СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДОЗИРОВАНИЕМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2008 года по МПК F02C9/26 

Описание патента на изобретение RU2316664C1

Изобретение относится к области автоматического управления и регулирования подачи топлива на запусках газотурбинного двигателя.

Известен способ управления дозированием топлива в процессе разгона газотурбинного двигателя путем измерения давления воздуха за компрессором и частоты вращения ротора двигателя, формирования программы регулирования расхода топлива в соответствии с измеренными параметрами и перемещения дозирующего элемента пропорционально величине отклонения текущего расхода топлива от заданного по программе [Любомудров Ю.В. Применение теории подобия при проектировании систем управления газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1971, с.96].

Известный способ не обеспечивает приемлемую точность поддержания времени разгона. Кроме того, для двигателя с докритическим перепадом в реактивном сопле линия рабочих режимов в координатах программы разгона смещается в зависимости от высоты и скорости полета, что приводит к изменению дозируемых избытков топлива, поэтому в различных условиях эксплуатации возможны как «зависание» двигателя, так и перегрев, что снижает надежность двигателя.

Наиболее близким к заявленному является способ дозирования топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающий измерение частоты вращения ротора газогенератора nВД, определение величины ускорения , регулирование nВД по заданной зависимости и ограничение дозирования топлива по программной зависимости GТ=f(nВД, ТВХ). [Устройство и эксплуатация силовых установок самолетов ИЛ-96-300, ТУ-204, ИЛ-114, под редакцией д.т.н., профессора Б.А.Соловьева, Москва, Транспорт, 1993, с.25].

Известный способ используется на режимах запуска двигателя при всех климатических условиях за счет обеспечения избытков топлива над статической характеристикой по заданной зависимости , а также для защиты двигателя от помпажа настройкой программы ограничения расхода топлива в камере сгорания.

Однако известно, что с увеличением наработки двигателя линия статической характеристики поднимается, а ширина «дорожки» запуска уменьшается. Износ и засорение топливорегулирующей аппаратуры в процессе эксплуатации ведут к смещению линии программной зависимости GТ=f(nВД, ТВХ), что приводит к пересечению ее с линией статической характеристики и возникновению возможности «зависания» ротора двигателя. Для продолжения эксплуатации требуется повторная настройка зависимости GТ=f(nВД, ТВХ).

Техническая задача, решаемая данным изобретением, заключается в повышении надежности работы двигателя на режимах запуска путем автоматической коррекции программной зависимости ограничения дозирования топлива.

Сущность изобретения заключается в том, что в способе управления дозированием топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающем измерение частоты вращения ротора газогенератора nВД, определение величины ускорения , регулирование nВД по заданной зависимости и ограничение дозирования топлива по программной зависимости GТ=f(nвд, Твх), согласно изобретению дополнительно формируют пороговое и программное значения величины ускорения и , фактическую величину сравнивают с , при формируют разрешающий сигнал на коррекцию программной зависимости GТ=f(nвд, Твх) с заданной скоростью изменения коэффициента коррекции сравнивают фактическую величину с программным значением , и при разрешающий сигнал снимают и продолжают ограничение дозирования топлива по откорректированной программной зависимости GТ'=f(nвд, Твх)×К, а повторные запуски газотурбинного двигателя осуществляют с учетом измененной величины коэффициента К.

Формирование пороговых значений величин ускорения и , сравнение фактической величины с , при формирование разрешающего сигнала на коррекцию программной зависимости GТ=f(nвд, Твх) с заданной скоростью изменения коэффициента коррекции , а также сравнение фактической величины с программным значением , и при снятие разрешающего сигнала позволяют продолжать процесс дозирования топлива по откорректированной программной зависимости GТ'=f(nвд, Твх)×К, а повторные запуски газотурбинного двигателя осуществлять с дозированием топлива с учетом измененного коэффициента К по откорректированной программной зависимости GТ'=f(nвд, Твх)×К, то есть автоматически, без повторной настройки программной зависимости. Это исключает вероятность «зависания» ротора двигателя и повышает надежность работы двигателя в целом.

На чертеже представлена структурная схема предлагаемого способа.

Блок 1 формирует сигнал I1 - задание на величину первой производной по времени () в зависимости от частоты вращения nВД, сигнал о величине которой поступает на вход блока 1.

Блок 2 - блок формирования сигнала I2, пропорционального величине расхода топлива для поддержания необходимой величины ускорения .

Блок 3 - арифметический блок, на вход которого поступают сигналы о величинах nВД и Твх. Блок 3 осуществляет вычисление приведенной к текущей температуре частоты вращения nВД по формуле

Блок 4 - логический блок, на вход которого поступает сигнал I3, пропорциональный величине nВДПР. Блок 4 формирует сигнал I4, пропорциональный величине программной зависимости ограничения дозирования топлива при текущих климатических условиях GТ=f(nвд, Твх).

Блок 5 формирует сигнал I5, пропорциональный изменению программной зависимости ограничения дозирования топлива с учетом коэффициента коррекции К:GТ'=f(Пвд, Твх)×К.

Блок 6 - логический блок выбора управляющего сигнала, поступающего на дозатор топлива. Блок 6 выбирает минимальный из входящих сигналов I2 и I5, поступающих с блоков 2 и 5 соответственно, и формирует сигнал I6 на дозатор топлива. При выборе сигнала I5 в качестве управляющего дополнительно формируется сигнал I13=1, который поступает на вход блока 7, в случае выбора сигнала I2 управляющим сигналом, значение сигнала I13=0.

Блок 7 - дифференциально-логический блок, в котором вычисляется фактическая величина , на второй вход которого поступает сигнал I13 с блока 6. При I13=1 формируется сигнал I7, пропорциональный величине .

Блок 8 - логический блок сравнения сигнала I7, пропорциональный величине с пороговым значением , при достижении которого формируется сигнал I8=1.

Блок 9 - логический блок сравнения величины сигнала I7 с величиной сигнала I1, пропорционального программному значению , при достижении которого формируется сигнал I9=1.

Блок 10 - логический блок, работающий как триггер, который срабатывает при поступлении сигнала I8=1 с блока 8 и отключается при поступлении сигнала I9=1 с блока 9. Выходной сигнал I10=1 является разрешающим для блока 11.

Блок 11 - логическо-арифметический блок формирования сигнала I11, пропорционального скорости изменения коэффициента коррекции для текущего значения nВД при наличии сигнала I10=1.

Блок 12 - интегрирующий блок, осуществляющий изменение коэффициента К в соответствии со скоростью, заданной сигналом I11 с блока 11. Выходной сигнал с блока 12 подают на второй вход блока 5 для коррекции сигнала I5 пропорционального программной зависимости GТ=f(nвд, Твх).

Способ осуществляется следующим образом.

На вход блока 1 поступают данные о текущей величине nВД. Выходной сигнал I1, соответствующий текущей величине ускорения , поступает на вход блока 2. Выходной сигнал I2 соответствует величине расхода топлива, необходимой для поддержания требуемой величины ускорения .

На вход блока 3 поступают сигналы о величинах nВД и ТВХ. Выходной сигнал I3, соответствующий текущему значению nВД ПР, поступает на вход блока 4. Выходной сигнал I4, ограничивающий дозирование топлива при текущих климатических условиях и параметрах топлива, поступает на первый вход блока 5. На второй вход поступает выходной сигнал I12 с блока 12, соответствующий коэффициенту коррекции К. Начальное значение К=1.

Блок 6 выбирает минимальный из сигналов I2 и I5 и формирует задание на дозатор топлива (сигнал I6).

На запуске по программе задание на дозатор (сигнал I6) соответствует сигналу I2, сформированному блоком 2.

При выборе блоком 6 сигнала I5 дополнительно формируется сигнал I13=1, являющийся разрешающим для работы блока 7.

При «зависании» двигателя текущая величина становится меньше , блок 8 подает сигнал I8 на вход блока 10, который формирует сигнал I10 - сигнал разрешения коррекции программной зависимости GТ=f(nвд, Твх).

Блок 11 при наличии разрешающего сигнала I10 формирует для текущего значения nВД заданную скорость изменения коэффициента коррекции выходной сигнал I11 с которого поступает на вход блока 12, изменяющего коэффициент коррекции К в соответствии с заданной величиной

Выходной сигнал I12 поступает на вход блока 5, формирующего задание на дозатор топлива по откорректированной программной зависимости GТ'=f(nвд, Tвх)×К.

Когда величина GТ' становится выше линии статической характеристики двигателя, величина возрастает, двигатель выходит из «зависания» и достигается величина текущей , равная программному значению . При блок 9 формирует сигнал I9, по которому блок 10 снимает сигнал I10 разрешения коррекции программной зависимости GТ=f(nвд, Твх).

При успешном завершении запуска измененный коэффициент коррекции К запоминается. Повторные запуски осуществляют по программе ограничения дозирования топлива с измененным коэффициентом коррекции К.

При изменении внешних условий или характеристик двигателя, приводящих к «зависанию» частоты вращения ротора двигателя, программа ограничения дозирования топлива вновь оптимизируется автоматически для изменившихся условий.

Похожие патенты RU2316664C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДОЗИРОВАНИЯ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Гольцов Николай Германович
  • Ипполитов Валерий Георгиевич
  • Тихонов Сергей Иванович
  • Коротаев Игорь Анатольевич
RU2316663C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДАЧЕЙ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 2008
  • Альтшуль Семен Давидович
  • Гайдаш Дмитрий Михайлович
  • Квашнин Сергей Владимирович
  • Паршин Александр Львович
  • Селезнев Михаил Федорович
  • Черников Андрей Викторович
RU2394165C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ПОМПАЖЕ НА ЗАПУСКЕ 2009
  • Полулях Антон Иванович
  • Тимкин Юрий Иванович
  • Савенков Юрий Семенович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Трубников Юрий Абрамович
RU2403454C1
Способ защиты газотурбинного двигателя от помпажа 2022
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
RU2798129C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПУСКОМ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ НА БОЛЬШИХ ВЫСОТАХ ПОЛЕТА 2021
  • Сухоросов Сергей Юрьевич
  • Астахов Александр Анатольевич
  • Иванов Артем Викторович
  • Груздева Алена Витальевна
RU2772674C1
Способ автоматической защиты газотурбинного двигателя от помпажа 2022
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
RU2789806C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 2007
  • Кучевасов Константин Петрович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Тимкин Юрий Иванович
RU2360137C1
Способ управления дозированием топлива на розжиге камеры сгорания газотурбинных двигателей 2023
  • Ситников Александр Сергеевич
  • Лисовин Игорь Георгиевич
  • Грибков Игорь Николаевич
  • Басаргин Шамиль Давидович
  • Сухарев Александр Александрович
RU2817059C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕПУСКОМ ВОЗДУХА В КОМПРЕССОРЕ ДВУХВАЛЬНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2001
  • Князева Н.Р.
  • Савенков Ю.С.
  • Саженков А.Н.
  • Трубников Ю.А.
RU2214535C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОМПАЖА КОМПРЕССОРА 2023
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Савенков Юрий Семенович
  • Якушев Алексей Павлович
RU2801768C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДОЗИРОВАНИЕМ ТОПЛИВА НА ЗАПУСКЕ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Способ относится к области автоматического управления подачей топлива на запусках газотурбинного двигателя. Техническая задача заключается в повышении надежности работы двигателя на режимах запуска путем автоматической коррекции программной зависимости ограничения дозирования топлива. Сущность изобретения заключается в том, что в способе управления дозированием топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающем измерение частоты вращения ротора газогенератора nВД, определение величины ускорения , регулирование nВД по заданной зависимости и ограничение дозирования топлива по программной зависимости Gt=f(nВД, ТВХ), согласно изобретению дополнительно формируют пороговое и программное значения величины ускорения и , фактическую величину сравнивают с , при формируют разрешающий сигнал на коррекцию программной зависимости GТ=f(nВД, ТВХ) с заданной скоростью изменения коэффициента коррекции , сравнивают фактическую величину с программным значением , и при разрешающий сигнал снимают и продолжают ограничение дозирования топлива по откорректированной программной зависимости GТ'=f(nвд, Твх)×К, а повторные запуски газотурбинного двигателя осуществляют с учетом измененной величины коэффициента K. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 316 664 C1

Способ управления дозированием топлива на запуске газотурбинного двигателя, включающий измерение частоты вращения ротора газогенератора nвд, определение величины ускорения регулирование nвд по заданной зависимости и ограничение дозирования топлива по программной зависимости Gt=f(nвд, Твх), отличающийся тем, что дополнительно формируют пороговое и программное значения величины ускорения и фактическую величину сравнивают с при формируют разрешающий сигнал на коррекцию программной зависимости OТ=f(nвд, Твх) с заданной скоростью изменения коэффициента коррекции сравнивают фактическую величину с программным значением и при разрешающий сигнал снимают и продолжают ограничение дозирования топлива по откорректированной программной зависимости GТ'=f(nвд, Твх)·К, а повторные запуски газотурбинного двигателя осуществляют с учетом измененной величины коэффициента К.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2316664C1

Приспособление в пере для письма с целью увеличения на нем запаса чернил и уменьшения скорости их высыхания 1917
  • Латышев И.И.
SU96A1
д.т.н
проф
Б.А.СОЛОВЬЕВА
- М.: Транспорт, 1993, с.25
СПОСОБ КОНТРОЛЯ АВИАДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Фурмаков Е.Ф.
  • Петров О.Ф.
  • Маслов Ю.В.
  • Степанян Н.М.
RU2249119C2
СПОСОБ ЗАПУСКА ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Божков А.И.
RU2027887C1
СИСТЕМА ТОПЛИВОПИТАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1991
  • Стацинский В.М.
  • Ишал В.А.
RU2022143C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ПРОЦЕССЕ РАЗГОНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1980
  • Рябиков А.С.
SU898794A1
US 4719750 A, 19.01.1988
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗОТОПНО-ОБОГАЩЕННОГО ОКСИДА ТЕЛЛУРА (IV) 2004
  • Калашников Анатолий Леонидович
  • Ушаков Олег Семенович
  • Матюха Владимир Александрович
RU2272783C1

RU 2 316 664 C1

Авторы

Гольцов Николай Германович

Ипполитов Валерий Георгиевич

Трубников Юрий Абрамович

Даты

2008-02-10Публикация

2006-06-13Подача