ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА МОСТА Российский патент 2008 года по МПК B60K17/16 

Описание патента на изобретение RU2321504C1

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ведущим мостам транспортных средств, и может быть использовано при включении низшей передачи для значительного изменения скорости движения транспортного средства с сохранением крутящего момента, при включении прямой передачи.

Известна двухскоростная главная передача моста, содержащая ведущую и ведомые конические шестерни, вал ведомой шестерни, на котором расположены на подшипниках две ведущие цилиндрические шестерни постоянного зацепления с принадлежащими им зубчатыми венцами полумуфт, между которыми на ступице вала установлена муфта вала с механизмом управления, и зубчатые колеса, установленные на корпусе дифференциала, размещенного в балке моста (1).

Недостатком данной конструкции являются увеличенные размеры блока ведомой шестерни главной передачи с двумя цилиндрическими шестернями, а также невозможность получения передаточных чисел цилиндрических передач более 2.5 на пониженной передаче и передаточного числа, равного 1 на прямой передаче без значительного увеличения размеров балки моста, снижающих проходимость транспортного средства.

Известна двухскоростная главная передача моста, содержащая ведущую коническую шестерню с валом и подшипниками, размещенную в своем картере, и ведомую коническую шестерню, установленную на корпусе дифференциала в балке моста, планетарную передачу, смонтированную в полости ведомой конической шестерни, коронная шестерня которой постоянно соединена с ведомой конической шестерней, солнечную шестерню с валом и полумуфтой, водило с сателлитами, снабженное ступицей с полумуфтой, а также муфту с механизмом управления, соединяющую для пониженной передачи через полумуфты солнечной шестерни и балки моста, солнечную шестерню с балкой моста или соединяющую полумуфты водила и солнечной шестерни при прямой передаче (2) - прототип.

Недостатком известной конструкции является наличие габаритной ведомой шестерни главной передачи, а значит, и увеличенной по размерам балки моста, что снижает проходимость транспортного средства, невозможность получения передаточных чисел планетарной передачи более 1.5 вследствие использования в качестве ведущего звена коронной шестерни, а также затрудненное переключение с прямой передачи на пониженную, и наоборот.

Задачей заявляемого изобретения является получение замедленных технологических скоростей и повышение проходимости транспортного средства во внедорожных условиях с сохранением транспортного ряда скоростей при оптимальных габаритах балки моста.

Поставленная задача решается тем, что двухскоростная главная передача моста, содержащая ведомую шестерню, установленную на корпусе дифференциала, ведущую коническую шестерню с валом и подшипниками, размещенную в картере, планетарную передачу с солнечной шестерней и валом, коронную шестерню, сателлиты, водило, снабженное ступицей и установленное на подшипники, полумуфту, муфту с механизмом управления, крышку, планетарная передача установлена в картере ведущей конической шестерни, при этом коронная шестерня смонтирована на ступицу, выполненную заодно целое с полумуфтой с возможностью вращения относительно ступицы водила, и снабжена возможностью соединения посредством муфты с полумуфтой, принадлежащей картеру, причем ступица водила постоянно связана соединительной муфтой с ведомым валом и соосно расположена ведущему и ведомому валам, а соединительная муфта снабжена наружными зубьями, контактирующими с зубьями муфты, соединяющей ведомый и ведущий валы со ступицей коронной шестерни.

Ведущий вал установлен на дополнительный подшипник, размещенный в расточке ведомого вала.

Ступица коронной шестерни с полумуфтой установлена на подшипник, опирающийся на ступицу водила.

Применение планетарной передачи, установленной в картере ведущей конической шестерни с использованием солнечной шестерни в качестве ведущего звена, а водила - в качестве ведомого позволяет получить достаточно большой диапазон передаточных чисел от 2 до 8 при пониженной передаче, а также сохранить передаточное число, равное единице при прямой передаче с уменьшенными габаритами механизма управления, при этом позволяет получить качественную характеристику зубчатых зацеплений, снизить шум, повысить долговечность, надежность и проходимость транспортного средства.

На чертеже представлена двухскоростная главная передача моста.

Двухскоростная главная передача моста содержит ведомую шестерню 1, установленную на корпусе дифференциала 2, ведомый вал 3 с ведущей конической шестерней 4. На шейках ведомого вала 3 смонтированы передний подшипник 5, задний подшипник 6, за которым установлена ведомая полумуфта 7, соединительная муфта 8 с наружными зубьями 9, ступица 10 водила 22. Ступица 10 водила и само водило 22 опираются через подшипники 11 и 12 на ведомый вал 3 и крышку 13 картера 14 соответственно. Ведущий вал 15 опирается на подшипник 16 крышки 13 картера 14 и подшипник 17, который размещен в расточке 18 ведомого вала 3 с ведущей конической шестерней 4 и снабжен солнечной шестерней 19 с зубчатым венцом. Солнечная шестерня 19 посредством сателлитов 20, установленных на осях 21 водила 22, соединена с коронной шестерней 23, установленной на ступице 24 коронной шестерни, опирающейся через подшипник 25 на ступицу 10 водила 22. Ступица 24 коронной шестерни выполнена заодно целое с полумуфтой 26, на которой смонтирована муфта 27 с механизмом управления 28. Муфта 27 содержит два зубчатых венца 29 и 30, при этом зубчатый венец 29 выполнен с возможностью взаимодействия с зубьями 9 соединительной муфты 8, а зубчатый венец 30 - с зубьями 31 полумуфты 32, принадлежащей картеру 14.

Двухскоростная главная передача моста работает следующим образом.

При включении механизма управления 28 двухскоростная главная передача моста работает в двух режимах.

Подведенный к ведущему валу 15 крутящий момент посредством зубчатых зацеплений солнечной шестерни 19, сателлитов 20, коронной шестерни 23, ступицы 24 коронной шестерни, полумуфты 26 передается на муфту 27, внутренний зубчатый венец 29 которой входит в зацепление с наружными зубьями 9 соединительной муфты 8 ведомого вала 3. При этом внутренний зубчатый венец 30 муфты 27 остается свободным, т.е. не входит в зацепление с зубьями 31 полумуфты 32, что обеспечивает синхронное вращение ведущего 15 и ведомого 3 валов, а коронная 23, солнечная шестерня 19 и сателлиты вращаются независимо друг от друга, относительное соосное вращение которых обеспечивают подшипники 12 и 25. Далее крутящий момент через ведомую полумуфту 7 передается на ведомый вал 3 с конической шестерней 4.

Муфта 27 находится в крайнем левом положении. Передаточное число зубчатых передач равно единице.

При работе в режиме пониженной передачи при подаче давления в механизм управления 28 зубчатый венец 30 муфты 27 входит в зацепление с зубьями 31 полумуфты 32, принадлежащей картеру 14, т.е. отсутствует соединение зубчатого венца 29 с зубьями 9 соединительной муфты 8. Коронная шестерня 23 посредством зубьев 30 муфты 27 и зубьев 31 полумуфты 32 соединена с картером, т.е. в данном случае коронная шестерня - неподвижна, а водило - замкнуто. Ступица 10 водила свободна относительно полумуфты 7 ведомого вала за счет разъединения зубьев 29 муфты 27 и зубьев 9 соединительной муфты 8. Крутящий момент, передаваемый с ведущего вала 15, через планетарную передачу, увеличиваясь в зацеплениях солнечной шестерни 19, сателлитах 20 и коронной шестерни 23, передается через оси 21 на водило 22, полумуфту 26 и соединительную муфту 8, и далее на ведомый вал 3. При этом относительное вращение, отсутствие перекосов и шума ведущего вала 15 и водила 20 обеспечивают подшипники 17 и 11. Муфта 27 находится в крайнем правом положении. В данном случае получаем увеличенные передаточные числа от 2 до 8.

Таким образом, данное техническое решение позволяет получить увеличенные передаточные числа от 2 до 8 при пониженной передаче при облегченном переключении передач без остановки транспортного средства, а также сохранить передаточное число, равное единице, на прямой передаче при оптимальных габаритах балки моста.

Источники информации

1. Яскевич З. «Ведущие мосты». М., «Машиностроение» 1985, стр.123-125.

2. Яскевич З. «Ведущие мосты». М., «Машиностроение» 1985, стр.125-130.

Похожие патенты RU2321504C1

название год авторы номер документа
ОТКЛЮЧАЕМЫЙ КОЛЕСНЫЙ УЗЕЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2007
  • Корсаков Владимир Владимирович
  • Захарик Андрей Михайлович
  • Захарик Александр Михайлович
  • Романюк Владимир Владимирович
RU2380242C2
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Беляев Евгений Сергеевич
  • Белов Владимир Федорович
RU2432267C1
ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ 2008
  • Корсаков Владимир Владимирович
  • Захарик Александр Михайлович
  • Романюк Владимир Владимирович
RU2384772C1
РЕДУКТОР СРЕДНЕГО МОСТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Корсаков Владимир Владимирович
  • Захарик Андрей Михайлович
  • Захарик Александр Михайлович
  • Романюк Владимир Владимирович
RU2397389C2
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПЕРЕДАТОЧНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УДВАИВАНИЯ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ТРАНСМИССИЯ С ЧЕТЫРЬМЯ ВЕДУЩИМИ КОЛЕСАМИ 2018
  • Рауль, Мишель
  • Тейксейра, Жан-Мишель
  • Бриек, Ален
RU2731488C1
Ведущий мост транспортного средства 1983
  • Альгин Владимир Борисович
  • Грицкевич Вацлав Владимирович
  • Цитович Игорь Сергеевич
SU1081013A1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ 2011
  • Нагайцев Максим Валерьевич
  • Котиев Георгий Олегович
  • Плиев Игорь Арчилович
  • Сайкин Андрей Михайлович
  • Коршунов Георгий Валерьевич
RU2479445C1
ДВУХСКОРОСТНОЙ МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ВАЛОВ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Бобровник Александр Иванович[By]
RU2025305C1
Коробка передач транспортного средства 1989
  • Гологуш Анатолий Адамович
  • Евстратовский Александр Владимирович
  • Игнатович Александр Иванович
  • Шляхтич Анатолий Сергеевич
  • Захарик Андрей Михайлович
SU1684111A1
ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА 2003
  • Кузнецов В.Я.
  • Козадаев А.И.
RU2248891C1

Реферат патента 2008 года ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА МОСТА

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к ведущим мостам транспортных средств. В двухскоростной главной передаче моста планетарная передача установлена в картере ведущей конической шестерни. Коронная шестерня (23) смонтирована на ступицу (24), выполненную заодно целое с полумуфтой (26) с возможностью вращения относительно ступицы (10) водила, и снабжена возможностью соединения посредством муфты (27) с полумуфтой (32), принадлежащей картеру (14). Ступица (10) водила постоянно связана соединительной муфтой (8) с ведомым валом и соосно расположена ведущему и ведомому валам. Соединительная муфта (8) снабжена наружными зубьями (9), контактирующими с зубьями муфты (27), соединяющей ведомый и ведущий валы со ступицей коронной шестерни. Ведущий вал (15) установлен на дополнительный подшипник (17), размещенный в расточке (18) ведомого вала (3). Ступица (24) коронной шестерни с полумуфтой (26) установлена на подшипник, опирающийся на ступицу водила. Это позволяет получить замедленные технологические скорости и повысить проходимость транспортного средства. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 321 504 C1

1. Двухскоростная главная передача моста, содержащая ведомую шестерню, установленную на корпусе дифференциала, ведущую коническую шестерню с валом и подшипниками, размещенную в картере, планетарную передачу с солнечной шестерней и валом, коронную шестерню, сателлиты, водило, снабженное ступицей и установленное на подшипники, полумуфту, муфту с механизмом управления, крышку, отличающаяся тем, что планетарная передача установлена в картере ведущей конической шестерни, при этом коронная шестерня смонтирована на ступицу, выполненную заодно целое с полумуфтой с возможностью вращения относительно ступицы водила и снабжена возможностью соединения посредством муфты с полумуфтой, принадлежащей картеру, причем ступица водила постоянно связана соединительной муфтой с ведомым валом и соосно расположена ведущему и ведомому валам, а соединительная муфта снабжена наружными зубьями, контактирующими с зубьями муфты, соединяющей ведомый и ведущий валы со ступицей коронной шестерни.2. Двухскоростная главная передача моста по п.1, отличающаяся тем, что ведущий вал установлен на дополнительный подшипник, размещенный в расточке ведомого вала.3. Двухскоростная главная передача моста по п.1, отличающаяся тем, что ступица коронной шестерни с полумуфтой установлена на подшипник, опирающийся на ступицу водила.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2321504C1

ЯСКЕВИЧ З
Ведущие мосты
- М.: МАШИНОСТРОЕНИЕ, 1985, рис.2.115, с.125-130
ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА 1998
  • Некрасов В.И.
RU2153424C2
Устройство для улавливания пены на песочницах в бумажно-целлюлозном производстве 1939
  • Сивков В.А.
SU61205A1
Способ изготовления минерального войлока 1948
  • Колдаев Б.Г.
SU76465A1

RU 2 321 504 C1

Авторы

Корсаков Владимир Владимирович

Захарик Андрей Михайлович

Захарик Александр Михайлович

Романюк Владимир Владимирович

Даты

2008-04-10Публикация

2006-08-10Подача