Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к устройствам для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги при движении грузового автомобиля с полной массой до 3,5 тонн по скользкой дороге, в условиях гололеда и снежного наката.
Известно устройство для предотвращения проскальзывания колес грузового автомобиля во время его движения посредством выпуска на его ведущие задние колеса сыпучего материала с антифрикционными свойствами (патент JP 06 - 211002, опубл. 02.08.1994 г.). Устройство содержит бункер для хранения песка, который располагается в кузове автомобиля, выпускной канал в виде трубы, в котором располагается средство для выпуска песка, выполненное в виде вращающегося шнека с разным направлением витков. Бункер крепится на корпусе вращающегося шнека и сообщается с ним выходным отверстием, через которое песок под действием силы тяжести попадает в шнек и перемещается по трубе к отверстиям, расположенным над задними колесами автомобиля. На скользком участке дороги водитель из кабины включает электропривод, соединенный ременной передачей со шнеком, приводит его в движение, и песок начинает сыпаться через отверстия на задние колеса автомобиля. Недостатком известного устройства является его довольно сложная и громоздкая конструкция, а расположение бункера для песка в середине кузова уменьшает его полезный габарит и создает неудобства при погрузке и разгрузке автомобиля.
Также известно устройство для предотвращения проскальзывания ведущих задних колес грузового автомобиля посредством выпуска перед его задними ведущими колесами сухого песка или подобного сыпучего материала с антифрикционными свойствами (патент DE 202005003300, опубл. 25.08.2005 г.). Устройство содержит бункер для хранения песка, выпускной канал и средство для выпуска песка. Бункер крепится под кузовом автомобиля и располагается непосредственно перед колесом, при этом выпускной канал повернут к месту соприкосновения колеса с поверхностью дороги, а средство для выпуска песка представляет собой заслонку, расположенную на выходе канала и открываемую посредством тяги из кабины водителя. Недостатками известного устройства являются неудобства, которые оно доставляет при осмотре и ремонте ходовой части автомобиля, а также вероятность задевания низа бункера, выпускного канала и заслонки о неровности дороги и их деформации при движении автомобиля.
В качестве прототипа принято устройство для предотвращения проскальзывания ведущих задних колес грузового автомобиля во время его движения посредством выпуска перед его задними колесами сухого сыпучего материала с антифрикционными свойствами (патент СА 2464503, опубл. 11.02.2005 г.). Устройство содержит бункер для хранения сыпучего материала, смонтированный вблизи задних колес автомобиля, выше их. Бункер содержит выпускное отверстие, расположенное в нижней части, выпускной канал, совмещенный с выпускным отверстием для выпуска сыпучего материала из бункера под задние колеса, и средство выпуска, выполненное с возможностью осуществлять и останавливать выпуск сыпучего материала в виде электромагнитной задвижки, управляемой регулирующим приспособлением из кабины водителя. Конец выпускного канала, выполненный в виде сопла, расположен перед колесами и направлен на поверхность дороги. На опасном участке дороги водитель из кабины при помощи электрической цепи открывает электромагнитную заслонку, и песок начинает через сопло сыпаться на дорогу. Недостатком известного устройства является его довольно сложная и громоздкая конструкция, не позволяющая открывать боковые борта автомобиля, а также низкое расположение сопла перед колесами, что не исключает вероятности его задевания о неровности дороги и деформации при движении автомобиля.
Решаемая техническая задача - повышение степени надежности устройства для предотвращения проскальзывания колес автомобиля при движении по скользкой дороге, повышение безопасности движения, упрощение конструкции устройства.
Данная задача решается предлагаемым устройством для предотвращения проскальзывания ведущих задних колес грузового автомобиля, выполненным в виде бункера для хранения сыпучего материала с антифрикционными свойствами, который монтируется вблизи задних колес автомобиля, выше них. Бункер содержит выпускное отверстие, расположенное в нижней части, выпускной канал, совмещенный с выпускным отверстием для выпуска сыпучего материала из бункера на задние колеса и/или под них, и средство выпуска, выполненное с возможностью осуществлять и останавливать выпуск сыпучего материала из бункера. Новым является то, что устройство содержит два бункера, каждый из которых пристроен или встроен в один из боковых откидных бортов кузова автомобиля, при этом средство выпуска содержит перекрывающее устройство, выполненное с возможностью предотвращения выпуска сыпучего материала из бункера при открывании и закрывании бокового откидного борта. Открывание борта кузова происходит нормально, если бункер пристроен с внутренней стороны борта. Сыпучий материал не застревает в бункере, если поперечный размер сечения бункера вдоль борта больше поперечного размера сечения бункера поперек борта по крайней мере в его верхней части. Габарит кузова автомобиля сохраняется, когда продольные стенки бункера расположены параллельно друг другу и плоскости борта, что исключает задевание бункера и его деформацию при движении автомобиля. Сыпучий материал рационально высыпается из бункера под собственной силой тяжести, если поперечный размер сечения бункера вдоль борта уменьшается книзу. Появляется возможность расположить бункеры в плоскости бортов автомобиля, при этом одна из продольных стенок бункера будет являться неразъемной частью внутренней стенки борта кузова. Для удобного загружения сыпучего материала в бункер, в верхней части бункера имеется загрузочное отверстие, закрываемое крышкой. Перекрывающее устройство, предотвращающее высыпание материала при открывании и закрывании борта, может быть выполнено в виде ручной вспомогательной задвижки, смонтированной на борте в плоскости выходного отверстия бункера. Для предотвращения заклинивания борта при его закрывании целесообразно, чтобы выпускной канал бункера располагался раздельно от бункера и был смонтирован ниже поверхности разъема откидного борта, при этом выпускное отверстие бункера находилось бы у поверхности разъема откидного борта. Для того чтобы сыпучий материал попадал не только на колесо, но и на дорогу перед ним, лучше если выходное отверстие выпускного канала будет расположено над передней частью заднего колеса. Средство выпуска сыпучего материала может содержать основную задвижку, установленную в плоскости днища кузова над входным отверстием выпускного канала. Для оперативного регулирования режима выпуска сыпучего материала на скользком участке дороги, лучше, когда средство выпуска содержит устройство для открывания и закрывания основной задвижки, управляемое из кабины водителя.
Изобретение поясняется графическими материалами. На фиг.1 представлен вид сверху грузового автомобиля со встроенными в борта бункерами, на фиг.2 представлен боковой вид грузового автомобиля с бункером на борту, на фиг.3 представлен задний вид грузового автомобиля со встроенными в борта бункерами над односкатными колесами, на фиг.4 представлен узел крепления встроенного бункера в плоскость борта, на фиг.5 представлен вид сверху грузового автомобиля с пристроенными к внутренним сторонам бортов бункерами, на фиг.6 представлен задний вид грузового автомобиля с пристроенными к бортам бункерами над двускатными колесами, на фиг.7 представлен узел крепления пристроенного бункера к борту в закрытом состоянии, на фиг.8 представлен узел крепления пристроенного бункера к борту в открытом состоянии, на фиг.9 представлен элемент плана кузова с пристроенным бункером к борту в открытом состоянии.
Изобретение поясняется двумя примерами конкретного выполнения.
Пример 1. Устройство со встроенными в откидные борта бункерами для хранения песка.
Устройство для предотвращения проскальзывания ведущих задних колес грузового автомобиля, расположенное на каждом из его бортов, содержит сварной бункер 1, выполненный из листовой стали толщиной 2 мм за одно целое с откидным бортом 2, при этом одна из продольных сторон бункера 1 является частью борта 2, а другая сторона бункера 1 расположена параллельно плоскости борта 2 и представляет собой равнобочный треугольник, повернутый вершиной вниз, а основанием вверх. Боковые стороны бункера 1 приварены к борту 2 и расположены под углом 45° относительно верхнего основания, что соответствует углу естественного уклона для сыпучих материалов. В верхней части бункера 1 имеется загрузочное отверстие для сухого песка 3, перекрываемое откидной крышкой 4 на запорах, а в нижней части бункера 1 имеется выпускное отверстие 5 для песка, расположенное над передней частью задних колес 6 и перекрываемое ручной задвижкой 7 для предотвращения высыпания песка при открывании борта 2. Выпускное отверстие 5 бункера 1 совпадает с выпускным каналом 8 при закрытом борте 2, при этом выпускной канал 8 выполнен раздельно от бункера 1 и установлен в сквозном отверстии, выполненном в днище 9 кузова автомобиля. Сверху выпускной канал 8 перекрывается задвижкой 10, которая установлена на верхней поверхности днища 9 кузова автомобиля. Для предотвращения самопроизвольного открывания задвижки 10 и высыпания песка из бункера 1 на хвостовой части задвижки 10 установлена пружина 11. В свою очередь, хвостовая часть задвижки 10 прикреплена к одному концу тросовой тяги 12, и задвижка 10 имеет возможность перемещения от продольного усилия на тяге 12, которая пропущена под днищем 9 кузова через блоки 13 и прикреплена вторым концом к натяжному концу рычага 14, установленного в кабине 15 автомобиля. При движении по скользкому участку дороги водитель рычагом 14, установленным под рукой, натягивает тросовую тягу 12, задвижка 10 сдвигается, и песок под действием силы тяжести попадает из бункера 1 через выпускное отверстие 5 в выпускной канал 8, откуда высыпается на переднюю часть задних колес 6, увеличивая их силу сцепления с поверхностью дороги. После снятия натяжения с тросовой тяги 12 задвижка 10 под действием пружины 11 опять становится на место, перекрывая выпускной канал 8. В случае необходимости открывания борта 2 водитель закрывает ручную задвижку 7, расположенную на выпускном отверстии 5 бункера 1, чем предотвращает высыпание песка при открывании борта 2. Данное устройство устанавливается на все ведущие задние колеса грузового автомобиля.
Пример 2. Устройство с пристроенными к откидным бортам бункерами для хранения песка.
Конструкция устройства и его действие подобны примеру 1, за исключением того что бункер 1 выполняется цельносварным и крепится с внутренней стороны откидного борта кузова при помощи стальных пластин.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЯ ВЕДУЩИХ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ | 2014 |
|
RU2567471C1 |
СИСТЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ СКОЛЬЗКОГО ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2015 |
|
RU2626420C2 |
КУЗОВ-БУНКЕР ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 2010 |
|
RU2456400C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СЦЕПНЫХ И ТОРМОЗНЫХ КАЧЕСТВ БУКСУЮЩИХ КОЛЕС НА СКОЛЬЗКИХ НЕСУЩИХ ПОВЕРХНОСТЯХ | 2007 |
|
RU2332308C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЯ ВЕДУЩИХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2198100C2 |
Устройство для укладки и распределения строительного материала на обочину автомобильной дороги | 2021 |
|
RU2770025C1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ, ВКЛЮЧАЮЩАЯ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО - УКЛАДЧИК ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ И ГРУЗОВИК-ПИТАТЕЛЬ | 2002 |
|
RU2299944C2 |
ПРИЦЕП САМОСВАЛЬНЫЙ С УВЕЛИЧЕННОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ | 2018 |
|
RU2703698C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЯ ВЕДУЩИХ КОЛЕС МОБИЛЬНЫХ МАШИН | 2005 |
|
RU2289514C1 |
ВЕЗДЕХОД | 2018 |
|
RU2678943C1 |
Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а именно к устройствам для увеличения силы сцепления колес с поверхностью дороги при движении грузового автомобиля по скользкой дороге. Устройство содержит два бункера для хранения сыпучего материала с антифрикционными свойствами, каждый из которых пристроен или встроен в один из боковых откидных бортов кузова автомобиля, при этом средство выпуска включает перекрывающее устройство, выполненное с возможностью предотвращения выпуска сыпучего материала из бункера при открывании и закрывании бокового откидного борта. Технический результат - повышение степени надежности устройства для предотвращения проскальзывания колес автомобиля при движении по скользкой дороге, повышение безопасности движения, упрощение конструкции устройства. 11 з.п. ф-лы, 9 ил.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЯ ВЕДУЩИХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 1999 |
|
RU2198100C2 |
US 4012062 А, 15.03.1977 | |||
US 4114932 А, 19.09.1978 | |||
DE 10352593 А, 03.06.2004. |
Авторы
Даты
2007-10-27—Публикация
2006-05-23—Подача