Изобретение относится к двигателестроению, точнее к поршням, уплотняемым упругими кольцами.
Известен способ уплотнения зазора между рабочей поверхностью цилиндра и внешней цилиндрической поверхностью поршня путем установки упругих колец в канавках поршня.
Известный способ уплотнения требует частых ремонтов, замены поршней и упругих колец с предварительной шлифовкой цилиндра. В двухтактных двигателях это особенно снижает ресурс и надежность работы, т.к. имеет место вредное взаимодействие уплотнительных упругих колец с кромками выхлопных и продувочных окон.
Наиболее близким по совокупности признаков является способ уплотнения от давления газов на поршень, путем применения разрезных упругих колец, устанавливаемых в теле поршня (см. патент РФ 2135789, опубл. 27.08.1999 г.).
Известен поршень, наиболее близкий по совокупности признаков к заявляемому, содержащий упругие поршневые кольца, установленные в канавках поршня, и уплотнительные подпружиненные вставки (см. патент РФ 2050456, опубл. 20.12.1995 г.).
К причинам, препятствующим достижению технического результата при использовании известного способа уплотнения и поршня, относится то, что в известном способе и поршне ограничены функциональные возможности, т.к. имеет место малая площадь контакта цилиндра и поршня, большая контактная нагрузки на них и быстрый износ, а также износ упругих колец, особенно в двухтактных двигателях при наличии взаимодействия колец с кромками выхлопных и продувочных окон.
Сущность изобретения заключается в следующем.
Задачей изобретения является создание способа уплотнения и поршня с возможно большей площадью контакта цилиндра и поршня, а также ликвидировать возможность взаимодействия упругих уплотнительных поршневых колец с кромками выхлопных и продувочных окон.
Технический результат - расширение функциональных возможностей рассматриваемого способа уплотнения и поршня.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается за счет того, что в известном способе уплотнения радиального зазора между рабочей поверхностью цилиндра и внешней цилиндрической поверхностью поршня в двигателях внутреннего сгорания путем размещения упругих колец в канавках поршня сектор радиального зазора, центр которого находится на линии приложения нормальной силы давления газов на поршневой палец, уплотняется принудительным совмещением внешней цилиндрической поверхности поршня, по всей длине его образующей с рабочей поверхностью цилиндра путем применения подпружиненных толкателей и последующей притиркой указанных совмещенных поверхностей в пределах угла плотного прилегания внешней цилиндрической поверхности поршня на рабочей поверхности цилиндра.
Технический результат достигается также за счет того, что в поршне, содержащем упругие кольца, установленные в канавках поршня, подпружиненную вставку, согласно изобретению в теле поршня выполнена главная цилиндрическая полость, ось которой расположена перпендикулярно оси поршня и является биссектрисой угла α, где α - угол сектора радиального зазора, уплотненного принудительным совмещением поверхностей поршня и цилиндра, при этом α>γ, где γ - угол пролета выхлопного или продувочного окна цилиндра, указанная главная цилиндрическая полость со стороны принудительно совмещенных поверхностей ограничена внутренней стенкой поршня, а с противоположной стороны образует окно, выходящее ниже упругих колец уплотнения на рабочую стенку цилиндра, центральный участок главной цилиндрической полости преобразован в щечки, параллельно расположенные друг к другу относительно оси поршня и препятствующие осевому перемещению поршневого пальца, канавки поршня под упругие уплотнительные кольца выполнены с недорезом на угол α, а упругие кольца имеют форму канавок, в промежутке между упругими кольцами в теле поршня с противоположной стороны от принудительно совмещенных поверхностей выполнены малые цилиндрические полости с размещенными в них подпружиненными толкателями, которые с одной стороны упираются в стенку цилиндра, а с другой через пружины - в поршень, в главной цилиндрической полости устанавливается главный цилиндрический толкатель с возможностью осевого и радиального перемещения, в центральной части главного толкателя образована полость с отверстием под установку поршневого пальца и головку шатуна на нем, в окне главной цилиндрической полости имеются прорези для прохода поршневого пальца, а в юбке поршня имеется проем для обеспечения прохода шатуна при сборке, со стороны торца главного толкателя, прилегающего к внутренней стенке поршня, имеется проточка с возможностью установки в ней пружины, которая упирается в стенки поршня и толкателя, фиксируя его на рабочей поверхности цилиндра.
При использовании отличительных признаков описываемых изобретений не выявлено каких-либо аналогичных известных решений.
На чертежах представлено:
фиг.1 - эскиз главного вида двухтактного двигателя с поршнем и цилиндром;
фиг.2 - сечение по А-А фиг.1;
фиг.3 - эскиз A1-A1 - фрагмент сечения по А-А фиг.1 после поворота коленвала на угол 90°;
фиг.4 - сечение по В-В фиг.2;
фиг.5 - сечение по С-С фиг.2;
фиг.6 - сечение по D-D фиг.2;
фиг.7 - сечение по Е-Е фиг.1.
Сведения, подтверждающие возможность осуществления группы изобретений с получением вышеуказанного технического результата.
Предлагаемый способ уплотнения радиального зазора между рабочей поверхностью цилиндра и внешней цилиндрической поверхностью поршня в двигателях внутреннего сгорания путем упругих колец, установленных в канавках, когда сектор радиального зазора, центр которого находится на линии приложения нормальной силы давления газов на поршневой палец, уплотняется принудительным совмещением внешней цилиндрической поверхности поршня по всей длине его образующей с рабочей поверхностью цилиндра путем применения подпружиненных толкателей и последующей притиркой указанных совмещенных поверхностей в пределах угла α, где α - угол плотного прилегания внешней цилиндрической поверхности поршня на рабочей поверхности цилиндра.
Заявляемый поршень 1 установлен в цилиндре 2 двухтактного двигателя 3 (см. фиг.1 и 2), при этом в определенном месте цилиндрическая поверхность 4 поршня 1 принудительно совмещена с рабочей поверхностью 5 цилиндра 2, в зоне принудительного совмещения указанных поверхностей 4 и 5 обеспечивается их плотное прилегание в пределах угла α, а выхлопное отверстие 6 (или продувное отверстие) в цилиндре 2 располагается так, чтобы угол пролета его γ оказался в пределах угла α, если часть радиального зазора 7 уплотняется путем плотного прилегания поверхностей 4 и 5, то остальная часть зазора 7 уплотняется упругими кольцами 8, усеченными на угол α и установленными в соответствующие им канавки 9, особенностью конструкции поршня 1 является наличие в его теле главной цилиндрической полости 10, ориентация которой находится в строгом соответствии с центральной образующей совмещенных поверхностей 4 и 5, ось полости 10 совмещена с осью диаметра цилиндра 2 и является биссектрисой угла α, полость 10 с одной стороны ограничена стенкой 11 поршня 1, а с другой образует окно 12, выходящее на стенку цилиндра 2 ниже упругих колец 8, центральный участок полости 10 преобразован в щечки 13 и 14, препятствующие осевому перемещению поршневого пальца 15, несущего на себе шатун 16, в главной цилиндрической полости 10 размещается главный толкатель 17 с возможностью радиального и осевого смещения, предусматривающего самоустановку толкателя 17, который находится в сборе с поршневым пальцем 15 и шатуном 16, для этого в толкателе 17 имеется отверстие под палец 15 и проем для размещения головки шатуна 16, пружина 18, установленная между стенкой 11 поршня 1 и торцем толкателя 17 в нише проточки 19, выполняет функцию принудительного совмещения поверхностей 4 и 5 (см. фиг.5), в головке поршня 1 между кольцами 8 размещены малые цилиндрические полости 20 с установленными в них малыми толкателями 21, подпружиненными пружинами 22, месторасположение малых толкателей 21 также определяет их функцию принудителей совмещения поверхностей 4 и 5 в области угла α (см. фиг.7), для осуществления установки поршневого пальца 15 и шатуна 16 внутри поршня 1 в окне 12 главной цилиндрической полости 10 имеются прорези 23 под проход пальца 15, а в юбке поршня 1 - вертикальный проем 24 под проход шатуна 16.
Работа поршня 1 в двухтактном двигателе 3 совершается по известной цикловой схеме.
Рассмотрим особенности поведения предлагаемого способа уплотнения и поршня 1 во время испытываемых им цикловых нагрузок от давления газов, возникающих в надпоршневом пространстве.
Предложенный способ уплотнения радиального зазора 7 принудительным совмещением поверхностей 4 и 5 предусматривает прежде всего устранение утечек рабочего газа плотным прилеганием большой площади поверхностей 4 и 5 друг к другу в области нахождения выхлопных (или продувных) отверстий 6. Этот факт позволяет существенно уменьшить контактное усилие поршня 1 на цилиндр 2, кроме того, исключить взаимодействие кромок выхлопных (или продувных) отверстий 6 с упругими кольцами 8.
Необходимо отметить, что нормальное усилие F (см. фиг.3), возникающее от давления рабочих газов, воспринимается главным толкателем 17 и нейтрализуется от возможного нежелательного перемещения толкателя 17 силами трения, инерционными силами масс толкателя 17, пальца 15 и шатуна 16, а также усилием пружины 18. Это обстоятельство позволяет рекомендовать использовать конструкции с отклонением шатунов на угол β как можно меньших величин.
На основании вышеизложенного можно утверждать, что предложенный способ уплотнения и поршень 1 максимально снижают износ стенок поршня 1 и упругих колец 8, кроме того, их износ и отсутствие теплового зазора на кольцах 8 не влияют на качество уплотнения и могут служить весь ресурс работы двигателей внутреннего сгорания.
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к поршням двигателей внутреннего сгорания, уплотняемым упругими кольцами. Изобретение позволяет расширить функциональные возможности рассматриваемого способа уплотнения и поршня. Способ уплотнения радиального зазора между рабочей поверхностью цилиндра и внешней цилиндрической поверхностью поршня в двигателях внутреннего сгорания заключается в том, что устанавливают упругие кольца в канавках поршня. Сектор радиального зазора, центр которого находится на линии приложения нормальной силы давления газов на поршневой палец, уплотняется принудительным совмещением внешней цилиндрической поверхности поршня по всей длине его образующей с рабочей поверхностью цилиндра путем применения подпружиненных толкателей и последующей притиркой указанных совмещенных поверхностей в пределах угла плотного прилегания внешней цилиндрической поверхности поршня на рабочей поверхности цилиндра. Поршень содержит упругие кольца, установленные в канавках поршня, подпружиненную вставку. В теле поршня выполнена главная цилиндрическая полость, ось которой расположена перпендикулярно оси поршня и является биссектрисой угла α, где α - угол сектора радиального зазора, уплотненного принудительным совмещением поверхностей поршня и цилиндра, при этом α>γ, где γ - угол пролета выхлопного или продувочного окна цилиндра, указанная главная цилиндрическая полость со стороны принудительно совмещенных поверхностей ограничена внутренней стенкой поршня, а с противоположной стороны образует окно, выходящее ниже упругих колец уплотнения на рабочую стенку цилиндра. Центральный участок главной цилиндрической полости преобразован в щечки, параллельно расположенные друг к другу относительно оси поршня и препятствующие осевому перемещению поршневого пальца. Канавки поршня под упругие уплотнительные кольца выполнены с недорезом на угол α, а упругие кольца имеют форму канавок, в промежутке между упругими кольцами в теле поршня. С противоположной стороны от принудительно совмещенных поверхностей выполнены малые цилиндрические полости с размещенными в них подпружиненными толкателями, которые с одной стороны упираются в стенку цилиндра, а с другой через пружины - в поршень. В главной цилиндрической полости установлен главный цилиндрический толкатель с возможностью осевого и радиального перемещения. В центральной части главного толкателя образована полость с отверстием под установку поршневого пальца и головку шатуна на нем. В окне главной цилиндрической полости имеются прорези для прохода поршневого пальца, а в юбке поршня имеется проем для обеспечения прохода шатуна при сборке, со стороны торца главного толкателя, прилегающего к внутренней стенке поршня, имеется проточка с возможностью установки в ней пружины, которая упирается в стенки поршня и толкателя, фиксируя его на рабочей поверхности цилиндра. 2 н.п. ф-лы, 7 ил.
СПОСОБ РАБОТЫ ДВУХТАКТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВУХТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ В.Н.ЛАВРЕНТЬЕВА | 1997 |
|
RU2135789C1 |
ПОРШЕНЬ | 1992 |
|
RU2050456C1 |
Шатунно-поршневая группа двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1456626A1 |
Единый поршневой узел двигателя внутреннего сгорания | 1991 |
|
SU1778345A1 |
Цилиндропоршневая группа для высокофорсированного двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1562502A1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ПОРШНЯ | 1996 |
|
RU2119080C1 |
Поршень двигателя внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1792496A3 |
Устройство для укладки ленточного волокнистого материала в контейнер | 1984 |
|
SU1175844A1 |
JP 60119349 А, 26.06.1985. |
Авторы
Даты
2007-06-20—Публикация
2005-09-12—Подача