Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока. Цель изобретения - повьшение надежности и расширение функциональных возможностей,
На чертеже представлена схема электропривода.
; Электропривод -содержит электродви- (гатель с обмоткой 1 постоянного тока последовательного возбуждения, тири- |сторный прерыватель 2, вход которого I соединен с катодом тормозного тири- icTopa 3 и через дополнительный тири- стор 4 связан с положительной клем- 1 мой источника 5 питания, а выход ти- 1 ристорного прерывателя 2 подключен к : аноду первого обратного диода 6, ка- ; тод которого соединен с анодом тор- i мозного тиристора 3 и анодом диода 7 I рекуперации, катоду второго обратного диода 8 и одному выводу первого контактора 9, второй вьдаод которого соединен с обмоткой 10 возбуждения электродвигателя, другой конец которой подключен к аноду второго обратного диода 8, отрицательной клемме источника 5 питания и через второй контактор 1 1 соединен с якорной обмоткой 1 электродвигателя. Третий контактор 12 включен между обмотками 1 якоря и 10 возбуждения электродвигателя. Катод разделительного тиристора 13 - подключен к ВХОДУ тирйсторного прерьшателя 2, а анод - к полояйстельной клемме тяговой аккумуляторной батареи 14, соединенной через четвертый контактор 15 с вторым концом якорной обмотки 1 электродвигателя. Кроме того, электропривод содержит реактор 16, включенный между вторым концом якорной обмотки 1 электродвигателя и анодом диода 7 рекуперации, катод которого через пятый контактор 17 подключен к положительной клемме тяговой аккумуляторной батареи 14,, отрицательная клемма которой соединена с отрицательной клеммой источника 5 питания. Тиристорный преоб.разователь 2 содержит главный тиристор 18, параллельно которому в обратном направлении подсоединен диод 19. Катод главного тиристора 18 через подключенный в обратном направлении перезарядный диод 20 соединен с катодом коммутирующего тиристора 21, анод которого подключен к аноду главного тиристора 18. Параллельно коммутирующему тири0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
стору 21 подключена цепь из последовательно соединенных коммутирующего реактора 22 и конденсатора 23.
Электропривод работает следующим образом.
В моторном режиме замыкается контактор 12 и напряжение на обмотках 1 и 10 электродвигателя регулируется от минимального, определяемого разностью напряжений источника 5 питания либо тяговой аккумуляторной батареи 14 и конденсатора 23 за счет измене-;. НИН момента подачи отпирающих импульсов на дополнительный 4 и раздели- тельньй 13 тиристоры относительно коммутирующего тиристора 21 в -интервале перезаряда конденсатора 23, до напряжения источника 5 питания либо напряжения тяговой аккумуляторной батареи 14. Если напряжение источника 5 питания превьшает напряжение тяговой аккумуляторной батареи 14, то разделительный тиристор 13 заперт и электропривод получает питание от источника- 5. При отключении напряжения источника 5 питания или снижении его значения ниже напряжения тяговой аккумуляторной батареи 14 (определяющего коммутационную способность тирйсторного прерывателя 2) дополни- . тельный тиристор 4 запирается и электропривод получает питание от тяговой аккумуляторной батареи 14, раздельный тиристор 13 заперт и электропривод получает питание от источника 5. При отключении напряжения источника 5 питания или снижении его значения ниже напряжения тяговой аккумуляторной батареи 14 (определяющего коммутационную способность тирйсторного прерьшателя 2) дополнительный тиристор 4 запирается и электропривод получает питание от тяговой аккумуляторной батареи 14.
Для реализации режима рекуперативного торможения с независимым возбуждением замыкаются первый 9, второй 11 и пятый 17 контакторы и реверсируется якорная обмотка 1 электродвигателя. Одновременной подачей отпирающих импульсов на дополнительньй 4 и разделительный 13 тиристоры q задержкой по отношению к коммутирующему тиристору 21 обеспечивается возбуждение электродвигателя током заряда конденсатора 23 от плюса источника 5 питания либо от плюсовой клеммы тяговой аккумуляторной батареи 14 при отлючении напряжения источника 5 питания через перезарядный диод 20, ервый контактор 9 и обмотку 10 возбуждения.
После возбуждения электродвигателя ток якорной обмотки 1 замыкается по цепи: якорная обмотка 1 - реактор 16 - диод 7 рекуперации - пятый кон- .тактор 17 - тяговая аккумуляторная батарея 14 - второй контактор 11, а ток возбужд ения регулируется изменением момента отпирания тормозного тиристора 3 относительно коммутирую- . щего тиристо ра 21,
Переход в режим импульсного рекуперативного торможения с последовательным возбуждением осущес твляется одновременным отпиранием тормозного 3 и главного 18-тиристоров с послед-у- ющей их коммутацией В открытом состоянии тормозного. 3 и главного 18 тиристоров происходит закорачивание обмоток 1 и 10 электродвигателя по цепи: якорная обмотка 1 - тиристоры 3 и 18 - первый контактор 9 - обмотка 10 возбуждения - второй контактор 11. После запирания тиристоров 18 и
3происходит отдача энергии тяговой аккумуляторной батареи 14 по цепи: якорная обмотка 1 - реактор 16 - диод 7 рекуперации - пятый контактор
17 - тяговая аккумуляторная батарея 14 - второй контактор 11. При этом ток обмотки 10 возбуждения замыкается через второй обратный диод 8 и первый контактор 9.
Для реализации режима заряда тяговой аккумуляторной батареи 14 от источника 5 питания замыкается четвертый контактор 15. Ток заряда тяговой аккумуляторной батареи 14 регулируется изменением момента отпирания дополнительного тиристора 4 относительно коммутирующего тиристора 21 с последующим одновременным отпиранием дополнительного 4 и главного 18 тиристоров и их коммутацией. При этом ток заряда нарастает по цепи: положительная клемма источника 5 питания - тиристор 4 - тиристорный прерьшатель 2 - диод 6 - реактор 16 - четвертый контактор 15 - тяговая аккумуляторная батарея 14 - отрицательная клемма источника 5 питания. После запирания тиристорного прерывателя 2 и, следовательно, дополнительного тиристора
4ток спадает по цепи: тяговая аккумуляторная батарея 14 - второй и пер
5
0
вый обратные диоды 8,6- реактор 16 - четвертьт контактор 15.
Интенсивность снижения тока определяется параметрами реактора 16 и тяговой аккумуляторной батареи 14, Изменяя коэффициент заполнения тиристорного прерьшателя 2, можно регулировать средний зарядньм ток батареи 14,
Таким образом, преимущества электропривода заключаются в повышении надежности путем обеспечения коммутационной способности тиристорного прерьшателя 2 в моторном и тормозном режимах при отключении или снижении напряжения источника 5 питания ниже номинального, а также в расширении функциональных возможностей путем ре- .ализации режимов электрического торможения при отключении источника питания и заряда тяговой аккумуляторной батареи 14.
Формула изобретения
Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения, тиристорный прерыватель, вход которого соединен с катодом тормозного тиристора и через дополнительный тиристор связан с положительной клеммой источника питания, а выход тиристорного прерьшателя подключен к аноду первого обратного диода, катод которого соединен с анодом тормозного тиристора и анодом диода рекуперации, катоду второго обратного ди ода и первому вьшоду первого контактора, второй вывод которого соединен с первым выводом обмотки возбуждения электродвигателя, второй вьшод которой подключен к аноду второго обрат- ного диода, отрицательной клемме источника питания и через второй контактор соединен с первьм выводом йкор ной обмотки электродвигателя, о т - личающийс я тем, что, с целью повышения надежности и расширения функциональных -возможностей, Е него дополнительно введены разделительный тиристор, реактор, три контактора и тяговая аккумуляторная батарея, прич ем третий контактор включен между первыми вьшодами обмоток якоря и возбуждения электродвигателя, катод разделительного тиристора подключен к входу тиристорного прерьшателя, а
,14Я7536
j6
анод - к положительной клемме tHroBouда рекуперации, катод которого через
аккумуляторной батареи, соединеннойпятьй контактор подключен к положичерез четвертый контактор с вторымтельной клемме тяговой аккумуляторной
вьгоодом якорной обмотки электродвига- батареи, отрицательная клемма которотфля и первым выводом реактора, второйго соединена с отрицательной клеммой
вьшод которого соединен с анодом дио-источника питания.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электропривод постоянного тока | 1986 |
|
SU1374385A1 |
Тяговый электропривод | 1988 |
|
SU1546305A1 |
Тяговый электропривод | 1988 |
|
SU1508330A1 |
Электропривод постоянного тока | 1986 |
|
SU1325652A1 |
Электропривод постоянного тока | 1985 |
|
SU1295494A1 |
Тяговый электропривод | 1984 |
|
SU1303455A1 |
Электропривод | 1983 |
|
SU1141548A1 |
Устройство для регулирования скоростиэлЕКТРОпОдВижНОгО COCTABA | 1979 |
|
SU831641A1 |
Электропривод | 1980 |
|
SU944042A1 |
Электропривод | 1984 |
|
SU1239817A1 |
Изобретение относится к электро- технике и может быть применено на электротранспортных средствах. Целью изобретения является повьпоение надежности и расширение функциональных возможностей. В моторном режиме замы- . кается третий контактор 12 и напряже« ние на обмотках 1 и 1-0 электродвигателя регулируется тиристорным прерывателем 2 от минимального до напряжения источника питания 5, либо напряжения тяговой аккумуляторной батареи 14. Для реализации режима рекуперативного торможения с независимым возбуждением замыкаются первый, второй и пятый контакторы 9, 11, 17 и реверсируется якорная обмотка I электродвигателя. Одновременной подачей отпирающих импульсов на тиристо- JMJ 4 и 13 с задержкой по отношению к тиристору 21 обеспечивается возбуждение электродвигателя либо от источника питания 5, либо от тяговой батареи 14. Для реализации режима заряда тяговой батареи 14 от источника питания 5 замьпсается контактор 15. Ток заряда тяговой батареи 14 регулируется тиристорным прерывателем 2. 1 ил. сл с 4 to сд со Oi
Краснобаев Н | |||
И | |||
и др | |||
Контакт- | |||
но-аккумуляторная тяга на железнодорожном транспорте | |||
М.: Транспорт, 1977, с | |||
Сепаратор-центрофуга с периодическим выпуском продуктов | 1922 |
|
SU128A1 |
Парный автоматический сцепной прибор для железнодорожных вагонов | 0 |
|
SU78A1 |
Молекулярный вакуумный насос | 1985 |
|
SU1351299A2 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1988-09-30—Публикация
1987-03-09—Подача