САМОЛЕТ Российский патент 2007 года по МПК B64C39/10 

Описание патента на изобретение RU2307048C1

Изобретение относится к авиации, к конструированию самолета с повышенными аэродинамическими характеристиками за счет:

- проектирования фюзеляжа самолета по форме двух парабол:

У1=K1X1/2; У2=2R0+K2X1/2;

касающиеся окружности радиусом R≥R0 для транспортного самолета и R≤R0 - для истребителя;

- проектирование крыла самолета малого удлинения, большей площади.

Известен самолет с несущим фюзеляжем, содержащим крыло, двигатель, фюзеляж, у которого ширина значительно превышает его высоту, в поперечном сечении имеет вогнутую форму фюзеляжа, ее нижняя поверхность уплощенной части фюзеляжа установлена под углом к продольной плоскости равной или более 4°, предпочтительно 7° [1].

Недостатком данной конструкции является желоб, который создает завихрения, приводящие к вибрации. Верхняя и нижняя поверхности фюзеляжа являются линейными и мало участвуют в образовании подъемной силы, а отклонение фюзеляжа от кольцевой формы снижает его прочность.

Известна лопасть воздушного винта /крыла, .../ [2, 3], где передняя и задняя кромки образуются по форме двух парабол:

У1=K1X1/2; У2=2R0+K2X1/2. Профиль нижней и верхней лопасти образуется пересечением двух парабол:

У3=K3X1/2; У4=2R0+K4X1/2, при этом плоскости пересекаются под острым углом на передней кромке.

Недостатком данной конструкции является то, что лопасть предназначена для вращения, что налагает на нее отдельные конструктивные отличия от неподвижного крыла.

РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Фюзеляж самолета мало участвует в создании подъемной силы, хотя площадь его соизмерима с площадью крыльев. Для повышения подъемной силы нижняя и верхняя поверхности фюзеляжа проектируются по формулам двух парабол:

У1=K1X1/2; У2=2R0+K2X1/2;

касающиеся окружности радиусом R≥2R0 - для транспортного самолета /ФИГ.1/ и R≤2R0 - для истребителя /ФИГ.4/, центр которой расположен на расстоянии R=2/3L, где L - проекции длины фюзеляжа на координату X. Коэффициенты К1 и К2 рассчитываются по формулам:

К11А/Х1/2; К2=(У-2R0)/X2B1/2;

где точка А - точка пересечения перпендикуляра, восстановленного из точки l с линией угла атаки α. Точка А является нижней точкой окружности радиусом R, который откладывается на восстановленном перпендикуляре; верхняя точка пересечения окружности радиусом R с перпендикуляром будет точка В - точка пересечения параболы У2 с окружностью. Для нахождения точек касания парабол У1, У2 с окружностью радиусы R задаются исходные данные построения фюзеляжа:

- угол атаки α≥7°;

- радиусы R0 и R;

- проекция длины фюзеляжа на координату X-L;

- величина проекции l≤2/3L.

Определив коэффициенты К1 и К2 проводят параболы У1 и У2: это и будет профиль фюзеляжа /ФИГ.1, ФИГ.4/, который напоминает профиль крыла.

Крыло играет основную роль в подъемной силе самолета; его длина площадь, форма влияют на подъемную силу и определяют стоимость [3].

При конструировании крыла самолета используют параболу. Передняя кромка крыла образуется параболой:

У1=K1X2; или У2=K2X1/2; касающиеся окружности радиусом R /ФИГ.7, ФИГ.8/, или эллипса [4] с параметрами большой и малой оси 2а, 2в соответственно /ФИГ.9, ФИГ.10/; центра окружности и центр эллипса при этом отстоят от начала координат на величину l≤2/3L, где

L - проекция длины крыла на координату X.

Изначально задаются следующие величины:

- L - проекции длины крыла на координату X;

- α - угол атаки; для скоростных самолетов - α≥35°, для малоскоростных - α≥10°;

- R - радиус окружности;

- 2а, 2в - параметры эллипса /основная ось параллельна оси фюзеляжа/;

- величина проекции l≤2/3L;

- М - длина крыла на стыке с фюзеляжем.

Находим величины коэффициентов К1 и К2 по формулам:

К11A/X1A2; K22A/X2A1/2; где У1A, X1A, У2A, X2A - координаты точки А - точки касания парабол У1, У2 с окружностью или с эллипсом /ФИГ.7 ÷ ФИГ.9/. В отдельных случаях большая ось эллипса может быть сдвинута вперед на величину с≤2/3а, для увеличения площади крыла /ФИГ.6, ФИГ.10/. Крыло оборудуется закрылками /ФИГ.3 - 3, ФИГ.6 - 3, ФИГ.7 ÷ ФИГ.10 - 1/, и может оборудоваться предкрылками /ФИГ.9 - 2/. Поперечный профиль крыла образуется пересечением двух парабол: У3=K3X1/2; У4=K4X1/2+2R0; /ФИГ.1, ФИГ.4/. Коэффициенты К3, К4 выбираются из величин К3≥0,7; К4≥/0,2÷0,8/К3. Передняя кромка закруглена радиусом R≥R0, для улучшения обтекаемости. Для уменьшения продольных колебаний продольный профиль крыла образуется по параболе: У5=K5X1/2; где К5≥0,7; конец крыла имеет загиб на угол β=60° для уменьшения индуктивных колебаний /ФИГ.2, ФИГ.5, ФИГ.11/. Крыло самолета оборудуется штангами /ФИГ.2-1, ФИГ.3-1, ФИГ.5-1, ФИГ.6-1/, которые треугольником охватывают конец и середину крыла; штанги соединяются с фюзеляжем демпфирующими устройствами в точке 2. Такая конструкция позволяет:

- взаимокомпенсировать продольные колебания крыльев;

- уменьшить продольные и поперечные колебания;

- передавать импульс подъемной силы на аэродинамический центр фюзеляжа.

На ФИГ.1, ФИГ.4 изображены профиль фюзеляжа транспортного самолета и истребителя соответственно. На ФИГ.2, ФИГ.5 изображены профиль /спереди/ самолетов транспортного и истребителя соответственно. На ФИГ.3, ФИГ.6 изображены в плане транспортный самолет и истребитель соответственно. На ФИГ.7 и ФИГ.8, ФИГ.9 и ФИГ.10 изображен принцип построения крыла с использованием параболы: У1=K1X2; и У2=K2X1/2 касающиеся окружности радиусом R и эллипса /ФИГ.9/, сдвинутого вперед на величину с≤2/3a, /ФИГ.10/. На ФИГ.11 изображен продольный профиль крыла.

РАСЧЕТ ФЮЗЕЛЛЯЖА И КРЫЛА САМОЛЕТА

Параболообразная форма фюзеляжа создает повышенное давление на нижней кромке фюзеляжа и разрежение на верхней кромке при угле атаки α≥7°; в результате создается дополнительная подъемная сила, пропорциональная углу атаки, длине и диаметру фюзеляжа.

Проведенные на изготовленном макете при R=2R0 сравнительные испытания показали, что подъемная сила возрастает примерно на 10% по сравнению с [1].

Подъемная сила крыла создается повышением давления на нижней кромке крыла и разрежением на верхней кромке крыла. Подъемная сила пропорциональна углу атаке /α7≥7°/ крыла, удлинению крыла и его площади.

Испытания, проведенные на макете крыла при 2R=Д, показали, что подъемная сила возрастает примерно на 15% по сравнению с [3], при уменьшении его длины на 1/5.

Испытания по измерению свободных колебаний крыла при применении продольной параболообразной формы крыла и штанги, охватывающей конец и середину крыла треугольником, показали снижение продольных и поперечных колебаний более чем на 50% по сравнению с [3].

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Патент 20896455 от 24 сентября 1994 г.

2. Патент 2228882 от 20 мая 2004 г.

3. Крыло - «БОЛЬШАЯ Советская энциклопедия» том 13. М.: Советская энциклопедия.

4. Справочник по математике. М.: Государственное изд. технической лит. 1987 г.

Похожие патенты RU2307048C1

название год авторы номер документа
ВЕРТОЛЕТ 2006
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2309873C1
ЛОПАСТЬ ВОЗДУШНОГО ВИНТА, ПАРАБОЛА В АЭРОДИНАМИКЕ 2004
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2278058C2
МАХОЛЕТ 2006
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2323129C2
ВЕРТОЛЕТ 2006
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2333867C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2007
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2367798C2
ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР 2007
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2362911C2
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ 2006
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2318698C1
ГРЕБНОЙ ВИНТ 2006
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2314968C1
РОТОРНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ 2007
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2359862C2
ЛОПАСТНАЯ ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2006
  • Востропятов Иван Давыдович
RU2309290C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 307 048 C1

Реферат патента 2007 года САМОЛЕТ

Изобретение относится к области авиации. Самолет содержит несущий фюзеляж, крыло и двигатель. Фюзеляж и крыло построены с использованием двух парабол. Крыло имеет штанги с демпфирующими устройствами в узлах крепления к аэродинамическому центру фюзеляжа. Использование парабол позволяет повысить аэродинамические качества самолета. 1 з.п. ф-лы, 11 ил.

Формула изобретения RU 2 307 048 C1

1. Самолет, содержащий крыло, двигатель, несущий фюзеляж, отличающийся тем, что для повышения подъемной силы нижняя и верхняя поверхности фюзеляжа самолета образованы параболами по двум формулам

У1=K1X1/2; У2=K2X1/2+2R0, которые касаются окружности радиусом R≥2R0 - для транспортного самолета и R≤2R0 - для истребителя, центр которой расположен на расстоянии l≤2/3L, где L - проекция длины фюзеляжа самолета на координату X;

изначально задаются величины:

угол атаки α≥7°; величина l≤2/3L; радиусы R0 и R;

L - проекция длины фюзеляжа самолета на координату X;

коэффициенты K1 и K2 рассчитывают по формулам

K1=Y1A/X1A1/2; K2=(Y2B-2R0)/Х2B1/2,

где Х1A, Y1A, Х2B, Y2B - расчетные координаты точек А и В касания парабол с окружностью радиусом R0.

2. Самолет по п.1, отличающийся тем, что крыло выполнено с передней кромкой, образованной параболой

У1=K1X2 или У2=K2Х1/2, касающейся окружности радиусом R или эллипса с параметрами 2а, 2в; центры окружности и эллипса расположены на расстоянии l≤2/3L, где L - проекция длины крыла на координату X;

при этом изначально задают следующие величины:

L - проекция длины крыла на координату X;

α - угол атаки крыла;

М - длина стыка крыла с фюзеляжем;

l≤2/3L - величина проекции центра окружности, эллипса на координату X;

коэффициенты K1 и K2 рассчитывают по формулам

K1=Y1A/X1A2; K2=Y2A/X2A1/2; где А - точка касания параболы с окружностью или эллипсом, координаты которой находятся расчетным путем;

продольный профиль крыла образован параболой Y=КХ1/2,

где К≥0,7, и служит для уменьшения продольных колебаний; конец крыла имеет загиб на угол β≥60° для уменьшения индуктивных колебаний; конец и середина крыла охвачены штангами; штанги двух крыльев имеют совместный узел крепления с демпфирующими устройствами и прикреплены к фюзеляжу в точке аэродинамического центра самолета для уменьшения продольных и поперечных колебаний.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2307048C1

СКЛАДНОЙ НАВЕС (ВАРИАНТЫ) 1994
  • Марк К.Картер
RU2123096C1
US 6098922 А, 08.08.2000
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ НЕСУЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1996
  • Анимица В.А.
  • Вождаев Е.С.
  • Головкин В.А.
  • Никольский А.А.
RU2098321C1

RU 2 307 048 C1

Авторы

Востропятов Иван Давыдович

Даты

2007-09-27Публикация

2005-12-22Подача