • Борейша В.В.
  • Скобельцин В.В.
  • Мазнев А.С.
RU2208530C2
US 4260938, 07.04.1981.

RU 2 291 068 C1

Авторы

Мазнев Александр Сергеевич

Евстафьев Андрей Михайлович

Даты

2007-01-10Публикация

2005-07-05Подача