ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2007 года по МПК F02C7/06 

Описание патента на изобретение RU2295047C2

Предлагаемое изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано преимущественно в малоразмерных газотурбинных двигателях (ГТД).

Известен газотурбинный двигатель, содержащий компрессор, турбину, камеру сгорания, опоры с подшипниками, маслосистему, с помощью которой осуществляется смазка подшипников. (Патент Англии №991356, заявл. 21.06.63 г.)

Недостатком является усложнение конструкции двигателя за счет необходимости использования, кроме системы подачи топлива, системы для подачи масла в опоры и удаления его из опор, применения маслобака и системы охлаждения масла, что значительно увеличивает массу двигателя.

Известен также газотурбинный двигатель, содержащий компрессор, турбину, камеру сгорания, две опоры с подшипниками, вал ротора, установленный на этих опорах. Первая опора расположена между компрессором и турбиной, а камера сгорания установлена вокруг этой опоры. Кроме того, двигатель содержит магистраль подачи топлива к этой опоре и канал отвода топлива из нее в камеру сгорания. Вторая опора расположена перед компрессором, смазка этой опоры осуществляется с помощью маслосистемы. (Патент ФРГ №1139328, заявл. 17.02.61 г.)

Такая конструкция позволяет уменьшить объем маслобака, что позволяет снизить ее массу, однако не исключает применения маслосистемы, это ведет к усложнению конструкции двигателя и увеличивает эксплутационные расходы. Кроме того, недостатком можно считать применение в системе двух видов жидкости - топлива и масла.

Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, является создание газотурбинного двигателя с единой системой смазки опор с одним видом смазывающей жидкости - топливом, что значительно снизит эксплутационные расходы и упростит конструкцию двигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что газотурбинный двигатель содержит компрессор, турбину, первую опору с подшипником, расположенную между компрессором и турбиной, камеру сгорания, установленную вокруг этой опоры, вторую опору с подшипником, расположенную перед компрессором или за турбиной, вал ротора, установленный на двух опорах, магистраль подачи топлива к первой опоре и канал отвода топлива из нее в камеру сгорания.

Новым в предлагаемом изобретении является то, что газотурбинный двигатель снабжен магистралью подачи топлива ко второй опоре и каналом отвода топлива из опоры. В полости этой опоры установлен топливосборник, который выполнен в виде стакана и закреплен на валу вокруг опоры. Внутри него установлен основной топливозаборник, вход которого расположен вблизи стенки стакана. Топливозаборник сообщен через канал отвода топлива с камерой сгорания.

Для более эффективного забора топлива из полости опоры на внутренней стенке стакана выполнена кольцевая канавка и в ней установлен вход топливозаборника.

Кроме того, двигатель содержит магистраль суфлирования полости второй опоры, которая представляет собой, по крайней мере, один радиальный канал, выполненный в валу ротора двигателя внутри топливосборника, и осевой канал. Осевой канал сообщен с радиальным и связывает полость опоры окружающей средой.

Для лучшего отделения топлива от топливо-воздушной смеси внутри топливосборника выполнен, по крайней мере, один канал, сообщающий полость опоры с радиальными каналами.

Для обеспечения герметичности между топливосборником и опорой установлен уплотнительный элемент.

Для исключения переполнения топливосборника внутри него выполнен дополнительный топливозаборник, вход которого расположен на меньшем диаметре, чем вход основного, но на большем, чем уплотнительный элемент. Кроме того, топливозаборник сообщен через канал отвода топлива с камерой сгорания.

На прилагаемых чертежах изображен предлагаемый газотурбинный двигатель.

Фиг.1 - общий вид,

Фиг.2 - вида А фиг.1,

Фиг.3 - разрез Б-Б фиг.2.

Газотурбинный двигатель содержит компрессор 1, турбину 2, первую опору 3 с подшипником 4, расположенную между компрессором 1 и турбиной 2, камеру сгорания 5, установленную вокруг опоры 3, вторую опору 6 с подшипником 7, расположенную за турбиной 2, вал 8 ротора, установленный на двух опорах 3 и 6, магистрали подачи 9 и 10 топлива к первой 3 и второй 6 опорам и каналы отвода 11 и 12 топлива от них в камеру сгорания 5. В полости опоры 6 установлен топливосборник 13, который выполнен в виде стакана и закреплен на валу 8 вокруг опоры 6. Внутри него неподвижно установлен основной топливозаборник 14, вход которого расположен вблизи стенки стакана. Топливозаборник 14 сообщен через канал отвода топлива 12 с камерой сгорания 5.

На внутренней стенке топливосборника 13 выполнена кольцевая канавка 15, и в ней установлен вход топливозаборника 14.

Кроме того, двигатель содержит магистраль суфлирования полости второй опоры 6, которая представляет собой два радиальных канала 16, которые выполнены в валу 8, внутри топливосборника 13 и осевой канал 17. Осевой канал 17 сообщен с радиальными каналами 16 и связывает полость опоры 6 окружающей средой. Внутри топливосборника 13 выполнены каналы 18, сообщающие полость опоры 6 с радиальными каналами 16.

Между топливосборником 13 и опорой 6 установлен уплотнительный элемент 19. Внутри топливосборника 13 неподвижно установлен дополнительный топливозаборник 20, вход которого расположен на меньшем диаметре, чем вход основного 14, но на большем, чем уплотнительный элемент 19. Топливозаборник 20 сообщен через канал отвода топлива 12 с камерой сгорания 5.

Газотурбинный двигатель работает следующим образом. При запуске двигателя топливо по магистралям подачи 9 и 10 поступает на смазку и охлаждение опор 3 и 6 соответственно. Пройдя через опору 3 с подшипником 4, топливо по каналу отвода 11 поступает в камеру сгорания 5.

Смазав и охладив опору 6 с подшипником 7, топливо под действием центробежных сил, возникающих при вращении ротора, отбрасывается к периферии топливосборника 13. Далее через основной топливозаборник 14, вход которого направлен навстречу напору, топливо по каналу отвода 12 поступает в камеру сгорания 5. На переходных режимах работы двигателя, например при запуске, в полость опоры 6 поступает большое количество топлива, уровень которого достигает дополнительного топливозаборника 20, через который топливо по каналу отвода 12 поступает в камеру сгорания, исключая переполнение топливосборника 13.

Суфлирование опоры 6 осуществляется через осевой канал 17 вала 8, при этом топливовоздушная смесь поступает в канал 17 через каналы 18 и радиальные каналы 16, которые работают по принципу центробежного суфлера, разделяя топливо и воздух, при этом последний транспортируется по валу 8 в окружающую среду.

Использование конструкции газотурбинного двигателя с единой системой смазки опор одним видом смазывающей жидкости - топливом значительно снизит эксплутационные расходы и упростит конструкцию двигателя.

Похожие патенты RU2295047C2

название год авторы номер документа
Масляная система газотурбинного двигателя 2022
  • Голубов Александр Николаевич
  • Федоров Иван Васильевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2786876C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Генералов Николай Петрович
RU2463464C1
ГАЗОТУРБИННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2005
  • Алавердова Ирина Федоровна
  • Алфимов Виталий Анатольевич
  • Арзамасцев Анатолий Александрович
  • Князев Александр Николаевич
  • Насонов Владимир Николаевич
  • Скибин Владимир Алексеевич
  • Шульгин Александр Федорович
RU2293219C2
ВЫХОДНОЕ УСТРОЙСТВО ТУРБОВАЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ-ТВАД 2013
  • Хабибуллин Мидхат Губайдуллович
  • Хуснуллин Вячеслав Хазиевич
RU2535813C1
МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Голубов А.Н.
  • Ежова Н.П.
  • Жибков Ю.М.
  • Пузакова О.Р.
  • Фомин В.Н.
RU2117794C1
ГАЗОТУРБИННАЯ УСТАНОВКА (ЕЕ ВАРИАНТ) 1995
  • Попов Л.А.
  • Решетников А.И.
  • Тепляшин В.А.
  • Яковлев А.Я.
  • Маркин С.Е.
  • Сухов А.И.
  • Чембарцев С.В.
RU2107178C1
ТУРБОРОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ЮГИ 2007
  • Ильиных Юрий Гаврилович
RU2359140C2
Малоразмерная газотурбинная установка 2024
  • Смелов Виталий Геннадьевич
  • Ткаченко Андрей Юрьевич
  • Шиманов Артем Андреевич
  • Виноградов Александр Сергеевич
  • Филинов Евгений Павлович
  • Батурин Олег Витальевич
  • Зубрилин Иван Александрович
RU2819326C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2001
  • Тункин А.И.
  • Торопчин С.В.
  • Васильев А.Н.
  • Кузнецов В.А.
  • Иванов В.В.
RU2224905C2
МАСЛОСИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Голубов Александр Николаевич
  • Семёнов Вадим Георгиевич
  • Фомин Вячеслав Николаевич
RU2535796C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 295 047 C2

Реферат патента 2007 года ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано преимущественно в малоразмерных газотурбинных двигателях (ГТД). Техническим результатом, на достижение которого направлено предлагаемое изобретение, является создание газотурбинного двигателя с единой системой смазки опор с одним видом смазывающей жидкости - топливом, что значительно снизит эксплутационные расходы и упростит конструкцию двигателя. Газотурбинный двигатель содержит компрессор, турбину, первую опору с подшипником, расположенную между компрессором и турбиной, камеру сгорания, установленную вокруг этой опоры, вторую опору с подшипником, расположенную перед компрессором или за турбиной, вал ротора, установленный на двух опорах, магистраль подачи топлива к первой опоре и канал отвода топлива из нее в камеру сгорания. Газотурбинный двигатель снабжен магистралью подачи топлива ко второй опоре и каналом отвода топлива из опоры. В полости этой опоры установлен топливосборник, который выполнен в виде стакана и закреплен на валу вокруг опоры. Внутри него установлен основной топливозаборник, вход которого расположен вблизи стенки стакана. Топливозаборник сообщен через канал отвода топлива с камерой сгорания. На внутренней стенке стакана выполнена кольцевая канавка и в ней установлен вход топливозаборника. Двигатель содержит магистраль суфлирования полости второй опоры, которая представляет собой, по крайней мере, один радиальный канал, выполненный в валу ротора двигателя внутри топливосборника, и осевой канал. Осевой канал сообщен с радиальным и связывает полость опоры с окружающей средой. Внутри топливосборника выполнен, по крайней мере, один канал, сообщающий полость опоры с радиальными каналами. Между топливосборником и опорой установлен уплотнительный элемент. Внутри топливосборника выполнен дополнительный топливозаборник, вход которого расположен на меньшем диаметре, чем вход основного, но на большем, чем уплотнительный элемент. Кроме того, топливозаборник сообщен через канал отвода топлива с камерой сгорания. 7 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 295 047 C2

1. Газотурбинный двигатель, содержащий компрессор, турбину, первую опору с подшипником, расположенную между компрессором и турбиной, камеру сгорания, установленную вокруг этой опоры, вторую опору с подшипником, расположенную перед компрессором или за турбиной, вал ротора, установленный на двух опорах, магистраль подачи топлива к первой опоре и канал отвода топлива из нее в камеру сгорания, отличающийся тем, что двигатель снабжен магистралью подачи топлива ко второй опоре и каналом отвода топлива из этой опоры, при этом в ее полости установлен топливосборник, выполненный в виде стакана, закрепленного на валу вокруг опоры, внутри которого установлен основной топливозаборник, вход которого расположен вблизи стенки стакана, при этом топливозаборник сообщен через канал отвода топлива с камерой сгорания.2. Газотурбинный двигатель по п.1, отличающийся тем, что на внутренней стенке стакана выполнена кольцевая канавка и в ней установлен вход топливозаборника.3. Газотурбинный двигатель по п.1 или 2, отличающийся тем, что двигатель содержит магистраль суфлирования полости второй опоры, которая представляет собой, по крайней мере, один радиальный канал, выполненный в валу ротора двигателя внутри топливосборника, и осевой канал, который сообщен с радиальным и связывает полость опоры с окружающей средой.4. Газотурбинный двигатель по п.3, отличающийся тем, что внутри топливосборника выполнен, по крайней мере, один канал, сообщающий полость опоры с радиальным каналом.5. Газотурбинный двигатель по п.1, отличающийся тем, что между топливосборником и опорой установлен уплотнительный элемент.6. Газотурбинный двигатель по п.2, отличающийся тем, что между топливосборником и опорой установлен уплотнительный элемент.7. Газотурбинный двигатель по п.3, отличающийся тем, что между топливосборником и опорой установлен уплотнительный элемент.8. Газотурбинный двигатель по п.5, или 6, или 7, отличающийся тем, что внутри топливосборника выполнен дополнительный топливозаборник, вход которого расположен на меньшем диаметре, чем вход основного, но на большем, чем уплотнительный элемент, при этом топливозаборник сообщен через канал отвода топлива с камерой сгорания.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2295047C2

DE 1139328 А, 08.11.1962
Светочувствительная композиция 1981
  • Либерзон Розалия Михайловна
  • Иванова Тамара Васильевна
  • Золин Владимир Михайлович
  • Зубков Александр Владимирович
  • Дмитриева Нинель Дмитриевна
SU991356A1
ОПОРА ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Волков А.И.
  • Гойхенберг М.М.
  • Канахин Ю.А.
  • Куприк В.В.
RU2219359C1
ОПОРА ПОДШИПНИКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Иванов В.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2215886C2
ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1998
  • Кузнецов В.А.
RU2151896C1
US 5160251 A, 03.11.1992.

RU 2 295 047 C2

Авторы

Сергеев Вадим Борисович

Кузменко Михаил Леонидович

Маркин Александр Константинович

Даты

2007-03-10Публикация

2005-05-23Подача