УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2007 года по МПК F42B15/00 

Описание патента на изобретение RU2291381C1

Изобретение относится к ракетному вооружению, в частности к области малогабаритных управляемых снарядов, и может быть использовано в конструкциях ракет, выполненных по аэродинамической схеме "утка".

Известен противотанковый управляемый снаряд, принятый за прототип, состоящий из цилиндрического корпуса с носовой частью меньшего диаметра, блока стабилизатора, ракетного двигателя, аэродинамических органов управления - рулей, установленных на носовой части корпуса снаряда [ПТУРС 9М113. Техническое описание инструкция по эксплуатации. - М.: Военное издательство, 1974 г.].

Недостатком прототипа является невысокая эффективность аэродинамических органов управления, несущие способности которых ограничены из-за нелинейного характера зависимости подъемной силы и управляющего момента рулей от углов их отклонения и углов атаки снаряда. Кроме того, на снижение несущих характеристик (подъемной силы) рулей, расположенных на носовой части корпуса, влияет нестационарное, отрывное обтекание потоком затупленного носа корпуса снаряда.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности управления снарядом за счет повышения эффективности аэродинамических органов управления.

Решение задачи заключается в том, что в управляемом снаряде, выполненном по аэродинамической схеме "утка", содержащем цилиндрический корпус, стабилизатор и аэродинамические органы управления - рули:

1. На носовой части корпуса перед рулем установлен кольцевой пилон, выполненный из кольцевой пластины, соединенный с корпусом плоскими пластинами, при этом отношение разности радиусов кольцевой пластины и носовой части корпуса к размаху одной консоли составляет 0,2÷0,4, отношение хорды кольцевой пластины к бортовой хорде руля составляет 0,2÷0,5, а отношение расстояния между кольцевой пластиной и рулем к бортовой хорде руля составляет 0,1÷0,3;

2. На носовой части корпуса за рулем установлен плоский пилон, выполненный из пластин, консольно закрепленных на корпусе в плоскости под углом 45 градусов относительно плоскости консолей руля, при этом отношение размаха консоли пилона к размаху консоли руля составляет 0,5÷0,8, отношение бортовой хорды консоли пилона к бортовой хорде консоли руля составляет 0,3÷0,5, а расстояние между рулем и пилоном по продольной оси снаряда составляет 0,1÷0,5 длины бортовой хорды руля.

Применение в конструкции управляемого снаряда кольцевого пилона на носовой части корпуса перед рулем и плоского пилона за рулем в плоскости под углом 45 градусов относительно плоскости рулей позволяет увеличить эффективность аэродинамических органов управления и, как следствие, повысить динамические характеристики снаряда.

Иллюстрации, поясняющие принцип действия предлагаемого решения, приведены на фиг.1-8. На фиг.1, 2, 3 представлен эскиз управляемого снаряда с кольцевым пилоном, на фиг.4, 5, 6 - управляемого снаряда с плоским пилоном, на фиг.7, 8 - графики зависимости коэффициента подъемной силы руля (Сур) от эффективного угла атаки (αэф) управляемого снаряда с кольцевым и плоским пилонами.

Управляемый снаряд (фиг.1÷6) состоит из корпуса 1, стабилизатора 2, аэродинамических органов управления 3, носовой части корпуса 4, кольцевого пилона 5, плоского пилона 6. На фиг.7: 1 - кривая зависимости коэффициента подъемной силы руля сур прототипа, 2 - кривая зависимости Cур=ƒ(αэф) руля с кольцевым пилоном. На фиг.8: 1 - кривая зависимости коэффициента подъемной силы руля сур прототипа, 2 - кривая зависимости Сур=ƒ(αэф) руля с плоским пилоном.

Обозначения, приведенные на фиг.2, 5, характеризуют параметры руля, кольцевого и плоского пилонов:

LР, LПП - размах одной консоли руля и плоского пилона,

ВР, ВПП, ВКП - бортовая хорда соответственно руля, плоского пилона и кольцевого пилона, ;

RКП, RН - радиус кольцевого пилона и носовой части корпуса, RКП-RН=ΔRКП

ΔХКП - расстояние между кольцевым пилоном и рулем,

ΔХПП - расстояние между рулем и плоскими пилонами,

Су (фиг.7, 8) - коэффициент подъемной силы, отнесенный к собственной площади руля;

αэф - эффективный угол атаки, αэфαα+δр,

где α - угол атаки снаряда, δр - угол отклонения руля. Кα - коэффициент интерференции корпуса на руль.

Данная конструкция работает следующим образом. В полете управляемый снаряд при повороте руля на угол δр разворачивается относительно центра масс снаряда на угол атаки α. При этом консоли руля находятся под углом α и δр, т.е. под эффективным углом атаки αэфαα+δр. Для противотанковых управляемых снарядов, выполненных по схеме "утка", диапазон летных углов атаки при углах отклонения руля 13÷15 градусов составляет 4÷6 градусов. При этом эффективный угол αэф составляет 18÷22 градусов.

Для оптимального по аэродинамическим характеристикам руля - прототипа подъемная сила при таких углах имеет максимальное значение (фиг.7 (1), 8 (1)). При углах αэф>20° подъемная сила руля из-за срыва потока при обтекании консолей руля на больших углах не увеличивается, т.е. коэффициент подъемной силы руля имеет нелинейный характер от углов α и δр. Установка на носовой части корпуса снаряда кольцевого пилона по пункту 1 формулы и плоского пилона по пункту 2 формулы создает плавное (без срыва) обтекания руля до больших углов атаки α=10÷12° (αэф=25÷30°). Вследствие этого увеличиваются управляющая сила и момент руля, растет располагаемая перегрузка снаряда. Кроме положительного воздействия пилонов на эффективность руля кольцевой и плоский пилоны дополнительно повышают подъемную силу управляемого снаряда.

Проведение испытаний различных вариантов модели снаряда в аэродинамических трубах, а также летные испытания управляемого снаряда позволили выбрать оптимальные соотношения: размахов консоли плоского пилона и руля 0,5÷0,8, бортовых хорд консоли плоского пилона и руля - 0,3÷0,5, кольцевого пилона и руля 0,2÷0,5; разности радиусов кольцевой пластины и носовой части корпуса к размаху консоли руля - 0,2÷0,4.

Данная конструкция при оптимальных геометрических параметрах кольцевого и плоского пилонов увеличивает располагаемую перегрузку на 20÷40%, что позволяет увеличить дальность полета снаряда, повысить точность при стрельбе по подвижным целям.

В условиях жестких ограничений габаритно-массовых характеристик при проектировании новых образцов, а также модернизации штатных малогабаритных управляемых снарядов повысить эффективность управления возможно только за счет повышения эффективности аэродинамических характеристик органов управления планера снаряда.

Таким образом, применение предлагаемого технического решения в малогабаритных управляемых снарядах с дозвуковыми и трансзвуковыми скоростями планера позволяет:

- повысить аэродинамическое качество планера без увеличения габаритно-массовых характеристик управляемого снаряда;

- повысить точность наведения управляемого снаряда и, как следствие, эффективность применения противотанкового управляемого комплекса в целом.

Похожие патенты RU2291381C1

название год авторы номер документа
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД 2013
  • Захаров Лев Григорьевич
  • Морозов Владимир Иванович
  • Копылов Юрий Дмитриевич
  • Гусаров Николай Иванович
RU2537357C1
Управляемый снаряд 2016
  • Гусев Андрей Викторович
  • Семашкин Валентин Евгеньевич
  • Голомидов Борис Александрович
  • Копылов Юрий Дмитриевич
  • Гусаров Николай Иванович
  • Самохин Михаил Михайлович
RU2645322C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД 2007
  • Гусев Андрей Викторович
  • Морозов Владимир Иванович
  • Голомидов Борис Александрович
  • Гусаров Николай Иванович
RU2354922C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД 1998
  • Шипунов А.Г.
  • Захаров Л.Г.
  • Голомидов Б.А.
  • Зыбин И.М.
  • Гусаров Н.И.
RU2135946C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД 2005
  • Шипунов Аркадий Георгиевич
  • Степаничев Игорь Вениаминович
  • Морозов Владимир Иванович
  • Голомидов Борис Александрович
  • Гусаров Николай Иванович
RU2302606C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД 1996
  • Шипунов А.Г.
  • Захаров Л.Г.
  • Зыбин И.М.
  • Голомидов Б.А.
  • Гусаров Н.И.
RU2096735C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД 2005
  • Захаров Лев Григорьевич
  • Морозов Владимир Иванович
  • Голомидов Борис Александрович
  • Гусаров Николай Иванович
RU2288436C1
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД 1995
  • Шипунов А.Г.
  • Захаров Л.Г.
  • Копылов Ю.Д.
  • Зыбин И.М.
  • Фимушкин В.С.
  • Гусаров Н.И.
RU2088890C1
Сверхзвуковой реактивный снаряд 2023
  • Белобрагин Борис Андреевич
  • Ерохин Владимир Викторович
  • Захаров Сергей Олегович
  • Хлебников Игорь Иванович
  • Базарный Алексей Николаевич
  • Попов Сергей Викторович
  • Хомяков Евгений Александрович
  • Хрипков Дмитрий Юрьевич
  • Скорлупкин Дмитрий Борисович
  • Максимов Сергей Сергеевич
  • Семенов Дмитрий Витальевич
  • Морсин Сергей Александрович
  • Борисов Олег Григорьевич
RU2806859C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ 2002
  • Шипунов А.Г.
  • Фимушкин В.С.
  • Сотников В.А.
  • Евтеев К.П.
RU2222773C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 291 381 C1

Реферат патента 2007 года УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД (ВАРИАНТЫ)

Изобретение относится к области вооружения. Управляемый снаряд, выполненный по аэродинамической схеме "утка", содержит цилиндрический корпус, стабилизатор и аэродинамические органы управления - рули. На носовой части корпуса перед рулем установлен кольцевой пилон, выполненный из кольцевой пластины, соединенной с корпусом плоскими пластинами. Согласно другому варианту выполнения изобретения на носовой части управляемого снаряда за рулем установлен плоский пилон, выполненный из пластин, консольно закрепленных на корпусе в плоскости под углом 45 градусов относительно плоскости консолей руля. При использовании изобретения повышается эффективность управляемого снаряда. 2 н.п. ф-лы, 8 ил.

Формула изобретения RU 2 291 381 C1

1. Управляемый снаряд, выполненный по аэродинамической схеме "утка", содержащий цилиндрический корпус, стабилизатор и аэродинамические органы управления - рули, отличающийся тем, что на носовой части корпуса перед рулем установлен кольцевой пилон, выполненный из кольцевой пластины, соединенной с корпусом плоскими пластинами, при этом отношение разности радиусов кольцевой пластины и носовой части корпуса к размаху консоли руля составляет 0,2÷0,4, отношение хорды кольцевой пластины к бортовой хорде руля составляет 0,2÷0,5, а отношение расстояния между кольцевой пластиной и рулем к бортовой хорде руля составляет 0,1÷0,3.2. Управляемый снаряд, выполненный по аэродинамической схеме "утка", содержащий цилиндрический корпус, стабилизатор и аэродинамические органы управления - рули, отличающийся тем, что на носовой части за рулем установлен плоский пилон, выполненный из пластин, консольно закрепленных на корпусе в плоскости под углом 45° относительно плоскости консолей руля, при этом отношение размаха консоли пилона к размаху консоли руля составляет 0,5÷0,8, отношение бортовой хорды консоли пилона к бортовой хорде руля составляет 0,3÷0,5, а расстояние между рулем и пилоном по продольной оси снаряда составляет 0,1÷0,5 длины бортовой хорды руля.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2291381C1

Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
УПРАВЛЯЕМЫЙ СНАРЯД 1995
  • Шипунов А.Г.
  • Захаров Л.Г.
  • Копылов Ю.Д.
  • Зыбин И.М.
  • Фимушкин В.С.
  • Гусаров Н.И.
RU2088890C1
ПОДКАЛИБЕРНЫЙ СНАРЯД 2000
  • Хоменко Ю.П.
  • Якушев В.К.
RU2194943C2
Устройство включения ленточного пружинно-нагруженного нормально разомкнутого тормоза бензомоторной цепной пилы 1984
  • Харальд Шлиманн
  • Михаэль Виссманн
  • Ханс Никель
SU1333242A3
JP 6082198 A, 22.03.1994.

RU 2 291 381 C1

Авторы

Шипунов Аркадий Георгиевич

Степаничев Игорь Вениаминович

Морозов Владимир Иванович

Голомидов Борис Александрович

Гусаров Николай Иванович

Даты

2007-01-10Публикация

2005-04-13Подача