Изобретение относится к области авиационной и ракетно-космической техники. Оно может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения (АРК КН), например, с тяжелыми баллистическими ракетами (массой 100 т и более), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) и запускаемыми в воздухе после их отделения от летательного аппарата-носителя, с целью выведения космических аппаратов (КА) на орбиты.
Ближайшим аналогом изобретения является АРК КН, описанный в патенте RU 2175933 и включающий в себя планер, самолет, приспособленный для буксировки планера с помощью троса-фала, ракету-носитель для выведения космического аппарата, размещенную внутри фюзеляжа планера, платформу для погрузки на нее планера и системы, обеспечивающие их функционирование.
Недостатками этого АРК КН являются:
- сложность размещения на планере и отделения от него тяжелой баллистической ракеты;
- пассивная роль платформы, затрудняющая или исключающая взлет самолета с буксируемым планером, загруженным тяжелой ракетой-носителем.
Задачей изобретения является повышение эффективности и гибкости (универсальности) АРК КН путем преодоления отмеченных недостатков.
Данная задача решается тем, что в известном комплексе платформа выполнена транспортно-разгонной, а фюзеляж планера имеет нижнюю часть, отделяемую от его верхней части перед отделением от этой верхней части и пуском ракеты-носителя.
В предпочтительном варианте исполнения транспортно-разгонная платформа снабжена двигательной установкой, например, ракетным двигателем твердого топлива.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показан общий вид размещения планера с ракетой-носителем на транспортно-разгонной платформе (ТРП).
Планер 1 с ракетой-носителем 2 размещен на ТРП 3. Планер 1 соединен с помощью троса-фала 4 с самолетом 5, выполняющим функцию самолета-буксировщика (на чертеже не показан).
Эта система: планер 1, оснащенный ракетой-носителем 2, самолет 5, ТРП 3 и трос-фал 4 - функционирует следующим образом.
Перед запуском космического аппарата ТРП 3 подается на техническую позицию авиационного ракетного комплекса, где на нее производится погрузка планера 1, снаряженного ракетой-носителем 2, не заправленной компонентами топлива.
После погрузки планера 2 на ТРП 3 производятся заправка ракеты-носителя 2 топливом и проверки систем ракеты-носителя 2, а также систем ТРП 3.
После завершения всех работ по подготовке авиационного ракетного комплекса к запуску космического аппарата (в том числе планера 1, самолета 5, ракеты-носителя 2, ТРП 3) снаряженная ТРП 3 буксируется на взлетно-посадочную полосу (ВПП) 6 в точку начала разбега самолета 5 для взлета на пуск ракеты 2, где производится сцепление самолета 5 с планером 1 с помощью троса-фала 4. В результате чего самолет 5 и ТРП 3 приведены в стартовое положение на ВПП 6.
Функционирование комплекса производится в следующей последовательности.
По команде на вылет в район пуска ракеты одновременно на самолете 5 и ТРП 3 запускаются двигатели (для разгона ТРП на ней установлены, например, твердотопливные ракетные двигатели 7). Тяги двигателей самолета 5 и ТРП 3 обеспечивают равные ускорения при движении их по ВПП 6.
По достижении заданных уровней тяг двигателей самолета-буксировщика 5 и ТРП 3 подается команда на взлет (начало движения их по ВПП 6).
При этом обеспечивается тяга двигателей самолета 5 несколько большей, чем у двигателей 7 ТРП 3 с целью исключения провисания троса-фала 4 до недопустимого уровня.
При движении самолета 5 и ТРП 3 по ВПП 6 на самолет 5 и планер 1 действуют подъемные силы, которые обеспечивают отрыв самолета 5 от ВПП 6 и планера 1 от ТРП 3 при достижении заданной скорости движения (˜180-200 км/ч).
После отрыва самолета 5 от ВПП 6 одновременно от ТРП 3 производится по команде отделение снаряженного ракетой-носителем 2 планера 1 и начало полета самолета 5 в район пуска ракеты-носителя 2.
По прибытии самолета 5 в район пуска самолет 5 и планер 1 занимают заданное расчетное положение в пространстве по высоте, направлению и скорости полета, угловым параметрам (крен, тангаж, курс), обеспечивающее запуск ракеты-носителя 2.
По команде на пуск ракеты 2 производится отделение нижней части фюзеляжа планера 1, например, по горизонтальной плоскости А (с помощью задействования пирозамков и детонирующих шнуров, смонтированных на фюзеляже), и после ее отделения подается команда на отделение ракеты-носителя 2 от верхней части фюзеляжа планера 1 и запуск ее двигателей I ступени. Ракета-носитель 2 отделяется от верхней части фюзеляжа планера 1 под действием силы тяжести (т.е. падает), а планер 1 (верхняя часть) вследствие наличия у него подъемной силы, создаваемой крылом, поднимается вверх. После отделения ракеты 2 от верхней части планера 1 и запуска ее двигателя I ступени производится ее полет по заданной программе и выведение космического аппарата на заданную орбиту.
Таким образом, представленный выше технический облик АРК с новыми отличительными признаками в сравнении с прототипом позволяет:
- при меньших финансовых затратах и сроках, необходимых на создание АРК, существенно увеличить эффективность, в том числе увеличить выводимые на орбиты массы КА или высоты их орбит, расширить районы пусков ракет относительно места базирования АРК;
- упростить конструкцию, повысить безопасность и надежность эксплуатации АРК;
- упростить технологию изготовления и отработки систем АРК при их разработке;
- уменьшить технические, экономические и другие риски при создании АРК и его эксплуатации.
Предложенное в изобретении техническое решение открывает новое направление развития АРК, в том числе космического назначения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2318700C1 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2319644C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2005 |
|
RU2359871C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2009 |
|
RU2401779C1 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2319643C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2314975C1 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2323854C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2005 |
|
RU2359872C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2317922C1 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2005 |
|
RU2359873C2 |
Изобретение относится к области авиационной и ракетно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах (АРК) космического назначения с тяжелыми (массой от 100 т) баллистическими ракетами, используемыми в качестве ракет-носителей. Предлагаемый АРК включает в себя планер, самолет, приспособленный для буксировки планера с помощью троса-фала, и ракету-носитель (РН) для выведения космического аппарата. РН перед запуском размещается внутри фюзеляжа планера. АРК содержит также транспортно-разгонную платформу для установки на ней планера и обеспечивающие системы. Фюзеляж планера имеет верхнюю и нижнюю части. Перед отделением от планера и пуском РН нижняя часть планера отделяется от верхней. Платформа снабжена двигательной установкой, например ракетным двигателем твердого топлива. Техническим результатом изобретения является повышение эффективности (в т.ч. надежности и безопасности) и универсальности АРК. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
СРЕДСТВА, СПОСОБ И СИСТЕМА ЗАПУСКА КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ НА ОСНОВЕ БУКСИРУЕМОГО ПЛАНЕРА (ИХ ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2175933C2 |
US 2981499 A, 25.04.1961 | |||
АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ СТАРТОВЫЙ КОМПЛЕКС "МАРС" | 2001 |
|
RU2215673C2 |
МАКС ВАЛЬЕ | |||
Полет в мировое пространство | |||
ОНТИ, 1936, с.225-240. |
Авторы
Даты
2007-10-27—Публикация
2005-07-12—Подача