ПИЛОТНЫЙ КЛАПАН Российский патент 2007 года по МПК F16K17/32 

Описание патента на изобретение RU2300040C2

Изобретение относится к арматуростроению и может быть применено в нефтегазодобывающей промышленности для автоматического перекрытия потока среды нефтяных и газовых скважин.

Известно отсечное устройство, содержащее запорный элемент с поршневым пневмоприводом и пилотный клапан со штоком, источник управляющей среды, клапаны, шарнирно-рычажные связи (а.с. №1028932, МПК F16K 17/32). Недостатком данной конструкции является недостаточная точность, узкий диапазон контролируемого давления в транспортируемой среде.

Технической задачей данной разработки является повышение надежности, точности, расширение диапазона контролируемого давления в транспортируемой среде.

Данная задача решается с помощью пилотного клапана, соединенного с запорным элементом и с источником управляющей среды, содержащего корпус со штуцерами входа, выхода, дренажа управляющей среды, подпружиненный отсекатель, подпружиненный шток с механизмом переключения, связанного посредством шарнирно-рычажной связи и мембранного узла с транспортируемой средой. Мембранный узел, в свою очередь, связан посредством шарнирно-рычажной связи с механизмами настройки клапана, настроенных как на понижение, так и на повышение давления, позволяющих контролировать давление в транспортирующей среде в определенном диапазоне. При изменении давления ниже минимального или выше максимального происходит срабатывание клапана на закрытие запорного элемента.

Устройство пилотного клапана пояснено чертежами: на фиг.1 показан пилотный клапан в разрезе; на фиг.2 - сечение А-А; на фиг.3 - вид Б.

Пилотный клапан, соединенный с запорным элементом (не показано), с источником управляющей среды (не показано), состоит из корпуса 1, со штуцерами входа 2, выхода 3 и дренажа 4, штока 5, подпружиненного пружиной 6. Механизм переключения клапана содержит гайку 7, закрепленную на конце штока 5, установленную в стакане 8, внутри которого имеется пружина 6 с опорой на шайбу 9. Сверху гайка 7 закрывается колпаком 10. С другой стороны шток 5 сочленен с отсекателем 11, подпружиненным пружиной 12, закрепленной на штуцере входа 2. Полость прохождения управляющей среды отделена от полости механизма переключения кольцом 13. Шток 5 взаимодействует со стопором 14. Давление транспортируемой среды воздействует на шток 5 через мембранный узел 15, контактирующий со стержнем 16 и через штифт 17 па рычаг 18, закрепленный на оси 19а, сочлененный через ось 19 с рычагом 20, который контактирует со стопором 14 и опорой 21, взаимодействующей с коромыслом 22, закрепленным с помощью оси 23. На обоих концах коромысла 22 установлены по опоре со сферической поверхностью 24 и 25, на которые опираются шайбы 26 и 27 механизма настройки (Б - механизм настройки на понижение давления; В - механизм настройки на повышение давления). Механизмы настройки состоят из пружин 28 и 29, установленных в гильзы 30 и 31, закрытых стаканами 32 и 33. На наружной поверхности гильз 30, 31 и стаканов 32, 33 имеются соответственные деления, образуя микрометрические винты, которые сверху закрываются колпаками 34 и 35.

В исходном состоянии к пилотному клапану подведены давление потока транспортируемой среды и давление рабочей среды запорного органа.

Пилотный клапан работает следующим образом: выставляется давление срабатывания клапана при понижении (механизм настройки Б) и при повышении давления (механизм настройки В). Взводится механизм переключения клапанов: потянув за гайку 7, предварительно сняв колпак 10, сжимают пружину 6. Взведение контролируется по увеличению зазора между гайкой 7 и стаканом 8. Вход для управляемого газа в штуцер 2 открыт. При понижении давления транспортируемой среды в шлейфе уменьшается усилие, действующее на мембрану мембранного узла 15, соответственно уменьшается усилие, действующее через стержень 16 на пружину 28. Пружина 28 разжимается и перемещает стержень 16 вниз, соответственно вниз переместится опора 21, которая, взаимодействуя с рычагом 18, закрепленным на оси 19а, поворачивает его вниз. Рычаг 18 взаимодействует с рычагом 20 косым срезом, в то же время оси соединены между собой осью 19. Оба рычага 18 и 20 поворачиваются по часовой стрелке как одно целое. Рычаг 18 взаимодействует со стопором 14, перемещая его вниз и освобождая шток 5. Шток 5 под действием пружины 6 перемещается и закрывает отсекателем 11 вход управляющей среды через штуцер 2 на штуцер выхода 3. Давление из штуцера 3 стравливается через штуцер 4. Запирающий элемент (не показан) перекрывает поток транспортируемой среды газа в шлейфе. При восстановлении давления транспортируемой среды в шлейфе увеличивается усилие на мембрану мембранного узла 15 и стержень 16, преодолевая усилие пружины 28, перемещается вверх. Для приведения пилотного клапана в рабочее положение необходимо вручную взвести механизм переключения клапана, сняв колпак 10 и потянув за гайку 7.

При работе на понижение давления пружина 29 выключена из работы, так как опора 25 опирается на корпус, т.е. опора 25 имеет ограничение движения снизу.

При повышении давления транспортируемой среды в шлейфе увеличивается усилие, действующее на мембрану 15, соответственно увеличивается усилие, действующее через стержень 16 на пружину 29. Стержень 16 перемещается вверх, взаимодействуя с рычагом 18 через штифт 17, поворачивает последний вверх. Рычаг 18 скреплен с рычагом 20 осью 19. В то же время рычаг 20 от перемещения вверх удерживается винтом 19б. Таким образом при перемещении рычага 18 вверх рычаг 20 проворачивается вокруг точки контакта винта 19б и пластины 19в. Свободный конец рычага 20 взаимодействует со стопором 14, перемещая его вниз и освобождая шток 5. Шток 5 под действием пружины 6 перемещается вместе с отсекателем 11, закрывая проход управляющей среды со штуцера 2 входа на штуцер 3 выхода. Давление из штуцера 3 выхода стравливается через штуцер 4.

При восстановлении давления транспортируемой среды в шлейфе уменьшается усилие на мембрану узла 15 и стержень 16, под действием пружины 29 перемещается вниз. Для приведения пилотного клапана в рабочее положение необходимо вручную взвести механизм переключения, потянув за гайку 7, предварительно сняв колпак 10.

При работе на повышение давления пружина 28 выключена из работы, так как коромысло 22 выступом упирается в корпус 1, т.е. опора 24 имеет ограничение движения сверху.

Таким образом, конструкция данного пилотного клапана надежна, обладает высокой степенью точности регулирования давления в транспортируемой среде, кроме того расширяет диапазон контролируемого давления.

Похожие патенты RU2300040C2

название год авторы номер документа
ПИЛОТНЫЙ КЛАПАН 2007
  • Лачугин Иван Георгиевич
  • Шевцов Александр Петрович
  • Гриценко Владимир Дмитриевич
  • Чагин Сергей Борисович
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Штин Сергей Александрович
RU2337265C1
КЛАПАН КОНТРОЛЯ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ 2015
  • Гриценко Владимир Дмитриевич
  • Шевцов Александр Петрович
  • Лачугин Иван Георгиевич
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Рягузов Владимир Викторович
  • Белогубец Федор Александрович
RU2612537C1
КЛАПАН КОНТРОЛЯ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ 2015
  • Гриценко Владимир Дмитриевич
  • Шевцов Александр Петрович
  • Лачугин Иван Георгиевич
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Рягузов Владимир Викторович
  • Белогубец Федор Александрович
RU2612664C1
КЛАПАН-ОТСЕКАТЕЛЬ 2004
  • Котов Юрий Иванович
RU2271438C2
КЛАПАН-ОТСЕКАТЕЛЬ 2010
  • Данилин Алексей Викторович
  • Стрельцов Валерий Александрович
RU2447259C2
Отсечное устройство 1981
  • Арифулин Рафик Хасанович
  • Осипова Седа Михайловна
SU1028932A1
Наземное устройство для перекрытия потока нефти из скважины 1990
  • Эфендиев Октай Исмаил Оглы
  • Рзаев Али Исламович
  • Ахмедов Хикмет Юсиф Оглы
SU1765359A1
Управляемый клапан-отсекатель для газовых скважин 2020
  • Котляров Артем Леонидович
RU2726677C1
Клапан-отсекатель 2016
  • Окороков Сергей Анатольевич
  • Данилин Алексей Викторович
  • Стрельцов Валерий Александрович
RU2640074C2
Клапан-отсекатель 2020
  • Бойцов Михаил Анатольевич
  • Кофлер Михаил Петрович
  • Ушенин Алексей Валентинович
RU2766505C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 300 040 C2

Реферат патента 2007 года ПИЛОТНЫЙ КЛАПАН

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для применения в нефтегазодобывающей промышленности для автоматического перекрытия потока среды нефтяных и газовых скважин. Пилотный клапан связан с запорным элементом и с источником управляющей среды. Пилотный клапан содержит корпус со штуцерами входа, выхода и дренажа, шток, шарнирно-рычажные связи. Подпружиненный шток с подпружиненным отсекателем имеет механизм переключения и связан с транспортируемой средой через мембранный узел. Этот мембранный узел соединен посредством шарнирно-рычажной связи помимо подпружиненного штока с механизмами настройки клапана. Механизмы настройки реагируют на понижение и на повышение давления в транспортируемой среде в шлейфе. Они связаны посредством шайб и опор со сферической поверхностью и установлены на противоположных концах коромысла. Коромысло закреплено на оси и взаимодействует с шарнирно-рычажной связью. Изобретение направлено на повышение надежности, точности и расширение диапазона контролируемого давления в транспортируемой среде. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 300 040 C2

1. Пилотный клапан, связанный с запорным элементом и с источником управляющей среды, содержащий корпус со штуцерами входа, выхода и дренажа, шток, шарнирно-рычажные связи, отличающийся тем, что подпружиненный шток с подпружиненным отсекателем имеет механизм переключения и связан с транспортируемой средой через мембранный узел, соединенный посредством шарнирно-рычажной связи помимо подпружиненного штока с механизмами настройки клапана, реагирующими на понижение и на повышение давления в транспортируемой среде в шлейфе, связанными посредством шайб и опор со сферической поверхностью, установленными на противоположных концах коромысла, закрепленного на оси, которое взаимодействует с шарнирно-рычажной связью.2. Пилотный клапан по п.1, отличающийся тем, что опора со сферической поверхностью механизма настройки на понижение давления транспортируемой среды в шлейфе имеет ограничение в перемещении сверху, а опора со сферической поверхностью механизма настройки на повышение давления транспортируемой среды в шлейфе имеет ограничение в перемещении снизу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2300040C2

Отсечное устройство 1981
  • Арифулин Рафик Хасанович
  • Осипова Седа Михайловна
SU1028932A1
КЛАПАН 0
  • А. Соломченко И. Г. Филатов Московское Отделение Центрального Научно Исследовательского Проектно Конструкторского Котлотурбинного Института И. И. Ползунова
SU373474A1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН 1991
  • Гвидо Ван Де Моортеле[Be]
RU2015440C1
US 3623506 A, 30.11.1971
Способ обработки лесоматериала и валочная машина для его реализации 2022
  • Гринкевич Алексей Вадимович
  • Козлов Георгий Леонидович
RU2786242C1
СТАНОК-КАЧАЛКА ДЛЯ ДОБЫЧИ НЕФТИ 2022
  • Деникин Эрнст Иванович
RU2801627C1

RU 2 300 040 C2

Авторы

Шевцов Александр Петрович

Лачугин Иван Георгиевич

Гриценко Владимир Дмитриевич

Чагин Сергей Борисович

Штин Сергей Александрович

Даты

2007-05-27Публикация

2005-08-25Подача