Изобретение относится к средствам спасения на воде, а именно к индивидуальным спасательным средствам для одного-трех человек, и может быть использована на танкерах, сухогрузах, сейнерах, тральщиках, китобойных флотилиях, буровых платформах и др. для спасения экипажей при катастрофах морских суден.
Известно индивидуальное спасательное средство, содержащее надувной баллон с прикрепленным к нему днищем, выполненным из водонепроницаемого материала [Авторское свидетельство СССР №421577, кл. В63С 9/02, опубликовано 30.03.1974].
К недостаткам известного устройства относится то, что оно не может быть стабилизировано по отношению к волне и ветру, а передвижение его по морю - только в горизонтальном направлении.
Наиболее близкой по технической сущности к заявляемой спасательной капсуле является спасательная капсула, содержащая герметичный корпус с люком в верхней части, средства жизнеобеспечения, отделяемый груз, и трос для подвески к корпусы камеры этого отделяемого груза [Патент РФ №2086462, кл. В63С 9/00, опубликовано 10.08.1997].
Недостатками известной спасательной капсулы являются недостаточная остойчивость, невозможность длительного пребывания спасаемых людей в капсуле, особенно при низких температурах воды, а также спасения людей при попадании капсулы в водовороты и воронки, образованные тонущим судном, сложность конструкции, высокая себестоимость.
В основу изобретения поставлена задача усовершенствования спасательной капсулы, в которой выполнение корпуса из нижней, средней и верхней частей, герметично соединенных между собой, с выполнением нижней и верхней частей из металла, а средней - из эластичного материала, шарнирное закрепление по внешнему периметру верхней части, по меньшей мере, четырех предохранительных упоров и расположение автономных отсеков для людей - в нижней части, обеспечивают повышение остойчивости, этим обеспечивается спасение людей при температуре воды за бортом -2-5°С, длительное пребывание в капсуле (месяц и более), возможность всплытия при попадании в водовороты и воронки, образованные тонущим судном, упрощение конструкции, снижение себестоимости.
Поставленная задача решается тем, что в спасательной капсуле, содержащей герметичный корпус с люком в верхней части, средства жизнеобеспечения, отделяемый груз, подвешенный к корпусу на тросах, замок, взаимодействующий с тросом отделяемого груза, согласно изобретению предусмотрены следующие конструктивные отличия:
- корпус состоит из нижней, средней и верхней частей, герметично соединенных между собой;
- нижняя и верхняя части выполнены из металла, а средняя - из эластичного материала;
- по внешнему периметру верхней части шарнирно закреплены, по меньшей мере, четыре предохранительных упора;
- в нижней части расположены автономные отсеки для людей.
Кроме того, герметичный корпус имеет цилиндрическую форму, предохранительные упоры выполнены их двух эластичных оболочек, наполненных сжатым газом и соединенных между собой шарнирно, в нижней части, по внешнему периметру днища установлены съемные балластные карманы, в средней части установлены вертикально, по меньшей мере, 4 торсиона, состоящие из соединенных между собой пластин, выполненных из рессорной стали, торсионы шарнирно закреплены сверху и установлены в направляющих, снабженных упором, снизу, между верхней и нижней кромками средней части, в петлях, закрепленных в шахматном порядке, протянуты гибкие тросы.
Суть изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид капсулы в рабочем положении, фиг.2 - разрез капсулы по А-А.
Спасательная капсула состоит из корпуса цилиндрической формы, включающего нижнюю часть 1, которая разбита на шесть автономных отсеков 2, по внешнему периметру части 1, у днища, расположены съемные балластные карманы 3, а по внутреннему периметру днища установлены сегменты, заполненные, например, бетоном и чугуном, в центре днища закреплен на тросах 4 отделяемый груз 5, замка 6, взаимодействующего с тросами 4 отделяемого груза 5, верхней части 7, сверху которой расположен люк 8 для входа и выхода людей и снабженного верхним смотровым окном 9, радиомаяком 10, проушиной (не показана) для закрепления троса с вертолета, в верхней части 7 установлены также боковое смотровое окно 11, клапанные блоки 12 подачи воздуха внутрь спасательного клапана и закреплены шарнирно, преимущественно, восемь предохранительных упоров 13, каждый из которых состоит из двух эластичных оболочек 14, наполненных сжатым воздухом и соединенных между собой шарнирно, корпус нижней части 1 и верхней части 7 выполнен из металла, а средней части 15, герметично соединяющей части 1 и 7, - из эластичного материала (прорезиненная ткань, парашютный шелк, утеплитель) и укрепленной установленными вертикально по периметру части 15 торсионами 16, состоящими из пластин, выполненных из рессорной стали, торсионы 16 сверху шарнирно прикреплены к части 7, а снизу установлены в направляющих упоров 17, жестко прикрепленных к части 1, между частями 1 и 7, в петлях, расположенных в шахматном порядке, протянуты тросы 18.
Устройство работает следующим образом.
Капсула устанавливается на судне, возле надстройки, в местах кратчайшего пути экипажа к ней и закрепляется тросами, в верхней части тросов крепятся защелки, которые заводятся под крышку люка 8, а при открытии люка 8 тросы, при помощи защелок, отсоединяются и капсула с эвакуируемыми людьми сбрасывается за борт по направляющим, при этом она удлиняется, примерно, на 400 мм за счет эластичного материала средней части 15 и торсионов 16, установленных в направляющих 17. Остойчивость капсулы обеспечивает груз, установленный по периметру и в центре днища нижней части 1.
Экипаж, через крышку люка 8, попадает в капсулу, крышка плотно закрывается и капсула находится в готовности, а экипаж занимает места в отсеках 2 нижней части 1 капсулы. При погружении судна под воду капсула может попасть в водоворот от тонущего судна, но она достаточно защищена от внешних механических повреждений, имеет достаточный объем воздуха (1,7 м3) для обеспечения жизнедеятельности экипажа до всплытия на поверхность, не боится погружения на глубину, вращения. Всплытие капсулы происходит за счет выталкивающей силы (по закону Архимеда) и предохранительных упоров 13, эластичные оболочки 14 которых, наполненные сжатым воздухом, общий объем которого составляет около 100 л, оболочки 14 устанавливаются под углом 45° по отношению к корпусу и под 90° - по отношению друг к другу, что усиливает выталкивающую силу капсулы из воды и предохраняет капсулу от боковых препятствий, а также обеспечивает ее дополнительную остойчивость.
Балластный груз 5, подвешенный в центре днища на тросах 4 (при необходимости груз опускается на тросах 4 на 4 м), груз, находящийся во внешних балластных карманах 3 и во внутренних сегментах поддерживает остойчивость капсулы а, в случае перегруза капсулы, груз 5 сбрасывается в море при помощи замка 6, взаимодействующего с канатами 4 груза 5.
В момент сброса капсулы в воду автоматически включается и подает сигналы бедствия радиомаяк, а после всплытия экипаж капсулы связывается с наземными службами посредством мобильных телефонов.
Спасение экипажа капсулы возможно при помощи вертолета, для закрепления троса которого к капсуле предусмотрена проушина на люке 8.
Использование предложенной спасательной капсулы позволит обеспечить спасение людей при вертикальном погружении капсулы под воду во время образования воронки, а также при авариях суден в зимнее время, в районах Арктики, Антарктики. Условия, созданные в капсуле, обеспечивают длительное пребывание в ней (в течение месяца и более).
Предложенная спасательная капсула изготавливается из известных материалов, по известным технологиям, капсула обладает простотой конструкции, невысокой себестоимостью.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА С АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2149123C1 |
КОЛЛЕКТИВНОЕ СУДОВОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО | 2004 |
|
RU2282554C2 |
СУДНО С УСТРОЙСТВОМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО ПЛАВУЧЕСТИ И НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ ПРИ АВАРИИ | 2008 |
|
RU2401768C2 |
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЭКИПАЖА С АВАРИЙНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2346849C2 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ БУЙ ДЛЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2022 |
|
RU2793818C1 |
МНОГОКОРПУСНЫЙ ГЛУБОКОВОДНЫЙ ОБИТАЕМЫЙ АППАРАТ ( ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2553599C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ | 2004 |
|
RU2277955C1 |
САМОЛЕТ-АМФИБИЯ - ЛЕТНО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 2013 |
|
RU2542800C1 |
СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОГО СПАСЕНИЯ ЭКИПАЖА С ПЛ-ТАНКЕРА В АВАРИЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ КРЕНЕ И ДИФФЕРЕНТЕ | 2000 |
|
RU2174088C1 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ | 1991 |
|
RU2009956C1 |
Изобретение относится к средствам спасения на воде, а именно к индивидуальным спасательным средствам, и может быть использовано для спасения экипажей с гибнущих судов. Спасательная капсула содержит герметичный корпус с люком в верхней части, средства жизнеобеспечения, отделяемый груз, подвешенный к корпусу на тросах, замок, взаимодействующий с тросом отделяемого груза. Корпус состоит из нижней, средней и верхней частей, герметично соединенных между собой. Нижняя и верхняя части выполнены из металла, а средняя часть - из эластичного материала. По внешнему периметру верхней части шарнирно закреплены, по меньшей мере, четыре предохранительных упора, а в нижней части расположены автономные отсеки для средств жизнеобеспечения людей и балластные грузы. Такое выполнение капсулы обеспечит спасение людей при вертикальном погружении (попадание в воронки от тонущего судна), в водах с низкими температурами. 5 з.п. ф-лы, 2 ил.
СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ | 1995 |
|
RU2086462C1 |
RU 2051838 C1, 10.01.1996 | |||
НАДУВНОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО | 1970 |
|
SU421577A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ТОПЛИВА В МАСЛАХ | 2006 |
|
RU2324167C1 |
Авторы
Даты
2008-02-27—Публикация
2006-04-27—Подача