РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МОБИЛЬНОЙ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ Российский патент 2008 года по МПК H04B7/185 

Описание патента на изобретение RU2322760C2

Изобретение относится к области связи, а точнее к системам радиосвязи с использованием искусственных спутников Земли, и может быть использовано для организации персональной спутниковой связи и передачи данных, в том числе и при обслуживании транспортных коридоров в северных, а также полярных областях Российской Федерации.

Известна система персональной спутниковой связи «THURAYA» [1, 2], состоящая из наземного сегмента (комплекса), включающего малогабаритные наземные терминалы и станции управления, а также из космического сегмента, включающего космический аппарат (КА), размещенный на геостационарной орбите. В состав КА введена параболическая антенна диаметром 12 метров, оборудованная многолучевым облучателем, способным формировать путем перенацеливания лучей диаграммы направленности зоны обслуживания. Относительная неподвижность спутника-ретранслятора по отношению к земным станциям (ЗС) в течение всего времени его функционирования позволяет осуществлять связь с использованием достаточно простых антенных систем ЗС. Однако к настоящему времени ограничение числа КА и строгое распределение мест на этой орбите, необходимость согласования частотного диапазона и т.д. привело к достижению определенного предела в вопросах наращивания пропускной способности систем спутниковой связи (ССС). Кроме этого данная система не может обеспечить связь в высокоширотных (севернее 70 градусов) районах, что особенно важно для северной части Российской Федерации.

К этому можно добавить еще один недостаток - наличие большой задержки распространения радиосигналов до 320-400 мс, что приводит к неудобствам при телефонном разговоре и при сетевой передаче данных.

Известны низкоорбитальные системы персональной связи «Иридиум», «Глобстар» (США), «Гонец» (Россия) [2-4], которые позволяют обеспечить связь в северных регионах России при помощи системы низкоорбитальных КА, размещаемых на круговых орбитах. Их главным недостатком является необходимость использования большого числа спутников-ретрансляторов (от 24 до 77). Это приводит к значительному усложнению системы управления орбитальной группировкой, а также к частым вхождениям в синхронизм при переходах с одного КА на другой.

Известна спутниковая система передачи коротких сообщений (S-SMS) компании «SpaceChecker» [2], позволяющая определять местоположение подвижного объекта, а также осуществлять телеметрию, телеконтроль и обмен сообщениями. Система S-SMS используется для мониторинга и управления парком подвижных средств или удаленными фиксированными объектами (SCADA).

Мобильный абонентский терминал S-SMS - это компактный спутниковый модем со встроенным GPS-приемником, имеющий три интерфейсных порта для подключения до 256 сенсорных датчиков (например, датчики состояния дверей, температуры, загрузки контейнера) и периферийных устройств (таких как, электроприводы, насосы, исполнительные механизмы). Мобильный абонентский терминал имеет единственную антенну и очень прост в настройке и установке. Малое энергопотребление прибора делает его идеальным при использовании питания от батарей.

К недостаткам системы следует отнести невозможность обслуживания земной поверхности севернее 70 градусов северной широты, а также низкую энергетику в организуемых каналах связи.

Известна система спутниковой связи «Borealis» [2], орбитальная группировка которой состоит из 10 космических аппаратов, размещенных в двух орбитальных плоскостях (по 5 в каждой). Форма орбиты эллиптическая со следующими характеристиками: высота апогея На=7605 км, высота перигея Нп=633 км, наклонение орбиты i=116,6°, период обращения Тобр=3 часа.

К недостаткам системы следует отнести низкую энергетику в организуемых каналах спутниковой связи из-за большой высоты перигея.

Известна система мобильной связи «ORBCOMM» [2], предназначенная для работы в режиме поискового вызова, передачи двухсторонних данных в реальном масштабе времени и определении местоположения подвижных объектов на территории США, Каналы, Аргентины, Венесуэлы, а также других стран в глобальном масштабе.

Однако ее нельзя использовать для голосовой радиотелефонной связи. Система передачи данных (сообщений) может использоваться для экстренного вызова машин скорой медицинской помощи, для проведения поисковых и спасательных операций, в системе оповещения об угоне автомобилей.

Орбитальная группировка данной системы состоит из 48 космических аппаратов (КА), из них 16 КА на круговой полярной орбите с высотой 825 км и наклонением 70° и 108°, 32 КА на круговой орбите высотой 825 км и наклонением 45°. Состав бортовой аппаратуры спутника представлен на фиг.1.

Он содержит слабонаправленную передающую антенну 1, слабонаправленную приемную антенну 2, передатчик 3, приемник 4, блок обработки 5, блок опорных частот 6, командно-измерительную систему 7, бортовой комплекс управления 8 и магнитно-гравитационную систему ориентации и стабилизации космического аппарата 9.

Конструктивно каждый спутник ORBCOMM имеет дисковую конструкцию диаметром 1,41 м и высотой 0,16 м. Антенная система конструктивно совмещена с магнитометром и штангой градиентно-гравитационной стабилизации. На спутнике установлены два датчика горизонта. Баллистическое обеспечение движения ИСЗ основано на использовании бортового GPS-датчика. При этом отслеживание координат ИСЗ с наземных станций не производится. Масса спутника 43 кг.

Такая конструкция спутников позволяет установить на третьей ступени ракеты-носителя «Пегас-XL» своеобразные кассеты из 8 спутников. Каждый спутник оснащен 7 антеннами и 17 процессорами, обеспечивающими ретрансляцию 50000 сообщений в час. Пропускная способность всех 26 спутников составит 5 млн. сообщений в сутки. Абонентская аппаратура будет работать на частотах

- линия вверх: 148,00-150,05 МГц;

- линия вниз: 137,00-138,00 МГц.

На спутниках установлена аппаратура передачи данных с предварительной записью. Принятые с одной наземной станции данные накапливаются, запоминаются в запоминающем устройстве (ЗУ) и при его пролете над другой станцией информация передается на земные шлюзовые станции, обеспечивающие в том числе передачу сообщений в сеть Internet.

Для передачи телеметрической и командной информации в системе используются те же каналы связи, что и для передачи абонентских сообщений.

Земной сегмент состоит из четырех земных шлюзовых станций спутниковой связи. Две построены в Аркейде (штат Нью-Йорк) и в Сент-Джонсе (штат Аризона), две станции в штатах Джорджия и Вашингтон. В состав каждой станции входят две антенны диаметром 5,5 м (основная и резервная). Между двумя антенными сооружениями размещен центр обработки данных. Главный центр управления сетью размещен на территории штаб-квартиры корпорации OSC в Далласе (штат Вирджиния).

Указанная система является наиболее близкой к заявляемому объекту и выбрана в качестве прототипа.

Недостатками данной системы являются:

- большое количество спутников в системе и, соответственно, большая стоимость услуг и поддержания орбитальной группировки;

- ограниченная пропускная способность из-за возможностей выбранного диапазона волн;

- невозможность непрерывного покрытия широт от 40 до 90° с.ш.;

- невозможность стыковки с перспективными земными сетями сотовой связи типа CDMA и др.;

- ограниченная защита от несанкционированного доступа по причине использования однолучевой ненаправленной антенны в канале «вниз».

Целью данного изобретения является обеспечение потребителей персональной мобильной связью и обеспечение сопровождения грузов в заданных транспортных коридорах в ограниченном количестве регионов Северного полушария (начиная с 30° северной широты), повышение уровня помехозащищенности в каналах связи, защиты от несанкционированного доступа в каналы управления и контроля транспорта и грузов, упрощение системы ориентации и стабилизации положения космического аппарата, снижение расхода рабочего тела двигательной установки космического аппарата, а также снижение экономических затрат на развертывание и эксплуатацию системы.

Для достижения указанной цели предлагается система региональной спутниковой связи и обслуживания транспортных коридоров (фиг.2), состоящая из наземного сегмента, включающего наземные станции телефонной связи 10, мобильные терминалы передачи данных от датчиков контроля грузов 11, шлюзовые станции 12, диспетчерский центр 13, космического сегмента, включающего космический аппарат 14, оснащенный управляемой приемопередающей фазированной антенной решеткой, способной формировать многолучевую диаграмму направленности (ДН) с индивидуальным управлением положения каждого луча. Каждый луч диаграммы направленности в процессе движения спутника по орбите и колебаний его вокруг центра масс может перенацеливаться и отслеживает заданный регион 15 с сохранением заданной площади зоны обслуживания 16, а один из лучей диаграммы направленности постоянно направлен на зону обслуживания 16 с шлюзовой станцией, выход которой соединен с диспетчерским центром 17.

Наличие зоны обслуживания 16 с базовой станцией позволяет обеспечить конфиденциальность системы управления КА (СР), а также уменьшить вероятность несанкционированного доступа в систему контролирования грузов в транспортных коридорах (подмена датчиков, имитация ложного графика и т.д.).

Орбитальная группировка региональной системы персональной спутниковой связи и передачи данных (РСПССПД) состоит из 8 космических аппаратов, размещенных в двух орбитальных плоскостях (по 4 в каждой). Форма орбиты эллиптическая со следующими характеристиками: высота апогея На=4850 км, высота перигея Нп=600 км, наклонение орбиты i=63,4° градуса, период обращения Тобр=2,4 часа. Баллистическая структура рассчитана по специальной методике [5], созданной коллективом авторов. По этой же методике просчитаны характеристики системы «Borealis».

Отличительные от прототипа признаки заключаются в том, что в предлагаемой системе построение орбитальной группировки осуществлено в соответствии со следующими требованиями: высота апогея На=4850 км, высота перигея Нп=600 км, наклонение орбиты i=63,4 градуса, период обращения Тобр=2,4 часа. В составе бортового радиоэлектронного оборудования применяется управляемая приемопередающая фазированная антенная решетка, а также система стабилизации и ориентации лучей диаграммы направленности ФАР в пространстве, формирующая многолучевую диаграмму направленности, каждый луч которой в процессе движения спутника по орбите и колебаний его вокруг центра масс, отслеживает заданный регион с сохранением заданной площади зоны обслуживания, а один из лучей которой постоянно направлена на зону обслуживания с шлюзовой станцией, выход которой соединен с диспетчерским центром. В системе используется малогабаритный спутник-ретранслятор конструктивно выполненный в виде конуса, из вершины которого выдвигается телескопическая штанга гравитационного успокоителя, на конце которой установлен эквивалент массы, а на внешней стороне боковой поверхности конуса и по периметру основания размещены раскрываемые двухсторонние солнечные батареи, в основании конуса размещена фазированная антенная решетка.

Авторам неизвестны технические решения с существенными признаками, приведенными в отличительной части формулы изобретения.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.2 представлена структура региональной системы мобильной спутниковой связи и обслуживания транспортных коридоров, на фиг.3, 4 - состав бортового радиоэлектронного оборудования предлагаемого спутника-ретранслятора, на фиг.5 - принцип управления шириной диаграммы при движении КА по орбите, на фиг.6, 7 - конструктивный облик предлагаемого космического аппарата связи.

В состав бортового радиоэлектронного оборудования предлагаемого КА входят (фиг.3): антенная система, состоящая из передающей фазированной решетки миллиметрового диапазона 17 и приемной фазированной решетки миллиметрового диапазона 18; блок обработки сигналов 19; подсистема единого времени и опорных частот 20 - для формирования системного времени на борту КА, синхронизации генератора эталонных частот и обработки сигналов с расширенным спектром (СРС); подсистема передатчика 21 - для модуляции и усиления сигналов на линии «вниз»; подсистема приемника 22 - для обработки принимаемых сигналов линии «вверх», обработки СРС и переноса спектра на промежуточную частоту; блок угловой ориентации и стабилизации лучей ДН в пространстве для электронного управления антенными лучами 23 (точность до 0.001 градуса); командно-измерительная система 24; бортовой комплекс управления 24 и магнитно-гравитационная система стабилизации и ориентации КА 26.

Блок угловой ориентации для электронного управления антенными лучами 23 (фиг.4) в составе навигационного приемника 27, бортового вычислителя 28, блоков интерфейса 29 и 30 функционирует следующим образом.

Навигационный приемник 27 принимает сигналы системы GPS и определяет точные координаты спутника-ретранслятора. Полученные координаты с выхода навигационного приемника 27 поступают на вход бортового спецвычислителя 28, который производит расчеты требуемых размеров зон обслуживания и их географические координаты на земной поверхности. Результаты расчета в виде цифрового кода транслируются с выходов спецвычислителя 28 на входы управления ФАР передачи 17 и ФАР приема 18.

В результате на входе ФАР приема 18 и выходе ФАР передачи 17 формируется многолучевая диаграмма направленности. Причем погрешности в системе стабилизации и ориентации спутника-ретранслятора на орбите устраняются за счет изменения цифрового кода, рассчитываемого бортовым вычислителем 28 с учетом координат спутника-ретранслятора, полученных навигационным приемником 27.

В результате можно упростить систему стабилизации и ориентации КА, за счет проведения высокоточной стабилизации и ориентации лучей диаграммы направленности в пространстве электронным способом. Это позволит дополнительно сохранить запас рабочего тела двигательной установки космического аппарата, что в целом будет способствовать продлению срока его активного существования на орбите.

Новая совокупность элементов и функциональных связей позволяет обеспечить персональную мобильную спутниковую связь в северных регионах России на базе региональной системы персональной спутниковой связи и передачи даны выше 30° с.ш.

Принцип управления шириной диаграммой направленности ФАР при движении КА по орбите представлен на фиг.5, где отображено:

D1 - диаметр зоны обслуживания в момент времени t1;

D2 - диаметр зоны обслуживания в момент времени t2;

θ1 - размер диаграммы направленности луча ФАР в точке орбиты на время t1;

θ2 - размер диаграммы направленности луча ФАР в точке орбиты на время t2.

На представленном чертеже видно, что если не производить коррекцию размера диаграммы направленности θ, то в точке орбиты, соответствующей времени t2, размер зоны обслуживания D2 будет больше, чем размер D1. Это приводит к перерасходу энергии передатчика космического аппарата связи.

Уменьшение размеров диаграммы направленности происходит за счет переключения выбранного набора парциальных сегментов ФАР.

Изменение размеров и географических координат зон обслуживания из-за колебания центра масс КА связи производится за счет изменения режима запитки фазовращателей парциальных сегментов ФАР.

ФАР в настоящее время широко применяются на различных КА, полезная нагрузка которых работает в разных частотных диапазонах. Так, на КА TDRS используется 30-элементная ФАР из спиралей, работающая на частоте 2,3 ГГц.

Антенна СР DSDS-III представляет собой 61-элементную ФАР с металлопластинчатой линзой диапазона сантиметровых волн. В диапазоне 44,5 ГГц функционирует двухзеркальная антенна, в качестве облучателя которой используется ФАР из 468 волноводных элементов [6, 7].

Конструктивно корпус КА ССС выполнен в виде конуса, на боковых стенках которого размещены раскрываемые солнечные батареи (фиг.6, 7). В верхней части конуса установлена телескопическая штанга гравитационного успокоителя. На нижней части конуса размещены антенные системы.

Спутники ССС имеют следующие тактико-технические характеристики:

- диапазоны рабочих частот бортового оборудования (на прием/передачу) 20/30 ГГц;

- пропускная способность бортового ретранслятора до 1000 каналов телефонной связи (скорость передачи данных в канале связи 9,6-19,2 кбит/с) и до 10000 каналов передачи информации от датчиков, расположенных в обслуживаемых транспортных коридорах;

- масса КА не более 100 килограмм;

- длина корпуса КА 1,2 метров (без учета длины штанги гравитационного успокоителя)

- мощность бортовой энергоустановки на солнечных батареях порядка 0,8 киловатт;

- срок автономного функционирования на рабочей орбите (без контакта с наземными станциями управления) - до 6 месяцев.

Передача сообщений в системе происходит следующим образом (фиг.2). У передающего абонента формируется сообщение, включающее в себя: код адресата и маршрут, по которому сообщение должно будет проходить к адресату, координаты местонахождения, данные о состоянии объекта, код отправителя.

В системе принят метод кодового разделения каналов.

Сигнал от абонента 10 или 11, находящегося в одной из зон обслуживания 16, сформированной лучом диаграммы направленности спутника-ретранслятора 14, поступает в аппаратуру обработки спутника и далее транслируется на шлюзовую станцию 12, размещенную в зоне обслуживания 16. Зона обслуживания 16 является общей для всех спутников-ретрансляторов 14. Приняв сообщение, шлюзовая станция 12 направляет сигнал в диспетчерский центр 13, который производит сортировку и обработку полученной информации.

Энергетический расчет спутниковых радиолиний показывает, что при заданных характеристиках (табл.1) приемопередающего оборудования наземного терминала и бортового ретранслятора возможно организовать персональную, мобильную цифровую связь в заданных регионах Северного полушария.

В основе энергетического расчета лежат выражения [8]:

отношение сигнал-шум на входе приемника наземного абонентского терминала (AT)

и отношение сигнал-шум на входе приемника СР

где Ршз=kTΣзΔfшз, РшБ=kTΣБΔfшБ, k=1,38·10-23 Вт/(Гц·град) - постоянная Больцмана; ТΣз - эквивалентная шумовая температура приемной системы земной станции; TΣБ - эквивалентная шумовая температура приемной системы борта; fшз - эквивалентная (энергетическая) шумовая полоса наземного приемника; ΔfшБ - эквивалентная (энергетическая) шумовая полоса бортового приемника; Рпер Б - мощность передатчика СР; λ1, λ2 - длины волн сигналов, используемых в радиолинии «вверх и вниз»; Gпер Б - коэффициент усиления передающей антенны СР; Gпр AT - коэффициент усиления приемной антенны AT; ηпер Б - коэффициент передачи (по мощности) волноводного тракта (КПД тракта) на СР; ηпр АТ - коэффициент передачи (по мощности) волноводного тракта (КПД тракта) на AT; Ld - дополнительные потери при распространении сигнала на участке СР-АТ; d - наклонная дальность до спутника ретранслятора.

Результаты расчета для исходных данных, представленных в табл.1, показывают, что при мощности передатчика наземного AT 1-5 Вт. Отношение сигнал-шум на входе решающего устройства приемника СР составит от 5,5 до 12,5 дБ. Аналогично, при мощности передатчика СР 10-15 Вт, отношение сигнал-шум на входе приемника AT составит от 20,5 до 22,3 дБ.

Таблица 1№ ппНаименование характеристикиЗначения для ATЗначения для СРПримечание1Мощность излучения, Вт1-510-152Частота передачи, ГГц30203Коэффициент усиления передающей антенны, дБ20304Потери в тракте приемопередатчика0,90,95Шумовая температура приемника, К3002006Коэффициент усиления приемной антенны, дБ20307Частота приема, ГГц20448Эквивалентная (энергетическая) шумовая полоса, кГц25259Дополнительные потери, дБ33

С помощью предлагаемой системы возможно решение следующих задач: наблюдение за местонахождением и состоянием ценных дорогостоящих и опасных грузов на подвижных объектах; оперативная передача данных от них службам, контролирующим и сопровождающим эти объекты, а также выдача, при необходимости, управляющих команд (так называемая служба RDSS - обнаружение объектов по радио со спутников); доставка сообщений о состоянии и результатах функционирования стационарных объектов; установление двусторонних телефонных связей между абонентами. Дополнительная услуга - передача данных между произвольными абонентами системы. Система и ее технические характеристики ориентированы на определенный класс потребителей на российском и мировом рынках, связанных с контролем передвижения ценных и опасных грузов.

Проведенный анализ публикуемых материалов и частично проведенный маркетинг северных регионов России показали, что потребителями системы могут быть организации и ведомства, владеющие различными видами транспорта, в том числе автомобильного, речного, морского и железнодорожного предприятия с распределенной структурой производства, в том числе нефтегазового комплекса, лесного и сельского хозяйства; организации, осуществляющие контроль за состоянием экологии и рационального природопользования, контроль опасных и вредных производств, состояние опасных и особо ценных грузов; организации, нуждающиеся в оперативных системах аварийного вызова, в том числе аварийно-спасательные бригады, геологи, туристы, охотники, рыбаки; организации, участвующие в ликвидации последствий катастроф, чрезвычайных бедствий; специальные службы, в том числе милиция, скорая медицинская помощь, пожарные команды и другие; частные лица (предприниматели, фермеры, оленеводы, чабаны и другие).

Кроме этого, следует отметить, что предлагаемая система позволяет осуществить решение всех этих задач с наименьшими затратами по созданию системы и дальнейшей ее эксплуатации по сравнению с предлагаемыми зарубежными и отечественными проектами.

Высокие экономические показатели удалось получить благодаря оптимизации системы по техническим параметрам. Наиболее важными показателями специализированных систем, ориентированных на решение указанных задач, являются время доставки информации и малые габариты, вес и энергопотребление земных станций пользователей.

На основании этого можно сделать вывод, что, используя предложенные практические решения, можно создать региональную систему персональной спутниковой связи и передачи данных при обслуживании транспортных коридоров.

Источники информации

1. Мохов В.В. Система мобильной связи «Садко» // Новости космонавтики, 36. - 2002.

2. sotovik@sotovik.ru, «Сотовик» информационно-аналитическое агентство.

3. http://www.globalstar.com/

4. http://www.iridium.com/

5. Горбулин В.И. Оптимизация развертывания космических систем. - СПб, МО РФ, 2003.

6. Монзинго Р.А., Миллер Т.У. Адаптивные антенные решетки. Введение в теорию: Пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1986.

7. Щесняк С.С., Попов М.П. Адаптивные антенны. - СПб.: МО РФ, 1996.

8. Справочник по спутниковой связи и вещанию / Под ред. Л.Я.Кантора. - М.: Радио и связь, 2000.

Похожие патенты RU2322760C2

название год авторы номер документа
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ 2015
  • Выгонский Юрий Григорьевич
  • Кузовников Александр Витальевич
  • Головков Владимир Владимирович
  • Иванова Марина Павловна
RU2619582C2
СПОСОБ РЕТРАНСЛЯЦИИ РАДИОСИГНАЛОВ С ГЕОСТАЦИОНАРНОЙ ОРБИТЫ 2019
  • Выгонский Юрий Григорьевич
  • Мочалов Дмитрий Александрович
  • Квашнин Александр Анатольевич
  • Проценко Евгений Борисович
  • Яковлев Александр Юрьевич
RU2714301C1
Глобальная система спутниковой связи и передачи данных с космическими аппаратами на низкой круговой орбите 2014
  • Выгонский Юрий Григорьевич
  • Кузовников Александр Витальевич
  • Головков Владимир Владимирович
  • Агуреев Василий Александрович
RU2614049C2
СПОСОБ ПОСТРОЕНИЯ КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕТРАНСЛЯЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕОСИНХРОННЫХ СПУТНИКОВ-РЕТРАНСЛЯТОРОВ 2008
  • Мухин Владимир Анатольевич
RU2366086C1
Гибридная наземно-космическая система связи 2016
  • Безруков Анатолий Алексеевич
  • Екимов Евгений Парфенович
  • Химочко Олег Леонидович
RU2660559C2
Устройство адаптивной маршрутизации IP-пакетов на борту космического аппарата в спутниковых сетях связи 2023
  • Катанович Андрей Андреевич
  • Цыванюк Вячеслав Александрович
  • Лапшов Дмитрий Яковлевич
  • Приходько Артем Витальевич
  • Кудрин Степан Владимирович
  • Палехин Евгений Михайлович
RU2823151C1
Способ создания глобальной информационной среды в околоземном пространстве и многофункциональная космическая информационная система "Парадигма" на базе сети низкоорбитальных космических аппаратов для его осуществления 2018
  • Галькевич Александр Игоревич
  • Фатеев Вячеслав Филиппович
RU2707415C2
Система персональной подвижной спутниковой связи на основе сети низкоорбитальных спутников-ретрансляторов, обеспечивающая предоставление доступа в сеть Internet с носимого персонального абонентского терминала 2021
  • Пантелеймонов Игорь Николаевич
  • Потюпкин Александр Юрьевич
  • Горожанкин Леонид Васильевич
  • Бардёнков Вячеслав Васильевич
  • Березкин Владимир Владимирович
  • Пантелеймонов Илья Игоревич
  • Аджибеков Артур Александрович
  • Пантелеймонова Анна Валентиновна
  • Мырова Людмила Ошеровна
  • Щербатых Лилия Вячеславовна
  • Боцва Виктор Викторович
  • Тодуркин Владимир Владиславович
  • Ковалев Валерий Иванович
  • Филатов Владимир Витальевич
  • Пантелеймонов Тимофей Игоревич
  • Гончарук Анастасия Игоревна
RU2754947C1
ГЛОБАЛЬНАЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СИСТЕМА СВЯЗИ И ВЕЩАНИЯ 1999
  • Федоров В.Д.
  • Яньшин А.С.
  • Немировский М.С.
  • Сербин В.И.
  • Сускин Ю.М.
  • Величко А.Н.
  • Грязнов В.Г.
  • Тюгин В.М.
  • Силин М.В.
  • Кантор Л.Я.
  • Федорова Г.В.
  • Козлов А.Г.
  • Агешин Ю.А.
RU2150787C1
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ДИАГРАММЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРИЕМО-ПЕРЕДАЮЩЕЙ ФАЗИРОВАННОЙ АНТЕННОЙ РЕШЕТКИ РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИИ 2021
  • Полуян Александр Петрович
RU2781246C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 322 760 C2

Реферат патента 2008 года РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МОБИЛЬНОЙ СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ

Изобретение относится к системам радиосвязи с использованием искусственных спутников Земли. Техническим результатом является обеспечение потребителей персональной мобильной связью, повышение уровня помехозащищенности в каналах связи, защита от несанкционированного доступа в каналы управления и контроля транспорта и грузов, упрощение системы ориентации и стабилизации положения космического аппарата, снижение расхода рабочего тела двигательной установки космического аппарата, а также снижение экономических затрат на развертывание и эксплуатацию системы. Система региональной спутниковой связи и обслуживания транспортных коридоров, состоит из наземного сегмента и космического сегмента, включающего космический аппарат, оснащенный управляемой приемопередающей фазированной антенной решеткой, способной формировать многолучевую диаграмму направленности с индивидуальным управлением положения каждого луча. При этом один из лучей диаграммы направленности постоянно направлен на зону обслуживания с шлюзовой станцией, выход которой соединен с диспетчерским центром. 2 з.п. ф-лы, 1 табл., 7 ил.

Формула изобретения RU 2 322 760 C2

1. Система мобильной спутниковой связи и обслуживания транспортных коридоров, состоящая из наземного сегмента, включающего мобильные абонентские терминалы голосовой связи, мобильные абонентские терминалы передачи данных, диспетчерский центр, шлюзовые станции, а также космического сегмента, состоящего из орбитальной группировки космических аппаратов связи, отличающаяся тем, что эллиптическая орбита космических аппаратов связи имеет наклонение около 63,4°, высоту апогея 4850 км, высоту перигея 600 км, период обращения 2,4 ч, а орбитальная группировка состоит из восьми аппаратов, размещенных в двух плоскостях по четыре аппарата в каждой, разнесенных по долготе восходящего узла, космические аппараты системы оснащены управляемой фазированной антенной решеткой, способной формировать многолучевую диаграмму направленности с индивидуальным управлением положения каждого луча, причем луч диаграммы направленности может перенацеливаться и отслеживает заданный регион с сохранением заданной площади обслуживания, а один из лучей диаграммы направленности постоянно направлен на зону обслуживания с шлюзовой станцией, выход которой соединен с диспетчерским центром.2. Система по п.1, отличающаяся тем, что управляемая фазированная антенная решетка содержит многолучевую фазированную решетку передачи, многолучевую фазированную решетку приема, управляющие входы которых соединены с выходами блока угловой ориентации и стабилизации лучей диаграммы направленности в пространстве, состоящего из навигационного приемника, бортового вычислителя и блоков интерфейса, причем выход навигационного приемника соединен с входом бортового вычислителя, первый выход которого через первый блок интерфейса соединен с управляющим входом многолучевой фазированной решетки передачи, а его второй выход через второй блок интерфейса соединен с управляющим входом многолучевой фазированной решетки приема.3. Система по п.1 или 2, отличающаяся тем, что космический аппарат связи выполнен в виде конуса, из вершины которого выдвигается телескопическая штанга гравитационного успокоителя, на конце которой установлен эквивалент массы, на внешней стороне боковой поверхности конуса и по периметру основания размещены раскрываемые двухсторонние солнечные батареи, а на внешней поверхности основания конуса размещены излучатели фазированной антенной решетки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2322760C2

US 20030090424 A1, 15.05.2003
RU 2184420 C1, 27.06.2002
Метчик 1983
  • Канареев Феликс Николаевич
  • Харченко Александр Олегович
SU1139585A1
Сталь 1979
  • Харченко Виктор Андреевич
  • Ярославцев Юрий Григорьевич
  • Крупман Леонид Исаакович
  • Дюдкин Дмитрий Александрович
  • Курдюков Анатолий Андреевич
  • Пилюшенко Виталий Лаврентьевич
  • Ефименко Сергей Петрович
  • Шулика Леонид Иванович
  • Следнев Владимир Петрович
  • Хаустов Георгий Иосифович
  • Коробочкин Иосиф Юльевич
  • Гурвич Владимир Григорьевич
SU920076A1

RU 2 322 760 C2

Авторы

Горбулин Владимир Иванович

Каргу Дмитрий Леонидович

Фатеев Вячеслав Филиппович

Даты

2008-04-20Публикация

2005-08-01Подача