Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении подземных переходов и тоннелей большой протяженности (подводных, подземных и т.д.).
Известен близкий по технической сущности и достигаемому результату к предложенному способу прокладки подземных переходов и тоннелей и секции тоннеля способ прокладки тоннеля, включающий установку секций. Секция подземного перехода или тоннеля содержит кожух (RU, патент №2239025, Кл. Е02Д 29/09, 2003 г.).
В известном способе на заданном расстоянии друг от друга устанавливают опорные элементы и на них размещают основание секций.
Недостатками известного способа прокладки подземных переходов и тоннелей и секции подземного перехода или тоннеля являются сложность строительства перехода или тоннеля, большие сроки строительства и недостаточная надежность конструкции перехода или тоннеля, а также невозможность его демонтажа при возникшей необходимости.
Известен способ прокладки подземных переходов и тоннелей, включающий установку секций тоннеля, при этом перед установкой секций роют котлован, на дно которого при помощи монтажных свай укладывают секции тоннеля (см. Маковский Л.В. Городские подземные транспортные сооружения. М.: Стройиздат, 1985, с.287-293, рис.VIII.11., VIII.12), который является наиболее близким аналогом.
Технический результат, на достижение которого направлено настоящее изобретение, заключается в упрощении строительства тоннеля, сокращении сроков строительства, повышении надежности тоннеля, повышении безопасности его эксплуатации.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе прокладки подземных переходов и тоннелей, включающем установку секций тоннеля, согласно изобретению перед установкой секций роют котлован, на дно котлована при помощи монтажных свай укладывают секции тоннеля, после укладки и совмещения соседних секций последние скрепляют между собой, а по краям секций устанавливают крепежные винтовые сваи и закрепляют на них секции.
В качестве монтажных свай могут быть использованы винтовые сваи с шарнирно-гидравлической насадкой, при этом сваи устанавливают по краям секций, закрепляют секции на сваях, после совмещения соседних секции устанавливают крепежные винтовые сваи, а монтажные сваи выкручивают.
Кроме того, в качестве монтажных свай могут быть использованы винтовые сваи, при этом перед укладкой секций в местах предполагаемого соединения двух соседних секций устанавливают по две сваи с двух сторон у входа в секцию, при этом на каждую пару свай устанавливают регулируемую по высоте балку, на которую укладывают торцы двух соседних секций.
Кроме того, после установки секций в них размещают трубы и/или электрокабели и/или другое оборудование, секции полностью засыпают грунтом, при этом расстояние от верха секций до поверхности грунта составляет не менее 20 см, а тоннель снабжен смотровыми люками и отводами с крышками для демонтажа труб или другого оборудования, соединяющими секции с поверхностью, при этом расстояние между отводами составляет не менее 50 м.
Над секциями с трубами может быть уложен утеплитель.
Указанный технический результат достигается также тем, что секция подземного перехода или тоннеля, включающая кожух, согласно изобретению дополнительно снабжена продольными и поперечными ребрами жесткости с образованием ячеек шириной не более 3 метров, при этом высота продольных ребер жесткости преимущественно больше высоты поперечных, а высота ребер в местах крепления со сваей (крепежных ребер) преимущественно превышает высоту поперечных ребер в секции.
Вдоль секции может быть расположена перегородка.
Вдоль секции могут быть расположены стойки.
В верхней части секции могут быть выполнены окна для соединения с отводами тоннеля и отверстия для соединения со смотровыми люками.
Способ прокладки подземных переходов и тоннелей поясняется чертежами.
На фиг.1 изображена секция тоннеля.
На фиг.2 изображена секция тоннеля, закрепленная на монтажных сваях, представляющих собой маячные шарнирно-гидравлические сваи.
На фиг.3 изображена секция тоннеля, закрепленная на монтажных сваях, выполненных в виде винтовых свай с размещенной на них балкой.
На фиг.4 - то же, вид сверху.
На фиг.5 изображен общий вид тоннеля с крепежными сваями.
На фиг.6 изображен тоннель с размещенными внутри него трубами.
На фиг.7 изображен разрез тоннеля с трубами.
На фиг.8 изображен тоннель с окнами и отверстиями.
Способ осуществляют следующим образом.
Секция 1 тоннеля содержит кожух 2 и снабжена продольными и поперечными ребрами 3 и 4 жесткости, образующими ячейки 5 шириной не более 3 метров, а также крепежными ребрами 6. Высота продольных ребер 3 преимущественно больше высоты поперечных ребер 4, а высота крепежных ребер 6 преимущественно превышает высоту поперечных ребер 4 в секции 1 (фиг.6). Внутри вдоль секции расположена перегородка или стойки 7. Секции в сечении могут быть прямоугольными, круглыми, овальными и т.д.
Секции 1 тоннеля собирают непосредственно на месте установки.
Перед установкой секций 1 роют котлован 8, на дно котлована при помощи монтажных свай 9 укладывают секции 1 тоннеля (если секции укладывают на дно водоема, их предварительно частично затапливают). После укладки и совмещения соседних секций 1 последние скрепляют между собой болтами 10, которые устанавливают в ребрах жесткости 3 или 4. По краям секций 1 с двух сторон устанавливают крепежные винтовые сваи 11 и закрепляют на них секции 1. Секции крепят к сваям 11 за крепежные ребра 6, высота которых преимущественно превышает высоту поперечных ребер 4 жесткости.
В качестве крепежных ребер 6 могут быть использованы продольные или поперечные ребра 3 или 4 жесткости.
В качестве монтажных свай 9 могут быть использованы винтовые сваи с шарнирно-гидравлической насадкой 12 (фиг.2). Поскольку свая подвергается большим изгибающим нагрузкам, оголовок сваи (на чертеже не показан), на котором размещают шарнирно-гидравлическую насадку 12, должен иметь большой диаметр. Перед установкой секций 1 роют котлован 8. Секцию 1 опускают в котлован, по бокам секции 1 устанавливают винтовые сваи с шарнирно-гидравлической насадкой 12, количество их выбирают в зависимости от длины секции. Секцию 1 соединяют со сваей 12 с помощью шарнирного крепления 13. Затем укладывают следующую секцию 1. Секции 1 легко монтируются между собой, т.к. контргайкой 14 можно регулировать высоту секций, а смещать сваю в заданном направлении по горизонтали позволяет шарнирно-гидравлическая насадка 12.
После совмещения соседних секций 1 их стягивают болтами 15, а по краям секций 1 с двух сторон устанавливают крепежные винтовые сваи 11 и закрепляют на них секции 1. Секции 1 к сваям 11 крепят болтами 15 за крепежные ребра 6, затем монтажные сваи 9 выкручивают.
Кроме того, в качестве монтажных свай 9 могут быть использованы винтовые сваи 16 (фиг.3).
Перед укладкой секций 1 в местах предполагаемого соединения двух соседних секций 1 устанавливают по две сваи 16 с двух сторон у входа 17 в секцию 1, при этом на каждую пару свай 16 устанавливают регулируемую по высоте балку 18, на которую укладывают торцы двух соседних секций 1. Секции укладывают на расстоянии 2÷30 см, контргайкой (на чертеже не показано) выставляют высоту балки 18 до выравнивания секций относительно друг друга. Затем секции 1 стягивают болтами 15, размещая болты 15 в ребрах жесткости 3 или 4. Затем по краям секций 1 с двух сторон устанавливают крепежные винтовые сваи 11 и закрепляют на них секции 1.
Готовый тоннель частично или полностью засыпают землей.
Подземный тоннель может быть эффективно применен для прокладки труб водоснабжения и отопления, а также для прокладки электрокабеля и другого оборудования (фиг.6). В готовый тоннель укладывают трубы 18, электрокабель, или иное оборудование (на чертеже не показано), тоннель засыпают землей. Расстояние h от верха секций до поверхности грунта составляет не менее 20 см, а над секциями может быть уложен утеплитель 19 (выбор расстояния h, а также толщины и марки утеплителя обусловлены климатическими условиями данной местности и глубиной промерзания грунта). Тоннель снабжен отводами 20 с крышками 21 для демонтажа труб 18 или другого оборудования, соединенными с окнами 22 секции, и смотровыми люками 23, соединенными с отверстиями 24, выполненными в верхней части секции 1. Расстояние между отводами 20 составляет не менее 50 м. Размер отводов 20 выбирают с расчетом длины и диаметра труб, размещенных в тоннеле, для обеспечения возможности последующего их демонтажа (при необходимости). Размещение труб или другого оборудования в тоннеле позволяет значительно сократить сроки полного демонтажа или ремонта труб или иного оборудования при значительном снижении трудозатрат (поскольку отпадает необходимость откапывания и последующего закапывания труб) и себестоимости ремонтных работ.
Наличие ребер жесткости 3 и 4, образующих ячейки 5, обеспечивает надежное крепление секций в грунте, т.к. грунт забивает ячейки и предотвращает смещение секций, укрепляя тоннель. Поскольку поперечные усилия, оказываемые на тоннель, больше, чем продольные, предусмотрено выполнение высоты продольных ребер больше высоты поперечных. Наличие ребер жесткости позволяет обеспечить экономию материала и способствует облегчению конструкции, при сохранении высокой несущей способности секций.
Предложенный способ позволяет быстро, надежно и качественно прокладывать подземные переходы и подводные, подземные и т.д. тоннели большой протяженности.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВИНТОВАЯ СВАЯ, СПОСОБ УСТАНОВКИ ВИНТОВОЙ СВАИ, ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ЗАВИНЧИВАНИЯ СВАИ И СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ТОННЕЛЯ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИНТОВОЙ СВАИ | 2005 |
|
RU2288326C1 |
СПОСОБ УСТАНОВКИ ФУНДАМЕНТА ПОД БОЛЬШИЕ НАГРУЗКИ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2296837C2 |
ВИНТОВАЯ СВАЯ | 2005 |
|
RU2288325C1 |
СПОСОБ ПРОКЛАДКИ ТРУБОПРОВОДА ПО ДНУ ВОДОЕМА | 2006 |
|
RU2308631C1 |
ВИНТОВАЯ СВАЯ | 2006 |
|
RU2304664C1 |
Способ сооружения тоннеля | 2016 |
|
RU2623397C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДЗЕМНОГО МНОГОЭТАЖНОГО СООРУЖЕНИЯ | 2015 |
|
RU2604098C1 |
СЕКЦИЯ ПОДЗЕМНОГО ПЕШЕХОДНОГО ПЕРЕХОДА | 2011 |
|
RU2493327C2 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЯ | 2001 |
|
RU2181414C1 |
ПОДЗЕМНОЕ СООРУЖЕНИЕ, ВОЗВОДИМОЕ В КОТЛОВАНЕ, И СПОСОБ БЕТОНИРОВАНИЯ | 1997 |
|
RU2131496C1 |
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при сооружении подземных переходов и тоннелей большой протяженности (подводных, подземных и т.д.). Способ прокладки подземных переходов и тоннелей включает укладку секций тоннеля при помощи монтажных свай на дно предварительно вырытого котлована. В качестве монтажных свай используют винтовые сваи с шарнирно-гидравлической насадкой, которые устанавливают по краям секций и закрепляют на них секции. После укладки и совмещения соседних секций устанавливают крепежные винтовые сваи, а монтажные сваи выкручивают. В качестве монтажных свай используют винтовые сваи, которые перед укладкой секций в местах соединения двух соседних секций устанавливают по две с двух сторон у входа одной из двух соединяемых секций. На каждой паре винтовых свай размещают регулируемую по высоте балку для укладки секций. После укладки секций по их краям с двух сторон устанавливают крепежные винтовые сваи и закрепляют на них секции. Секция подземного перехода или тоннеля, содержит кожух. Секция снабжена продольными и поперечными ребрами жесткости с образованием ячеек шириной не более 3 метров. Высота продольных ребер жесткости преимущественно больше высоты поперечных. Высота крепежных ребер в местах крепления со сваей преимущественно превышает высоту поперечных ребер в секции. Технический результат состоит в упрощении строительства тоннеля, сокращении сроков строительства, повышении надежности тоннеля, повышении безопасности его эксплуатации. 2 н. и 4 з.п. ф-лы, 8 ил.
МАКОВСКИЙ Л.В | |||
Городские подземные транспортные сооружения | |||
- М.: Стройиздат, 1985, с.287-293, рис.VIII.11., VIII.12 | |||
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВОДНОЙ ГОРНОЙ ВЫРАБОТКИ ИЛИ ТОННЕЛЯ | 1995 |
|
RU2114251C1 |
Способ прокладки тоннеля через водную преграду | 1989 |
|
SU1836567A3 |
Способ прокладки подводного трубопровода | 1983 |
|
SU1086279A1 |
ИНДУКЦИОННОЕ НАГРЕВАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПЛАСТИНЫ | 2006 |
|
RU2358417C1 |
US 6450734 В1, 17.09.2002 | |||
САМОЙЛОВ Б.В | |||
и др | |||
Сооружение подводных трубопроводов | |||
- М.: Недра, 1995, с.235-237, рис.6.2. |
Авторы
Даты
2007-12-10—Публикация
2006-03-09—Подача