Способ относится к эксплуатации водного транспорта, а точнее к профилактике, ремонту, расстановке судов при формировании составов из них.
Известен способ эксплуатации судов и составов из них [1]. Он включает предварительный анализ поврежденности судов, выделение судов большей и меньшей поврежденности, предпочтительно по каждой регламентирующей конструкции, а затем суда формируют в составы, располагают их в зависимости от степени поврежденности. Данный способ не полностью учитывает состояние регламентирующих конструкций, например обрастание поверхности, кроме этого, отсутствует учет возможного влияния, в том числе нейтрализации различных видов повреждений друг другом, например шероховатости обшивки и местных остаточных деформаций. В частности, в случае, если удельный коэффициент сопротивления на единицу площади обшивки при отрывном течении за гофрами меньше, чем коэффициент сопротивления трения вследствие шероховатости обшивки, то у судов с большим распространением регулярных деформаций типа гофрировки гидродинамические качества могут быть выше, чем у менее деформированных, при одинаковой шероховатости обшивки.
Задачей, на которую направлено изобретение, является обеспечение наиболее рационального порядка эксплуатации судов и составов путем анализа, поддержания и восстановления гидромеханических качеств судов, в частности путем учета влияния отдельных отрицательных факторов друг на друга.
Техническим результатом является обеспечение оптимальной эксплуатации судов.
Упомянутая задача достигается тем, что предварительно производится анализ их гидромеханических характеристик судов, преимущественно путем оценки влияния ряда факторов, например повреждений, обрастания, и принимается решение о порядке дальнейшей эксплуатации, в частности проведении: профилактических работ, в том числе очистных, шпаклевочных, окрасочных; ремонта, в том числе правки, оснащения накладными листовыми элементами; использования по назначению, в том числе при формировании составов судов, при этом учитывают состояние среды существования судов, например экономическую целесообразность, технологичность, безопасность. Гидромеханические характеристики предусматривается оценивать, в том числе экспериментально, в частности, в натурных и модельных условиях. Далее, чтобы снизить их отрицательное влияние, суда с худшими гидромеханическими характеристиками размещают сзади и/или между судов с лучшими гидромеханическими характеристиками. Иначе в случае расположения толкача-буксировщика не в месте равнодействующей сопротивления воды в составе (например, не по продольной оси симметрии в симметричном составе) и/или с учетом особенностей фарватера суда с худшими гидромеханическими характеристиками располагают со стороны буксира-толкача или в сторону потребного крутящего момента в плоскости состава, причем преимущественно наружу и вперед относительно судов с лучшими гидромеханическими характеристиками. Предусматривается восстановление геометрии обшивки, возможно, частичное, в частности параметров шероховатости (микрогеометрии). При этом снижение параметров шероховатости, возможно, только на части шпации, в частности половине шпации в корму судна. Восстановление макрогеометрии (устранение бухтин, гофрировки) обшивки предполагается производить, например, правкой, заменой, накладными листовыми элементами, преимущественно через одну шпацию по длине корпуса судна, после чего на этих участках, преимущественно в пределах выправленных шпаций снижают параметры шероховатости использованием очистных, шпаклевочных, шлифовальных, окрасочных работ и их комбинаций. После восстановления макрогеометрии отдельных шпаций снижение микрогеометрии у геометрии у следующих шпаций допустимо только на протяжении до 30% шпаций, считая от кормы.
Эксплуатирующиеся суда и составы из них имеют обшивку, которая вследствие износа, истирания, обрастания, различных ударов становится шероховатой и значительно увеличивает сопротивление движению этих судов и составов. Кроме того, в обшивке накапливаются остаточные деформации в виде, например, гофрировки, бухтин, которые при относительной величине стрелки прогиба к величине пролета такой деформации (например, шпации) более 3% гарантированно имеют зону отрывного обтекания, близкую половине этого пролета от передней кромки. Экспериментально установлено, что при наличии перед деформированной шпацией (бухтиной) нормальной, значительно продлевает зону отрыва до 70...90% шпации.
Способ осуществляется следующим образом.
Предварительно производится анализ гидромеханических характеристик судов, преимущественно путем оценки влияния ряда факторов, например повреждений, обрастания, и принимается решение о порядке дальнейшей эксплуатации. При необходимости экономической, технологической и иной целесообразности, производят следующие работы: профилактические работ, в том числе очистные, шпаклевочные, окрасочные; ремонтные, в том числе правку накладными листовыми конструкциями.
Предусматривается восстановление геометрии обшивки судов, возможно, частичное, в частности параметров шероховатости (микрогеометрии). При этом снижение параметров шероховатости, возможно, только на части шпации, в частности половине каждой шпации от кормы судна. Восстановление макрогеометрии (устранение бухтин, гофрировки) обшивки предполагается производить, в частности, правкой, заменой, накладными листовыми элементами, преимущественно через одну шпацию по длине корпуса судна. После чего на восстановленных участках, преимущественно в пределах выправленных шпаций снижают параметры шероховатости использованием очистных, шпаклевочных, шлифовальных, окрасочных работ и их комбинаций. После восстановления макрогеометрии отдельных шпаций снижение микрогеометрии у следующих шпаций возможно только на протяжении до 30% шпаций, считая от кормы.
Далее определяют порядок использования судов по назначению, в том числе при формировании составов судов. При этом учитывают состояние среды существования судов, в частности экономическую целесообразность, технологичность, безопасность. Гидромеханические характеристики предусматривается оценивать в том числе и экспериментально, в частности, в натурных и модельных условиях. Далее, чтобы снизить их отрицательное влияние, суда с худшими гидромеханическими характеристиками размещают сзади и/или между судов с лучшими гидромеханическими характеристиками. Иначе в случае расположения толкача-буксировщика не в месте равнодействующей сопротивления воды в составе (например, не по продольной оси симметрии в симметричном составе) и/или с учетом особенностей фарватера суда с худшими гидромеханическими характеристиками располагают со стороны буксира-толкача или в сторону потребного крутящего момента в плоскости состава, причем преимущественно наружу и вперед относительно судов с лучшими гидромеханическими характеристиками.
Изобретение относится к эксплуатации и ремонту водного транспорта. Способ эксплуатации судов и составов включает анализ состояния конструкций, гидромеханических характеристик судов. Проводят профилактические работы, например очистные, шпаклевочные, окрасочные. Производят восстановление параметров шероховатости. Осуществляют ремонт, например правку, наложение накладных листовых конструкций. Устраняют остаточные деформации в виде гофрировок, бухтин судовой обшивки. При формировании составов судов суда с худшими гидромеханическими характеристиками размещают сзади и/или между судов с лучшими гидромеханическими характеристиками. Обеспечивается оптимальная эксплуатация судов. 4 з.п. ф-лы.
0 |
|
SU211887A1 | |
Способ подкрепления деформированного листового рамного набора двойного дна | 1982 |
|
SU1133159A1 |
RU 94042481 А1, 20.09.1996 | |||
Способ правки шлифовального круга | 1979 |
|
SU854697A1 |
Авторы
Даты
2007-12-10—Публикация
2006-01-27—Подача