Изобретение относится к конструкциям муфт свободного хода, применяемых в машиностроении, предпочтительно в области двигателестроения для обеспечения передачи вращающего момента от вала стартера к коленчатому валу двигателя во время пуска и автоматического отключения стартера от двигателя после его запуска.
Известны роликовые муфты свободного хода, в которых ролики заклинивают в результате возникновения сил трения в сопряженных деталях. Заклинивание ролика происходит в клиновой части, выполненной в виде отрезка логарифмической кривой, спирали Архимеда или дуги со смещенным радиусом по линии контакта ролика с наружной и внутренней полумуфтами. Величина передаваемого крутящего момента обеспечивается длиной или количеством заклинивающих роликов в муфте. Для обеспечения надежного контакта роликов с рабочими поверхностями полумуфт применяются индивидуальные или групповые прижимные устройства [1].
В процессе эксплуатации на рабочих поверхностях появляется выработка, заклинивающий ролик перекашивается, происходит поломка прижимных устройств и муфта выходит из строя.
Также недостатком роликовых муфт является нетехнологичность изготовления ведущей полумуфты. По технологическому исполнению ведущие полумуфты роликовых муфт могут быть выдавленными или сварными. Каждое исполнение имеет свои недостатки:
- сварная конструкция ненадежна в эксплуатации из-за недостаточной прочности сварных соединений и низкой точности стыковки свариваемых деталей;
- для получения выдавленной обоймы требуется оснастка со сложной конфигурацией пуансона, недолговечного в работе и трудоемкого в изготовлении.
Известна муфта свободного хода для привода колеса велосипеда, выполненная в виде клиньев, подвижно расположенных между звездочкой и втулкой и взаимодействующих с шариками подшипника [2].
Однако большое количество контактирующих с шариком деталей, которые должны быть установлены с зазором для обеспечения свободного вращения колеса велосипеда при обгоне, допускают осевое смещение шариков, что может привести к отказу муфты в работе.
Известны клиновые обгонные муфты (муфты свободного хода), содержащие наружную и внутреннюю полумуфты и расположенные между ними заклинивающие элементы, каждый из которых состоит из двух клиньев, сопряженных между собой по цилиндрической поверхности [3]. Однако эти муфты не допускают высоких скоростей обгона и имеют большие габаритные размеры. Такие муфты не могут быть использованы для пусковых систем двигателей внутреннего сгорания.
В муфте предлагаемой конструкции заклинивающие шарики контактируют только с клиновыми сухариками и одной из полумуфт, клиновые сухарики установлены неподвижно, для чего в одной из полумуфт выполнены упоры, исключающие перемещение клиновых сухариков. Заклинивание шариков происходит в клиновой части, выполненной в виде отрезка логарифмической кривой, спирали Архимеда или дуги со смещенным радиусом. Для ориентировки движения шариков в одной из полумуфт и в клиновых сухариках выполнены беговые дорожки по радиусу шариков. Заглубление шариков в полумуфту и в клиновые сухарики позволило получить контакт шарика по образующей, вместо точечного, получаемого в шарикоподшипниках, и тем самым снизить концентрацию напряжений в шарике, полумуфте и в клиновых сухариках. Заглубление шариков в полумуфту и в клиновые сухарики позволило значительно уменьшить общий габарит муфты по сравнению с роликовой муфтой аналогичного назначения.
На фиг.1 показан общий вид муфты предлагаемой конструкции; на фиг.2 показана муфта в разрезе; фиг.3 и 4 иллюстрируют варианты установки клиновых сухариков; фиг.5-7 иллюстрируют варианты исполнения клиновых сухариков.
Описание конструкции предлагаемой муфты свободного хода.
Ведущая полумуфта 1 имеет простую цилиндрическую форму, а заклинивающая часть муфты (клиновой сухарик) 3 выполнена отдельной деталью. В качестве заклинивающего элемента используется шарик 4. С целью увеличения длины линии заклинивания шарика 4 на контактных поверхностях клинового сухарика 3 и ведомой полумуфты 2 выполнены канавки по радиусу заклинивающих шариков 4. Муфта закрыта кожухом 6, предохраняющим ее от саморазборки. Если наружный диаметр ведомой полумуфты 2 меньше диаметра отверстия кожуха 6, между ведомой полумуфтой 2 и кожухом 6 устанавливаются упорные полукольца 7, предохраняющие ведомую полумуфту 2 от выпадания. Для предохранения муфты от попадания в нее пыли и грязи между кожухом 6 и упорными полукольцами 7 может быть установлена уплотнительная прокладка 8.
В конструкции муфты для исключения контакта прижимной пружины 5 с заклинивающими шариками 4 может быть предусмотрена установка упоров 9. Для исключения радиального смещения клиновых сухариков 3 в ведущей полумуфте 1 предусмотрены выступы 1а (или впадины 1б). Надежная фиксация клиновых сухариков 3 может быть обеспечена одним выступом 1а (или впадиной 1б), остальные клиновые сухарики 3 будут тормозиться, упираясь один в другой. Для обеспечения надежного упора прижимной пружины 5 в заклинивающий шарик 4 в торце клинового сухарика 3 выполнены выступы 3а, закрывающие канавку под установку заклинивающего шарика 4. В случае изготовления ведущей полумуфты 1 со впадинами под фиксацию клиновых сухариков 3 на клиновых сухариках 3 выполнены зацепы 3б.
Работа муфты свободного хода. При включении муфты свободного хода в работу ведущая полумуфта 1 поворачивается относительно неподвижной еще ведомой полумуфты 2, заклинивающие шарики 4 под действием прижимных пружин 5 и возникших между клиновыми сухариками 3 ведущей 1 и ведомой 2 полумуфтами сил трения перемещаются в узкую часть клинового пространства, и муфта заклинивается.
После запуска двигателя частота вращения ведомой полумуфты 2 с шестерней 2а превышает частоту вращения ведущей полумуфты 1; за счет сил трения заклинивающие шарики 4 отжимаются в широкую часть клинового пространства и муфта свободного хода проскальзывает.
Источники информации
1. Описание изобретения к авторскому свидетельству SU 1032247 А1, М кл. F16d 41/06.
2. Описание изобретения к авторскому свидетельству SU 364491 А1, М кл. F16d 41/24.
3. Описание изобретения к авторскому свидетельству SU 333327 А, М кл. F16d 41/07.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обгонная муфта управляемая и роликовый заклинивающий механизм для этой муфты | 2016 |
|
RU2618575C1 |
ОБГОННАЯ МУФТА | 1992 |
|
RU2029148C1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
Обгонная муфта | 1991 |
|
SU1810657A1 |
Механизм свободного хода | 1975 |
|
SU524939A1 |
МУФТА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ ОБГОННАЯ | 2006 |
|
RU2334139C1 |
РОЛИКОВАЯ ОБГОННАЯ МУФТА | 1971 |
|
SU432311A1 |
Обгонная муфта | 1989 |
|
SU1756684A1 |
ЗУБЧАТАЯ ОБГОННАЯ МУФТА | 2005 |
|
RU2298711C2 |
Фрикционная обгонная муфта | 1990 |
|
SU1783188A1 |
Изобретение относится к конструкциям муфт свободного хода. Муфта свободного хода содержит ведущую и ведомую полумуфты и расположенное между ними заклинивающее устройство. Заклинивающее устройство муфты выполнено отдельным элементом и состоит из клиновых сухариков, заклинивающих шариков и прижимных пружин. Для размещения заклинивающих шариков в клиновых сухариках и ведомой полумуфте выполнены канавки по радиусу заклинивающих шариков. При этом клиновые сухарики надежно зафиксированы в ведущей полумуфте посредством выступов и впадин в клиновых сухариках и ведущей полумуфте. Клиновой сухарик и ведомая полумуфта могут иметь две канавки или более для расположения заклинивающих шариков в два ряда или более. Технический результат заключается в упрощении конструкции, уменьшении металлоемкости и повышении надежности в работе. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.
ПРИВОД КОЛЕСА ВЕЛОСИПЕДА | 0 |
|
SU364491A1 |
Муфта свободного хода | 1982 |
|
SU1032247A1 |
0 |
|
SU272619A1 | |
JP 2003113925 А, 18.04.2003 | |||
Наборная клавиатура | 1971 |
|
SU496693A1 |
Необратимая муфта | 1987 |
|
SU1427099A1 |
Авторы
Даты
2007-08-20—Публикация
2005-03-10—Подача