ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2007 года по МПК F02K3/02 

Описание патента на изобретение RU2305200C2

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, в частности к конструкциям воздушно-реактивных двигателей.

Известен воздушно-реактивный двигатель, содержащий турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, и размещенную перед выходным сопло камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с камерой, для обеспечения поступления в нее атмосферного воздуха на бесфорсажном режиме (см. патент WO 0227177, кл. F02K 1/38, опубл. 04.04.2004).

Недостатки данного двигателя - ограничение функциональных возможностей двигателя, ограниченное число режимов его работы, невозможность работы двигателя при форсаже для создания повышенной тяги этого режима.

Технический результат - расширение функциональных возможностей двигателя и повышение тяги двигателя.

Указанный технический результат достигается тем, что воздушно-реактивный двигатель, содержащий турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с камерой, для обеспечения поступления в нее атмосферного воздуха на бесфорсажном режиме работы, согласно изобретению снабжен расположенным за турбиной и перед камерой сопловым блоком, выполненным с возможностью вращения вокруг своей оси и имеющим, по меньшей мере, два внутренних канала, каждый из которых входом гидравлически сообщен с турбиной, а выходом - с камерой, и имеет профилированные в виде сопел выходные сечения, при этом на форсажном режиме окно камеры закрыто заслонками, и камера работает как форсажная.

На фиг.1 схематично изображен воздушно-реактивный двигатель (продольный разрез) с сопловым блоком и заслонками в положении «закрыто»;

на фиг.2 - воздушно-реактивный двигатель (продольный разрез) с сопловым блоком и заслонками в положении «открыто» и пилонами, расположенными внутри камеры;

на фиг.3 - изображено сечение А-А фиг.2;

на фиг.4 - воздушно-реактивный двигатель (продольный разрез) с сопловым блоком и пилонами, расположенными снаружи камеры (вариант выполнения);

на фиг.5 - изображено сечение Б-Б фиг.4;

на фиг.6 - общий вид двигателя, вариант выполнения окон;

на фиг.7 - общий вид двигателя, вариант расположения камеры относительно турбокомпрессорной части;

на фиг.8 - общий вид двигателя с заслонками в положении «закрыто»;

на фиг.9 - схематично изображен сопловой блок в увеличенном масштабе;

на фиг.10 - изображен вид В фиг.9;

на фиг.11 - изображен вид Г фиг.9.

Воздушно-реактивный двигатель (фиг.1, 2, 4) содержит турбокомпрессорную часть с компрессором 1, турбиной 2 и камерой сгорания 3, а также камеру 4, размещенную перед выходным соплом 5. Камера 4 может быть расположена на расстоянии от турбокомпрессорной части (см. фиг.7) или примыкать к турбокомпрессорной части (см. фиг.6). Выходное сопло 5 крепится к камере 4. За турбиной 2 и перед камерой 4 расположен сопловой блок 6, установленный в подшипниках 7; сопловой блок 6 имеет возможность вращения вокруг своей продольной оси (см. фиг.1, 2, 4).

Сопловой блок 6 (фиг.9) имеет, по меньшей мере, два, например шесть, внутренних каналов 8, симметричных относительно оси вращения соплового блока 6. Каналы 8 (фиг.1, 2, 4) входами (входными сечениями) гидравлически сообщены с турбиной 2, например, через общее сечение 9 (фиг.10), имеющее кольцевую форму на входе газа в сопловой блок 6. Выходы (выходные сечения) каналов 8 выполнены профилированными в виде сопел 10 (см. фиг.11).

Камера 4 имеет, по меньшей мере, одно окно 11 и регулируемые заслонки 12. Регулируемые заслонки 12 имеют возможность перемещения относительно окна 11 с образованием конфузорного (по потоку) канала 13 (фиг.2, 4), сообщенного с камерой 4 через окно 11, для обеспечения поступления в камеру 4 атмосферного воздуха на бесфорсажных режимах работы. Выполнение канала 13 конфузорным обеспечивает образование дополнительной силы тяги двигателя за счет притока атмосферного воздуха и образования на стенках конфузорного канала 13 пониженных статических давлений. Регулируемые заслонки 12 связаны с приводными механизмами 14, выполненными, например, в виде гидроцилиндров с системой управления. При работе двигателя на бесфорсажных режимах приводные механизмы 14 удерживают заслонки 12 в открытом положении (фиг.2, 4).

Для крепления турбокомпрессорной части и камеры 4 двигателя имеются внутренние пилоны 15 (фиг.1, 2, 7), которые могут служить перемычками, образующими окна 11 в камере 4. Как вариант выполнения окна 11 могут быть выполнены на боковой поверхности камеры 4 (фиг.6).

Как вариант выполнения пилоны 16 (фиг.4) могут быть наружными.

Двигатель работает следующим образом.

При работе двигателя на обычных, крейсерских скоростях полета (на бесфорсажных режимах) (фиг.2, 4) приводные механизмы 14 удерживают заслонки 12 в открытом положении с образованием конфузорного канала 13. Через канал 13 и окна 11 в камеру 4 поступает воздух из атмосферы (направление потока воздуха показано на фиг.2, 4 стрелками). Работа турбокомпрессорной части осуществляется по типичной схеме: воздух поступает в компрессор 1, где сжимается, и подается в камеру сгорания 3, куда одновременно подается топливо. Образующиеся продукты сгорания поступают в турбину 2. Газовый поток после расширения в турбине 2 поступает во вращающийся сопловой блок 6. В сопловом блоке 6 газ поступает в общий канал, где, разделяясь, проходит через каналы 8 и поступает в проточный тракт камеры 4 в виде вращающихся струй. Во внутреннем пространстве камеры 4 происходит взаимодействие и передача энергии от газа из соплового блока 6 к атмосферному воздуху, поступающему через открытые окна 11. После камеры 4 поток поступает в сопло 5, из которого истекает в атмосферу. Такой прием позволяет увеличить тягу или снизить расход топлива за счет принципа «присоединения массы».

На режиме форсажа окно 11 (или окна) камеры 4 закрыты заслонками 12. Работа турбокомпрессорной части осуществляется по типичной схеме: воздух поступает в компрессор 1, где сжимается, и подается в камеру сгорания 3, куда одновременно подается топливо. Образующиеся продукты сгорания поступают в турбину 2. Газовый поток после расширения в турбине 2 поступает во вращающийся сопловой блок 6. В сопловом блоке 6 газ поступает в общий канал, где, разделяясь, проходит через каналы 8 и поступает в проточный тракт камеры 4 в виде вращающихся струй. Одновременно в камеру 4 подается топливо (как в обычной форсажной камере). Разделение на несколько потоков газового потока в сопловом блоке 6 улучшает условия смешения газа и топлива в камере 4. После камеры 4 поток поступает в сопло 5, из которого истекает в атмосферу.

Разделение потока на несколько струй в сопловом блоке 6, профилирование выходных сечений 10 и струй, а также собственно вращение соплового блока 6 необходимы для улучшения условий взаимодействия (повышения КПД) энергообмена двух потоков: высоконапорного газа из двигателя и атмосферного воздуха. При этом струи газа приобретают форму «газового шнека» и не вращаются. Последнее достигается тем, что газ, выходящий из соплового блока 6, имеет собственную скорость истечения, вектор которой направлен под углом к оси соплового блока 6 и оси симметрии камеры 4, и приобретает переносную скорость от вращения соплового блока 6. Результирующая скорость отдельных частиц газа направлена вдоль оси камеры 4 и выходного сопла 5.

Благодаря описанному выше процессу формирования газовых потоков происходит их взаимодействие и эффективная передача энергии от потока газа, истекающего из соплового блока 6, атмосферному воздуху с высоким коэффициентом полезного действия (около75%) и минимальными потерями, то есть - с высокой эффективностью.

Собственно вращение соплового блока 6 происходит за счет проходящего через него газа, когда незначительная часть работы расходуется на преодоление вентиляционных потерь и потерь трения в подшипниках 7 и уплотнениях соплового блока 6.

Наружный диаметр D соплового блока 6 выбирается из соотношения D/Dтурб.=0,5-2,0, где Dтурб. - диаметр турбины двигателя.

Увеличение расхода газа за счет поступления атмосферного воздуха при одновременном повышении КПД процесса энергообмена газовыми потоками позволяют увеличить тягу, как это имеет место, например, в эжекторных усилителях тяги, или позволяют снизить удельный расход топлива двигателя.

На бесфорсажном режиме полета данную камеру 4 можно отнести к разновидности так называемого эжекторного усилителя тяги (Ененков В.Г. и др. Авиационные эжекторные усилители тяги, М.: Машиностроение, 1980). Камера 4 в этом случае выполняет роль второго контура двигателя, который, как известно, повышает топливную экономичность путем присоединения дополнительной массы воздуха к основному потоку газа двигателя.

Таким образом, в представленном двигателе совмещены функции двигателя с форсажной камерой, который применяется на высоких скоростях полета, и экономичного двигателя с достаточно высокой степенью двухконтурности, который применяется, обычно, на более низких скоростях полета (до Мп≈1,0).

Похожие патенты RU2305200C2

название год авторы номер документа
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2019
  • Куликов Владимир Дмитриевич
RU2727532C1
ТУРБОЭЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Письменный В.Л.
RU2190772C2
Двухконтурный турбореактивный двигатель 1972
  • Воронцов Александр Васильевич
  • Дембо Николай Самуилович
  • Люлька Архип Михайлович
SU1809145A1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Ефимов Андрей Сергеевич
  • Иванов Игорь Николаевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Котельников Андрей Ростиславович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Вадим Николаевич
RU2555933C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Береснева Татьяна Александровна
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2555939C2
АВИАЦИОННЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2007
  • Алексеев Юрий Сергеевич
  • Ивах Александр Федорович
RU2353790C1
ТУРБОЭЖЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 2016
  • Письменный Владимир Леонидович
RU2645373C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Агафонов Юрий Михайлович
  • Брусов Владимир Алексеевич
  • Брусова Татьяна Сергеевна
  • Агафонов Николай Юрьевич
  • Аблаева Екатерина Яковлевна
  • Балымов Александр Фёдорович
  • Бобров Рауф Каюмович
  • Беломестнов Эдуард Николаевич
  • Бурлаков Лев Иванович
  • Богданов Александр Иванович
  • Великанова Нина Петровна
  • Голущенко Анатолий Романович
  • Закиев Фарит Кавиевич
  • Зазерский Владимир Дмитриевич
  • Кадыров Раиф Ясавеевич
  • Корнаухов Александр Анатольевич
  • Коломыцева Елена Евгеньевна
  • Кузнецов Николай Ильич
  • Кожин Виктор Георгиевич
  • Ларюхин Сергей Анатольевич
  • Лысова Валентина Петровна
  • Маргулис Станислав Гершевич
  • Мальцева Татьяна Ивановна
  • Мифтахов Ильгиз Инсарович
  • Мокшанов Александр Павлович
  • Семёнова Тамара Анатольевна
  • Симкин Эдуард Львович
  • Шамсутдинов Марат Ильдарович
  • Шустов Виктор Алексеевич
  • Хамитов Рафаэль Махмутович
  • Ильюшкин Василий Васильевич
  • Коробова Надежда Васильевна
  • Тонких Светлана Юрьевна
RU2271460C2
Двухконтурный турбореактивный двигатель 1973
  • Дембо Николай Самуилович
SU1809147A1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Кононов Николай Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2555950C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 305 200 C2

Реферат патента 2007 года ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Воздушно-реактивный двигатель содержит турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с камерой для обеспечения поступления в нее атмосферного воздуха. Двигатель также снабжен расположенным за турбиной и перед камерой сопловым блоком, выполненным с возможностью вращения вокруг своей оси и имеющим, по меньшей мере, два внутренних канала. Каждый из внутренних каналов входом гидравлически сообщен с турбиной, а выходом - с камерой, и имеет профилированные в виде сопел выходные сечения. На форсажном режиме окно камеры закрыто заслонками, и камера работает как форсажная. Изобретение позволяет повысить топливную экономичность двигателя на крейсерских скоростях полета. 11 ил.

Формула изобретения RU 2 305 200 C2

Воздушно-реактивный двигатель, содержащий турбокомпрессорную часть с компрессором, камерой сгорания и турбиной, размещенную перед выходным соплом камеру, имеющую, по меньшей мере, одно окно и заслонки, установленные с возможностью перемещения относительно окна с образованием канала, сообщенного с камерой, для обеспечения поступления в нее атмосферного воздуха на бесфорсажном режиме, отличающийся тем, что двигатель снабжен расположенным за турбиной и перед камерой сопловым блоком, выполненным с возможностью вращения вокруг своей оси и имеющим, по меньшей мере, два внутренних канала, каждый из которых входом гидравлически сообщен с турбиной, а выходом - с камерой, и имеет профилированные в виде сопел выходные сечения, при этом на форсажном режиме окно камеры закрыто заслонками, и камера работает как форсажная.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2305200C2

US 3635029 А, 18.01.1972
КУРЗИНЕР Р.И
Реактивные двигатели для больших сверхзвуковых скоростей полета
- М.: Машиностроение, 1977, с.140-142
Шляхтенко С.М
Теория и расчет воздушно-реактивных двигателей
- М.: Машиностроение, 1987, с.485-486
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1990
  • Тарасов В.Н.
  • Агачев Р.С.
  • Архипов А.И.
RU2027045C1
0
  • Йгшг Биб.А М.
  • Изобретеии И. Г. Мащенко, Я. Бухман, В. Н. Гальцев, Е. Д. Нестеров, А. А. Ковалев, В. Е. Сафонцев, Б. Ф. Треть В. И. Белоусов, Ю. М. Агафонов, В. С. Гагай, А. С. Лиманский, Р. М. Бакаев
  • О. М. Хакимов
SU370354A1
US 3348379 A, 24.10.1967.

RU 2 305 200 C2

Авторы

Гольдинский Эммануил Израилевич

Елисеев Юрий Сергеевич

Овчинников Александр Анатольевич

Поклад Валерий Александрович

Якубовский Константин Яковлевич

Даты

2007-08-27Публикация

2005-05-18Подача