Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении строительных конструкций из монолитного железобетона.
Известен температурно-усадочный шов, выполненный в виде закладного элемента, состоящего из перегородки на всю толщину и ширину поперечного сечения элемента. (В.П.Каменцев, Л.Б.Мойжес. Современные методы бетонных работ при строительстве мостов. Транспорт, М., 1972, с.126).
Этот температурно-усадочный шов имеет два недостатка. Во-первых, он предназначен для бетонных элементов. В железобетонных элементах наличие арматуры делает практически невозможным его установку. Во-вторых, температурно-усадочная трещина может частично образоваться с одной стороны закладного элемента, а частично - с другой, что существенно затрудняет ее последующее инъектирование.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому является температурно-усадочный шов железобетонного элемента, содержащего продольную (т.е. в направлении ожидаемых температурно-усадочных деформаций) и поперечную арматуру, выполненный в виде перегородки, установленной на всю ширину поперечного сечения элемента, при этом продольная арматура в зоне шва в поперечном сечении элемента выполнена непрерывной, а перегородка выполнена в виде размещенного между продольной арматурой перпендикулярно к ней листа с прикрепленными к нему с одной стороны анкерами (патент РФ №2202673, опубл. БИ №11, 2003 г.).
Этот температурно-усадочный шов имеет следующий основной недостаток. Конструкция шва ориентирована на одноразовое формирование "организованной трещины" после остывания от разогрева за счет экзотермии цемента при бетонировании. После этого она инъектируется, и дальнейших колебаний температуры конструкции не происходит. Если происходят дальнейшие знакопеременные изменения температуры конструкции, то в температурно-усадочном шве данной конструкции могут произойти недопустимые локальные нарушения в контакте арматуры и бетона.
Предлагаемым изобретением решается задача повышения надежности и долговечности возводимых монолитных конструкций, в частности устройства полотна проезжей части мостов и тоннелей, подпорных стен и других протяженных конструкций без деформационных швов.
Для достижения указанного технического результата температурно-усадочный шов железобетонного элемента, содержащий продольную и поперечную арматуру, выполненный в виде перегородки, установленной на всю ширину поперечного сечения элемента, при этом продольная арматура в зоне шва в поперечном сечении элемента выполнена в виде непрерывных стержней, а перегородка выполнена в виде размещенного перпендикулярно к продольной арматуре листа с прикрепленными к нему с одной стороны анкерами снабжен еще арматурными анкерами, которые попарно прикреплены ко всем непрерывным стержням продольной арматуры, по одному с обеих сторон перегородки на расстоянии la от нее, при этом la определяют из условий сопоставимости общих величин упругой деформации непрерывных стержней продольной арматуры на этом участке и упругой деформации всего железобетонного элемента длиной L, а площадь поперечного сечения Fарм всех непрерывных стержней продольной арматуры определяют из условия сопоставимости прочности на растяжение отдельно продольной арматуры и всего железобетонного элемента площадью поперечного сечения Fб.
Кроме того, площадь Fарм непрерывных стержней продольной арматуры может быть определена на формуле:
,
где Fб - площадь поперечного сечения всего железобетонного элемента, приведенная к бетону, см2;
σрб - растягивающее напряжение в бетоне, при котором возникают трещины, кг/см2;
σарм - напряжение в непрерывном стержне при достижении железобетонным элементом максимальной температуры, кг/см2.
Кроме того, длину участка la определяют по формуле:
где α - коэффициент линейного расширения, 1/град;
Т- разность начальной и минимальной температур железобетонного элемента, град;
Еб - модуль упругости бетона, кг/см2;
L - длина полусекции железобетонного элемента, см;
Еа - модуль упругости стали, кг/см2.
А еще на участках длиной la, между перегородкой и анкером, непрерывные стержни продольной арматуры могут быть отделены от бетона, например, с помощью смазки или трубки, т.е. прослойкой природного материала.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где
на фиг.1 изображено сечение железобетонного элемента с температурно-усадочным швом;
на фиг.2 приведено начальное состояние в период бетонирования железобетонного элемента;
на фиг.3 приведено состояние, когда железобетонный элемент после экзотермического разогрева остыл до температуры наружного воздуха в период строительства;
на фиг.4 - момент инъектирования цементным молоком трещины в период, отраженный на фиг.3;
на фиг.5 - состояние, когда в холодный период года температура железобетонного элемента достигает минимального значения;
на фиг.6 - состояние, когда в теплый период года температура железобетонного элемента достигает максимального значения;
на фиг.7 приведена принципиальная схема, поясняющая различие работы основной части железобетонного элемента и непрерывной арматуры в зоне температурно-усадочного шва;
на фиг.8 приведена схема деформаций в элементе, ограниченном с двух сторон температурно-усадочным швом;
Температурно-усадочный шов железобетонного элемента содержит перегородку 1, установленную по всей ширине поперечного сечения железобетонного элемента 2, и снабженную анкерами 3, присоединенными к перегородке 1 с одной ее стороны. Перегородка выполнена в виде размещенного перпендикулярно продольной арматуре 4 листа, для чего лучше использовать профильный металл. Продольная арматура 4, т.е. арматура в направлении ожидаемых температурно-усадочных деформаций, может быть в зоне температурно-усадочного шва непрерывной. Однако из условий удобства бетонирования или каких-либо других условий может быть прервана. Тогда непрерывность продольной арматуры в зоне температурно-усадочного шва обеспечивается устройством специальных непрерывных стержней 5 продольной арматуры. Для обеспечения непрерывности стержни 5 присоединяются к продольной арматуре 4, например, с помощью сварных швов 6. Для передачи усилия от стержня 5 на бетон элемента 2 устроены арматурные анкера 7. Для обеспечения анкерного эффекта могут быть использованы зоны сварных швов 6, пересечения с поперечной арматурой 8, а еще выполнены специальные дополнительные элементы. Арматурные анкера 7 устраиваются в обе стороны от перегородки 1 на каждом непрерывном стержне 5 продольной арматуры на расстоянии la. Между продольной арматурой и внешними поверхностями на продолжении листа 1 устанавливаются прокладки 9, которые вынимаются после бетонирования или лист 1 продолжается до внешней поверхности с разрезами для продольной арматуры. Возможно вообще не укладывать прокладки, а устраивать надрезы - концентраторы.
Температурно-усадочный шов работает следующим образом.
На фиг.2-6 приведены различные стадии работы продольного сечения железобетонного элемента между центрами смежных секций, разделенных температурно-усадочными швами. Центры смежных секций остаются неподвижными в процессе изменения температуры наружного воздуха, но происходит формирование напряженного состояния и деформации, приводящие к раскрытию или сокращению трещины на контакте между секциями. Расстояние между центрами секций 2L.
В результате экзотермического процесса температура бетона достигает высокой температуры, например, +50°С. В этот момент напряжения в бетоне равны нулю (фиг.2).
Когда конструкции остыли до температуры наружного воздуха во время строительства, например, до +10°С, трещина раскрылась на величину δ2, которая определяется по формуле δ2=α·T·2L (фиг.3).
В этот период (фиг.4) трещина должна быть заинъектирована твердеющим раствором, например цементным молоком.
Когда температура плиты проезжей части достигает минимального значения, полные температурные деформации уменьшаются на δ2 и δупр (упругие деформации плиты за счет растягивающих напряжений в непрерывной арматуре) (фиг.5).
Когда температура плиты проезжей части достигает максимального значения, зазор полностью ликвидируется, а в бетоне возникают сжимающие напряжения (фиг.6).
Рассмотрим более подробно схему работы непрерывной арматуры в зоне трещины. На фиг.7 приведена условная схема работы двух полусекций плиты проезжей части: в зоне трещины вместо жесткой железобетонной плиты проезжей части на растяжение работает тонкая "шейка" из арматуры. Деформативность арматуры при работе на растяжение в 15 раз больше, чем бетона (величина предельной относительной деформации стали на растяжение определяется отношением предела упругости к модулю упругости, а величина предельной относительной деформации бетона на растяжение определяется отношением предела прочности бетона на растяжение к модулю упругости бетона), поэтому после образования трещины все деформации на растяжение концентрируются в зоне работы арматуры.
На фиг.8 показано, что при образовании трещины и передаче усилий целиком на арматуру концентрация напряжений имеет место у торца бетонной части. Поэтому здесь нарушается контакт арматуры и бетона. Для улучшения передачи напряжений от непрерывного стержня 5 к бетону элемента 2 целесообразно устройство утолщений - арматурных анкеров 7, в которых на протяжении их длины имеет место снижение растягивающих напряжений обратно пропорционально площадям поперечных сечений, в связи с чем легче обеспечить передачу напряжений на бетон.
Анкер 7 устраивают на расстоянии la от листа перегородки 1.
Величину la и Fарм можно назначить из следующих выкладок:
Из равенств (1), (3) и (4) получаем:
После соответствующих алгебраических преобразований получаем:
В момент достижения минимальной температуры усилие Рарм в непрерывной арматуре должно быть не больше усилия Рбет, вызывающего образование трещины в бетоне:
В противном случае возникнут трещины в бетоне.
Из равенств (6), (7), (8) следует условие:
где ΔLполн - температурная деформация участка железобетонного элемента длиной L при достижении минимальной его температуры, см;
Δlарм - упругая деформация участка стального непрерывного стержня 5 на длине la при достижении минимальной температуры железобетонного элемента, см;
α - коэффициент линейного расширения, 1/град;
Т - разность начальной и минимальной температур железобетонного элемента, град;
L - длина полусекции железобетонного элемента, см;
Δlрб - деформация железобетонного элемента, при которой возникают трещины, см;
εрб - относительная деформация ж.б. элемента, при которой возникают трещины, б/р;
σрб - растягивающее напряжение в бетоне, при котором возникают трещины, кг/см2;
Еа, Еб - модули упругости соответственно стали и бетона, кг/см2;
εа - относительная деформация в непрерывном стержне в момент достижения железобетонным элементом минимальной температуры, б/р;
Fб - приведенная к бетону площадь поперечного сечения всего железобетонного элемента, см2;
где Fбет - площадь бетона, см2;
Fa - площадь стальной арматуры, см2;
σарм - напряжение в непрерывном стержне при достижении железобетонным элементом минимальной температуры, кг/см2.
Область эффективного применения предлагаемого технического решения, в частности, - изготовление плиты проезжей части конструкций тоннельного типа, когда плита имеет жесткое боковое закрепление. При такой конструкции может быть устроено непрерывное полотно проезжей части без деформационных швов, что обеспечивает комфортность движения и повышенную надежность и долговечность.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕМПЕРАТУРНО-УСАДОЧНЫЙ ШОВ | 2001 |
|
RU2202673C2 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ МОСТОВЫХ БЕТОННЫХ ОПОР | 2000 |
|
RU2165491C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СБОРНЫХ И ВОЗВЕДЕНИЯ МОНОЛИТНЫХ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ | 2004 |
|
RU2273707C1 |
СПОСОБ РАСПАЛУБКИ БЕТОННЫХ МАССИВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ | 2000 |
|
RU2172808C1 |
МОНОЛИТНАЯ ДВУХСЛОЙНАЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ПЛИТА | 2003 |
|
RU2243316C1 |
ПРЕДНАПРЯЖЕННОЕ НЕРАЗРЕЗНОЕ СТАЛЕЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ МОСТА И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2018 |
|
RU2701258C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ МОНОЛИТНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ МОСТОВЫХ ОПОР-СТЕНОК | 2001 |
|
RU2208082C2 |
Гидравлическое моделирующее устройство | 1975 |
|
SU564639A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ПЕРЕКРЫТИЙ МОНОЛИТНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ | 2001 |
|
RU2206679C2 |
СПОСОБ БЕТОНИРОВАНИЯ МОНОЛИТНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, ПРОТЯЖЕННЫХ ПО ПЛОЩАДИ | 2001 |
|
RU2211892C2 |
Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при сооружении строительных конструкций из монолитного железобетона, а именно при устройстве полотна проезжей части мостов и тоннелей, подпорных стен и других протяженных конструкций без деформационных швов. Температурно-усадочный шов выполнен в виде перегородки, установленной на всю ширину поперечного сечения железобетонного элемента, и содержит продольную и поперечную арматуру, причем продольная арматура в зоне шва в поперечном сечении элемента выполнена в виде непрерывных стержней, а перегородка выполнена в виде размещенного перпендикулярно к продольной арматуре листа с прикрепленными к нему с одной стороны анкерами. Новым в предлагаемом изобретении является то, что температурно-усадочный шов содержит дополнительно арматурные анкеры, которые прикреплены попарно ко всем непрерывным стержням продольной арматуры по одному с обеих сторон перегородки на расстоянии la от нее, которое определяют из условий сопоставимости общих величин упругой деформации непрерывных стержней продольной арматуры на этом участке и упругой деформации всего железобетонного элемента длиной L, а площадь поперечного сечения Fарм всех непрерывных стержней продольной арматуры определяют из условия сопоставимости прочности на растяжение отдельно указанной продольной арматуры и всего железобетонного элемента площадью поперечного сечения fб. Суммарную площадь Fарм непрерывных стержней продольной арматуры и длину участка la определяют из соответствующих зависимостей. Технический результат предлагаемого изобретения заключается в повышении надежности и долговечности возводимых протяженных строительных конструкций из монолитного железобетона без устройства деформационных швов. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.
где Fб - площадь поперечного сечения всего железобетонного элемента, приведенная к бетону, см2;
σрб - растягивающее напряжение в бетоне, при котором возникают трещины, кг/см2;
σарм - напряжение в непрерывном стержне при достижении железобетонным элементом минимальной температуры, кг/см2;
где α - коэффициент линейного расширения, 1/град;
Т - разность начальной и минимальной температур железобетонного элемента, град;
L - длина полусекции железобетонного элемента, см;
Еа, Еб - модули упругости соответственно стали и бетона, кг/см2.
ТЕМПЕРАТУРНО-УСАДОЧНЫЙ ШОВ | 2001 |
|
RU2202673C2 |
ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ПРОЛЕТНОЕ СТРОЕНИЕ МОСТА | 1998 |
|
RU2132903C1 |
Деформационный шов здания | 1990 |
|
SU1791568A1 |
US 3218941 A, 23.11.1965 | |||
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания | 1917 |
|
SU96A1 |
Авторы
Даты
2007-05-27—Публикация
2005-10-18—Подача