Изобретение относится к области автоматического управления и регулирования подачи топлива на запусках газотурбинного двигателя.
Известен способ дозирования топлива в процессе разгона газотурбинного двигателя путем измерения давления воздуха за компрессором и частоты вращения ротора двигателя, формирования программы регулирования расхода топлива в соответствии с измеренными параметрами и перемещения дозирующего элемента пропорционально величине отклонения текущего расхода топлива от заданного по программе [Любомудров Ю.В. Применение теории подобия при проектировании систем управления газотурбинных двигателей. М., Машиностроение, 1971, с.96].
Известный способ не обеспечивает приемлемую точность поддержания времени разгона. Кроме того, для двигателя с докритическим перепадом в реактивном сопле линия рабочих режимов в координатах программы разгона смещается в зависимости от высоты и скорости полета, что приводит к изменению дозируемых избытков топлива, поэтому в различных условиях эксплуатации возможны как «зависание» двигателя, так и перегрев, что снижает надежность двигателя.
Наиболее близким к заявляемому является способ дозирования топлива на запуске, включающий измерение частоты вращения ротора газогенератора nВД, определение величины ускорения , регулирование частоты вращения ротора газогенератора в соответствии с зависимостью и ограничение расхода топлива в соответствии с зависимостью GT огр=f(nВД, ТВХ). При достижении температурой продуктов сгорания предельного значения Тпрзащит производится кратковременная отсечка топлива, включение агрегата зажигания, изменение зависимости в сторону снижения на 50% и изменение зависимости GT огр=f(nВД, ТВХ) в сторону снижения на 10% и дальнейшее осуществление запуска с измененной зависимостью регулирования. При повторном превышении температурой продуктов сгорания порогового значения Tпр защ производится прекращение запуска [Устройство и эксплуатация силовых установок самолетов ИЛ-96-300,ТУ-204, ИЛ-114, Москва, 1993,стр.25].
Данный способ не учитывает температуру продуктов сгорания до достижения предельного значения Тпр защ. Выполнение кратковременной отсечки топлива при Тпр=Тпр защ дает положительный эффект только в случае помпажных явлений в компрессоре. Для случая, когда причиной высокой температуры продуктов сгорания на запуске является снижение КПД узлов вследствие износа или загрязнения, а также температурное состояние двигателя, кратковременная отсечка топлива не приводит к снижению температуры. Используемое в прототипе изменение зависимостей =f(nВД) и GT огр=f(nВД, ТВХ) в процессе всего запуска приводит к неоправданно затянутому времени запуска и «зависаниям» газотурбинного двигателя после отключения стартера.
Недостатком известного способа является снижение надежности запуска двигателя в результате повышения температуры продуктов сгорания топлива на запуске при снижении к.п.д. узлов вследствие износа или загрязнения.
Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении надежности запуска газотурбинного двигателя путем снижения температуры продуктов сгорания топлива за счет оптимизации подачи топлива в камеру сгорания.
Сущность изобретения заключается в том, что в способе дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающем измерение частоты вращения ротора газогенератора nВД, определение величины ускорения дозирование топлива для поддержания величины соответствующей заданной зависимости согласно изобретению дополнительно измеряют температуру воздуха ТВХ на входе в двигатель и температуру Тпр продуктов сгорания топлива, формируют пороговое значение Tпр порог по зависимости Тпр порог=f(Твх), сравнивают Тпр с Tпр порог и при Тпр>Тпр порог изменяют дозирование топлива для снижения величины до значения кор=×Ккор, где Ккор - коэффициент коррекции, определяемый зависимостью Ккор=f(Tпр), a при Тпр<Tпр порог восстанавливают величину в соответствии с заданной зависимостью =f(nвд).
Предлагаемый способ корректирует дозируемый избыток топлива на запуске по температуре продуктов сгорания топлива, снижая ускорение только при высокой температуре Тпр, позволяя снизить максимальную температуру продуктов сгорания на запуске двигателя и выполнить запуск за минимально возможное время.
На фиг.1 представлена зависимость Ккор от величины температуры продуктов сгорания Тпр для газотурбинных установок на базе двигателя ПС90А.
Величина порогового значения Тпр порог определяет зону повышенной температуры продуктов сгорания, запуск в которой производится с коррекцией ускорения ротора газогенератора на заданный коэффициент Ккор:
Тпр порог=Тпр защ-ΔТ,
где Тпр защ=f(Tвх) - предельное значение температуры продуктов сгорания для защиты двигателя от перегрева на запуске, зависящее от внешних условий, превышение которой приводит к прекращению запуска;
Твх - температура воздуха на входе в двигатель;
ΔT - постоянная величина, зависящая от типа двигателя («уставка»).
Зависимость коэффициента коррекции Ккор величины от текущей температуры продуктов сгорания при превышении Тпр порог определяется параметрами двигателя.
Структурная схема осуществления предлагаемого способа для газотурбинных установок на базе ПС90А представлена на фиг.2.
Блок 1 - блок формирования задания на изменение величины в зависимости от nвд [=f(nвд)].
Блок 2 - логический блок, осуществляющий сравнение текущей температуры продуктов сгорания с пороговой величиной Тпр порог. Величина Тпр порог определяет зону повышенной температуры продуктов сгорания при запуске газотурбинного двигателя, в которой требуется коррекция величины ротора генератора на коэффициент коррекции Ккор. Блок формирует величину Kкор=f(Тпр) для текущей температуры Твх и заданного значения «уставки» ΔT.
Блок 3 - арифметический, выполняет коррекцию задания величины с учетом Ккор: кор=×Ккор.
Блок 4 - блок, формирующий задание на дозатор топлива с учетом выходного сигнала с блока 3, обеспечивая расход топлива, необходимый для поддержания скорректированной величины кор.
Способ осуществляется следующим образом.
При запуске двигателя газотурбинной установки на базе двигателя ПС90А блок 1, на вход которого поступает сигнал о величине текущей частоты вращения ротора газогенератора nвд, формирует задание на величину и подает выходной сигнал I1 на первый вход блока 3. На входы блока 2 поступает информация о величинах температуры воздуха на входе в двигатель Твх, температуры продуктов сгорания Тпр и «уставки» ΔT.
При Тпр>Тпр порог блок 2 формирует сигнал I2<1, пропорциональный
коэффициенту коррекции Ккор, поступающий на вход блока 3. Изменение Ккор соответствует диапазону 0,4-1,0 (фиг.1).
При Тпр≤Tпр порог на вход блока 3 поступает сигнал I2=1 о величине Kкор=1.
Блок 3 выполняет коррекцию задания и формирует выходной сигнал I3, поступающий на вход блока 4, который задает режим работы дозатору топлива, обеспечивая расход топлива, необходимый для поддержания скорректированной величины кор. При этом уменьшаются дозируемые избытки топлива, что в конечном счете снижает максимальную температуру продуктов сгорания Тпр. При Тпр≤Tпр порог происходит восстановление величины в соответствии с заданной зависимостью =f(nвд).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 2008 |
|
RU2394165C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДОЗИРОВАНИЕМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2006 |
|
RU2316664C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ПОМПАЖЕ НА ЗАПУСКЕ | 2009 |
|
RU2403454C1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ | 2007 |
|
RU2360137C1 |
Способ защиты газотурбинного двигателя от помпажа | 2022 |
|
RU2798129C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА | 2023 |
|
RU2801768C1 |
СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ОТКАЗАХ И НЕИСПРАВНОСТЯХ | 2005 |
|
RU2305788C2 |
Способ автоматической защиты газотурбинного двигателя от помпажа | 2022 |
|
RU2789806C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕПЛОВОГО СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО РЕГУЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2023 |
|
RU2817575C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПУСКОМ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА БОЛЬШИХ ВЫСОТАХ ПОЛЕТА | 2021 |
|
RU2772674C1 |
Изобретение относится к области автоматического управления подачей топлива на запусках газотурбинного двигателя. Техническая задача заключается в повышении надежности запуска газотурбинного двигателя путем снижения температуры продуктов сгорания топлива за счет оптимизации подачи топлива в камеру сгорания. Сущность изобретения заключается в том, что в способе дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающем измерение частоты вращения ротора газогенератора nвд, определение величины ускорения , дозирование топлива для поддержания величины соответствующей заданной зависимости =f(nвд), согласно изобретению дополнительно измеряют температуру воздуха Твх на входе в двигатель и температуру Тпр продуктов сгорания топлива, формируют пороговое значение Тпр порог по зависимости Тпр порог=f(Твх), сравнивают Тпр с Тпр порог и при Тпр>Tпр порог изменяют дозирование топлива для снижения величины до значения кор=×Ккор, где Ккор - коэффициент коррекции, определяемый зависимостью Ккор=f(Тпр), а при Тпр<Тпр порог восстанавливают величину в соответствии с заданной зависимостью =f(nвд). 2 ил.
Способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающий измерение частоты вращения ротора газогенератора nвд, определение величины ускорения дозирование топлива для поддержания величины соответствующей заданной зависимости отличающийся тем, что дополнительно измеряют температуру воздуха Твх на входе в двигатель и температуру Тпр продуктов сгорания топлива, формируют пороговое значение Тпр порог по зависимости Тпр порог=f(Твх), сравнивают Тпр с Тпр порог, и при Тпр>Тпр порог изменяют дозирование топлива для снижения величины до значения кор=·Ккор, где Ккор - коэффициент коррекции, определяемый зависимостью Ккор=f(Тпр), а при Тпр<Тпр порог восстанавливают величину в соответствии с заданной зависимостью =f(nвд).
Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания | 1917 |
|
SU96A1 |
д.т.н | |||
проф | |||
Б.А.СОЛОВЬЕВА | |||
- М.: Транспорт, 1993, с.25 | |||
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПАРАМЕТРОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2221929C1 |
БОРТОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ АВИАДВИГАТЕЛЯ С ОГРАНИЧЕНИЕМ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ, ТЕМПЕРАТУРЫ И ДАВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2247843C2 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2172857C1 |
СПОСОБ ОГРАНИЧЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ГАЗОВ НА ВЫХЛОПЕ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2170358C2 |
US 4583360 A, 22.04.1986 | |||
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОТОПНО-ОБОГАЩЕННОГО ОКСИДА ТЕЛЛУРА (IV) | 2004 |
|
RU2272783C1 |
Авторы
Даты
2008-02-10—Публикация
2006-06-13—Подача