Область техники, к которой относится предлагаемое изобретение
Предлагаемое изобретение в целом относится к способу, аппаратуре и устройству для хранения электрической энергии и снабжения электрической энергией потребителей, имеющих переменную мощность. В частности, предлагаемое изобретение относится к способу, аппаратуре и устройству, в которых используется гибридная электрическая батарея, обеспечивающая питание потребителей разной мощности, например электродвигатель или двигатель, используемый для приведения в движение сухопутного транспортного средства.
Предпосылки создания предлагаемого изобретения
На предшествующем уровне техники предлагалось много различных технических решений для хранения электрической энергии и питания ею таких потребителей, как приводные электродвигатели. Например, для питания приводных электродвигателей сухопутных транспортных средств в прошлом использовались электрические батареи различных типов, в том числе свинцово-кислотные, никель-кадмиевые (Ni-Cd) и никель-металлогидридные (Ni-MH).
Однако электрическим батареям каждого из этих типов присущи как достоинства, так и недостатки.
Например, свинцово-кислотные электрические батареи обладают тем достоинством, что они способны, при необходимости, обеспечить большую мощность в импульсе. Кроме того, свинцово-кислотные электрические батареи могут обеспечить большие величины электрического тока, достаточные для разгона и поддержания работы приводных электродвигателей сухопутных транспортных средств. Однако свинцово-кислотным электрическим батареям присущ такой недостаток, как низкая плотность энергии - этот параметр иногда выражается или измеряется в ватт-часах на литр (Вт·час/л) - то есть величина запасенной энергии, приходящейся на единицу объема элемента такой электрической батареи, невелика. Сходным образом, у свинцово-кислотных электрических батарей сравнительно низок также и такой показатель, как удельная энергия (может быть выражена в ватт-часах на единицу массы батареи, например, в Вт·час/кг), из чего следует, что для хранения существенного количества энергии требуется относительно большая масса электрической батареи.
В противоположность этому, электрические батареи на основе лития, такие как, например, литиевые батареи, у элементов которых аноды или отрицательные электроды выполнены из металла лития или его сплава, или безводные аккумуляторные (допускающие повторную зарядку) литиевые ионные электрические батареи, описанные, например, в патенте США №6159635, выданном на имя Дас Гупта и др. (Das Gupta et al.), имеют более высокие характеристики плотности энергии и удельной энергии, чем элементы электрических батарей на основе свинца или никеля. Следует заметить, что некоторые типы безводных подзаряжаемых (допускающих повторную зарядку) литиевых ионных батарей называются также полимерными литиевыми батареями, поводом для чего послужило то, что они упакованы и герметизированы в виде слоев из полимерного материала, и в них используются полимерные электролиты, проводящие ионы лития. С другой стороны, литиевые электрические батареи могут не обеспечивать большой мощности в импульсе, в частности, они не обеспечивают высокой плотности электрического тока, причиной чего является большое внутреннее сопротивление элементов таких литиевых электрических батарей. Кроме того, во избежание быстрой деградации элементы литиевых электрических батарей нуждаются в средствах поддержания определенного температурного режима, чтобы температура не выходила за пределы диапазона от -20°С до максимум 70°С. При отдаче энергии в импульсе в элементах литиевых ионных электрических батарей имеет место выделение большого количества тепловой энергии, что без применения надлежащих мер может привести к разрушению батареи.
В сухопутном транспортном средстве с электрическим двигателем желательно иметь устройство для хранения электрической энергии, обладающее высокой характеристикой плотности сохраняемой электрической энергии, с тем чтобы такое устройство для хранения электрической энергии занимало как можно меньший объем, а также обладающее высокой характеристикой удельной энергии, с тем чтобы такое устройство для хранения электрической энергии, перемещающееся вместе с сухопутным транспортным средством, имело как можно меньший вес. Кроме того, представляется желательным также, чтобы такое устройство для хранения электрической энергии могло обеспечивать большую мощность в импульсе. Большая мощность в импульсе требуется, в частности, для преодоления сил трения покоя при трогании транспортного средства с электрическим приводом с места и его разгона, то есть преодоления инерции. Следует заметить, что делались попытки создания таких подзаряжаемых литиевых электрических батарей, которые обеспечивали бы более высокие величины электрического тока, но это приводило к снижению характеристик удельной энергии и плотности энергии таких электрических батарей.
В предшествующем уровне техники, при попытках создания устройства для хранения электрической энергии, обеспечивающего высокую мощность в импульсе при высоких характеристиках плотности энергии и удельной энергии, предлагалось несколько различных типов устройств для хранения электрической энергии. Например, в патентах США №№5780980 и 5808448, оба выданы на имя Найто (Naito), раскрывается система привода электрического автомобиля, имеющего систему электрического питания постоянного тока, включающую топливный электрический элемент в комбинации со свинцово-кислотной электрической батареей. При работе электрического автомобиля топливный электрический элемент обеспечивает постоянную мощность, когда нагрузка приводного электродвигателя невелика. При увеличении нагрузки приводного электродвигателя его питание обеспечивается от свинцово-кислотной электрической батареи при сохранении питания от топливного электрического элемента. В вышеуказанных патентах США на имя Найто сказано также, что при понижении заряда свинцово-кислотной электрической батареи ниже некоторого заданного значения происходит ее подзарядка от топливного электрического элемента. Однако вышеуказанным изобретениям Найто присущ тот недостаток, что жидкие реагенты, на которых работает топливный электрический элемент, должны перевозиться в соответствующих контейнерах на электрическом автомобиле, что ухудшает характеристику удельной энергии такого устройства для хранения электрической энергии и питания ею потребителей. Кроме того, изобретения Найто включают сложную электрическую схему, с помощью которой осуществляется питание электродвигателя от топливного электрического элемента и свинцово-кислотной электрической батареи.
Гибридные литий-тионилхлоридные - свинцово-кислотные электрические батареи предлагались для потребителей существенно меньшей мощности, например, для объектов микроэлектроники, таких как электрохромные очки. Например, в патентах США №№5900720 и 5455637, оба на имя Каллман (Kallman), раскрывается использование для питания микроэлектронных схем гибридной электрической батареи, в состав которой входит батарея из первичных, то есть не допускающих повторной зарядки литий-тионилхлоридных электрических элементов, и вторичная герметичная свинцово-кислотная батарея, допускающая повторную подзарядку. От этих первичной и вторичной электрических батарей осуществляется питание потребителей, которыми в изобретениях Каллман являются микроэлектронные схемы для электрохромных очков. От первичной электрической батареи осуществляется также питание контроллера, от которого, в свою очередь, осуществляется управление периодической подзарядкой вторичной батареи. Однако в вышеуказанных патентах на имя Каллман не говорится о возможности повторной зарядки первичной литий-тионилхлоридной электрической батареи. Кроме того, устройство по вышеуказанным патентам на имя Каллман разработано как устройство, имеющее малые размеры и относительно низкий общий выход энергии, и поэтому это устройство как таковое не может быть использовано для нагрузок большей мощности.
Кроме того, в предшествующем уровне техники предлагалось использовать конденсаторные батареи, что раскрыто, например, в Европейской патентной заявке №0564149 А2 на имя «Джеол Лтд.» (Jeol Ltd.). Однако, как раскрыто в настоящей заявке, конденсаторы намного более чувствительны к прилагаемому напряжению, и если прилагаемое напряжение превышает номинал, то происходит немедленное понижение емкости конденсатора, и увеличивается утечка электрического тока. По этой причине в Европейской патентной заявке №0564149 А2 раскрыты подробные схемы управления, с помощью которых осуществляется ограничение заряда конденсаторов, но ничего не сказано об использовании электрических батарей и как осуществляется управление электрическими батареями.
Таким образом, в данной отрасли имеется потребность в эффективном устройстве для хранения электрической энергии и питания ею потребителя переменной мощности, которое имело бы относительно высокую характеристику плотности энергии и относительно высокую характеристику удельной энергии для применения с потребителями большой мощности с широким диапазоном изменения потребляемой мощности. Кроме того, хотя плотность энергии сама по себе является важной характеристикой, важно также принять во внимание, каким образом электрические батареи будут размещены внутри транспортного средства. Иначе говоря, нужно учитывать действительный объем устройства, включающего электрические батареи, то есть объем, требуемый для размещения электрических батарей, а не просто суммарный объем отдельных электрических элементов. Кроме того, должен найти решение вопрос зарядки системы после падения выходной мощности ниже установленного уровня.
Краткое описание предлагаемого изобретения
В соответствии с вышеизложенным целью предлагаемого изобретения является по меньшей мере частичное преодоление недостатков предшествующего уровня техники. Кроме того, целью предлагаемого изобретения является также создание эффективного устройства для хранения электрической энергии и питания ею потребителей с относительно широким диапазоном изменения потребляемой мощности, таких как приводные электродвигатели сухопутных транспортных средств, при этом желательно, чтобы устройство имело высокие характеристики плотности энергии и удельной энергии, и при этом оно должно обеспечивать большую мощность в импульсе без выхода за пределы контролируемого температурного диапазона.
Таким образом, в одном из аспектов осуществления настоящим изобретением предлагается источник электрической энергии для питания приводного электродвигателя с переменной потребляемой мощностью, при этом этот источник электрической энергии содержит: некоторую первую подзаряжаемую электрическую батарею (энергетическая батарея), характеризуемую некоторой первой плотностью энергии и предназначенную для хранения электрической энергии; некоторую вторую подзаряжаемую электрическую батарею (мощностная батарея), характеризуемую некоторой второй плотностью энергии, которая меньше, чем первая плотность энергии, и предназначенную для хранения электрической энергии и питания ею электродвигателя с переменной потребляемой мощностью; контроллер электрических батарей, предназначенный для непрерывной подзарядки мощностной батареи электрической энергией от энергетической батареи, при этом питание приводного электродвигателя при разных значениях потребляемой им электрической мощности осуществляется электрической энергией, хранимой в энергетической батарее, через посредство мощностной батареи.
Еще в одном аспекте осуществления настоящим изобретением предлагается устройство для хранения электрической энергии, предназначенной для питания потребителя электрической энергии, при этом это устройство для хранения электрической энергии содержит: некоторую первую подзаряжаемую электрическую батарею, характеризуемую некоторой первой плотностью энергии и выполненную с возможностью электрического соединения с внешним источником электрической энергии; некоторую вторую подзаряжаемую электрическую батарею, характеризуемую некоторой второй плотностью энергии, которая меньше, чем первая плотность энергии, и имеющую электрическое соединение с потребителем; при этом во время работы вторая электрическая батарея соединена с потребителем и обеспечена возможность питания потребителя электрической энергией от второй электрической батареи и в то же время обеспечена возможность непрерывной подзарядки второй электрической батареи электрической энергией от первой электрической батареи; при этом обеспечена возможность периодического подсоединения первой электрической батареи к внешнему источнику электрической энергии для ее подзарядки по мере необходимости.
Еще в одном аспекте осуществления настоящим изобретением предлагается устройство для хранения электрической энергии, предназначенной для питания потребителя электрической энергии, при этом это устройство для хранения электрической энергии содержит:
подзаряжаемую электрическую батарею (первая электрическая батарея), характеризуемую некоторой первой плотностью энергии и выполненную с возможностью электрического соединения с внешним источником электрической энергии; подзаряжаемое электрическое устройство (вторая электрическая батарея), характеризуемое некоторой второй плотностью энергии, которая меньше, чем первая плотность энергии, при этом эта вторая электрическая батарея выполнена с возможностью электрического соединения с первой электрической батареей и с возможностью электрического соединения с потребителем; при этом во время работы подзаряжаемое электрическое устройство (вторая электрическая батарея) соединено с потребителем и обеспечена возможность питания потребителя электрической энергией от этого подзаряжаемого электрического устройства (второй электрической батареи) и в то же время обеспечена возможность непрерывной подзарядки подзаряжаемого электрического устройства (второй электрической батареи) электрической энергией от подзаряжаемой электрической батареи (первой электрической батареи); при этом обеспечена возможность периодического подсоединения подзаряжаемой электрической батареи (первой электрической батареи) к внешнему источнику электрической энергии для ее подзарядки по мере необходимости.
Еще в одном аспекте осуществления настоящим изобретением предлагается способ хранения электрической энергии, предназначенной для питания потребителя электрической энергии с переменной потребляемой мощностью, при этом этот способ включает следующие стадии: зарядка некоторой первой подзаряжаемой электрической батареи (энергетическая батарея), характеризуемой некоторой первой плотностью энергии; зарядка некоторой второй подзаряжаемой электрической батареи (мощностная батарея), характеризуемой некоторой второй плотностью энергии, которая меньше, чем первая плотность энергии; подача электрической энергии от второй электрической батареи (мощностная батарея) к потребителю электрической энергии при разных значениях потребляемой мощности; и подзарядка второй электрической батареи (мощностная батарея) электрической энергией от первой электрической батареи (энергетическая батарея).
Одним из преимуществ предлагаемого изобретения является то, что электрическая батарея, определенная выше как энергетическая батарея, может представлять собой известную свинцово-кислотную электрическую батарею, которая находит широкое использование в сухопутных транспортных средствах. При таком применении свинцово-кислотной электрической батареи обеспечивается достаточная для привода электродвигателя сухопутного транспортного средства, являющегося пользователем устройства по предлагаемому изобретению, мощность в импульсе и достаточная величина электрического тока при различной потребляемой мощности. Однако в предпочтительных вариантах осуществления предлагаемого изобретения энергетическая батарея представляет собой батарею на основе литиевых электрических элементов, или же электрическую батарею с высокими показателями плотности энергии и удельной энергии. Таким образом, при непрерывной подзарядке мощностной батареи электрической энергией от энергетической батареи обеспечивается возможность поддержания заряда мощностной батареи на уровне, близком к оптимальному, что должно способствовать продлению срока службы мощностной батареи. Кроме того, при уровне заряда мощностной батареи, близком к оптимальному, обеспечивается возможность поддержания энергогенерирующей способности энергетической батареи и возможность питания потребителя электрической энергией при различных значениях выходной мощности, благодаря чему легко обеспечивается подача к потребителю требуемой мощности. При этом применение устройства хранения электрической энергии и электрического питания по предлагаемому изобретению приведет к сравнительно незначительному увеличению объема и массы сухопутного транспортного средства с электрическим приводом, так как основная хранящая электрическую энергию часть системы электрического питания по предлагаемому изобретению, то есть энергетическая батарея, обладает высокими показателями плотности энергии и удельной энергии.
Еще в одном из вариантов осуществления предлагаемого изобретения литиевая электрическая батарея является полимерной литиевой электрической батареей, которая представляет собой безводную подзаряжаемую литиевую ионную батарею, заключенную в пластмассовое покрытие и герметизированную, содержащую твердый полимерный и жидкий органический электролиты, проводящие ионы лития. Такой полимерной литиевой ионной батарее при изготовлении может быть придана любая геометрическая форма, и она может быть помещена в корпус любой формы применительно к свободному пространству в транспортном средстве. Благодаря этому можно добиться уменьшения действительного объема устройства для хранения электрической энергии и электрического питания, так как свободное пространство вокруг энергетической батареи будет небольшим.
Еще одним достоинством устройства для хранения электрической энергии по предлагаемому изобретению является то, что обе электрические батареи, входящие в его состав, являются подзаряжаемыми. Как упоминалось выше, имеет место практически постоянная подзарядка мощностной батареи электрической энергией от энергетической батареи. При этом, по мере необходимости, энергетическая батарея также подвергается подзарядке путем подсоединения ее к внешнему источнику электрической энергии. Таким образом, обеспечивается возможность легкого восстановления работоспособности устройства для хранения электрической энергии по предлагаемому изобретению для дальнейшего использования без необходимости пополнения жидкими реагентами или замены электрических батарей. Кроме того, в одном из предпочтительных вариантов осуществления устройства для хранения электрической энергии по предлагаемому изобретению в целях повышения эффективности подзарядки обеспечена возможность подзарядки от внешнего источника электрической энергии, во время подзарядки энергетической батареи, также и мощностной батареи.
Еще одно достоинство предлагаемого изобретения состоит в том, что при использовании свинцово-кислотной батареи могут быть использованы известные технологии рекуперации электрической энергии. В частности, во время торможения транспортного средства с электрическим приводом электрическая энергия может быть направлена на повышение заряда свинцово-кислотной электрической батареи. Такое торможение часто называется рекуперативным торможением.
Как некоторые потребители электрической энергии требуют эпизодических или периодических импульсов, также и некоторые зарядные устройства обеспечивают время от времени импульсные выбросы энергии. Рекуперативное торможение транспортного средства является одним из примеров такой импульсной подзарядки электрической батареи. Если устройство для хранения электрической энергии способно воспринимать большую мощность зарядки, то эти энергетические импульсы могут быть эффективно использованы. Одно из достоинств предлагаемого изобретения состоит в том, что эпизодические или периодические выбросы рекуперируемой энергии могут быть использованы для быстрой подзарядки мощностной батареи при мощностях, которые могут быть неприемлемыми для энергетической батареи или которые могут нанести вред энергетической батарее. Эта рекуперируемая энергия импульсных выбросов могла бы быть впоследствии пущена на преодоление увеличившейся нагрузки непосредственно от мощностной батареи. В альтернативном варианте эта энергия могла бы быть пущена от мощностной батареи на подзарядку энергетической батареи при меньшей мощности и в течение более длительного времени. Какой путь использования рекуперируемой энергии наиболее эффективен на практике, зависит, конечно, от конкретных сиюминутных энергетических нужд потребителя электрической энергии и конкретного применения устройства для хранения электрической энергии.
Другие аспекты предлагаемого изобретения станут понятны из дальнейшего его подробного описания со ссылками на прилагаемые чертежи, на которых проиллюстрированы некоторые предпочтительные варианты осуществления предлагаемого изобретения.
Краткое описание прилагаемых чертежей
На фиг.1 схематично показана электрическая система, представляющая собой устройство для хранения электрической энергии по одному из вариантов осуществления предлагаемого изобретения.
На фиг.2А показан график разряда свинцово-кислотной аккумуляторной электрической батареи во времени.
На фиг.2В показан график разряда безводной подзаряжаемой литиевой энергетической батареи по времени.
Подробное описание предпочтительных вариантов осуществления предлагаемого изобретения
Как говорилось выше, в одном из предпочтительных вариантов осуществления предлагаемого изобретения устройство для хранения электрической энергии включает энергетическую батарею, соединенную с мощностной батареей. Энергетическая батарея обладает высокой плотностью энергии и большой величиной удельной энергии, благодаря чему с ее помощью может быть легко и эффективно обеспечено хранение большого количества электрической энергии. Кроме того, энергетическая батарея выполнена с возможностью подзарядки от внешнего источника. Энергетическая батарея способна обеспечить относительно стабильную выходную мощность, но обеспечиваемая ею величина электрического тока относительно невелика. Иными словами, принципиальной функцией энергетической батареи является эффективное хранение большого количества электрической энергии, при этом ее масса не является слишком большой, и она не занимает слишком много места, однако она не может обеспечить большие или изменяющиеся в широком диапазоне величины электрического тока или вариабельность выходной мощности.
В противоположность этому мощностная батарея выполнена с возможностью обеспечения вариабельности выходной мощности и способна обеспечивать кратковременные импульсные выбросы электрического тока большой величины. Например, мощностная батарея способна обеспечивать импульсные выбросы электрической энергии при больших значениях электрического тока, если этого требует потребитель, такой как приводной электродвигатель сухопутного транспортного средства. Однако при этом мощностная батарея может не иметь высокой плотности энергии или высокого значения удельной энергии. В частности, мощностная батарея является подзаряжаемой, и ее подзарядка электрической энергией может осуществляться от энергетической батареи, а факультативно также от внешнего источника.
Во время работы мощностная батарея удовлетворяет потребности потребителя в переменной электрической мощности и электрическом токе непостоянной величины, при этом осуществляется непрерывная подзарядка мощностной батареи электрической энергией от энергетической батареи. Таким образом, устройство для хранения электрической энергии по этому варианту осуществления предлагаемого изобретения представляет собой гибридную электрическую батарею, которая благодаря наличию энергетической батареи обладает высокими характеристиками плотности энергии и удельной энергии и в то же время благодаря наличию мощностной батареи обладает способностью обеспечивать вариабельность выходной мощности, а также импульсные выбросы электрического тока большой величины, если этого требует потребитель электрической энергии.
Устройство для хранения электрической энергии по предлагаемому изобретению содержит также контроллер, предназначенный для управления зарядкой и работой как энергетической батареи, так и мощностной батареи. С помощью этого контроллера осуществляется также управление зарядкой и работой энергетической батареи и мощностной батареи с точки зрения сохранения продолжительности их срока службы, в частности, путем недопущения избыточных зарядок мощностной батареи и перегрева энергетической батареи. Контроллер может факультативно быть снабжен приборной панелью, на которой отображаются значения тока и напряжения питания мощностной батареи от энергетической батареи и питания потребителя от мощностной батареи. Кроме того, контроллер может выдавать сигнал, например, через посредство некоторого аварийного прибора, о приближении к наинизшему допустимому уровню заряда энергетической батареи, так чтобы можно было обеспечить своевременную подзарядку энергетической батареи. Зарядка энергетической батареи, а факультативно также и мощностной батареи может осуществляться от внешнего источника. С помощью контроллера может также осуществляться управление зарядкой энергетической батареи, а также мощностной батареи от внешнего источника электрической энергии.
На фиг.1 проиллюстрирована электрическая система, обозначенная в целом позицией 1, в которой использовано устройство 2 для хранения электрической энергии по одному из вариантов осуществления предлагаемого изобретения. Как можно видеть из фиг.1, к устройству 2 для хранения электрической энергии, входящему в состав электрической системы 1, подключен потребитель, который представляет собой, как показано на фиг.1, приводной электродвигатель 3.
Кроме того, на фиг.1 показано, что в состав устройства 2 для хранения электрической энергии входят две подзаряжаемые батареи, обозначенные позициями 4 и 5. Первая электрическая батарея представляет собой энергетическую батарею 4, а вторая - мощностную батарею 5.
Кроме того, на фиг.1 можно видеть, что энергетическая батарея 4 соединена с мощностной батареей 5 через первое соединительное средство 6. А мощностная батарея 5, в свою очередь, соединена с потребителем электрической энергии, которым в рассматриваемом варианте осуществления предлагаемого изобретения является приводной электродвигатель 3, через второе соединительное средство 7. Во время работы через посредство второго соединительного средства 7 осуществляется питание приводного электродвигателя 3 электрической энергией от мощностной батареи 5, в то время как от энергетической батареи 4 через посредство первого соединительного средства 6 осуществляется практически непрерывная подзарядка электрической энергией мощностной батареи 5.
Питание приводного электродвигателя 3 электрической энергией от мощностной батареи 5 через посредство второго соединительного средства 7 осуществляется при втором напряжении V-2 и втором электрическом токе I-2. Должно быть понятно, что значения второго напряжения V-2 и второго электрического тока I-2 изменяются, с тем чтобы была обеспечена возможность выдачи мощностной батареей 5 импульсов электрического тока и мощности большой величины в зависимости от потребности приводного электродвигателя 3. Соответственно мощностная батарея 5 выбрана и выполнена таким образом, чтобы удовлетворялись требования к мощности в импульсе, а также к значениям второго напряжения V-2 и второго электрического тока I-2, предъявляемые потребителем электрической энергии.
В варианте осуществления предлагаемого изобретения, в котором потребителем электрической энергии является приводной электродвигатель 3, этот приводной электродвигатель 3 может представлять собой, например, электродвигатель с рабочим напряжением 96 В, работающий при токах в диапазоне от 75 до 500 А. В этом случае предпочтительно, чтобы мощностная батарея 5 имела емкость по меньшей мере 5 киловатт-часов или выше. В этом случае предпочтительно использование в качестве мощностной батареи 5 свинцово-кислотной электрической батареи, с тем чтобы для приводного электродвигателя 3 были обеспечены выбросы мощности в виде коротких импульсов при больших величинах электрического тока. Но вместо свинцово-кислотных электрических батарей в качестве мощностной батареи 5 могут быть использованы и высокомощные электрические батареи других типов, например, никель-металлогидридные или никель-сплавогидридные электрические батареи либо же никель-кадмиевые электрические батареи.
В некоторых вариантах осуществления предлагаемого изобретения устройство 2 для хранения электрической энергии может в дополнение к электрическим батареям содержать другие подзаряжаемые средства для хранения электрической энергии.
Что же касается энергетической батареи 4, то она, напротив, предназначена для хранения большого количества электрической энергии и выполнена с возможностью обеспечения этой функции. В предпочтительном варианте энергетическая батарея 4 как таковая имеет относительно высокую плотность энергии, предпочтительно больше, чем плотность энергии у мощностной батареи 5. Таким образом, энергетическая батарея 4 обеспечивает эффективное хранение больших количеств электрической энергии. Кроме того, поскольку мощностная батарея 5 выбрана таким образом, что она обеспечивает удовлетворение меняющейся потребности в мощности приводного электродвигателя 3, энергетическая батарея 4 может быть выбрана без учета характеристик этого приводного электродвигателя 3. Вместо этого энергетическая батарея 4 может быть выбрана из соображений обеспечения возможности эффективного хранения электрической энергии и расходования ее, с желаемым уровнем мощности и при надлежащих уровнях напряжения и электрического тока, для практически непрерывной подзарядки мощностной батареи 5, так чтобы обеспечивалась возможность поддержания работоспособности мощностной батареи 5.
В предпочтительном варианте осуществления предлагаемого изобретения энергетическая батарея 4 является литиевой электрической батареей, однако в качестве энергетической батареи может быть использована и электрическая батарея другого типа, способная выполнять соответствующие функции. Более предпочтительно использование в качестве энергетической батареи 4 безводной подзаряжаемой литиевой ионной батареи.
В другом предпочтительном варианте осуществления предлагаемого изобретения используемая в качестве энергетической батареи безводная подзаряжаемая литиевая ионная батарея может представлять собой полимерную литиевую ионную батарею, которая может быть выполнена в разных геометрических формах. Это значит, что геометрическая форма такой полимерной литиевой ионной батареи может быть приспособлена к форме выделенного для нее в транспортном средстве пространства, благодаря чему обеспечивается возможность уменьшения действительного объема, необходимого для размещения устройства 2 для хранения электрической энергии. Кроме того, полимерной литиевой ионной батарее может быть придана такая геометрическая форма, чтобы было обеспечено использование пространства, которое иначе никак не может быть использовано, например, пространство между некоторыми частями транспортного средства или элементами его корпуса. Еще в одном предпочтительном варианте осуществления предлагаемого изобретения полимерной литиевой ионной батарее может быть придана такая геометрическая форма, чтобы она могла быть использована в качестве корпуса или вместилища для устройства 2 для хранения электрической энергии в целом, благодаря чему обеспечивается возможность дальнейшего уменьшения действительного объема, необходимого для размещения устройства 2 для хранения электрической энергии.
Обеспечиваемые энергетической батареей 4 значения протекающего через первое соединительное средство 6 первого электрического тока I-1 и первого напряжения V-1 на его выходе выбираются таким образом, чтобы были обеспечены оптимальные сроки службы энергетической батареи 4 и мощностной батареи 5. В частности, представляется предпочтительным, чтобы величина первого электрического тока I-1 была выбрана из соображений минимизации вредных для энергетической батареи 4 эффектов, таких как перегрев энергетической батареи 4. Кроме того, представляется предпочтительным также, чтобы величина первого электрического тока I-1 была выбрана из соображений обеспечения поддержания энергетического выхода на желаемом уровне, с тем чтобы была обеспечена возможность непрерывной подзарядки мощностной батареи 5 и поддержания тем самым работоспособности последней во всех режимах работы, для которых она предназначена, с одновременным соблюдением требований, касающихся обеспечения оптимальных сроков службы энергетической батареи 4 и мощностной батареи 5. Таким образом, с точки зрения обеспечения оптимальных сроков службы обеих батарей представляется предпочтительным, чтобы величины первого напряжения V-1 и первого электрического тока I-1 выбирались таким образом, чтобы электрическая мощность, передаваемая от энергетической батареи 4 к мощностной батарее 5, была достаточной для удовлетворения мощностной батареей 5 потребностей потребителя, которым является приводной электродвигатель 3, но чтобы в то же время эта мощность не была слишком велика, так чтобы нагревание энергетической батареи 4 было по возможности меньше.
Кроме того, в том случае, когда в качестве мощностной батареи 5 используется свинцово-кислотная батарея, максимальный срок ее службы может быть обеспечен при условии поддержания ее заряда вблизи его верхнего значения. В одном из предпочтительных вариантов осуществления предлагаемого изобретения это условие выполнено путем обеспечения непрерывного протекания через мощностную батарею 5 первого электрического тока I-1, так чтобы осуществлялась непрерывная подзарядка мощностной батареи 5 электрической энергией от энергетической батареи 4. При сравнительно низком значении первого электрического тока I-1 передаваемая электрическая мощность (энергия в единицу времени) также соответственно невелика, однако достаточное пополнение заряда мощностной батареи 5 может быть осуществлено благодаря практически непрерывной ее подзарядке электрической энергией от энергетической батареи 4.
Для управления величинами электрического тока и электрической мощности, передаваемой от энергетической батареи 4 к мощностной батарее 5, устройство 2 для хранения электрической энергии снабжено контроллером 8. Для обеспечения возможности регулирования процесса передачи электрической мощности от энергетической батареи 4 к мощностной батарее 5 контроллер 8 соединен с энергетической батареей 4 и мощностной батареей 5, а также с первым соединительным средством 6.
Как можно видеть на фиг.1, через посредство пятого соединительного средства 9 с мощностной батареей 5 соединена система рекуперативного торможения 10. В соответствии со способами, известными в данной отрасли, система рекуперативного торможения 10 выполнена с возможностью преобразования кинетической энергии движущегося электроприводного сухопутного транспортного средства при замедлении движения этого транспортного средства в энергию электрическую. В предпочтительных вариантах осуществления предлагаемого изобретения рекуперированная электрическая энергия от системы рекуперативного торможения 10 через посредство пятого соединительного средства 9 поступает к мощностной батарее 5 (величина пятого электрического тока 1-5, величина пятого напряжения V-5).
С помощью контроллера 8 осуществляется управление процессом передачи электрической энергии через первое соединительное средство 6 путем регулирования величин первого электрического тока I-1 и первого напряжения V-1, например, через посредство переключательного устройства 11. Например, регулирование передачи электрической энергии между этими двумя батареями может осуществляться путем отпирания и запирания переключательного устройства 11 по управляющей команде контроллера 8. Как известно в данной отрасли, переключательные устройства 11 такого типа могут быть быстродействующими, они могут содержать такие схемные элементы, как конденсаторы, катушки индуктивности и другие, с тем чтобы управление процессом передачи электрической энергии осуществлялось с относительно высокой эффективностью. Например, когда имеет место передача электрической энергии от источника с более высоким напряжением к источнику с более низким напряжением, то переключательное устройство 11 работает в режиме понижающего регулятора. А когда имеет место передача электрической энергии от источника с более низким напряжением к источнику с более высоким напряжением, то переключательное устройство 11 работает в режиме повышающего регулятора. Переключательные устройства, работающие в том или в другом из этих режимов (или в обоих), хорошо известны в данной отрасли и поэтому не будут здесь обсуждаться подробно.
В предпочтительном варианте осуществления предлагаемого изобретения энергетическая батарея 4 выполнена таким образом, что ее напряжение в общем является несколько более высоким, чем напряжение мощностной батареи 5, даже тогда, когда уровень полезного заряда энергетической батареи 4 близок к минимуму. Таким образом, переключательное устройство 11 может быть выполнено с возможностью работы только в режиме понижающего регулятора, что представляется предпочтительным из соображений стоимости и эффективности, но при этом передача электрической энергии ограничивается одним направлением, а именно - только от энергетической батареи 4 к мощностной батарее 5. При этом ограничении представляется предпочтительным, чтобы в любое время, когда ожидается поступление к мощностной батарее 5 рекуперированной электрической энергии от системы рекуперативного торможения 10, уровень заряда мощностной батареи 5 был достаточно низким для того, чтобы мощностная батарея 5 могла принять эту энергию без риска избыточной зарядки, и представляется предпочтительным, чтобы нагрузочные характеристики мощностной батареи 5 были выбраны таким образом, чтобы они позволяли выдерживать такие ситуации без того, чтобы имела место передача электрической энергии от мощностной батареи 5 к энергетической батарее 4. Когда устройство 2 для хранения электрической энергии используется на сухопутном транспортном средстве с электрическим приводом, электрическая энергия, возвращаемая системой рекуперативного торможения 10 при торможении транспортного средства, практически всегда меньше, чем электрическая энергия, потраченная на его разгон. Поэтому в целом обеспечивается возможность поддержания необходимого уровня заряда мощностной батареи 5 в большинстве случаев поступления к этой батарее импульсов электрической энергии от системы рекуперативного торможения 10.
В другом варианте осуществления предлагаемого изобретения переключательное устройство 11 может работать как в режиме понижающего регулятора, так и в режиме повышающего регулятора, когда обеспечивается возможность передачи электрической энергии от мощностной батареи 5 к энергетической батарее 4, например, в случае избыточной зарядки мощностной батареи 5 по причине поступления на нее электрической энергии от системы рекуперативного торможения 10.
На фиг.1 показано также зарядное устройство 12, которое используется для подзарядки устройства 2 для хранения электрической энергии от внешнего источника 13 электрической энергии. Зарядное устройство 12 соединено с устройством 2 для хранения электрической энергии с помощью соединителей 14, 15 и 16.
В одном из предпочтительных вариантов осуществления предлагаемого изобретения устройство 2 для хранения электрической энергии используется для питания приводного электродвигателя 3 сухопутного транспортного средства (не показано). Устройство 2 для хранения электрической энергии находится как бы внутри этого транспортного средства. При этом от энергетической батареи 4 может осуществляться практически непрерывная подзарядка мощностной батареи 5 даже во время движения транспортного средства.
Поскольку внешние источники 13 электрической энергии в общем случае стационарны, пополнение заряда устройства 2 для хранения электрической энергии осуществляется, когда транспортное средство неподвижно. В этом случае зарядное устройство 12 может размещаться стационарно с возможностью снабжения устройства 2 для хранения электрической энергии электрической энергией от внешних источников 13 электрической энергии в таких местах, как, например, электрические сети.
Через соединители 14 и 16 осуществляется независимая подзарядка энергетической батареи 4 и мощностной батареи 5 соответственно. Как можно видеть на фиг.1, передача электрической энергии от зарядного устройства 12 к энергетической батарее 4, в качестве которой в рассматриваемом варианте осуществления предлагаемого изобретения используется безводная литиевая ионная батарея, осуществляется через посредство третьего соединительного средства 17, образованного соединителем 14. Величина третьего напряжения V-3 на выходе этого третьего соединительного средства 17 и величина третьего электрического тока I-3 выбраны таким образом, чтобы это соответствовало зарядным характеристиками энергетической батареи 4. Аналогично передача электрической энергии от зарядного устройства 12 к мощностной батарее 5 осуществляется через посредство четвертого соединительного средства 18, образованного соединителем 16. Величина четвертого напряжения V-4 на выходе этого четвертого соединительного средства 18 и величина четвертого электрического тока I-4 выбраны таким образом, чтобы это соответствовало зарядным характеристиками мощностной батареи 5. Таким образом, зарядное устройство 12 выполнено с возможностью осуществления одновременной подзарядки как энергетической батареи 4, так и мощностной батареи 5.
Для обеспечения возможности управления напряжениями V-3 и V-4 и электрическими токами I-3 и I-4 с помощью контроллера 8 контроллер 8 может быть соединен с зарядным устройством 12 через соединитель 15. Управление напряжениями V-3 и V-4 и электрическими токами I-3 и I-4 с помощью контроллера 8 осуществляется в целях обеспечения эффективности процесса подзарядки энергетической батареи 4 и мощностной батареи 5 и недопущения их повреждения.
Логично предположить, что для подзарядки энергетической батареи 4, которая при работе расходует больше энергии и имеет большую емкость, потребуется больше времени, чем для подзарядки мощностной батареи 5, поэтому контроллер 8 должен прекратить подзарядку мощностной батареи 5 раньше. Ясно также, что нет необходимости использовать зарядное устройство 12 для подзарядки мощностной батареи 5, поскольку подзарядка мощностной батареи 5 может быть осуществлена электрической энергией от энергетической батареи 4. Иными словами, в одном из вариантов осуществления предлагаемого изобретения от внешнего источника 13 электрической энергии через посредство зарядного устройства 12 осуществляется подзарядка только энергетической батареи 4, после чего уже от энергетической батареи 4 осуществляется подзарядка мощностной батареи 5. В этом варианте осуществления предлагаемого изобретения не нужны соединитель 16 и четвертое соединительное средство 18, а также управляющие схемы для регулирования четвертого V-4 и четвертого электрического тока I-4, благодаря чему обеспечивается уменьшение общих расходов на осуществление устройства по предлагаемому изобретению. Тем не менее наличие соединителя 16 и четвертого соединительного средства 18, с помощью которых обеспечивается возможность подзарядки мощностной батареи 5 непосредственно от зарядного устройства 12, представляется в целом предпочтительным, так как при таком техническом решении обеспечивается возможность одновременной подзарядки энергетической батареи 4 и мощностной батареи 5, благодаря чему уменьшается общее время, затрачиваемое на подзарядку устройства 2 для хранения электрической энергии.
На фиг.2А проиллюстрирован процесс разряда мощностной батареи 5 во времени. Как можно видеть на фиг.2А, заряд мощностной батареи 5, в качестве которой в рассматриваемом предпочтительном варианте осуществления предлагаемого изобретения используется свинцово-кислотная электрическая батарея, уменьшается ступенчато в соответствии с резкими бросками мощности, потребляемой приводным электродвигателем 3, что отражается на графике разряда мощностной батареи 5 в виде резких впадин 19. Эти резкие броски мощности потребителя, соответствующие резким впадинам 19, могут быть вызваны, например, преодолением инерции транспортного средства (разгоном), или преодолением сил трения покоя при трогании транспортного средства. Однако каждый такой бросок мощности потребителя, соответствующий резкой впадине 19, приводит к снижению заряда мощностной батареи 5, даже если она продолжает питать электрической энергией приводной электродвигатель 3 благодаря тому, что она подзаряжается электрической энергией от энергетической батареи 4, в качестве которой в рассматриваемом предпочтительном варианте осуществления предлагаемого изобретения используется литиевая электрическая батарея. Иными словами, после первого броска мощности потребителя (после первой резкой впадины 19 на графике разряда мощностной батареи 5), если этот потребитель, которым является приводной электродвигатель 3, далее работает в стабильном режиме, приводя транспортное средство в движение с почти постоянной скоростью, то от энергетической батареи 4, в качестве которой используется безводная литиевая электрическая батарея, осуществляется подзарядка мощностной батареи 5 с мощностью большей, чем мощность, которая отбирается от мощностной батареи 5 приводным электродвигателем 3. Таким образом, заряд мощностной батареи 5 может увеличиваться даже в том случае, когда от нее осуществляется питание приводного электродвигателя 3, если последний работает в стабильном режиме.
В точке, обозначенной на горизонтальной оси (ось времени) графика на фиг.2А буквой «R», устройство 2 для хранения электрической энергии, в состав которого входит мощностная батарея 5, в качестве которой используется свинцово-кислотная электрическая батарея, подключается для подзарядки к внешнему источнику 13 электрической энергии через посредство зарядного устройства 12. Во время подзарядки, процесс которой иллюстрируется на графике фиг.2А, начиная с точки 20, мощностная батарея 5, в качестве которой используется свинцово-кислотная электрическая батарея, получает через посредство зарядного устройства 50 электрическую энергию от внешнего источника 13 электрической энергии, в результате чего ее заряд увеличивается.
Между подзарядками от внешнего источника 13 электрической энергии мощностная батарея 5 может практически постоянно подзаряжаться от энергетической батареи 4, в качестве которой в рассматриваемом варианте осуществления предлагаемого изобретения используется безводная литиевая ионная электрическая батарея. Благодаря такой практически постоянной подзарядке уровень заряда мощностной батареи 5, в качестве которой в рассматриваемом варианте осуществления предлагаемого изобретения используется свинцово-кислотная электрическая батарея, временно достигает некоторых «площадок», обозначенных на фиг.2А позицией 21. В течение промежутков времени, соответствующих этим «площадкам» 21, питание приводного электродвигателя 3 от мощностной батареи 5 (свинцово-кислотной) осуществляется на низких уровнях мощности при постоянной подзарядке от энергетической батареи 4 (литиевой ионной). Иными словами, эти «площадки» 21 соответствуют устойчивому режиму работы, при котором электрическая энергия поступает от энергетической батареи 4 через мощностную батарею 5 к приводному электродвигателю 3. Эти «площадки» могут быть и не горизонтальными, а наклоненными вперед и вверх (на чертеже не показано) с достижением уровня полного 3%-ного заряда мощностной батареи 5 (свинцово-кислотной). Это было бы иллюстрацией того, что энергетическая батарея 4 поставляет электрической энергии больше, чем требуется в данный период времени приводному электродвигателю 3, и часть электрической энергии идет на подзарядку мощностной батареи 5.
На фиг.2В проиллюстрирован процесс разряда энергетической батареи 4, в качестве которой в рассматриваемом варианте осуществления предлагаемого изобретения используется безводная подзаряжаемая литиевая ионная электрическая батарея, по времени. Как можно видеть на графике фиг.2В, заряд энергетической батареи 4 уменьшается с течением времени довольно равномерно. Хотя на графике разряда энергетической батареи 4 и наблюдаются впадины 22, соответствующие броскам мощности потребителя, отражающиеся в виде резких впадин 19 на графике разряда мощностной батареи 5, они не настолько резко выражены, как впадины 19 на графике разряда мощностной батареи 5, хотя бы потому, что энергетическая батарея 4 не рассчитана на большие мощности. Как можно видеть на фиг.2В, на графике разряда энергетической батареи 4 менее крутые участки соответствуют «площадкам» 21 на графике разряда мощностной батареи 5. Эти участки соответствуют подзарядке мощностной батареи 5 при низких уровнях потребления электрической мощности приводным электродвигателем 3.
Ясно, что с течением времени заряд мощностной батареи 5, в качестве которой используется свинцово-кислотная электрическая батарея, понижается, как это можно видеть на фиг.2А. В момент времени, обозначенный на фиг.2А буквой «R», устройство 2 для хранения электрической энергии, в состав которого входит также энергетическая батарея 4, оказывается разряженным. Подзарядка энергетической батареи 4 также показана на графике фиг.2В (участок 23). При этом, как можно видеть на фиг.2А, по мере подзарядки энергетической батареи 4 уровень заряда мощностной батареи 5 также постепенно увеличивается почти до полного или даже до полного ее заряда.
Устройство 2 для хранения электрической энергии обычно подлежит подзарядке при падении заряда энергетической батареи 4 ниже некоторого порогового уровня, показанного на фиг.2В пунктиром (этот пороговый уровень обозначен буквой «L»). Хотя уровень заряда мощностной батареи 5 может отображаться на приборной панели, и/или при его падении ниже допустимого может включаться сигнал тревоги, принципиальным фактором, определяющим необходимость подзарядки устройства 2 для хранения электрической энергии, является уровень заряда энергетической батареи 4. В состав устройства 2 для хранения электрической энергии может входить сигнальная или приборная панель (на чертежах не показана), на которой отображается информация о приближении уровня заряда энергетической батареи к некоторому нижнему пороговому значению или о достижении этого нижнего порогового значения. Например, такая индикация происходит в момент времени, обозначенный на фиг.2В буквой «R». Как можно видеть из фиг.2А и фиг.2В, уровни заряда мощностной батареи 5 и энергетической батареи 4 достигают нижних пороговых значений примерно в одно и то же время. Следует заметить, что такая одновременность не является обязательной, и принципиальным фактором, определяющим необходимость подзарядки устройства 2 для хранения электрической энергии, является уровень заряда энергетической батареи 4. Должно быть понятно также, что нижние пороговые значения уровней заряда энергетической батареи 4 и мощностной батареи 5 выбираются таким образом, чтобы была предотвращена возможность повреждения энергетической батареи 4 и/или мощностной батареи 5.
Таким образом, при использовании описанного выше устройства 2 для хранения электрической энергии обеспечивается передача электрической энергии от энергетической батареи 4, обладающей высокой плотностью энергии, к мощностной батарее 5, обладающей меньшей плотностью энергии, а затем к потребителю электрической энергии, которым является приводной электродвигатель 3. Таким образом, по существу, в мощностной батарее 5, обладающей меньшей плотностью энергии, обеспечивается временное хранение электрической энергии, поступающей от энергетической батареи 4, для передачи этой электрической энергии потребителю, в качестве которого выступает приводной электродвигатель 3 с мощностью, соответствующей потребностям этого потребителя. Энергетическая батарея 4 обеспечивает эффективное хранение электрической энергии для электроприводного транспортного средства.
Дальнейшее описание и иллюстрирование предлагаемого изобретения будет осуществляться путем сравнения сухопутного транспортного средства, оснащенного известным устройством для хранения электрической энергии, основывающимся на свинцово-кислотной электрической батарее, и аналогичного транспортного средства, оснащенного устройством 2 для хранения электрической энергии по предлагаемому изобретению.
Первоначально известное электроприводное сухопутное транспортное средство марки «РЭВ Консалтинг» производства «Судзуки Моторс» (Suzuki Motors/REV Consulting) с 96-вольтовым приводным двигателем постоянного тока было оснащено унитарным батарейным пакетом из 16 высококачественных 6-вольтовых свинцовых электрических батарейных единиц марки «Троян» (Trojan-Trade Mark), соединенных последовательно, при этом общая масса полученной электрической батареи составляла 523 кг, общий занимаемый им объем - 225 л, а его номинальная емкость составляла 23,4 киловатт-часа при работе в течение 20 часов. Это масса и объем собственно электрической батареи, в этих величинах не учтены массы и объемы опорных конструкций и корпусов, используемых для монтажа, удерживания и охлаждения электрической батареи. Производительность была приемлемой, но пробег транспортного средства от одной подзарядки был ограничен расстоянием 70 км. Среднее значение электрического тока приводного электродвигателя при постоянной скорости транспортного средства 60 км/час составляло приблизительно 40 А. Таким образом, эта электрическая батарея могла быть использована значительно меньше, чем наполовину ее номинальной емкости. Пиковое значение электрического тока приводного электродвигателя при разгоне составляло 440 А.
После этого вышеуказанное транспортное средство было подвергнуто переоборудованию, а именно оно было снабжено мощностной батареей 5 и энергетической батареей 4 по одному из вариантов осуществления предлагаемого изобретения, проиллюстрированного в целом на фиг.1. Мощностная батарея 5 состояла из восьми 12-вольтовых автомобильных свинцовых батарейных единиц марки «Интерстейт» (Interstate-Trade Mark), соединенных последовательно, так что номинальное напряжение этой электрической батареи составляло 96 В. Эти батареи не оцениваются по емкости, но известно, что обеспечиваемый ими пусковой ток составляет 525 А, при этом пусковой ток холодного запуска составляет 420 А. Максимальное напряжение такой электрической батареи при полном заряде составляет приблизительно 110 В. Энергетическая батарея 4 состояла из набора из 480 соединенных параллельно-последовательно литиевых полимерных электрических элементов, при этом емкость каждого такого электрического элемента составляла 11,4 ампер-часа, максимальный электрический ток - 4 А, а номинальное напряжение - 3,65 В (производства компании «Электровайа» (Electrovaya), Торонто, Канада). При этом указанные электрические элементы соединены в группы по 12 элементов, соединенных параллельно, и полученные таким образом 40 групп соединены последовательно. Максимальное напряжение такой батареи при полном заряде составляет 160 В, а ее минимальное напряжение в случае разряда - 120 В.
Мощностная батарея 5 (свинцовая) и энергетическая батарея 4 (литиевая) были соединены посредством переключательного устройства, которое работало в режиме понижающего регулятора с частотой 115 кГц с обеспечением кпд около 90%. Был использован переключательный контроллер 8, по управляющему сигналу которого для подзарядки мощностной батареи 5 электрической энергией от энергетической батареи 4 обеспечивалась подача электрического тока величиной 40 А, как только заряд мощностной батареи 5 понижался до 75% от уровня полного заряда, при этом подача тока прекращалась, когда уровень заряда мощностной батареи 5 достигал 80% от полного. Для энергетической батареи 4 была создана возможность подзарядки от внешнего источника 13 электрической энергии с напряжением 220 В, частотой 60 Гц и максимальным значением тока 20 А, а для получения постоянного напряжения нужной величины использовалось такое известное в данной отрасли оборудование, как автотрансформатор, выпрямитель и фильтр. В процессе подзарядки энергетической батареи 4 осуществлялось регулирование зарядного напряжения таким образом, чтобы ток зарядки не превышал 18 А, а напряжение групп электрических элементов перед окончанием подзарядки контролировалось таким образом, чтобы ни в одной группе электрических элементов напряжение не превышало 4,20 В.
Во время работы величина электрического тока приводного электродвигателя достигала максимум 385 А - при быстром ускорении. Во время рекуперативного торможения величина обратного тока, работающего на подзарядку мощностной батареи 5, достигала максимум 112 А - но всего лишь в течение нескольких секунд до остановки транспортного средства. Средняя величина электрического тока приводного электродвигателя при обычной работе транспортного средства была меньше 40 А. Мощностная батарея 5 легко справлялась с бросками тока, а импульсы обратного тока при рекуперативном торможении воспринимала лишь с очень небольшим избыточным напряжением. При полном заряде устройства для хранения электрической энергии по предлагаемому изобретению транспортное средство было способно проехать приблизительно 180 км, после чего энергетическая батарея 4 требовала подзарядки. Пробег транспортного средства не уменьшался заметным образом и после повторных подзарядок.
Масса энергетической батареи 4 составляла 103 кг, а масса мощностной батареи 5-105 кг, то есть общая масса электрических батарей составляла приблизительно 210 кг. Объем, занимаемый энергетической батареей 4, составлял 50 л, а объем, занимаемый мощностной батареей 4-60 л, то есть общий объем электрических батарей, составлял 110 л. Эти массы и объемы указаны без учета масс и объемов опорных конструкций и корпусов, используемых для монтажа, удерживания и охлаждения электрических батарей, однако ясно, что массы и объемы этих дополнительных деталей сами по себе меньше, чем в случае использования устройства по предшествующему уровню техники, потому что легче и меньше используемые электрические батареи.
Таким образом, комбинированное или гибридное батарейное устройство 2 для хранения электрической энергии по предлагаемому изобретению намного легче, намного меньше и намного эффективнее, чем унитарные батарейные пакеты по предшествующему уровню техники, которые оно призвано заменить. В рассмотренном выше примере у энергетической батареи 4 номинальный ток составляет 48 А (в группе 12 соединенных параллельно электрических элементов, у каждого из которых номинальный ток составляет 4 А), и она, вероятно, не может обеспечить электрический ток величиной 385 А, который обеспечивает для приводного электродвигателя мощностная батарея 5 в течение короткого времени при разгоне транспортного средства. Но выполнявший функции мощностной батареи 5 унитарный батарейный пакет по предшествующему уровню техники намного тяжелее и объемнее. Таким образом, устройство 2 для хранения электрической энергии по предлагаемому изобретению обладает несколькими преимуществами перед унитарным батарейным пакетом по предшествующему уровню техники.
Еще одно из преимуществ устройства 2 для хранения электрической энергии по предлагаемому изобретению состоит в гибком решении проблемы размещения энергетической батареи 4 и мощностной батареи 5 на электроприводном сухопутном транспортном средстве. Для мощностной батареи 5, которая обеспечивает кратковременные импульсы электрического тока большой величины, представляется предпочтительным размещение поблизости от приводного электродвигателя 3, благодаря чему была бы обеспечена минимизация расходов на дорогую и тяжелую, обеспечивающую возможность проведения высоких значений электрического тока проводку. Первоначальное электробатарейное оборудование транспортного средства не позволяло разместить всю электрическую батарею поблизости от приводного электродвигателя 3 из-за больших размеров и массы электрической батареи, в результате чего требовалось дополнительная проводка, а это связано с увеличенными расходами и дополнительным увеличением общей массы системы электрического питания. В переоборудованном же транспортном средстве мощностная батарея 5 была размещена поблизости от приводного электродвигателя 3, благодаря чему удалось уменьшить дополнительную массу и снизить расходы на дорогую проводку во втором соединительном средстве 7. При этом для энергетической батареи 4, которая работает с более низкими значениями электрического тока, в первом соединительном средстве 6 между этой электрической батареей и мощностной батареей 5 может быть использована менее тяжелая и менее дорогая проводка, благодаря чему обеспечивается возможность размещения энергетической батареи 4 на большем удалении как от приводного электродвигателя 3, так и от мощностной батареи 5 без необходимости использования дорогой и тяжелой проводки.
Хотя предлагаемое изобретение описано выше на примере его предпочтительного осуществления, в котором энергетическая батарея 4 является безводной литиевой ионной электрической батареей, среднему специалисту соответствующего профиля должно быть понятно, что в качестве энергетической батареи 4 могут использоваться электрические батареи не только этого типа. В качестве энергетической батареи 4 в предлагаемом изобретении может быть использована электрическая батарея любого типа, если у нее плотность энергии превышает плотность энергии мощностной батареи 5. Это может быть, например, натриево-серная электрическая батарея, литиево-воздушная электрическая батарея или ее химический эквивалент. В одном из предпочтительных вариантов осуществления предлагаемого изобретения энергетическая батарея 4 представляет собой полимерную литиевую ионную батарею, которой может быть придана разная геометрическая форма, благодаря чему обеспечивается возможность уменьшения действительного общего объема устройства 2 для хранения электрической энергии.
Аналогично, хотя предлагаемое изобретение описывалось выше на примере его предпочтительного осуществления, в котором мощностная батарея 5 является свинцово-кислотной электрической батареей, среднему специалисту соответствующего профиля должно быть понятно, что в качестве мощностной батареи 5 могут использоваться электрические батареи не только этого типа. В качестве мощностной батареи 5, подзаряжаемой от энергетической батареи 4, в предлагаемом изобретении может быть использована электрическая батарея любого типа, если обеспечивается возможность ее подзарядки от энергетической батареи 4, в качестве мощностной батареи 5 может использоваться, например, литиевая электрическая батарея, а в тех случаях, когда мощностная батарея 5 должна также обеспечивать большие значения электрической мощности, например, для такого потребителя электрической энергии, как приводной электродвигатель 3, в качестве мощностной батареи 5 может быть использована, например, высокомощная литиевая или литиевая ионная электрическая батарея или же высокомощная никелевая водная батарея.
Среднему специалисту соответствующего профиля должно быть понятно, что в вышеприведенном описании термины «электрический элемент» и «электрическая батарея» использованы как взаимозаменяемые, хотя термин «электрическая батарея» имеет более широкий смысл, так как электрическая батарея может содержать более одного электрического элемента. С учетом данной оговорки можно сказать, что энергетическая батарея 4 и мощностная батарея 5 могут быть как электрическими батареями, так и электрическими элементами.
Должно быть понятно также, что устройство по предлагаемому изобретению помимо компонентов, изображенных на фиг.1, может включать и другие компоненты и устройства, такие как фильтры, конденсаторы, катушки индуктивности, чувствительные элементы и другие известные в данной отрасли элементы, необходимые для работы устройства 2 для хранения электрической энергии по предлагаемому изобретению, которые на фиг.1 не показаны во избежание загромождения чертежа.
Кроме того, должно быть понятно, что, хотя в вышеприведенном описании различные признаки предлагаемого изобретения раскрыты применительно к тому или иному варианту его осуществления, различные признаки предлагаемого изобретения и варианты его осуществления могут быть скомбинированы или же использованы в сочетании с другими признаками и вариантами осуществления предлагаемого изобретения, описанными и проиллюстрированными в данном описании.
Хотя в данном описании описаны и проиллюстрированы только определенные предпочтительные варианты осуществления предлагаемого изобретения, должно быть понятно, что объем предлагаемого изобретения не ограничивается этими частными вариантами. Предлагаемое изобретение включает все варианты его осуществления, являющиеся функциональными, электрическими или механическими эквивалентами рассмотренных выше конкретных вариантов осуществления и признаков предлагаемого изобретения, описанных и проиллюстрированных выше.
Изобретение относится к источникам электроэнергии, применяемым для питания приводных электродвигателей при разных значениях потребляемой ими мощности. Устройство для хранения электрической энергии содержит первую электрическую батарею, называемую энергетической батареей, соединенную со второй электрической батареей, называемой мощностной батареей. Энергетическая батарея обладает более высоким значением плотности энергии, чем мощностная батарея. Мощностная батарея выполнена с возможностью питания приводного электродвигателя электрической энергией на разных уровнях потребляемой мощности с гарантией получения этим электродвигателем достаточной мощности. Мощностная батарея получает практически непрерывную подзарядку электрической энергией от энергетической аккумуляторной батареи. Таким образом, в мощностной батарее осуществляется временное хранение электрической энергии, поступающей от энергетической батареи, и от этой мощностной батареи осуществляется питание приводного электродвигателя электрической энергией на разных уровнях потребляемой мощности в соответствии с его потребностями. Устройство для хранения электрической энергии выполнено с возможностью разъемного подсоединения к внешнему источнику электрической энергии для подзарядки обеих электрических батарей и их одновременной независимой подзарядки. Технический результат заключается в обеспечении оптимизации зарядных характеристик электрических батарей и сроков их службы. 3 н. и 24 з.п. ф-лы, 2 ил.
подзарядка подзаряжаемой энергетической батареи, имеющей первую характеристику в ватт-часах на литр, называемую также первой плотностью энергии; подзарядка подзаряжаемой мощностной батареи, имеющей вторую характеристику в ватт-часах на литр, называемую также второй плотностью энергии, которая меньше чем первая плотность энергии; передача электрической энергии от мощностной батареи потребителю электрической энергии при различных уровнях потребляемой мощности; подзарядка мощностной батареи электрической энергией от энергетической батареи.
Приоритет по пунктам:
Система для резервного питания нагрузки постоянным током | 1977 |
|
SU720622A1 |
Накопитель для возобновляющегося источника энергии | 1990 |
|
SU1830590A1 |
Приспособление для очистки сварных швов к ручному инструменту ударного действия | 1975 |
|
SU564149A2 |
US 6491121 В2, 10.12.2002 | |||
DE 19737406 А1, 05.03.1998. |
Авторы
Даты
2007-03-10—Публикация
2002-04-03—Подача