СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2007 года по МПК G01M15/14 

Описание патента на изобретение RU2297613C2

Изобретение относится к области испытаний турбомашин, в частности к способам контроля их технического состояния с применением методов виброметрии, и может быть применено при испытании двигателя на стенде или в условиях эксплуатации (на самолете или вертолете) после проведения одной из форм технического обслуживания, а также для диагностирования регулятора и отдельных агрегатов, например плунжерных насосов высокого давления.

В качестве исходных сигналов, способных характеризовать техническое состояние элементов газотурбинного двигателя, в первую очередь - элементов газовоздушного тракта (ГВТ), может служить высокочастотная вибрация корпуса двигателя, генерируемая при аэродинамическом взаимодействии вращающихся и неподвижных лопаточных решеток в работающем двигателе. Для описания и анализа указанного взаимодействия обычно используются модели, учитывающие импульсный характер воздействия кромочных следов на следующие по потоку лопатки.

Под воздействием различных факторов, возникающих в процессе эксплуатации, таких, например, как повреждение лопаток, коксование топливных форсунок, прецессионное движение ротора, проходят локальные изменения вектора скорости выходящего из лопаточной решетки потока воздуха. При этом происходит искажение представляемых в виде импульсной последовательности кромочных следов, которое может быть представлено в виде модуляции исходной последовательности импульсов по амплитуде или по частоте. В качестве основной несущей частоты такой импульсной последовательности, например от лопаток рабочего колеса, служит частота следования его лопаток относительно неподвижной точки (произведение частоты вращения ротора на количество лопаток). В спектре вибрации, создаваемой рабочим колесом, может присутствовать не одна, а несколько несущих частот, в том числе кратных основной несущей, присутствие которых обусловлено формой реальных импульсов.

Основная диагностическая информация появляется при взаимодействии потока воздуха с элементами ГВТ двигателя и содержится в параметрах, характеризующих модуляцию кромочных следов. Характеристики дефекта(-ов) определяют параметры промодулированного сигнала. Анализируя изменение вибрационного сигнала, можно диагностировать дефекты.

В предшествующих решениях для контроля технического состояния турбомашины использовались различные варианты измерения составляющих вибрации на частоте следования лопаток и частотах вращения ротора и кратных им частотах с последующим расчетом комбинированных параметров. При возникновении в ГВТ двигателя масштабного дефекта, приводящего к модуляции кромочных следов рабочих лопаток, спектр вибрации около каждой несущей частоты изменяется. Компоненты спектра на частотах, кратных частоте вращения ротора, увеличиваются или уменьшаются в связи с изменением неравномерности рабочих колес. Кроме того, появляются компоненты, которые смещены по частоте от несущей, что обусловлено фазовыми искажениями в последовательности импульсов.

Принятый в качестве прототипа способ диагностики газотурбинного двигателя по заявке №13275 Латвийской Республики обеспечивает как определение состояния ГВТ двигателя в целом, так и локализацию источника ухудшения его рабочих характеристик. Это достигается тем, что после измерения и спектрального анализа вибрации работающего двигателя с помощью установленного на его корпусе вибропреобразователя замеряют энергию спектра сигнала выше и ниже каждой несущей частоты всех ступеней двигателя в боковых полосах шириной, меньшей частоты вращения ротора, а полученные значения сравнивают с этими же величинами, замеренными в исходном состоянии двигателя. При этом о состоянии газовоздушного тракта двигателя в целом судят по величине отклонения значений энергии спектров, замеренных в боковых полосах частот при несущих частотах всех ступеней двигателя, от исходных. Для определения же источника ухудшения характеристик двигателя сравнивают величины значения энергии, замеренные в боковых частотных полосах при несущих частотах каждой ступени двигателя, с этими же величинами в его исходном состоянии.

Современные газотурбинные двигатели выполнены по 2- или даже 3-вальной схеме и каждый ротор имеет от 1-2-х до 10-12-ти ступеней. В каждой ступени имеется рабочее колесо и направляющий или спрямляющий аппарат с присущим им количеством лопаток. В спектре вибрации газотурбинного двигателя в таком случае может существовать несколько десятков и даже сотен видов несущих частот. Амплитудно-частотные характеристики вибрационного тракта двигателя весьма сложны, поэтому характер изменения модуляционных составляющих в разных диапазонах будет различным, что повлияет на достоверность диагноза.

Таким образом, для определения состояния двигателя и, тем более, для локализации дефекта необходимо исследовать десятки или даже сотни (если используется несколько датчиков или направлений измерения) частотных диапазонов на предмет выявления и измерения в них составляющих вибрации, кратных частоте вращения ротора, или полосовых составляющих вибрации около несущих частот. Например, в случае применения вышеуказанного способа для диагностирования двигателя ТВЗ-117 необходимо учесть 11 различающихся по числу рабочих лопаток ступеней, количество датчиков - 2 (по одному на корпусе передней опоры и корпусе турбины) и количество направлений измерения - 3 (3-осные вибропреобразователи). При этом, если ограничиться только двумя частотными диапазонами для каждой первой несущей частоты (ниже и выше несущей), то количество диапазонов исследования будет равным 120. Таблица 1 иллюстрирует необходимое количество измерений (отмечено знаком х) без учета парности диапазонов измерения около каждой несущей в диапазонах частот, соответствующих первым несущим частотам (применительно к двигателю ТВЗ-117).

Таблица 1Место установки датчиковПередняя опораТурбинаНаправление виброперегрузки№ ступениКол-во лопатокЧастота, ГцосевоерадиальноетангенциальноеосевоерадиальноетангенциальноеКомпрессор13711396хххххх24313244хххххх35918172хххххх46720636хххххх57322484хххххх68124948хххххх78927412хххххх8892741298927412108927412118927412128927412турбина компрессора113340964хххххх210131108ххххххсвободная турбина36416000ххх45112750ххх

Учитывая потребность в диагностировании не только ГВТ, но и других частей двигателя, необходимо еще больше расширять перечень несущих частот, включая в него, кроме частот следования (и кратных им) лопаток рабочих колес, также и частоты, генерируемые вращающимися механизмами с импульсным характером взаимодействия элементов, в том числе: частоты перекатывания тел качения в подшипниках, перезацепления зубьев в зубчатых передачах, срабатывания плунжеров в плунжерных насосах.

Проведение такого исследования в широком диапазоне частот в условиях эксплуатации затруднено, во-первых, в силу ограниченного частотного диапазона приборов измерения и анализа вибрации, а во-вторых, из-за необходимости оперативного принятия решения по использованию двигателя. С учетом вышесказанного на практике приходится ограничивать количество исследуемых частотных диапазонов, что существенно сужает достоверность контроля двигателя в реальных условиях его эксплуатации.

Целью настоящего изобретения является повышение достоверности диагностики двигателя в условиях эксплуатации.

Эта цель достигается тем, что в способе диагностики двигатели, основанного на измерении вибрации работающего двигателя с помощью установленного на его корпусе вибропреобразователя и сравнении данных, получаемых в результате спектрального анализа вибрации с этими же величинами, замеренными в исходном состоянии двигателя, сначала проводят спектральный анализ огибающей вибрационного сигнала, выделяемого на характеристических частотах, измеряют амплитуды составляющих полученного спектра в диапазоне от нуля до частоты вращения ротора, имеющего наибольшую скорость вращения, сравнивают полученные значения со значениями в исходном состоянии, а о месте доминирующих источников изменения вибрации судят по частотам составляющих, имеющих наибольшие по величине отклонения замеренных значений от исходных. После определения агрегатов двигателя, являющихся источниками модуляции несущих частот, осуществляют локализацию дефекта до отдельного узла этого агрегата по спектрам вибрации в широком диапазоне частот путем измерения и сравнения с исходными значениями модуляционных составляющих вибрации в диапазонах только тех несущих, частоты которых кратны частотам доминирующих источников.

Сущность изобретения может быть проиллюстрирована графиками, на которых представлены:

на фиг.1 - спектр виброперегрузки (датчик на корпусе передней опоры ротора, установленный в радиальном направлении); 1а - в исходном состоянии двигателя, 1б - с внесенным дисбалансом;

на фиг.2 - спектр виброперегрузки (датчик на корпусе турбины, установленный в радиальном направлении): 2а - в исходном состоянии двигателя, 2б - с внесенным дисбалансом;

на фиг.3 - спектр огибающей виброперегрузки на 1-й характеристической частоте - частоте следования лопаток последней ступени свободной турбины (датчик на корпусе турбины, установленный в радиальном направлении): 3а - в исходном состоянии двигателя, 3б - с внесенным дисбалансом;

на фиг.4 - спектр огибающей виброперегрузки на 2-й характеристической частоте - частоте следования лопаток 3-й ступени компрессора (датчик на корпусе передней опоры, установленный в радиальном направлении): 4а - в исходном состоянии двигателя, 4б - с внесенным дисбалансом;

на фиг.5 - спектр огибающей виброперегрузки на 3-й характеристической частоте - частоте следования лопаток 4-й ступени компрессора (датчик на корпусе передней опоры, установленный в радиальном направлении): 5а - в исходном состоянии двигателя, 5б - с внесенным дисбалансом.

На фиг.1-5 приняты следующие условные обозначения:

ТК - составляющая спектра вибрации на частоте вращения ротора турбокомпрессора; СТ - составляющая спектра вибрации на частоте вращения ротора свободной турбины; цп - составляющая спектра вибрации на частоте вращения центрального привода; рп - составляющая спектра вибрации на частоте вращения рессоры привода; 2рп - составляющая спектра вибрации на частоте 2-й гармоники вращения рессоры привода; пнр - составляющая спектра вибрации на частоте вращения привода насоса-регулятора.

Заявляемый способ реализуется следующим образом.

На каждом роторе двигателя и в указанных выше его агрегатах из основных несущих частот можно выделить одну, характеристическую частоту, связанную с узлом, оптимальным для контроля. Понятие характеристической частоты включает значение центральной частоты, которая определяется произведением частоты вращения ротора (узла) на количество элементов (например, лопаток или плунжеров) и ширину полосы частот измерения. Полоса частот измерения задается в процентном отношении от значения центральной частоты. Перед началом испытаний определяют перечень характеристических частот для испытуемого двигателя, затем устанавливают на корпусе газотурбинного двигателя вибропреобразователь, частотный диапазон которого достаточен для измерения вибрации в широком диапазоне: от нескольких Гц до частот, превышающих частоты следования рабочих лопаток контролируемых ступеней двигателя.

Двигатель выводят на рабочий режим, проводят спектральный анализ огибающей вибрации, выделяемой на характеристических частотах, и измеряют составляющие этого спектра в диапазоне от нуля до частоты вращения ротора, имеющего наибольшую скорость вращения. Полученные значения сравнивают с величинами этих же составляющих, замеренными в исходном состоянии двигателя. По частотам составляющих, имеющих наибольшие по величине отклонения замеренных значений от исходных, определяют доминирующие (основные) источники изменения вибрации. Локализацию дефекта осуществляют по спектрам вибрации, замеренной в широком диапазоне, путем измерения и сравнения с исходными значениями модуляционных составляющих вибрации только тех несущих, частоты которых кратны частотам основных источников.

Пример реализации способа

Способ был реализован для оценки изменения состояния вертолетного газотурбинного двигателя ТВЗ-117.

В ходе испытаний двигателя на стенде завода вибрация измерялась на корпусе передней опоры (компрессор) - передний датчик и на корпусе турбины - задний датчик, в диапазоне частот от 0 Гц до 25 кГц. 3-осные вибропреобразователи измеряли в каждой точке вибрацию одновременно в 3-х направлениях. Сравнительное изменение вибрационных характеристик наблюдалось при сопоставлении результатов испытания одного и того же двигателя в исправном состоянии и с имитирующими возможные повреждения дополнительными неуравновешенными массами, внесенными в турбину компрессора и в свободную турбину. При этом создаваемый в турбине компрессора дисбаланс создавался заведомо большим, чем в свободной турбине.

При испытании в исправном состоянии характеристики двигателя соответствовали техническим условиям, а значения вибрационных параметров двигателя принимались за исходные.

На первом этапе обработки результатов был использован метод спектрального анализа огибающей вибрации. Для анализа огибающей были выбраны характеристические частоты, соответствовавшие частотам следования рабочих лопаток 3-й (18172 Гц) и 4-й (20636 Гц) ступеней компрессора и последней ступени свободной турбины (12750 Гц). В скобках приведены значения характеристических частот, выделенных жирным шрифтом в таблице 1, соответствующих номинальному режиму работы двигателя.

Параметры вибрации измерялись на номинальном режиме работы двигателя. Скорость вращения ротора турбокомпрессора составляла на данном режиме 308 с-1, в то время как скорость вращения свободной турбины - 250 с-1. По результатам испытаний первоначально был проведен спектральный анализ вибрации в диапазоне частот, соответствовавшем частоте вращения ротора турбокомпрессора. Результаты анализа приведены на фиг.1. На передней опоре вибрация на частотах вращения обоих роторов при внесении дефекта практически не изменилась (фиг.1а - исходное состояние, фиг.1б - при внесении дисбаланса). Вибрация на частоте вращения ротора турбокомпрессора, измеренная по датчику на задней опоре, возросла менее чем на 50% (фиг.2а - исходное состояние, фиг.2б - при внесении дисбаланса). Поскольку указанное изменение вибрации находится в пределах разброса вибрации с частотой вращения ротора от запуска к запуску, то определить источник возмущения только по изменению уровня на установившемся режиме не представляется возможным.

На следующем этапе была выделена огибающая вибрации от датчика на турбине на первой характеристической частоте 12750 Гц - частоте следования рабочих лопаток последней ступени свободной турбины и проведен ее спектральный анализ в полосе 0-400 Гц. (Огибающая вибрации на частотах следования лопаток турбины компрессора не исследовалась, поскольку указанные частоты находятся за пределами частотного диапазона имевшейся аппаратуры.)

На фиг.3 приведены полученные спектры огибающей вибрации откуда видно, что при практическом отсутствии заметных узкополосных составляющих, в исходном состоянии (фиг.3а), появление составляющей с частотой вращения ротора турбокомпрессора на фиг.3б однозначно указывает на доминирующий источник возбуждения вибрации - массовую неуравновешенность ротора турбокомпрессора.

На фиг.4 и 5 показаны спектры огибающей вибрации, замеренной датчиком на передней опоре компрессора и выделенной на других характеристических частотах - частотах следования лопаток 3-й (19212 Гц) и 4-й (21817 Гц) ступеней компрессора. В связи с близостью датчика вибрации к приводам, здесь в качестве источников модуляции выступают также и зубчатые передачи, приводимые во вращение ротором турбокомпрессора.

В спектрах огибающей заметна очевидная разница между структурой спектра огибающей в исходном состоянии и при внесении дисбаланса. Например, в 3-й ступени составляющая на частоте вращения ротора турбокомпрессора в исходном состоянии (фиг.4а) практически не выделяется из «шума» (случайной широкополосной вибрации), зато при внесении дисбаланса (фиг.4б) возрастает в два с лишним раза. В 4-й ступени (фиг.5а - исходное состояние и фиг.5б - при внесений дисбаланса) составляющая на роторной частоте при внесении дисбаланса также изменяется почти в два раза, правда, в меньшую сторону. Следовательно, очевиден доминирующий характер изменения роторной вибрации ротора турбокомпрессора. При этом остальные составляющие, связанные с вибрацией приводимых во вращение ротором турбокомпрессора зубчатых передач, меняются в значительно меньшей степени и их изменение находится в пределах обычного для данных компонент разброса.

Изменение вибрации на частоте вращения ротора турбокомпрессора, замеренное на компрессоре, оказалось меньше, чем на турбине, что позволяет сделать вывод не только о том, что доминирующим источником возбуждения вибрации в двигателе является ротор турбокомпрессора, но и частично локализовать дефект, указав, что это - турбина компрессора.

Таким образом, изменение спектра огибающей вибрации (при внесении дисбаланса) указало на то, что:

- наиболее вероятным источником вибрации является ротор турбокомпрессора,

- наиболее вероятным местом нахождения дефекта является турбина компрессора.

С учетом сделанных выводов продолжение исследования вибрации было сокращено за счет исключения из общего объема обработки диапазонов, измеряемых по переднему датчику вибрации, и диапазонов, связанных с частотами следования лопаток турбины компрессора.

Таким образом, использование предлагаемого способа позволило сократить необходимый для выявления дефекта объем исследования спектров вибрации в 20 раз (в табл.1 жирным шрифтом выделены 3 парных диапазона, в которых необходимо провести детальное исследование, вместо всех 60-ти, указанных в ней) и обеспечить повышение оперативности диагностики в условиях эксплуатации.

Похожие патенты RU2297613C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2012
  • Добрянский Георгий Викторович
  • Мельникова Нина Сергеевна
  • Коротков Владимир Борисович
RU2499240C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА 2012
  • Мельникова Нина Сергеевна
  • Коротков Владимир Борисович
RU2522275C2
Способ диагностики технического состояния газотурбинного двигателя 2023
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Посадова Ольга Львовна
RU2812379C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И ПРИВОДНЫХ АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Ушаков Андрей Павлович
  • Тварадзе Сергей Викторович
  • Антонов Константин Викторович
  • Зотов Вадим Владимирович
  • Байков Александр Евгеньевич
RU2379645C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ 2008
  • Посадова Ольга Львовна
  • Фирсов Андрей Владимирович
  • Посадов Владимир Валентинович
RU2395068C2
Способ контроля состояния рабочих лопаток ступени турбомашины 1977
  • Бесклетный Михаил Евгеньевич
  • Игуменцев Евгений Александрович
  • Христензен Вячеслав Львович
SU666454A1
Способ повышения эффективности диагностирования предпомпажного состояния компрессора газотурбинного двигателя 2022
  • Посадов Владимир Валентинович
  • Посадова Ольга Львовна
  • Огородникова Наталия Владимировна
RU2790899C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РЕЗОНАНСНЫХ КОЛЕБАНИЙ ЛОПАТОК РАБОЧЕГО КОЛЕСА В СОСТАВЕ ОСЕВОЙ ТУРБОМАШИНЫ 2011
  • Хориков Анатолий Алексеевич
  • Данилкин Сергей Юрьевич
RU2451279C1
СПОСОБ ВИБРОДИАГНОСТИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В ЭКСПЛУАТАЦИИ ПО ИНФОРМАЦИИ БОРТОВЫХ УСТРОЙСТВ РЕГИСТРАЦИИ 2014
  • Герман Георгий Константинович
  • Исаев Сергей Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Полозов Анатолий Александрович
  • Полозов Сергей Анатольевич
  • Хабаров Павел Анатольевич
RU2556477C1
Способ сборки и балансировки высокооборотных роторов и валопроводов авиационных газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов 2022
  • Сусликов Виктор Иванович
  • Сусликов Сергей Викторович
  • Болотов Михаил Александрович
RU2822671C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 297 613 C2

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области испытаний турбомашин, в частности к способам контроля их технического состояния путем сравнения данных спектрального анализа вибрации работающего двигателя с исходными данными. Целью изобретения является повышение достоверности диагностики двигателя в условиях эксплуатации. Изобретение характеризуется тем, что до проведения спектрального анализа в широком диапазоне производят спектральный анализ огибающей вибрационного сигнала, выделяемого на характеристических частотах, и в результате сравнения амплитуд составляющих полученного спектра с теми же значениями в исходном состоянии двигателя по наибольшим отклонениям определяют основные источники изменения вибрации. После этого локализацию дефекта осуществляют путем измерения и сравнения с исходными модуляционных составляющих вибрации в диапазонах только тех несущих частот, которые кратны частотам с наибольшим отклонением от исходных значений. 5 ил., 1 табл.

Формула изобретения RU 2 297 613 C2

Способ диагностики двигателя, основанный на измерении вибрации работающего двигателя, спектрального анализа вибрации и сравнении получаемых данных с этими же величинами, замеренными в исходном состоянии двигателя, отличающийся тем, что проводят спектральный анализ огибающей вибрационного сигнала, выделяемого на характеристических частотах, измеряют амплитуды составляющих полученного спектра в диапазоне от нуля до частоты вращения ротора, имеющего наибольшую скорость вращения, сравнивают полученные значения с теми же значениями в исходном состоянии, о месте основных источников изменения вибрации судят по частотам составляющих, имеющих наибольшие по величине отклонения замеренных значений от исходных, а локализацию дефекта осуществляют по спектрам вибрации в широком диапазоне частот путем измерения и сравнения с исходными значениями модуляционных составляющих вибрации в диапазонах только тех несущих, частоты которых кратны частотам основных источников.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2297613C2

Чулок с защитой против спускающихся петель 1928
  • В. Роттлов
SU13275A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННЫХ ГТД 1996
  • Виноградов Ю.В.
  • Виноградов В.Ю.
RU2118810C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПО ЕГО ТЕХНИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ 2003
  • Кирюхин В.В.
  • Колотников М.Е.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Мельник В.И.
  • Чепкин В.М.
RU2236671C1
Способ вибродиагностирования газотурбинных двигателей 1990
  • Ремизов Валерий Васильевич
  • Сула Анатолий Сергеевич
  • Михайлов Владимир Васильевич
  • Шестериков Александр Анатольевич
SU1816986A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ 2001
  • Алхимов А.Б.
  • Дроков В.Г.
  • Морозов В.Н.
  • Скудаев Ю.Д.
RU2216717C2
DE 2921976 А, 06.12.1979
US 5396793 А, 14.03.1995.

RU 2 297 613 C2

Авторы

Миронов Алексей

Падеров Анатолий Николаевич

Даты

2007-04-20Публикация

2005-05-11Подача