Изобретение относится к области авиационной ракетно-космической техники. Оно может быть использовано в авиационных ракетных комплексах (АРК) космического назначения, например, с тяжелыми баллистическими ракетами-носителями (массой 100 т и более), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) и запускаемыми в воздухе с целью выведения космических аппаратов (КА), например ИСЗ, на орбиты.
Известен аналог АРК с ракетой-носителем, размещаемой вне фюзеляжа самолета, представленный в информационных выпусках №№20, 21, 31, 32, 38-41, 45, 46 1988 года "Ракетно-космическая техника" по материалам иностранной печати, экспресс-информация, серия 1, издание "Центрального научно-исследовательского института машиностроения", г.Москва по АРК с ракетой-носителем (РН) "Пегас" (США). Указанный аналог, как наиболее близкий по технической сути, принят за прототип.
Недостатками прототипа являются:
- ограничения по максимальной массе РН и выводимых ею на орбиты масс КА (ИС3);
- малая эффективность использования технических возможностей самолета, например, по дальности доставки РН к точке ее пуска;
- малая безопасность экипажа и самолета при полете самолета в район пуска РН и при ее пуске.
Задачами, на решение которых направлена заявка на изобретение, являются:
- повышение эффективности использования технических возможностей самолета и АРК в целом;
- повышение безопасности самолета и надежности пуска РН.
Это достигается за счет:
- использования самолета как буксировщика планера, внутри фюзеляжа которого размещается РН;
- использования наземной транспортно-разгонной платформы (ТРП), на которой размещается планер, снаряженный РН.
Сущность изобретения поясняется фиг.1-3, на которых показан общий вид размещения планера с РН на наземной ТРП, сопряжение планера с ТРП и самолетом, выполняющим функции буксировщика планера.
Планер 1 с РН 2 размещен на ТРП 3. Планер 1 соединен с помощью троса-фала 4 с самолетом 5. Верхняя часть 6 фюзеляжа планера 1 выполнена с возможностью отделения ее от нижней части 7 фюзеляжа планера 1. При этом сопряженные между собой верхняя часть 6 фюзеляжа планера 1 и трос-фал 5 образуют устройство сопряжения РН 2 с самолетом 5, выполняющим функции самолета-буксировщика.
Для обеспечения функционирования ТРП 3, планера 1 и их систем ТРП 3 и планер 1 снабжены системами управления (не показаны).
Эта система: планер 1, оснащенный РН 2, самолет 5, ТРП 3 и трос-фал 4, функционирует следующим образом.
Перед запуском космического аппарата ТРП 3 подается на техническую позицию авиационного ракетного комплекса, где на нее производится погрузка планера 1, снаряженного РН 2, например, не заправленной компонентами топлива. Погрузка РН 2 обеспечивается возможностью разъема фюзеляжа планера 1 по горизонтальной плоскости Б на две части: нижняя часть 7, верхняя часть 6.
После погрузки планера 2 на ТРП 3 производятся заправка ракеты-носителя 2 топливом и проверка систем ракеты-носителя 2, а также систем ТРП 3.
После завершения всех работ по подготовке авиационного ракетного комплекса к запуску космического аппарата (в том числе планера 1, самолета 5, РН 2, ТРП 3) снаряженная ТРП 3 буксируется на взлетно-посадочную полосу (ВПП) 8, с которой осуществляется взлет самолета 5 и движение ТРП 3. На ВПП 8 производится сцепление самолета 5 с планером 1 с помощью троса-фала 4. В результате чего самолет 5 и ТРП 3 приведены в стартовое положение на ВПП 8.
Функционирование комплекса производится в следующей последовательности.
По команде от системы управления АРК на вылет в район пуска РН 2 одновременно на самолете 5 и ТРП 3 запускаются двигатели (для разгона ТРП на ней установлены двигатели 9). Тяги двигателей самолета 5 и ТРП 3 обеспечивают равные ускорения при движении их по ВПП 8.
По достижении заданных уровней тяг двигателей самолета-буксировщика 5 и ТРП 3 подается команда на взлет (начало движения их по ВПП 8).
При этом обеспечиваются уровни тяг двигателей самолета 5 и двигателей 9 ТРП 3, исключающих провисание троса-фала 4 до недопустимого уровня.
При движении самолета 5 и ТРП 3 по ВПП 8 на самолет 5 и планер 1 действуют подъемные силы, которые обеспечивают отрыв самолета 5 от ВПП 8 и планера 1 от ТРП 3 при достижении заданной скорости движения (˜280-300 км/час).
После отрыва самолета 5 от ВПП 8 одновременно от ТРП 3 производится по команде от системы управления АРК отделение снаряженного РН 2 планера 1 и начало полета самолета 5 в район пуска РН 2 с целью выведения КА.
По прибытии самолета 5 в район пуска самолет 5 и планер 1 занимают заданные расчетные положения в пространстве по высоте, направлению и скорости полета, угловым параметрам (крен, тангаж, курс), обеспечивающим запуск РН 2.
По команде от системы управления АРК на пуск РН 2 производится отделение нижней части 7 фюзеляжа планера 1, например, по горизонтальной плоскости Б (с помощью задействования пирозамков и детонирующих шнуров, смонтированных на фюзеляже планера 1, не показано) и после ее отделения от верхней части 6 фюзеляжа планера 1 подаются команды на отделение РН 2 от верхней части 6 фюзеляжа планера 1 и запуск ее двигателей I ступени. РН 2 отделяется от верхней части 6 фюзеляжа планера 1 под действием силы тяжести (т.е падает), а верхняя часть 6 фюзеляжа планера 1 вследствие наличия у нее подъемной силы, создаваемой крылом 10, поднимается вверх. После отделения РН 2 от верхней части фюзеляжа 6 планера 1 и запуска ее двигателя I ступени производится полет РН 2 по заданной программе и выведение космического аппарата на заданную орбиту.
Таким образом, представленный выше технический облик АРК с новыми отличительными признаками в сравнении с прототипом позволяет:
- увеличить эффективность АРК;
- повысить безопасность и надежность АРК;
- уменьшить технические и другие риски при создании АРК и его эксплуатации.
Предложенное в изобретении техническое решение открывает перспективное направление разработки АРК.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2318700C1 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2319644C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2323854C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2317922C1 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2006 |
|
RU2314975C1 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2009 |
|
RU2401779C1 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2005 |
|
RU2359872C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2005 |
|
RU2359873C2 |
АВИАЦИОННЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС | 2005 |
|
RU2309090C2 |
СПОСОБ СПАСЕНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА АВИАЦИОННОГО РАКЕТНОГО КОМПЛЕКСА | 2011 |
|
RU2468967C2 |
Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 тонн), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и запускаемыми в воздухе с целью выведения космических аппаратов на орбиты. Авиационный ракетный комплекс содержит самолет, планер, внутри фюзеляжа которого размещена ракета-носитель воздушного запуска, устройство сопряжения ракеты-носителя с самолетом, системы, обеспечивающие их функционирование, и наземную транспортно-разгонную платформу, оснащенную двигателями для ее разгона. Фюзеляж планера выполнен с возможностью его разделения по горизонтальной плоскости. Данное техническое решение авиационного ракетного комплекса позволяет достичь увеличения габаритов и стартового веса ракеты-носителя и, как следствие этого, увеличить выводимые на орбиты массы космических аппаратов. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 6029928 А, 29.02.2000 | |||
Машина для промазывания нефтяным маслом черных деталей резиновых калош | 1932 |
|
SU29032A1 |
СПОСОБ ВЗЛЕТА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ДРУГОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В ПОЛЕТЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 1996 |
|
RU2099250C1 |
СПОСОБ ВЫВОДА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОГО САМОЛЕТА В КОСМОС И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2085449C1 |
JP 4103498 А, 06.04.1992 | |||
US 5088663 А, 18.02.1992. |
Авторы
Даты
2008-03-20—Публикация
2006-04-27—Подача