Изобретение относится к электротехнике, а именно к регулируемым двигателям переменного тока, и может быть использовано при проектировании и производстве электропривода, необходимого для плавного и экономичного регулирования скорости вращения вала в широких пределах ее изменения с сохранением достаточно высокого пускового момента.
Известна конструкция коллекторного двигателя переменного тока [1], принцип действия которого основан на законах электромагнитной индукции и притяжения электромагнита к магнитному материалу.
Существенными недостатками данного двигателя являются конструктивная сложность и наличие тяжелых условий коммутации, что ограничивает широкое применение их на практике.
Изобретение направлено на создание регулируемого электродвигателя переменного тока без коллектора с целью упрощения его конструкции и устранения тяжелых условий коммутации.
Это достигается тем, что статор включает в себя две части - асинхронную и магнитную с явно выраженными полосами и независимыми друг от друга обмотками возбуждения на них, оси которых расположены в параллельных плоскостях и под углом α друг к другу, а наконечники магнитной части имеют клювообразную форму, обеспечивающую уменьшение воздушного зазора.
На фиг.1 изображен предлагаемый электродвигатель: на фиг.2 - вид по стрелке А на фиг.1; на фиг.3 показаны механические характеристики двигателя.
Статор двигателя включает в себя две части - асинхронную 1 и магнитную 2 с явно выраженными полюсами, оси которых расположены в параллельных плоскостях и под углом α друг к другу (фиг.2). Асинхронная часть сектора имеет наконечники обычной формы, а магнитная - клювообразную форму, обеспечивающую уменьшение воздушного зазора. На фиг 2 они показаны соответственно сплошной и пунктирной линиями.
На полюсах асинхронной и магнитной частей статора установлены независимо друг от друга соответственно обмотки возбуждения 3 и 4, и тем самым они представляют собой два независимых друг от друга магнитопровода.
На валу 5, вращающемся в соответствующих опорах в корпусе статора, установлен жестко якорь 6 с короткозамкнутыми обмотками 7, тем самым представляющий собой электромагнит.
Электродвигатель работает следующим образом.
При подключении обмоток 3 к источнику напряжения в асинхронной части статора 1 возникнет главный магнитный поток Ф (см. фиг.1 и 2), который в свою очередь индуцирует в короткозамкнутых обмотках 7 якоря э.д.с. Мгновенное направление последних показано на фиг.2 попарно крестиками и точками. Указанные э.д.с. будут возбуждать в магнитной части статора 2 поток Ф1, который, взаимодействуя с ее полюсами, создает вращающий якорь момент М1. Поток Ф1, стремясь укоротить свою протяженность, будет поворачивать якорь 6 против часовой стрелки моментом М1.
Для увеличения вращающего момента М1 подают на обмотки 4 ток возбуждения, направление которого выбирается таким образом, чтобы направление возникающего под действием этого тока в полюсах 2 магнитного потока совпадало с потоком Ф1.
Асинхронная часть статора совместно с якорем представляют собой «асинхронный двигатель» с явно выраженными полюсами без начального момента. В связи с этим с увеличением скорости вращения якоря 6 и под действием магнитного потока Ф1 в «асинхронном двигателе» будет возникать возрастающий момент М2, достигающий своего максимального значения при скольжении S=0,2 (соответствует n≈2800 об/мин). Таким образом, якорь двигателя вращается под действием результирующего момента (М), равного сумме моментов, создающихся за счет потока Ф1 в магнитной части статора (M1) и «асинхронном двигателе» (М2).
На фиг.3 представлены графики изменения указанных моментов (механические характеристики) в зависимости от числа оборотов n и скольжения S. Здесь 1-M1=f1(n); 2-М2=f2(S); 3-М=М1+М2; Мn - пусковой момент, создаваемый потоком Ф1. Механическая характеристика М=f1(n)+f2(S) предлагаемого двигателя является жесткой, что обеспечивает высокопроизводительную работу всего электропривода в транспортных средствах.
Регулированные скорости вращения якоря двигателя можно производить тремя способами:
1) изменением напряжения только в обмотках полюсов асинхронной части статора;
2) изменением напряжения только в обмотках полюсов магнитной части статора;
3) одновременным изменением напряжений в вышеуказанных обмотках.
Применение предлагаемого изобретения в промышленности позволит создавать практически любой мощности двигатели переменного тока с достаточно простой конструкцией, экономичным и плавным регулированием скорости вращения вала в широких пределах ее изменения, сохраняя при этом необходимый высокий пусковой момент, а также значительно снизить стоимость электропривода.
Источники информации
1. А.С. СССР №1483561, кл. Н02К 27/06, 1989.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БЕСКОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 2007 |
|
RU2358376C1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1996 |
|
RU2092959C1 |
РЕПУЛЬСИОННЫЙ БЕСКОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2412517C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1996 |
|
RU2096896C1 |
МАШИННО-ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ АГРЕГАТ | 1995 |
|
RU2096893C1 |
СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С МОДУЛИРОВАННОЙ МДС ЯКОРЯ | 2009 |
|
RU2414790C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С МОДУЛИРОВАННОЙ МДС ЯКОРЯ | 2009 |
|
RU2414789C1 |
МОДУЛЬНАЯ СИНХРОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2010 |
|
RU2414039C1 |
МОДУЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2010 |
|
RU2414791C1 |
УСИЛИТЕЛЬ МАГНИТНОГО ПОТОКА И СИЛОВЫЕ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА НА ЕГО ОСНОВЕ | 2000 |
|
RU2201001C2 |
Изобретение относится к области электротехники, а именно к регулируемым двигателям переменного тока, и может быть использовано при проектировании и производстве электропривода, необходимого для плавного и экономичного регулирования скорости вращения вала в широких пределах ее изменения с сохранением достаточно высокого пускового момента. Сущность изобретения заключается в том, что статор двигателя состоит из двух частей - асинхронной и магнитной с независимыми обмотками возбуждения на их полюсах, оси которых расположены в параллельных плоскостях и под углом α друг к другу. Технический результат от использования данного изобретения состоит в обеспечении возможности создания электродвигателя переменного тока практически любой мощности, обладающего достаточно простой конструкцией и низкой стоимостью, с экономичным и плавным регулированием скорости вращения вала в широких пределах ее изменения при сохранении необходимого, достаточно высокого пускового момента, а также значительного снижения стоимости электропривода. 3 ил.
Электродвигатель переменного тока, содержащий статор с магнитоприводом и якорь с электромагнитом, отличающийся тем, что статор содержит две части - асинхронную и магнитную с явно выраженными полюсами и независимыми друг от друга обмотками возбуждения на них, оси которых находятся в параллельных плоскостях и под углом α друг к другу, а наконечники магнитной части имеют клювообразную форму, обеспечивающую уменьшение воздушного зазора.
Коллекторный электродвигатель переменного тока | 1987 |
|
SU1483561A1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1996 |
|
RU2092959C1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2001 |
|
RU2218652C2 |
ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1997 |
|
RU2158464C2 |
Умножитель частоты следования импульсов | 1980 |
|
SU945964A1 |
US 6476534 А2, 05.11.2002. |
Авторы
Даты
2007-07-20—Публикация
2006-03-09—Подача