Настоящее изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, частности к тепловой обработке призабойной зоны скважин, и может быть использовано в горнорудной промышленности.
Известно устройство для термокислотной обработки призабойной зоны скважин, включающее контейнер, заполненный магниевой стружкой и перфорированный в нижней части, трубопровод для подачи соляной кислоты с поверхности в контейнер и клапан в верхней части контейнера (Авторское свидетельство СССР № 142250, МКИ Е 21 В 43/24, 1961 г.).
Недостатком данного устройства является то, что для теплового воздействия в призабойной зоне необходимо с поверхности подавать соляную кислоту, что является опасным, а также из-за коррозии быстро выходит из строя трубопровод.
Известен глубинный твердотопливный нагреватель, который состоит из топливного контейнера в виде цилиндрического корпуса, футерованного изнутри слоем графита, наполненного брикетами древесного угля, пропитанного нефтью (Патент США № 3376928, кл. 166-38, 1968 г.).
В верхней части корпуса размещается запальный механизм в виде термитного запала, приводимого в действие от батарейного электрозапальника и реле времени. Устройство спускается в скважину на стальном тросе через лубрикатор. После срабатывания запальника древесный уголь воспламеняется и нагревает воздух, проходящий в пласт через корпус устройства.
К недостаткам этого устройства следует отнести необходимость закачки воздуха по эксплуатационной колонне, стенки которой, как правило, покрыты нефтяными отложениями с возможным содержанием пирофорных соединений. Вследствие этого, с повышением давления нагнетаемого воздуха, возрастает опасность самовозгорания и взрыва этих отложений, что делает невозможным применение этого устройства в глубоких скважин.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту является глубинный твердотопливный нагреватель, который состоит из топливного контейнера, запального механизма и спускного средства. Контейнер заполнен коксом с прослойкой древесного угля, пропитанного воспламеняющимся составом, в качестве которого используется анилин. Во избежание заполнения пустот пластовой водой внутренняя полость нагревателя залита дизельным топливом. В верхней части контейнера установлен узел переключения потока воздуха для продува призабойной зоны, выполненный в виде цилиндра с радиальными каналами, защищенными шариковыми клапанами, и подвижным поршнем. Запальный механизм выполнен в виде перфорированного цилиндрического корпуса, резака, полусферического клапана и эластичного баллона с воспламеняющей смесью. Запальный механизм сбрасывается сверху, приводя в действие нагреватель. (Авторское свидельство СССР № 933958, МКИ Е 21 В 43/24, 1980 г.)
Нагреватель спускается в скважину посредством НКТ. После продува воздухом призабойной зоны запальный механизм через нижнюю задвижку лубрикатора на устье скважине, скидывается вниз. При ударе приводится в движение полый поршень, при этом открывается канал подачи запальной жидкости, полусферический клапан перекрывает канал подачи воздуха в призабойную зону, баллон разрывается резаком, и воспламеняющая смесь попадает в контейнер с топливом. Происходит воспламенение. В процессе горения температура стенок контейнера и продуктов сгорания резко повышается, что способствует интенсивному прогреву призабойной зоны.
К недостаткам этого устройства следует отнести сложность конструкции узла переключателя потока воздуха и запального механизма, а также возможность преждевременного разрыва баллона при падение в НКТ (при ударе о стыки труб), что приведет к несрабатыванию нагревателя.
Задачей настоящего изобретения является создание глубинного твердотопливного нагревателя, более простого, экономичного и надежного.
Поставленная задача решается тем, что в глубинном твердотопливном нагревателе, содержащем топливный контейнер с решетчатым дном, которое снаружи защищено пробкой, корпус запального механизма, полый поршень, который опускается вниз под действием груза, элемент фиксации полого поршня в верхнем положении, узел переключения потока воздуха посредством каналов и клапанных пар, баллон, заполненный воспламеняющей смесью, в топливном контейнере образуют канал подачи воздуха внутри топлива посредством перфорированной трубки, корпус запального механизма выполнен в виде стакана, в днище которого встроен узел переключения потоков воздуха, полый поршень расположен на дне стакана, элементом фиксации полого поршня в верхнем положение является стопорное кольцо, расположенное в пазу, проточенном на внутренней поверхности стакана, а баллон с воспламеняющей смесью расположен на полом поршне.
На чертеже изображен общий вид нагревателя в продольном разрезе (фиг.1). Положение рабочих органов соответствует моменту продува воздухом.
Нагреватель содержит цилиндрический топливный контейнер 2 с решетчатым дном 10, закрытый пробкой 11. Внутри контейнера 2 установлена перфорированная трубка 13, верхняя кромка которой находится выше уровня топлива на 10-30 мм, а нижняя может иметь зазор с дном 10, или может быть установлена в пазе, проточенном в дне 10, или жестко крепится ко дну 10. Перфорированная трубка может быть изготовлена, например, из металла, картона. Корпус запального механизма 1, выполненный в виде стакана, в днище которого встроен узел переключения потоков воздуха, в котором имеются канал (а) для подачи потока воздуха в призабойную зону, клапанная пара 4, которая защищает запальный механизм от попадания жидкости и газа из призабойной зоны, канал (b) для подачи запальной жидкости и воздуха в контейнер 2, клапанная пара 5 которая служит для предотвращения возможного распространение ударной волны по колоне НКТ 9 при резком повышении давления в момент воспламенения, крышка клапана 7 которая служит для фиксации шарика клапанной пары 5. На внутренней поверхности корпуса запального механизма 1 выполнен паз (фиг.2), в котором устанавливается стопорное кольцо 12, фиксирующие полый поршень 6 в верхнем положении. На полом поршне 6 расположен баллон 3 с воспламеняющей смесью. Для привода нагревателя в действие в колону НКТ сверху сбрасывается груз 14, в качестве груза может быть использован любой предмет массой от 0,5 кг до 1 кг и размером, который позволяют свободно двигаться внутри колоны НКТ и разбить баллон 3.
В исходном положении решетчатое дно контейнера 2 закрыто пробкой 11, а его рабочий объем заполнен твердым топливом, внутри которого помещена перфорированная трубка 13, полый поршень 6 зафиксирован в верхнем положении в пазе корпуса запального механизма 1 стопорным кольцом 12, на нем расположен баллон с воспламеняющей смесью. Груз 14 установлен в патрубке лубрикатора с задвижкой в устье скважины.
Нагреватель работает следующим образом. В НКТ 9 подают воздух, который через отверстие в полом поршне 6, клапанную пару 4 и канал (а) в корпусе 1 попадает в призабойную зону и поглощается пластом.
Для воспламенения твердого топлива в контейнере 2 открывают задвижку лубрикатора и сбрасывают груз 14. Под действием груза 14 баллон 3 разрушается, стопорное кольцо 12 раздвигается, полый поршень 6 перемещается в нижнее положение, перекрывает канал (а) для подачи воздуха в призабойную зону и открывает канал (b) для подачи воздуха и воспламеняющей смеси в контейнер 2 через клапанную пару 5 и крышку клапана 7. Воздух проходит через рабочую полость контейнера 2 и через перфорированную трубку 13, равномерно распределяясь в топливе, и выдавливает пробку 11. Воспламеняющая смесь поступает в рабочую полость контейнера 2 и инициирует горение твердого топлива. В случае резкого повышения давления в момент воспламенения клапанная пара 5 перекрывает отверстия в корпусе механизма 1, предотвращая возможное распространение ударной волны по колоне НКТ.
Для поддержания горения в контейнере 2 подача воздуха через канал (b) и трубку 13 продолжается. Равномерное распределение воздуха по всей полости контейнера обеспечивает выравнивание горения и усиливает его эффективность.
Затрубное пространство изолировано от призабойной зоны пакером, установленным на уровне кровли пласта.
Нагреватель предназначен для работы на глубинах до 2500 м и может быть использован на преобладающем большинстве существующих нефтяных скважин для повышения нефтеотдачи глубоко залегающих пластов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГЛУБИННЫЙ ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ НАГРЕВАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2299312C1 |
ГЛУБИННЫЙ ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ НАГРЕВАТЕЛЬ | 2011 |
|
RU2472921C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОДНОВРЕМЕННО-РАЗДЕЛЬНОЙ ЗАКАЧКИ РЕАГЕНТОВ В СКВАЖИНУ | 2008 |
|
RU2372477C1 |
ГЛУБИННЫЙ РЕАКТОР ДЛЯ ОКИСЛЕНИЯ ЛЕГКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ | 2012 |
|
RU2490441C1 |
УСТРОЙСТВО ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СКВАЖИНЫ | 2015 |
|
RU2588267C1 |
Глубинный нагреватель | 1980 |
|
SU933958A1 |
Способ термохимической обработки нефтяного карбонатного пласта для добычи высоковязкой нефти и устройство для его осуществления | 2021 |
|
RU2765941C1 |
ГАЗОГЕНЕРАТОР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОДУКТИВНОСТИ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН | 2007 |
|
RU2363840C1 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПРИЗАБОЙНОЙ ЗОНЫ ПРОДУКТИВНОГО ПЛАСТА СКВАЖИН | 2004 |
|
RU2271443C1 |
ТЕПЛОГАЗОГЕНЕРАТОР ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ФИЛЬТРАЦИИ ПЛАСТА В ЕГО ПРИСКВАЖЕННОЙ ЗОНЕ | 2010 |
|
RU2439312C1 |
Настоящее изобретение относится к нефтедобывающей промышленности, в частности к тепловой обработке призабойной зоны скважин, и может быть использовано в горнорудной промышленности. Технический результат - создание глубинного твердотопливного нагревателя более простого, экономичного и надежного. Глубинный твердотопливный нагреватель содержит топливный контейнер с решетчатым дном, которое снаружи защищено пробкой; корпус запального механизма, полый поршень, который опускается вниз под действием груза, элемент фиксации полого поршня в верхнем положении, узел переключения потока воздуха посредством каналов и клапанных пар, баллон, заполненный воспламеняющей смесью. При этом в топливном контейнере образован канал подачи воздуха внутри топлива посредством перфорированной трубки. Корпус запального механизма выполнен в виде стакана, в днище которого встроен узел переключения потоков воздуха. Полый поршень расположен на дне стакана. Элементом фиксации полого поршня в верхнем положении является стопорное кольцо, расположенное в пазу, проточенном на внутренней поверхности стакана. Баллон с воспламеняющей смесью расположен на полом поршне. 2 ил.
Глубинный твердотопливный нагреватель, содержащий топливный контейнер с решетчатым дном, которое снаружи защищено пробкой, корпус запального механизма, полый поршень, который опускается вниз под действием груза, элемент фиксации полого поршня в верхнем положении, узел переключения потока воздуха посредством каналов и клапанных пар, баллон, заполненный воспламеняющей смесью, отличающийся тем, что в топливном контейнере образуют канал подачи воздуха внутри топлива посредством перфорированной трубки, корпус запального механизма выполнен в виде стакана, в днище которого встроен узел переключения потоков воздуха, полый поршень расположен на дне стакана, элементом фиксации полого поршня в верхнем положении является стопорное кольцо, расположенное в пазу, проточенном на внутренней поверхности стакана, а баллон с воспламеняющей смесью расположен на полом поршне.
Глубинный нагреватель | 1980 |
|
SU933958A1 |
Забойный нагреватель | 1980 |
|
SU941549A1 |
Скважинный электронагреватель | 1988 |
|
SU1627671A1 |
СКВАЖИННЫЙ ЭЛЕКТРОДНЫЙ НАГРЕВАТЕЛЬ | 1996 |
|
RU2119577C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ ПРИЗАБОЙНОЙ ЗОНЫ СКВАЖИНЫ | 2001 |
|
RU2208145C1 |
СПОСОБ РАСТЕПЛЕНИЯ ГЛУХОЙ ГИДРАТОПАРАФИНОВОЙ ПРОБКИ В НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИНАХ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2110670C1 |
US 3376928 A, 09.04.1968 | |||
JP 9119283 A, 06.05.1997 | |||
JP 3005590 A, 11.01.1991. |
Авторы
Даты
2007-05-20—Публикация
2006-09-15—Подача