ОБЛАСТЬ ТЕХНИКИ.
Изобретение относится к авиации - к вертолетам одновинтовой схемы, к вертолетам двухвинтовой соосной схемы и двухвинтовой продольной схемы /4/. Цель изобретения - повышение аэродинамических качеств вертолета. Техническим решением является построение несущей лопасти, фюзеляже с использованием формул двух, трех парабол; создание соосно расположенного над несущим винтом усеченного параболоида вращения.
Известна лопасть воздушного винта /1/, где передняя и задняя кромки образуются по формулам двух парабол: Y1=K1·X1/2; Y2=2R0+K2X1/2; Y3=K3X1/2; Y4=2R0+K4X1/2; при этом плоскости пересекаются под острым углом на передней кромке.
Недостатком данной лопасти является малая рабочая площадь, что снижает подъемную силу.
Известен вертолет, содержащий фюзеляж с установленными на нем несущими крыльями, несущий винт и хвостовое оперение, у которого фюзеляж выполнен в виде крыла /2/.
Недостатком данной конструкции является отсутствие подъемной силы нижней части фюзеляжа, так как она линейна.
Известен скоростной воздушный аппарат /3/, который содержит фюзеляж с хвостовым оперением, с двумя соосно расположенными несущими винтами и снабжен средством для создания аэродинамической подъемной силы в виде соосно расположенной и закрепленной над несущими винтами полусферы.
Недостатком данной конструкции является малая эффективность полусферы.
РАСКРЫТИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ.
Для повышения эффективности лопасти несущего винта, лопасти рулевого винта, /крыла/ задняя и передняя кромки образуются пересечением трех или двух парабол:
Y1=K1X1/2; Y2=2R0+K2X1/2; Y3=-K3X2 /фиг.1/ или Y1=K1X1/2; Y2=2R0+K2X1/2 /фиг.2/, касающиеся окружности радиусом R≥R0, центр которой находится на расстоянии l≥2/3L, где L - проекция длины лопасти на координату X.
Изначально задаются следующие величины:
- α≥7° - угол атаки;
- параметры R0, R, L, l≥2/3L.
Коэффициенты К1 и К2 рассчитываются по формулам:
где точки А и В - точки касания парабол Y1 и Y2 с окружностью радиусом R. Точка А находится пересечением линии угла атаки α≥7° с перпендикуляром, восстановленным из точки l≥2/3L; точка В - конец диаметра, отложенного на перпендикуляре от точки А окружности радиусом R. Профиль нижней и верхней лопасти образуется пересечением двух парабол:
Передняя острая кромка закруглена радиусом задняя кромка образуется параболой: Y6=K6X1/2 - служащая для уменьшения завихрений с напуском /фиг.3-2/ на конце лопасти и уменьшающаяся до нуля на 1/3 длины лопасти от начала координат. Конец лопасти загнут на угол β≥60° для направления центробежного потока для увеличения подъемной силы. Конец лопасти длиной до 1,5 м имеет механическое кольцевое соединение для уменьшения продольных и поперечных колебаний. Для возможности управления поворотом лопасти рулевого винта лопасть соединяется с кольцом пружинной пластиной. Лопасть длиной более 1,5 м имеет продольный профиль в виде параболы:
Y7=K7X1/2 - для уменьшения продольных колебаний /фиг.4/.
Коэффициенты выбираются из следующих величин:
К3≥1; К4≥1; К5=(0,5÷0,8)К4; К5≥1; К6≥1; К7≥1.
Лопасть изготавливается из композиционных материалов /патент №1363699 от 6.02.1997 г./ /фиг.1, фиг.2, фиг.3/ или /4/.
Фюзеляж вертолета одновинтовой схемы, вертолетов двухвинтовой соосной схемы, двухвинтовой продольной схемы /4/ мало участвует в подъемной силе, хотя имеет большую несущую площадь.
Для повышения подъемной силы нижняя и верхняя поверхности фюзеляжа проектируются по формулам двух парабол:
Y1=K1X1/2; Y2=2R0+K2X1/2; /фиг.6÷фиг.11-1/, касающиеся окружности радиусом R≥Ro, центр которой расположен на расстоянии l≥2/3·L, где L - проекция длины фюзеляжа на координату X. Коэффициенты К1 и К2 рассчитываются по формулам:
где точка А - точка пересечения перпендикуляра, восстановленного из точки l≥2/3·L с линией угла атаки α≥7°. Точка В - противоположная точка диаметра, отложенного от точки А на восстановленном перпендикуляре. Изначально задаются следующие величины:
- угол атаки α≥7°;
- радиусы R0 и R;
- величины проекции L и l≥2/3·L.
Определив коэффициенты К1 и К2 проводят параболы Y1 и Y2; это и будет фюзеляж вертолета, его профиль /фиг.6÷фиг.11-1/.
Применяя усеченный параболоид вращения: Y=X2/R2 /5/, /фиг.5/, соосно расположенный над несущим винтом вертолета, обеспечиваем повышение аэродинамического эффекта. Используя каноническую формулу параболы: Y2=2PX; /5/, проведем предварительный расчет усеченного параболоида вращения. К примеру, радиус несущей лопасти вертолета МИ-8 равен 11,5 м. Уменьшим его в три раза получим - X=R=3,5 м. Зададим величину Y=3 м. Рассчитаем величину фокусного расстояния: P=Y2/2X=9/7≈1,3 м. Величина X0 на уровне фокусного расстояния Р равна - X0=Y2/2P=9/2·1,3≈2,7 м. Высота усеченного параболоида вращения равна h=Y-P=1,7 м.
Уменьшение радиуса несущего винта в три раза влечет за собой повышение числа оборотов в мин в три раза и увеличение результирующей площади несущего винта в три раза. Все это может адекватно обеспечить подъемную силу вертолета МИ-8.
Повернем на 180° усеченный параболоид вращения /фиг.5/ и, соосно расположив над несущим винтом, сверху над фюзеляжем получим вертолет одновинтовой схемы /фиг.6/, вертолет двухвинтовой соосной схемы /фиг.7/, двухвинтовой продольной схемы /фиг.8/. Проект вертолета, вписанного снизу под фюзеляж усеченного параболоида вращения, соосно расположенного над несущим винтом - это вертолет одновинтавой схемы /фиг.9/, вертолеты двухвинтовой соосной схемы /фиг.10/ и двухвинтовой продольной схемы /фиг.11/. Проектирование вертолетов и проектов вертолетов по формулам двух парабол с применением усеченного параболида вращения по сравнению с /4/ дает следующие технические результаты:
- повышение подъемной силы несущего винта более 20% при уменьшении его длины в два раза, соответственно с увеличением и числа оборотов в два раза;
- фюзеляж параболоидной формы повышает подъемную силу до 10;
- установка усеченного параболоида вращения сверху над фюзеляжем вертолета и снизу фюзеляжа проекта вертолета повышает подъемную силу на 10%;
- уменьшение продольных и поперечных колебаний несущей лопасти более 20%.
На фиг.1 изображена лопасть несущего винта, где 1 - загиб конца лопасти на угол β≥60°; 2 - узлы крепления; 2а - напуск; 3 - лонжероны; 4 - хвостовой отсек. На фиг.2 изображена аналогичная лопасть несущего винта. На фиг.3 изображен профиль лопасти несущего винта, где 2а - напуск, 3 - лонжероны, 4 - хвостовой отсек. На фиг.4 изображен продольный профиль несущей лопасти. На фиг.5 изображен параболоид вращения. На фиг.6 изображен профиль вертолета одновинтовой схемы, где 1 - физеляж, 2 - усеченный параболоид вращения, 3 - органы управления, 4 - несущие лопасти, 6 - крыло, 5 - узлы крепления параболоида к фюзеляжу. На фиг.6а изображена часть профиля вертолета фиг.6. На фиг.9 изображен профиль проекта вертолета одновинтовой схемы с обозначением элементов аналогично фиг.6 за исключением позиции 5 узла крепления параболоида к фюзеляжу /то же на фиг.10, фиг.11/.
На фиг.7 изображен профиль вертолета двухвинтовой схемы где 1 - фюзеляж, 2 - усеченный параболоид вращения, 3 - органы управления вертолетом, 4 - несущие лопасти, 6 - крыло, 5 - узлы крепления усеченного параболоида вращения.
На фиг.10 изображен профиль проекта вертолета двухвинтовой схемы с обозначением элементов аналогично фиг.7, исключая поз.5. На фиг.8 изображен профиль вертолета двухвинтовой продольной схемы, где 1 - фюзеляж, 2 - усеченный параболоид вращения, 4 - несущие лопасти, 5 - узлы крепления параболоида вращения к фюзеляжу. На фиг.11 изображен профиль проекта вертолета двухвинтовой продольной схемы с обозначением элементов аналогично фиг.8, исключая поз.5.
РАБОТА ВЕРТОЛЕТА.
Параболообразная несущая лопасть при вращении создает повышенное давление на нижней плоскости и разрежение на верхней плоскости, сила которых пропорциональна угловой скорости. Воздушный поток устремляется вниз, создавая подъемную силу и некоторое разрежение под усеченным параболоидом вращения. Воздушный поток устремляется под купол, создавая дополнительную подъемную силу. Вертолет взлетает и движется по маршруту. Воздушный поток создает на нижней кромке фюзеляжа повышенное давление, на верхней кромке - пониженное давление, создавая дополнительную подъемную силу. Вертолет прибывает к месту назначения и садится.
Исследования, проведенные на макете вертолета одновинтовой схемы, показали что подъемная сила несущего винта увеличивается более 20% по сравнению с /4/ при уменьшении его длины в два раза. Подъемная сила с применением усеченного параболоида вращения повышает подъемную силу примерно на 10%. Фюзеляж параболоидной формы повышает подъемную силу примерно до 10%.
Уменьшаются продольные и поперечные колебания несущей лопасти более 20%.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Патент №2228882 от 20 мая 2004 г.
2. Патент №20896455 1997 г.
3. Патент №2101214 от 22 апр. 1997 г.
4. "Вертолет труженик и воин" Изд. ДОСААФ СССР, 1984 г., г.Москва.
5. Справочник по математике. Гос. изд. тех. литературы, 1957 г., г.Москва.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕРТОЛЕТ | 2006 |
|
RU2333867C2 |
МАХОЛЕТ | 2006 |
|
RU2323129C2 |
САМОЛЕТ | 2005 |
|
RU2307048C1 |
ЛОПАСТЬ ВОЗДУШНОГО ВИНТА, ПАРАБОЛА В АЭРОДИНАМИКЕ | 2004 |
|
RU2278058C2 |
ОСЕВОЙ ВЕНТИЛЯТОР | 2007 |
|
RU2362911C2 |
РОТОРНАЯ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2006 |
|
RU2325552C1 |
РОТОРНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2007 |
|
RU2359862C2 |
ГРЕБНОЙ ВИНТ | 2006 |
|
RU2314968C1 |
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ | 2006 |
|
RU2318698C1 |
ВЕСЛО | 2008 |
|
RU2373105C1 |
Изобретение относится к области несущих винтов летательных аппаратов. Вертолет имеет несущий винт, фюзеляж, двигатели, органы управления. Задняя и передняя кромки лопастей несущего винта образованы пересечением двух парабол. Конец лопасти длиной 1,5 м загнут на угол β≥60° и имеет механическое кольцевое соединение. Соосно с соответствующим несущим винтом сверху над фюзеляжем либо снизу фюзеляжа установлен усеченный параболоид вращения. Изобретение направлено на решение задачи повышения подъемной силы. 2 з.п. ф-лы, 11 ил.
К3≥1; К4≥1; К5=/0,5÷0,8/K4; К5≥1; К6≥1; К7≥1.
K1=Y1A/X1A 1/2; K2=Y2B-2Ro/X2B 1/2, где точка А - точка пересечения перпендикуляра, восстановленного из точки ≥2/3L с линией угла атаки α≥7°; точка В - противоположный конец диаметра, отложенного от точки А, изначально задаются: угол атаки α≥7°, радиусы R0 и R, величины проекций L и ≥2/3L.
СКОРОСТНОЙ ВОЗДУХОПЛАВАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1992 |
|
RU2101214C1 |
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ НЕСУЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1996 |
|
RU2098321C1 |
ЛОПАСТЬ НЕСУЩЕГО ВИНТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1993 |
|
RU2093421C1 |
Авторы
Даты
2007-11-10—Публикация
2006-03-24—Подача