Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и педиатрии.
Детская черепно-мозговая травма (ЧМТ) занимает особое место среди нейротравматизма. Так, по утверждению зарубежных авторов травма головы занимает третье место среди причин смерти у детей в возрасте до 1 года и является основной причиной гибели детей старше 1 года жизни. Она является одной из ведущих причин детской заболеваемости и смертности. По утверждению отечественных исследователей нейротравма среди детей встречаются в 25-45% случаев. В отдаленном периоде независимо от тяжести перенесенной травмы у 40-60% больных отмечаются стойкие органические и функциональные расстройства нервной системы, которые могут приводить к инвалидизации.
В качестве прототипа авторы предлагают способ вызванных слуховых потенциалов, который изложен в статье Lew HL et al. Brainstem auditory-evoked potentials as an objective tool for evaluation hearing dysfunction in traumatic brain injury - Am Phys. Rehabil. 2004 Mar; 83(3):210-215. Как и дети с нарушением слуха, пациенты с травматическим повреждением головного мозга не способны выразить свои проблемы слуха. Если у пациента, который не может участвовать в поведенческом аудиметрическом тестировании, подозревается потеря слуха, тогда вызванные слуховые потенциалы могут являться выбором для оценки дисфункции слуха. Предлагается проводить после травмы в остром периоде оценку дисфункции слуха по длине слуховых волн. Оценивался латентный период, который позволяет установить наличие корковых либо стволовых нарушений снижения слуха, т.е. определить степень тяжести травмы.
Однако определенным недостатком предлагаемого способа является: оценка латентного периода не позволяет осуществить дифференциальную диагностику сотрясения головного мозга и ушиба головного мозга легкой степени; большая вариабельность получаемых ответов; способ осуществляется при наличии снижения слуха; неоднозначность и субъективность оценки получаемых результатов.
Авторы предлагают свой способ дифференциальной диагностики сотрясения головного мозга и ушиба головного мозга легкой степени у детей в остром периоде по исследованию нарушения когнитивных функций.
Техническим результатом способа являются: дифференцированный подход к диагностике и назначению адекватного лечения с выявлением на ранних стадиях ЧМТ когнитивных нарушений.
Предлагаемый способ основан на записи эндогенной волны с длительностью 300 мс, позволяющий исследовать когнитивные функции мозга на звуковой стимул с компьютерной обработкой только для диагностики когнитивных нарушений при любой патологии нервной системы. Методика Р300 основывается на подаче в случайной последовательности серии двух слуховых стимулов, среди которых есть незначимые и значимые, отличающиеся по параметрам друг от друга, на которые испытуемый должен реагировать.
Авторами применялась стимуляция случайно возникающего слухового стимула с наличием отдельных триггеров для запуска и усреднения редких (значимых стимулов мишеней - target) и частых (незначимых, стандартных) событий. Исследование проводилось на приборе «Нейрон-Спектр-3М» фирмы «НейроСофт» с компьютерной обработкой.
Стандартные условия стимуляции для слухового Р300, применяемые в нашей лаборатории:
- стимуляция - бинауральная;
- длительность стимула - 50 мс;
- период между стимулами - 1 с;
- частота тона: для значимого - 2000 Гц, вероятность 20-30%, для незначимого - 1000 Гц, вероятность 70-80%;
- возникновение в серии значимого и незначимого стимула псевдослучайно и на каждые 5 незначимых появляются 1-2 значимых стимула.
Регистрация проводилась по следующим условиям: использовался регистрирующий электрод в точке Cz, заземляющий электрод в точке Fz. Отведение относительно ипсилатерального ушного электрода А1. Чувствительность - 20 мкВ/дел при записи, после усреднения до 5 мкВ/дел. Частотная полоса 0,1-30 Гц. Переходное сопротивление электродов не выше 10 кОм. На нашем приборе использовалась эпоха анализа - 500 мс. Число усреднений - раздельно для значимых и незначимых стимулов - устанавливается равным 30. Автоматически производится раздельное усреднение на предъявляемые частые - незначимые и редкие - опознаваемые значимые стимулы. Предварительно обследуемым дается инструкция считать число предъявляемых значимых стимулов //Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы головного мозга в клинической практике. Изд. Таганрогского ГРУ 1997, стр.102-117//. Исследование проводилось в положении сидя с закрытыми глазами с предварительной адаптацией больного в условиях затемненной комнаты.
Авторы обследовали 122 ребенка в возрасте от 8 до 12 лет с разными формами ЧМТ: сотрясение головного мозга (СГМ) - 73 ребенка, ушиб головного мозга легкой степени (УГМЛС) - 49 детей, исследование проводилось в динамике в остром периоде на 3 и 5 сутки. Контрольную группу составили 27 человек. У всех детей определялся латентный период эндогенной волны Р300 по данной методике.
Было установлено, что в контрольной группе длина волны составила 310,1±1,82 мс.
В связи с тем, что острый период ЧМТ составляет от 1 до 10 дней, целесообразно определять латентный период РЗ00 на 3 сутки при ЧМТ.
У детей с СГМ (52 чел. 71,2%) длина волны Р300 составила - 314,1±1,42, удлинение латентного периода выше контрольной группы в 21 (28,8%) случае определялось на 5 сутки и составило 314,4±1,72.
При УГМЛС в 41 (83,6%) случае длина волны РЗ00 на 3 сутки составила 317,9±1,63, в 8 (16,4%) случаях удлинение латентного периода Р300 отмечено на 5 сутки и составил 318,2±1,81.
На основании проведенного исследования авторы сделали выводы, что у больных с разными формами ЧМТ эндогенная волна Р300 изменяется с удлинением латентного периода в зависимости от формы ЧМТ. Так в остром периоде при СГМ средние показатели Р300 у детей исследуемой группы равняются - 314,1±1,42, а при УГМЛС составили 317,9±1,63, что может являться объективным показателем при дифференциальной диагностике СГМ и УГМЛС. В остром периоде при ЧМТ при латентном периоде волны Р300 более 314 мс требуется проведение дополнительных лечебных мероприятий (применение ноотропной и витаминотерапии) с обязательным проведением повторного курса терапии спустя 3-6 месяцев после травмы.
Преимущество данного метода заключается в неинвазивности данной методики, в простоте проведения и оценки результатов, нетребующей большого опыта с возможным проведением исследования в амбулаторных условиях. Данный метод позволяет более четко, математически достоверно проводить дифференцированную диагностику разных форм ЧМТ с последующей оценкой течения восстановительных процессов с назначением более адекватной и дифференциальной проводимой терапии.
Клинический пример №1, история болезни №7634.
Пострадавший К., 11 лет, поступил в травматологическое отделение 6.10.98 года, через 2 дня после бытовой травмы головы. При поступлении предъявлял жалобы на головную боль диффузного характера, умеренной интенсивности, чувство тошноты, головокружение, общую слабость. При тщательном опросе отмечал, что терял сознание до 1 мин после травмы. В первые сутки отмечал умеренные головные боли, сонливость, чувство головокружения, усиливающееся при вставании с постели, потемнение в глазах.
Объективно: состояние удовлетворительное, дыхание в легких везикулярное, хрипов нет, тоны сердца ритмичные. АД 110/65 мм рт.ст. Патологии со стороны внутренних органов не выявлено.
В неврологическом статусе: черепные нервы - слабость конвергенции. Тонус в конечностях не изменен. Глубокие сухожильные рефлексы d=s живые, брюшные и подошвенные умеренно снижены, в п.Ромберга - устойчив, дермографизм красный, разлитой, кисти прохладные, дистальный и общий гипергидроз.
Глазное дно: патологических изменений не выявлено.
Рентгенография черепа - костно-травматических изменений не выявлено, Р300 - определялся латентный период на 3 сутки, который составил 315 мс.
Учитывая анамнез заболевания, факт потери сознания после ЧМТ, диагноз - ЧМТ, сотрясение головного мозга преимущественно с вегетативной симптоматикой.
Клинический пример №2, история болезни №974.
Пострадавшая К., 9 лет, поступила в травматологическое отделение 4.02.99 года, через 5 часов после несчастного случая. При поступлении предъявляла жалобы на интенсивную головную боль диффузного характера, чувство тошноты, дважды отмечала рвоту, головокружение, шум в ушах и голове, общую слабость. При тщательном опросе отмечала, что кратковременно теряла сознание до нескольких секунд, точно указать затруднилась.
В анамнезе жизни: росла и развивалась здоровым ребенком, учится в школе, наследственность не отягощена.
Объективно: состояние удовлетворительное, дыхание в легких везикулярное, хрипов нет, тоны сердца ритмичные. АД 100/60 мм рт.ст. Патологии со стороны внутренних органов не выявлено.
В неврологическом статусе: черепные нервы - болезненность при движении глазных яблок в крайних отведениях с чувством усиливающейся тошноты. Язык по средней линии. Тонус в конечностях не изменен. Глубокие сухожильные рефлексы d=s живые, брюшные и подошвенные умеренно снижены, слабо положительный рефлекс Бабинского слева, положительный рефлекс Маринеску-Родовичи справа; в п.Ромберга - устойчива, координаторные пробы - без особенностей; менингиальные знаки - отрицательные; бледность кожных покровов.
Р300: регистрируется удлинение латентного периода на 3 сутки - 317 мс.
Учитывая анамнез заболевания, факт потери сознания после ЧМТ, диагноз - ЧМТ, ушиб головного мозга легкой степени преимущественно с общемозговой симптоматикой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СОТРЯСЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА И УШИБА ГОЛОВНОГО МОЗГА ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ У ДЕТЕЙ НА РАННЕЙ СТАДИИ | 2003 |
|
RU2241225C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СОТРЯСЕНИЯ И УШИБА ГОЛОВНОГО МОЗГА | 2010 |
|
RU2440581C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ | 2013 |
|
RU2528658C1 |
Способ ранней диагностики стадий когнитивных нарушений у работников, занятых обслуживанием сельскохозяйственной техники | 2023 |
|
RU2811312C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА СООТВЕТСТВЕННО УРОВНЮ ЗДОРОВЬЯ | 2013 |
|
RU2521345C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДИФФУЗНОГО АКСОНАЛЬНОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЗГА У ДЕТЕЙ С ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ | 2010 |
|
RU2440025C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ СОТРЯСЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА И УШИБА ГОЛОВНОГО МОЗГА ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ | 2001 |
|
RU2207572C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТИ У ЧЕЛОВЕКА | 2015 |
|
RU2594152C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ УРЕМИЧЕСКОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ У БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКОЙ ПОЧЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ | 2004 |
|
RU2272562C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ГОЛОВНОЙ БОЛИ НАПРЯЖЕНИЯ | 2006 |
|
RU2311121C1 |
Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и педиатрии. Проводит оценку слуховых потенциалов. При этом на 3-и сутки пациенту осуществляют подачу серии слуховых значимых и незначимых стимулов. Определяют латентный период эндогенной волны Р300 и при длине волны 314,1±1,42 мс диагностируют сотрясение головного мозга, а при длине волны 317,9±1,63 диагностируют ушиб головного мозга легкой степени. Способ расширяет арсенал средств для проведения дифференциальной диагностики сотрясения и ушиба головного мозга легкой степени.
Способ дифференциальной диагностики сотрясения головного мозга и ушиба головного мозга легкой степени у детей в остром периоде, включающий оценку слуховых потенциалов, отличающийся тем, что на 3-и сутки пациенту осуществляют подачу серии слуховых значимых и незначимых стимулов, определяют латентный период эндогенной волны Р300 и при длине волны 314,1±1,42 мс диагностируют сотрясение головного мозга, а при длине волны 317,9±1,63 мс диагностируют ушиб головного мозга легкой степени.
LEW HL et al | |||
Brainstem auditory-evoked potentials as an objective tool for evaluation hearing dysfunction in traumatic brain injury - Am J Phys Med Rehabil | |||
Способ приготовления мыла | 1923 |
|
SU2004A1 |
RU 2003106595 A, 10.09.2004 | |||
US 2006051814 A, 09.03.2006 | |||
МИДЛЕНКО А.И | |||
Дополнительные дифференциально-диагностические критерии тяжести черепно-мозговой травмы у |
Авторы
Даты
2007-09-20—Публикация
2006-07-21—Подача