СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ПОМПАЖЕ НА ЗАПУСКЕ Российский патент 2010 года по МПК F04D27/02 

Описание патента на изобретение RU2403454C1

Изобретение относится к области обеспечения надежности защиты компрессора газотурбинного двигателя при неустойчивой работе на режиме запуска.

Известен способ защиты компрессора при помпаже (см. патент США №3267669, кл. 60-39.28, опубликован 23.08.66), в котором при срыве компрессора по команде от преобразователя давления за компрессором управляющий сигнал помпажа подается на пуск части топлива из топливной магистрали в топливный бак, тем самым снижая расход топлива и препятствуя развитию помпажа. Недостатком этого способа является то, что для его реализации требуется специальная дорогостоящая доработка топливной аппаратуры, и в диапазоне 10-40% nвд изменение давления за компрессором незначительно и недостаточно для управляющего воздействия.

Известен способ защиты компрессора при нарушении устойчивой работы компрессора (Патент РФ №2295654, F04D 27/02, 2007 г.), при котором формируют сигналы на отсечку топлива и/или на механизацию компрессора в зависимости от типа неустойчивости компрессора («вращающийся срыв», либо «помпаж»).

Недостатком известного способа является то, что датчик давления на режиме запуска не может с достаточной точностью измерять величину давления, а при снятии сигнала о неустойчивой работе механизация компрессора дозирование топлива возвращается в исходное состояние, что не гарантирует устойчивой работы компрессора и может возобновить срыв компрессора, тем более на режиме запуска.

Известен способ защиты компрессора при неустойчивой работе компрессора (Патент РФ №2255247, F04D 27/02, 2005 г.), при котором при определении срыва компрессора производится отсечка топлива при условии режима двигателя не менее порогового допустимого. Этот способ не предусматривает парирование неустойчивой работы компрессора на режиме запуска, т.к. работа отсечки топлива ограничена пороговым значением частоты вращения газогенератора.

Известен способ предотвращения неустойчивой работы компрессора ГТД, при котором производят отключение подачи топлива в камеру сгорания и осуществляют включение перепуска воздуха в компрессоре. При повышении давления воздуха за компрессором производят включение подачи топлива в камеру сгорания и восстановление режима (Патент РФ №2310100, F04D 27/02, 2007 г.).

Недостатком данного способа является привязка алгоритма восстановления к изменению давления за компрессором. Изменение давления за компрессором при срыве на запуске незначительно, использование сигнала уменьшения давления в диапазоне nВД=10…38% не предполагает надежную работу алгоритма. Этот способ не обладает достаточной надежностью парирования срыва компрессора на начальной стадии запуска газотурбинного двигателя.

Наиболее близким к заявленному является способ защиты двигателя от перегрева, включающий дозированную подачу топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя (ГТД) по заданной программе с расходом GTпрог, формирование сигнала неустойчивой работы компрессора ГТД, прекращение подачи топлива в камеру сгорания двигателя на установленное время и включение агрегата зажигания в течение заданного периода времени для розжига топливовоздушной смеси, возобновление подачи топлива в камеру сгорания со сниженным расходом GTпрог1, а после снятия сигнала неустойчивой работы последующее восстановление дозированной подачи топлива с увеличением расхода от GTпрог1 до GTпрог по линейной зависимости в течение заданного времени (Патент РФ №2315885, F02C 9/28, 2008 г.).

В известном способе анализируется абсолютное пороговое значение температуры, что позволяет защищать двигатель от неустойчивой работы и связанного с ней перегрева на высоких режимах работы двигателя. На низких режимах работы (при запуске) температура значительно ниже, поэтому данным способом раннее обнаружение и предупреждение помпажа являются маловероятными.

Техническая задача заключается в повышении надежности защиты компрессора газотурбинного двигателя за счет обнаружения его неустойчивой работы на ранних стадиях режима запуска.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе защиты газотурбинного двигателя при помпаже на режиме запуска, включающем дозированную подачу топлива в камеру сгорания газотурбинного двигателя по заданной программе с расходом GTпрог, формирование сигнала неустойчивой работы компрессора ГТД, прекращение подачи топлива в камеру сгорания двигателя на установленное время и включение агрегата зажигания в течение заданного периода времени для розжига топливовоздушной смеси, согласно изобретению далее осуществляют возобновление подачи топлива в камеру сгорания со сниженным расходом GTпрог1, а после снятия сигнала неустойчивой работы последующее восстановление дозированной подачи топлива с увеличением расхода от GTпрог1 до GTпрог по линейной зависимости в течение заданного времени, осуществляют замер текущих значений температуры за турбиной низкого давления Tтнд и частоты вращения ротора высокого давления nвд, вычисляют отношение первых производных указанных значений сравнивают указанное соотношение с его пороговым значением и формируют сигнал неустойчивой работы компрессора в случае, если при этом дополнительно задают программную зависимость которую поддерживают до момента появления сигнала неустойчивой работы компрессора ГТД, а при включении агрегата зажигания осуществляют корректирование указанной программной зависимости в сторону снижения значения nвд на 28-32%, причем откорректированную зависимость

поддерживают до завершения режима запуска.

Как показал опыт отладки запуска двигателей ПС-90А, прекращение подачи топлива в камеру сгорания двигателя на установленное время и возобновление подачи топлива со сниженным расходом GTпрог1 может привести к повторной неустойчивости компрессора. Предотвращение повторения неустойчивости компрессора достигается тем, что при повторном включении агрегата зажигания дополнительно корректируют программную зависимость в сторону снижения значения nвд на 28-32% и поддерживают откорректированную зависимость до завершения запуска.

Снижение значения nвд на величину <28% нежелательно, поскольку высока вероятность повторной неустойчивости компрессора. При снижении nвд на величину >32% техническая задача решена не будет, т.к. это приведет к смещению расхода топлива к статической характеристике двигателя и, как следствие, к продолжительному времени запуска или прекращению запуска.

Заявляемый способ позволяет включать алгоритм защиты двигателя при неустойчивой работе компрессора раньше на 5-7 с по сравнению со способом-прототипом за счет того, что сигнал неустойчивой работы формируется в результате сравнения отношений первых производных текущих значений температуры за турбиной низкого давления и частоты вращения ротора высокого давления (Tтнд/nвд) с пороговым значением этих величин.

На чертеже представлена структурная схема устройства, реализующего заявляемый способ.

Устройство включает блок 1 вычисления отношения блок 2 сравнения с пороговым значением который при формирует сигнал I1=1 неустойчивой работы компрессора.

Блок 3 представляет собой таймер, настроенный на время t=0,3-0,4 с. Блок 3 формирует сигнал I2=1 и через 0,3-0,4 с снимает сигнал (I2=0).

Блок 4 представляет собой логическое устройство «И», которое формирует сигнал на прекращение подачи топлива в камеру сгорания двигателя при I1=1 и I2=1.

Блок 5 - логическое устройство «И», формирующее сигнал I3=1 на включение агрегата зажигания при I1=1 и I2=0, т.е. инициирует циклограмму запуска после прекращения подачи (отсечки) топлива на время t=0,3-0,4 с.

Блок 6 представляет собой устройство, корректирующее программу снижения расхода топлива GTпрог1. Блок 6 по сигналу I3=1 формирует аналоговый сигнал коррекции I4, поступающий на блок 7 - умножающее (мультипликативное) устройство, формирующее сниженное (скорректированное) значение величины расхода топлива GTпрог1 на дозирующую иглу (не показана).

Блок 8 по сигналу I3=1 формирует откорректированную зависимость на запуске и подает сигнал в регулятор частоты вращения газогенератора (не показан).

Способ осуществляется следующим образом.

На блок 1 поступают данные о текущих значениях Ттнд и nвд, где формируется величина соотношения информация о которой поступает на первый вход блока 2 сравнения. Одновременно на второй вход блока 2 поступает информация о величине порогового значения При формируется сигнал I1=1, характеризующий неустойчивую работу компрессора («помпаж»). Сигнал I1 поступает на первые входы блоков 4 и 5 и вход таймера 3. В момент появления сигнала I1=1 таймер 3 начинает отсчет времени t=0,3-0,4 с и формирует управляющий сигнал I2=1, поступающий на вторые входы блоков 4, 5. По окончании периода 0,3-0,4 с таймер снимает управляющий сигнал I2 (I2=0).

При I1=1 и I2=0 блок 5 формирует сигнал I3=1 в систему управления на выполнение циклограммы запуска после прекращения отсечки топлива. При этом происходит повторный запуск с коррекцией программы запуска, которую осуществляют блоки 6, 7, 8. Блок 6 по сигналу I3=1 формирует аналоговый сигнал коррекции I4, изменяющийся со значения 0,9 до 1,0 в течение ~10 с. Аналоговый сигнал коррекции I4 с выхода блока 6 поступает на первый вход умножающего устройства 7. А на второй вход устройства 7 поступают данные о штатной величине GTпрог. Устройство 7 осуществляет умножение значения GTпрог и сигнала коррекции I4, формируя скорректированное значение величины расхода топлива GTпрог1.

Одновременно с этим по сигналу I3=1 блок 8 осуществляет корректирование программной зависимости в сторону снижения значения на 28-32%.

Блок 8 подает сигнал в регулятор частоты вращения газогенератора, который поддерживает откорректированную зависимость завершения режима запуска.

Похожие патенты RU2403454C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ОТКАЗАХ И НЕИСПРАВНОСТЯХ 2005
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
  • Тимкин Юрий Иванович
  • Трубников Юрий Абрамович
RU2305788C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ КОМПРЕССОРА 2006
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
  • Тимкин Юрий Иванович
  • Трубников Юрий Абрамович
RU2310100C2
Способ защиты газотурбинного двигателя от помпажа 2022
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
RU2798129C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА 2023
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
  • Якушев Алексей Павлович
RU2801768C1
Способ автоматической защиты газотурбинного двигателя от помпажа 2022
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
RU2789806C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДОЗИРОВАНИЕМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Гольцов Николай Германович
  • Ипполитов Валерий Георгиевич
  • Трубников Юрий Абрамович
RU2316664C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ НЕУСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ КОМПРЕССОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ЗАПУСКЕ 2006
  • Ипполитов Валерий Георгиевич
  • Полулях Антон Иванович
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Трубников Юрий Абрамович
RU2316678C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 2007
  • Кучевасов Константин Петрович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Тимкин Юрий Иванович
RU2360137C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРЕВА 2006
  • Иноземцев Александр Александрович
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Трубников Юрий Абрамович
  • Ипполитов Валерий Георгиевич
RU2315885C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2468257C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 403 454 C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ПОМПАЖЕ НА ЗАПУСКЕ

Способ относится к защите газотурбинного двигателя при помпаже на запуске. Техническая задача изобретения заключается в повышении надежности защиты компрессора газотурбинного двигателя за счет обнаружения его неустойчивой работы на ранних стадиях режима запуска. Сущность изобретения заключается в том, что в способе защиты газотурбинного двигателя при помпаже на режиме запуска осуществляют замер текущих значений температуры за турбиной низкого давления Ттнд и частоты вращения ротора высокого давления nвд, вычисляют отношение первых производных указанных значений сравнивают указанное соотношение с его пороговым значением и формируют сигнал неустойчивой работы компрессора в случае, если при этом дополнительно задают программную зависимость , которую поддерживают до момента появления сигнала неустойчивой работы компрессора ГТД, а при включении агрегата зажигания осуществляют корректирование указанной программной зависимости в сторону снижения значения nвд на 28-32%, причем откорректированную зависимость поддерживают до завершения режима запуска. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 403 454 C1

Способ защиты газотурбинного двигателя при помпаже на режиме запуска, включающий дозированную подачу топлива в камеру сгорания (КС) газотурбинного двигателя (ГТД) по заданной программе с расходом GТпрог, формирование сигнала неустойчивой работы компрессора ГТД, прекращение подачи топлива в КС двигателя на установленное время и включение агрегата зажигания в течение заданного периода времени для розжига топливовоздушной смеси (ТВС), возобновление подачи топлива в КС со сниженным расходом GТпрог1, а после снятия сигнала неустойчивой работы последующее восстановление дозированной подачи топлива с увеличением расхода от GТпрог1 до GТпрог по линейной зависимости в течение заданного времени, отличающийся тем, что осуществляют замер текущих значений температуры за турбиной низкого давления Ттнд и частоты вращения ротора высокого давления nвд, вычисляют отношение первых производных указанных значений , сравнивают указанное соотношение с его пороговым значением и формируют сигнал неустойчивой работы компрессора в случае, если , при этом дополнительно задают программную зависимость , которую поддерживают до момента появления сигнала неустойчивой работы компрессора ГТД, а при включении агрегата зажигания осуществляют корректирование указанной программной зависимости в сторону снижения значения nвд на 28-32%, причем откорректированную зависимость поддерживают до завершения режима запуска.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2403454C1

СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРЕВА 2006
  • Иноземцев Александр Александрович
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Трубников Юрий Абрамович
  • Ипполитов Валерий Георгиевич
RU2315885C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕУСТОЙЧИВОЙ РАБОТЫ КОМПРЕССОРА 2006
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
  • Тимкин Юрий Иванович
  • Трубников Юрий Абрамович
RU2310100C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ КОМПРЕССОРА ПРИ НЕУСТОЙЧИВОЙ РАБОТЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Саженков А.Н.
  • Савенков Ю.С.
  • Тимкин Ю.И.
  • Трубников Ю.А.
RU2255247C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Близнюков Леонид Георгиевич
  • Жигунов Михаил Михайлович
  • Кессельман Михаил Григорьевич
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Черемных Александр Валерьевич
RU2295654C1
US 3267669 A, 16.01.1963
US 5379583 A, 10.01.1995.

RU 2 403 454 C1

Авторы

Полулях Антон Иванович

Тимкин Юрий Иванович

Савенков Юрий Семенович

Саженков Алексей Николаевич

Трубников Юрий Абрамович

Даты

2010-11-10Публикация

2009-07-02Подача