ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ АГРЕГАТ С РЕГУЛИРОВАНИЕМ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА Российский патент 2007 года по МПК H01F30/12 H01F29/02 H02J3/18 B60L9/00 

Описание патента на изобретение RU2295793C2

Изобретение относится к электротехнике, в частности к трансформаторостроению, и может найти применение в трансформаторных агрегатах с регулированием напряжения, предназначенных для электрифицированных железных дорог переменного тока.

Известен трансформаторный агрегат с регулированием напряжения для электрифицированных железных дорог переменного тока, содержащий трехфазный тяговый трансформатор, имеющий первичную обмотку, соединенную в звезду, и вторичную обмотку, соединенную в треугольник, каждая из двух вершин которого подключена к одной из двух, изолированных между собой, секций контактной сети, а третья - к тяговому рельсу [Л.1].

Описанный в [Л.1] трансформаторный агрегат не обеспечивает раздельного и необходимого для каждой секции контактной сети регулирования напряжения электрифицированных железных дорог переменного тока и характеризуется неравномерной нагрузкой трех фаз первичной обмотки, подключенной к трехфазной системе питающей сети и зависимой от неравномерной нагрузки трех фаз вторичной обмотки трехфазного тягового трансформатора даже при симметричной нагрузке от электровозов в двух секциях контактной сети, подключенной к двум вершинам треугольника, образованного тремя фазами вторичной обмотки. В результате этого всегда имеет место несимметричный режим работы трехфазного тягового трансформатора и, соответственно, несимметричная неравномерная нагрузка трехфазной питающей энергосистемы, требования которой по симмметрированию нагрузки жестко определены нормативными документами, в частности ГОСТ 13109-97. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения, общего назначения.

Известен также трансформаторный агрегат для электрифицированных железных дорог переменного тока, содержащий трехфазный тяговый трансформатор, имеющий первичную обмотку, соединенную в треугольник, и вторичную обмотку, соединенную в звезду, начала обмоток двух фаз вторичной обмотки подключены к контактной сети, а начало третьей фазы - к тяговому рельсу [Л.2].

Описанный в [Л.2] трансформаторный агрегат, также, как и трансформаторный агрегат по [Л.1] не обеспечивает необходимые требования раздельного по секциям контактной сети регулирования напряжения электрифицированных железных дорог переменного тока и также, как и трансформаторный агрегат по [Л.1] характеризуется неравномерной нагрузкой трехфазной системы, образованной первичной и вторичной обмотками трехфазного тягового трансформатора, а следовательно, несимметричной неравномерной нагрузкой трехфазной питающей энергосистемы. Фаза «b» трехфазного тягового трансформатора менее загружена, чем две другие фазы, так как она обоими концами присоединена к секциям контактной сети и не работает на нагрузку.

Изобретением решается задача создания трансформаторного агрегата с регулированием напряжения для электрифицированных железных дорог, характеризующегося возможностью одинакового или раздельного в каждой из двух секций контактной сети регулирования напряжения, позволяющего за счет повышения напряжения в контактной сети при неизменной, потребляемой электровозами, мощности снизить токи и потери электрической энергии в контактной сети и улучшить симметрирование фазных токов питающей сети.

Для решения поставленной задачи в трансформаторный агрегат с регулированием напряжения для электрифицированных железных дорог переменного тока, содержащий трехфазный тяговый трансформатор, имеющий первичную обмотку и вторичную обмотку, концы обмоток двух фаз которой соединены между собой, образуя общую точку, а начала предназначены для подключения к контактной сети, предложено согласно настоящему изобретению ввести два вольтодобавочных трансформатора, конец вторичной обмотки каждого из которых подключен к началу обмотки соответствующей фазы вторичной обмотки трехфазного тягового трансформатора, а начало вторичной обмотки каждого вольтодобавочного трансформатора подключено к одной из двух секций контактной сети, при этом общая точка соединения концов обмоток двух фаз вторичной обмотки трехфазного тягового трансформатора подключена к тяговому рельсу; а вторичную обмотку каждого из вольтодобавочных трансформаторов снабдить, по крайней мере, одним устройством регулирования напряжения.

Изобретение поясняется чертежами, на которых представлены: на фиг.1 - электрическая принципиальная схема заявляемого трансформаторного агрегата с регулированием напряжения для электрифицированных железных дорог переменного тока; на фиг.2 - зависимость величин токов фаз питающей сети заявляемого трансформаторного агрегата: фиг.2а - при несимметричной нагрузке (слева и справа), фиг.2б - при симметричной нагрузке; на фиг.3 - зависимость величин токов фаз питающей сети известного в соответствии с [Л.1] трансформаторного агрегата: фиг.3а - при несимметричной нагрузке (слева и справа), фиг.3б - при симметричной нагрузке.

Трансформаторный агрегат с регулированием напряжения для электрифицированных железных дорог переменного тока содержит трехфазный тяговый трансформатор 1.

Первичная обмотка 2 трехфазного тягового трансформатора 1 соединена в звезду.

Вторичная обмотка 3 имеет две фазы: 4 и 5 с концами 6 и 7 и началами 8 и 9 соответственно: т.е. фаза 4 имеет конец 6 и начало 8, а фаза 5 - конец 7 и начало 9.

Конец 6 фазы 4 вторичной обмотки 3 соединен с концом 7 фазы 5 вторичной обмотки 3, образуя общую точку 10, подключенную к тяговому рельсу 11.

Трансформаторный агрегат содержит также два вольтодобавочных трансформатора 12 и 13, имеющих вторичные обмотки, соответственно: вольтодобавочный трансформатор 12 - вторичную обмотку 14, вольтодобавочный трансформатор 13 - вторичную обмотку 15. Вторичные обмотки 14 и 15 вольтодобавочных трансформаторов 12 и 13 соответственно имеют начала и концы: вторичная обмотка 14 имеет начало 16 и конец 17, вторичная обмотка 15 имеет начало 18 и конец 19.

Концы 17 и 19 вторичных обмоток 14 и 15 вольтодобавочных трансформаторов 12 и 13 подключены к началам 8 и 9 соответствующих фаз 4 и 5 вторичной обмотки 3 трехфазного тягового трансформатора 1. В частности, конец 17 вторичной обмотки 14 вольтодобавочного трансформатора 12 подключен к началу 8 обмотки фазы 4 вторичной обмотки 3 трехфазного тягового трансформатора 1; конец 19 вторичной обмотки 15 вольтодобавочного трансформатора 13 подключен к началу 9 обмотки фазы 5 вторичной обмотки 3 трехфазного тягового трансформатора 1. Начала 16 и 18 вторичных обмоток 14 и 15 вольтодобавочных трансформаторов 12 и 13 подключены к соответствующей секции контактной сети. В частности, начало 16 вторичной обмотки 14 вольтодобавочного трансформатора 12 подключено к секции 20 контактной сети; начало 18 вторичной обмотки 15 вольтодобавочного трансформатора 13 подключено к секции 21 контактной сети.

Устройства 22 и 23 регулирования напряжения вторичных обмоток 14 и 15 вольтодобавочных трансформаторов 12 и 13 включены таким образом, чтобы обеспечить изменение чисел витков вторичных обмоток этих трансформаторов.

Из представленных на фиг.2 и 3 зависимостей величин токов фаз трехфазной питающей сети от значений токов нагрузки в контактной сети следует, что за счет подключения вольтодобавочных трансформаторов к фазам «АВ» и «ВС» трехфазной питающей сети происходит дополнительная токовая загруженность фазы «В» питающей сети и, соответственно, более равномерная токовая нагрузка фаз питающей сети. Так, при симметричной одинаковой нагрузке в секциях 20 и 21 (фиг.1) контактной сети ток в фазе «В» питающей сети меньше токов в фазах «А» и «С» в схеме питания контактной сети от трехфазного тягового трансформатора по [Л.1] в 2,37 раза, а в заявляемом трансформаторном агрегате - в 1,56 раза. При несимметричной нагрузке (наличие тока нагрузки в одной секции и отсутствие в другой) токи фаз питающей сети отличаются практически одинаково, соответственно в 2,5 и 2,9 раза.

Введение в трансформаторный агрегат двух вольтодобавочных трансформаторов с подключением их вторичных обмоток последовательно и согласно к вторичным обмоткам трехфазного тягового трансформатора обеспечивает суммирование напряжений вторичных обмоток трехфазного тягового трансформатора и вольтодобавочных трансформаторов и, соответственно, повышение напряжения в контактной сети до 57 В против 47 В в трансформаторном агрегате в соответствии с [Л.1], и в случае равенства получаемой из системы мощности порядка 2580 Вт приведет к уменьшению тока с 52 А до 40,8 А, т.е. на 21%. Снижение в контактной сети тока приведет, в свою очередь, к снижению в ней потерь электрической энергии. Кроме того, исключение одной из фаз вторичной обмотки трехфазного тягового трансформатора позволит существенно снизить затраты на производство трансформаторного агрегата.

Таким образом, заявляемое решение обеспечит:

- повышение напряжения в контактной сети;

- снижение токов нагрузки и потерь электрической энергии в тяговой сети при постоянстве потребляемой мощности;

- улучшение симметрирования фазных токов.

В соответствии с заявляемым решением разработана техническая документация. Изготовлен и испытан опытный образец трансформаторного агрегата. Результаты испытаний подтвердили работоспособность трансформаторного агрегата и широкие возможности его практического применения в будущем. В настоящее время осуществляются работы по изготовлению промышленного образца трансформаторного агрегата.

Литература

1. К.Г.Марквардт. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. Москва. «Транспорт», 1982 г., с.с.25-29; 245-248.

2. А.С.Аватков. Электрификация железных дорог на однофазном токе промышленной частоты. Москва. Трансжелдориздат, 1958 г., с.218, рис.202.

Похожие патенты RU2295793C2

название год авторы номер документа
ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2007
  • Аржанников Борис Алексеевич
  • Григорьев Владислав Фёдорович
  • Светоносов Валерий Петрович
RU2321093C1
ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ АГРЕГАТ С РЕГУЛИРОВАНИЕМ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2006
  • Аржанников Борис Алексеевич
  • Григорьев Владислав Фёдорович
RU2321092C1
ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2007
  • Аржанников Борис Алексеевич
  • Григорьев Владислав Федорович
  • Пышкин Анатолий Александрович
  • Светоносов Валерий Петрович
RU2321154C1
ТРЕХФАЗНЫЙ РЕГУЛИРУЕМЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ПОСТОЯННОЕ 2007
  • Аржанников Борис Алексеевич
  • Светоносов Валерий Петрович
RU2331960C1
ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ АГРЕГАТ ДЛЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2011
  • Ким Константин Константинович
RU2465672C1
СХЕМА ПИТАНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2006
  • Аржанников Борис Алексеевич
RU2307746C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕННОГО НАПРЯЖЕНИЯ 2007
  • Аржанников Борис Алексеевич
RU2339992C1
СИСТЕМА ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2018
  • Аржанников Борис Алексеевич
RU2688194C1
СХЕМА ПИТАНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2006
  • Аржанников Борис Алексеевич
  • Вербицкий Владимир Андреевич
RU2329160C1
Устройство для электроснабжения железных дорог переменного тока 1989
  • Власов Станислав Петрович
  • Воротников Владимир Сергеевич
SU1710384A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 295 793 C2

Реферат патента 2007 года ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ АГРЕГАТ С РЕГУЛИРОВАНИЕМ НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Изобретение относится к электротехнике, к трансформаторостроению, и может быть использовано в трансформаторных агрегатах с регулированием напряжения, предназначенных для электрифицированных железных дорог переменного тока. Технический результат состоит в снижении токов и потерь электрической энергии в контактной сети и улучшении симметрирования фазных токов питающей сети за счет обеспечения возможности регулирования напряжения. Трансформаторный агрегат содержит трехфазный трансформатор, имеющий первичную обмотку и вторичную обмотку, концы обмоток двух фаз которой соединены между собой, образуя общую точку, а начала предназначены для подключения к контактной сети. Согласно изобретению введено два вольтодобавочных трансформатора, вторичная обмотка каждого из которых содержит, по крайней мере, одно устройство регулирования напряжения. Конец вторичной обмотки каждого из вольтодобавочных трансформаторов подключено к началу обмотки соответствующей фазы вторичной обмотки трехфазного трансформатора, а начало - к соответствующей секции контактной сети. Общая точка соединения концов обмоток двух фаз вторичной обмотки трехфазного трансформатора подключена к тяговому рельсу. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 295 793 C2

Трансформаторный агрегат с регулированием напряжения для электрифицированных железных дорог переменного тока, содержащий трехфазный трансформатор, имеющий первичную обмотку и вторичную обмотку, концы обмоток двух фаз которой соединены между собой, образуя общую точку, а начала предназначены для подключения к контактной сети, отличающийся тем, что он содержит два вольтодобавочных трансформатора, конец вторичной обмотки каждого из которых подключен к началу обмотки соответствующей фазы вторичной обмотки трехфазного трансформатора, а начало вторичной обмотки каждого вольтодобавочного трансформатора подключено к одной из двух секций контактной сети, при этом общая точка соединения концов обмоток двух фаз вторичной обмотки трехфазного трансформатора подключена к тяговому рельсу, при этом вторичная обмотка каждого из вольтодобавочных трансформаторов содержит, по крайней мере, одно устройство регулирования напряжения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2295793C2

АВАТКОВ А.С
Электрификация железных дорог на однофазном токе промышленной частоты
- М.: Трансжелдориздат, 1958, с.218 рис.202
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕНСАЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ НАПРЯЖЕНИЯ ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ПОДСТАНЦИИ С АМПЛИТУДНО-ИМПУЛЬСНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ 2000
  • Климаш В.С.
RU2188491C1
RU 2052845 C1, 20.01.1996
Устройство для стабилизации трехфазного переменного напряжения 1987
  • Климаш Владимир Степанович
  • Климаш Сергей Степанович
  • Куделько Анатолий Романович
  • Закс Аркадий Иентелевич
  • Гуревич Юрий Матвеевич
  • Федяй Виктор Николаевич
SU1636832A1
Устройство для регулирования трехфазного напряжения 1982
  • Климаш Владимир Степанович
  • Рудаков Виктор Викторович
SU1056394A1
Устройство для электроснабжения тяговых и районных потребителей 1978
  • Синев Вадим Семенович
SU672702A1
JP 9163607 A, 20.06.1997
МАРКВАРДТ К.Т
Электроснабжение электрифицированных железных дорог
- М.: Транспорт, 1982, с.25-29, 245-248.

RU 2 295 793 C2

Авторы

Аржанников Борис Алексеевич

Пышкин Анатолий Александрович

Григорьев Владислав Федорович

Даты

2007-03-20Публикация

2005-05-11Подача