АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС Российский патент 2008 года по МПК B64D5/00 B64D37/14 B64D39/00 

Описание патента на изобретение RU2317227C1

Изобретение относится к авиационной технике, а конкретно к системам заправки топливом в полете летательных аппаратов (ЛА), транспортируемых другими летательными аппаратами, и может быть использовано в топливных системах беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), отделяемых от самолета-носителя.

Известен принятый за прототип авиационный комплекс - патент РФ №2242404, состоящий из самолета-носителя (С-Н), в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки (МПУ) размещены отделяемые БПЛА, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса. Источник топлива С-Н и топливные системы каждого БПЛА соединены между собой линиями сообщения, содержащими разъемные соединители, до и после которых установлены перекрывные клапаны, имеющими общий участок между МПУ и топливной системой С-Н, снабженный узлом вращения. Топливная система каждого БПЛА на входе линии сообщения содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя.

Общими признаками с предложенным техническим решением являются следующие - авиационный комплекс включает самолет-носитель, в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса, топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака; источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители с перекрывными клапанами.

Недостатками данной конструкции являются:

- большая длина магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, как следствие, - их большой вес и гидравлическое сопротивление, и усложненность их конструкции,

- уменьшение запаса топлива в топливной системе С-Н при заправке БПЛА,

- необходимость задействования топливной системы С-Н,

- невозможность заправки бака БПЛА дегазированным топливом или топливом другого (отличного от топлива С-Н) вида.

Предлагаемым изобретением решаются технические задачи уменьшения длины магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, уменьшения их веса и гидравлического сопротивления, упрощения их конструкции, сохранения запаса топлива в топливной системе С-Н и исключения ее задействования, возможности заправки бака БПЛА дегзированным топливом или топливом другого вида.

Для достижения указанного технического результата в авиационном комплексе, включающем самолет-носитель, в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса, топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака; а также включающем источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители с перекрывными клапанами, источник топлива выполнен в виде топливного бака, размещенного на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки, и снабжен блоком топливоподачи. Для обеспечения универсальности конструкции барабана топливный бак может быть установлен в штатном месте крепления беспилотного летательного аппарата. Топливный бак может быть размещен в свободном объеме в центре барабана МПУ. А блок топливоподачи может быть реализован в виде любого известного устройства, например электронасоса или вытеснительной системы, содержащей газогенератор или баллон сжатого газа с пусковым клапаном, задействуемых системой управления С-Н.

Отличительными признаками предлагаемого решения от указанного выше являются следующие - источник топлива выполнен в виде топливного бака, размещенного на вращающемся барабане МПУ, и снабжен блоком топливоподачи. Топливный бак может быть установлен в штатном месте крепления беспилотного летательного аппарата.

Благодаря наличию указанных отличительных признаков достигается следующий технический результат:

- уменьшается длина магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, уменьшается их вес и гидравлическое сопротивление, упрощается их конструкция;

- сохраняется запас топлива в топливной системе С-Н, исключается ее задействование;

- появляется возможность заправки бака БПЛА дегазированным топливом или топливом другого вида;

- обеспечивается универсальность конструкции барабана МПУ.

Предложенное техническое решение может найти применение при создании топливных систем БПЛА.

Предлагаемый авиационный комплекс иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-7.

На фиг.1 изображен поперечный разрез фюзеляжа самолета-носителя авиационного комплекса.

На фиг.2 изображен вид сбоку авиационного комплекса в районе грузового отсека самолета-носителя при снятой обечайке фюзеляжа самолета-носителя (вид В, фиг.1).

На фиг.3 изображено продольное сечение корпуса беспилотного летательного аппарата в районе расположения его полости с убранным маршевым двигателем (сечение А-А, фиг.1).

На фиг.4 изображено сечение А-А фиг.1 при выдвинутом положении маршевого двигателя БПЛА и заправленном эластичном топливном баке.

На фиг.5 изображено поперечное сечение БПЛА в районе расположения его полости с убранным маршевым двигателем (сечение Д-Д, фиг.3).

На фиг.6 изображено поперечное сечение БПЛА при выдвинутом маршевом двигателе (сечение Е-Е, фиг.4).

На фиг.7 изображена принципиальная схема топливной системы авиационного комплекса.

Представленный на фиг.1-7 авиационный комплекс содержит: самолет - носитель 1; вращающийся барабан 2 многопозиционной пусковой установки 3, расположенный в грузовом отсеке 4 самолета-носителя 1; БПЛА 5, в полости 6 корпуса 7 которых размещен маршевый двигатель 8 с пилоном 9, а также рычажный параллелограмный механизм 10 с приводом 11 выдвижения двигателя 8 в рабочее положение и фиксаторами внутреннего 12 и внешнего 13 положений двигателя.

В полости 6 каждого БПЛА размещается эластичный топливный бак 14, состоящий из двух частей 15 и 16 (для размещения переднего рычага выдвижения двигателя), сообщенных между собой через фланцы 17 и 18 переливным каналом 19. топливо из эластичного бака 14 в основной бак 20 БПЛА поступает по линии 21 с насосом 22 и перекрывным клапаном 23.

Топливный бак 24 стыкуется на барабане 2 на тех же узлах, что и БПЛА 5, соединяется с БПЛА топливными линиями 25 и коллектором 26.

Линии 25 содержат разъемные соединители 27, установленные на барабане, до и после которых установлены перекрывные клапаны 28. Подвесной топливный бак снабжен блоком топливоподачи 29, сообщенным линиями 25 через перекрывные клапаны 28 и разъемные соединители 27 с эластичным топливным баком 14 каждого БПЛА. Основной топливный бак 20 БПЛА 5 сообщен с маршевым двигателем 8 магистралью 30 подачи топлива.

Устройство работает следующим образом.

Топливный бак 24 устанавливается в заправленном виде на барабан 2 одновременно с БПЛА 5. Производится стыковка разъемного соединителя 27 и системы задействования (не показана) блока топливоподачи 29 с системой управления С-Н (не показана).

Перед запуском БПЛА 5 задействуется вращение барабана 2 многопозиционной пусковой установки 3 в грузовом отсеке 4 самолета-носителя 1 таким образом, чтобы предназначенный для отделения БПЛА 5 располагался в нижней части напротив люка грузового отсека 4 самолета-носителя 1.

Перед отделением БПЛА 5 расфиксируется убранное положение двигателя 8 выдергиванием фиксатора 12 внутреннего положения и двигатель 8 выпускается задействованием привода 11 и механизма 10 и становится на фиксатор 13 внешнего положения, выдвигаясь за обводы корпуса 7.

Системой управления С-Н включается система задействования блока топливоподачи 29, открываются перекрывные клапаны 28 на линии 25 соединения топливного бака 24 и эластичного топливного бака 14 пускового БПЛА и топливо из топливного бака 24 по линии 25 и коллектору 26 под действием гидростатического перепада давления и под воздействием блока топливоподачи 29 бака 24 поступает в эластичный топливный бак 14, который расправляется и занимает после завершения заправки объем в полости корпуса 7 БПЛА, освободившийся после выдвижения двигателя 8.

После завершения заправки эластичного бака 14 закрываются перекрывные клапаны 28, отключается блок топливоподачи 29 и осуществляется отделение БПЛА 5 с разъемом соединителей 27, затем запускается двигатель 8.

В автономном полете БПЛА 5 задействуется система выработки из эластичного топливного бака 14 - системой управления БПЛА 5 открывается клапан 23 и включается насос 22 и топливо по магистрали 21 перетекает в основной топливный бак 20, из которого по магистрали 30 поступает в маршевый двигатель 8, обеспечивая увеличение максимальной дальности полета БПЛА 5.

Похожие патенты RU2317227C1

название год авторы номер документа
АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Закота А.И.
  • Карпов С.И.
  • Кучеренко Ю.С.
  • Мищенко А.П.
  • Обрезчиков В.В.
  • Селезнев И.С.
  • Терехов В.И.
  • Трусов В.Н.
RU2242404C2
Способ отделения группы беспилотных летательных аппаратов от самолета-носителя 2017
  • Мицына Александра Сергеевна
  • Мищенко Анатолий Пертович
  • Семененко Юрий Николаевич
  • Смирнов Владимир Нестерович
  • Чернов Леонид Александрович
  • Чуприна Павел Михайлович
RU2664812C1
Устройство отделения группы беспилотных летательных аппаратов от самолета-носителя 2017
  • Мицына Александра Сергеевна
  • Мищенко Анатолий Пертович
  • Семененко Юрий Николаевич
  • Смирнов Владимир Нестерович
  • Чернов Леонид Александрович
  • Чуприна Павел Михайлович
RU2672706C1
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАНСФОРМИРУЕМЫЙ МНОГОРАЗОВЫЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ В ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОМ КОНТЕЙНЕРЕ И СПОСОБЫ СТАРТА 2022
  • Евдокимов Сергей Викторович
  • Бадеха Александр Иванович
  • Маталасов Сергей Юрьевич
  • Куминов Сергей Александрович
  • Жестков Юрий Николаевич
  • Анфимов Михаил Николаевич
  • Крупин Сергей Андреевич
  • Иовлев Михаил Андреевич
RU2778177C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2008
  • Дмитриев Альберт Иванович
  • Зайцев Евгений Викторович
  • Закота Анатолий Иванович
  • Карпов Сергей Иванович
  • Кликодуев Николай Григорьевич
  • Кучеренко Юрий Стефанович
  • Мищенко Анатолий Петрович
  • Пашков Анатолий Николаевич
RU2375254C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2012
  • Ерахтин Михаил Михайлович
  • Ларионов Виталий Александрович
  • Мищенко Анатолий Петрович
  • Смирнов Владимир Нестерович
  • Сыздыков Елтуган Кимашевич
  • Шибаев Борис Иванович
RU2518877C1
Многоразовый беспилотный летательный аппарат в транспортно-пусковом контейнере и способ старта многоразового беспилотного летательного аппарата из транспортно-пускового контейнера 2019
  • Леонов Александр Георгиевич
  • Зимин Сергей Николаевич
  • Измалкин Олег Сергеевич
  • Асатуров Сергей Михайели
RU2714616C1
СПОСОБ ВОЗДУШНОГО СТАРТА БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ И СИСТЕМА ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКИ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2004
RU2258639C1
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ МНОГОКРАТНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И МНОГОКОМПОНОВОЧНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА 1991
  • Дэвид Р.Крисвелл[Us]
RU2035358C1
Способ формирования мишенного объекта, имитирующего старт воздушной цели в условиях ракетной позиции, аэродрома, необорудованной территории, и устройство для его осуществления 2019
  • Козлов Ольгерд Иванович
  • Марусенко Александр Александрович
  • Агафонова Светлана Ивановна
  • Горбадей Елена Ивановна
  • Кружилина Ирина Алексеевна
  • Прудников Евгений Геннадьевич
  • Харланов Алексей Иванович
  • Чернявский Николай Васильевич
RU2759973C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 317 227 C1

Реферат патента 2008 года АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

Изобретение относится к авиационной технике. Авиационный комплекс включает самолет - носитель (1), в грузовом отсеке (4) которого на вращающемся барабане (2) многопозиционной пусковой установки (3) размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты (5), в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель (8) с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса (7). Топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак (14), размещенный в полости (6) корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака. Авиационный комплекс также включает источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители (27) с перекрывными клапанами (28). Источник топлива выполнен в виде топливного бака (24), размещенного на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки, и снабжен блоком топливоподачи (29). Изобретение уменьшает длину магистралей заправки эластичного топливного бака БПЛА, уменьшает их вес и гидравлическое сопротивление, упрощает их конструкции. 1 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 317 227 C1

1. Авиационный комплекс, включающий самолет-носитель, в грузовом отсеке которого на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки размещены отделяемые беспилотные летательные аппараты, в полости корпуса каждого из которых в транспортировочном положении расположен маршевый двигатель с возможностью его выдвижения в рабочее положение за обводы корпуса, топливная система каждого беспилотного летательного аппарата содержит дополнительный обжатый эластичный топливный бак, размещенный в полости корпуса с возможностью раскладки в месте расположения выдвигаемого двигателя, и систему выработки топлива из эластичного топливного бака; источник топлива, выполненный с возможностью сообщения с эластичными топливными баками беспилотных летательных аппаратов через разъемные соединители с перекрывными клапанами, отличающийся тем, что источник топлива выполнен в виде топливного бака, размещенного на вращающемся барабане многопозиционной пусковой установки и снабженного блоком топливоподачи.2. Авиационный комплекс по п.1, отличающийся тем, что топливный бак установлен в штатном месте крепления беспилотного летательного аппарата.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2317227C1

АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Закота А.И.
  • Карпов С.И.
  • Кучеренко Ю.С.
  • Мищенко А.П.
  • Обрезчиков В.В.
  • Селезнев И.С.
  • Терехов В.И.
  • Трусов В.Н.
RU2242404C2
АВИАЦИОННЫЙ ПУСКОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ, ЗАПРАВКИ И ЗАПУСКА В ВОЗДУХЕ РАКЕТОНОСИТЕЛЯ 2000
  • Ишков Ю.Г.
  • Михайлов В.В.
RU2158214C1
US 3520502 А, 14.07.1970
US 5763811 A, 25.05.1999.

RU 2 317 227 C1

Авторы

Дмитриев Альберт Иванович

Закота Анатолий Иванович

Карпов Сергей Иванович

Кликодуев Николай Григорьевич

Кучеренко Юрий Стефанович

Мищенко Анатолий Петрович

Обрезчиков Владимир Васильевич

Селезнев Игорь Сергеевич

Трусов Владимир Николаевич

Даты

2008-02-20Публикация

2006-07-25Подача