Изобретение относится к области спасения и эвакуации людей и техники в чрезвычайных ситуациях.
Известна «Система спасения и эвакуации», содержащая бронированную машину с лебедкой, ее приводом и пультом управления, волокушу с кольцами для лямок и петлями для фиксации раненого. На бронированной машине установлены кран-балка с опорами и блочной системой, блок слежения и контроля. На волокуше размещены кронштейн с шарниром и уголковым отражателем, чехол с петлями и ремнем его крепления по периметру верхнего края волокуши. Предусмотрено смотровое окно, воздушный фильтр и дыхательный клапан с датчиком его положения, а также коврик с электронагревателем, блок питания, датчик температуры и блок управления и сигнализации (см. патент RU №2186554 от 10.08.02 г.). Данная система хорошо зарекомендовала себя при эвакуации раненых с поля боя. В то же время она не может быть использована при ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Известен «Эвакуационно-спасательный контейнер». Он содержит выполненные как одно целое из гибкого листа днище с ложем для пострадавшего, боковины и клапаны с вырезами между ними, обеспечивающими их перемещение относительно днища и относительно друг друга, ремни стягивания боковин и клапанов в контейнер, ремни крепления пострадавшего к контейнеру, трос и ручки, связанные с контейнером и обеспечивающие его перемещение соответственно волоком и на руках или подвесе. Введены надувные баллоны, размещенные снаружи по бокам контейнера, листы из прорезиненной ткани, установленные в вырезах между клапанами и боковинами, коврик с электронагревателем, размещенный на днище контейнера, блок питания, датчик температуры и блок управления и сигнализации.
Каждый лист из прорезиненной ткани снабжен шнуром и своими краями прикреплен к соседним краям соответствующих клапана и боковины с возможностью герметичного уплотнения стыка между ними и их свободного перемещения из развернутого положения в рабочее при формировании контейнера и затягивании шнура, а гибкий лист выполнен из стеклопластика на основе нескольких слоев стеклоткани с эпоксидным связующим материалом. Данная конструкция контейнера позволяет существенно расширить возможность его применения при преодолении водных преград, транспортировке в распутицу, гололед и др.; значительно улучшить температурные условия эвакуации; обеспечить высокую надежность транспортировки за счет повышения устойчивости движения, в том числе на крутых поворотах; повысить остойчивость и плавучесть при движении и повысить надежность эвакуации раненых при их транспортировке (см. патент RU №2181062 от 10.04.02 г.). В то же время контейнер может использоваться только при эвакуации одиночных больных и раненых.
Известен также «Пассажирский вагон» (см. патент RU №2141419 от 20.11.99 г.), являющийся по технической сути и существенным признакам, наиболее близким к заявляемому изобретению и принятый за прототип. Он содержит системы отопления, вентиляции, водо- и электроснабжения, служебные помещения, туалеты, средства для дезинфекции, отделение для нуждающихся в медицинском обслуживании, медицинские кабинеты и отделение для медицинского персонала, душевую установку, соединенную с системой водоснабжения др. Использование данного изобретения повышает эффективность медицинского обслуживания пассажиров в процессе их перевозки; повышает безопасность транспортировки пассажиров; обеспечивает транспортировку тяжелобольных (раненых) пассажиров; расширяет сеть обеспечения населения высокоэффективной медицинской помощью за счет введения режима «Скорой помощи»; повышает эффективность оказания медицинской помощи при крупных авариях и стихийных бедствиях.
Однако данное изобретение не позволяет в кратчайшие сроки доставить медицинские силы и средства в район возникновения санитарных потерь, размещать в функциональных отделениях пострадавших, быстро транспортировать их в стационарные медицинские учреждения.
Задачей предлагаемого изобретения является создания транспортных баз с помещениями значительного объема для размещения в них пострадавших, раненых или больных и медицинского персонала; медицинских функциональных отделений, агрегатов, аппаратов и имущества; средств обеспечения процесса эвакуации и лечения с учетом количества и структуры одномоментно возникающих санитарных потерь.
Реализация потенциальных возможностей имеющихся в настоящее время наземных подвижных средств с целью их использования в качестве транспортных баз медицинских комплексов, предназначенных для оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС), затруднена вследствие возможного разрушения коммуникаций, дорог, колонных путей; выхода из строя мостов, переправ и т.д. Применение вертолетов и самолетов для этих целей осложнено необходимостью создания посадочных площадок и аэродромов, выполнения аэродромно-технических мероприятий. Это совсем не означает, что снижается значимость наземных подвижных средств и авиации при ликвидации последствий ЧС. Наоборот, без этих средств не обойтись, их надо совершенствовать, что может снизить остроту проблемы, но кардинально ее не решит. Поэтому необходимо изыскивать другие, более эффективные средства, для которых приведенные выше препятствия, затрудняющие доставку в район ЧС медицинских сил и средств и оказание помощи пострадавшим, малозначимы или совсем не значимы.
Техническим решением задачи является создание Системы спасения и эвакуации, содержащей системы отопления, вентиляции, водо- и электроснабжения, служебные помещения, туалеты, средства для дезинфекции, отделение для нуждающихся в медицинском обслуживании, медицинские кабинеты и отделение для медицинского персонала, душевую установку, соединенную с системой водоснабжения,
отличающейся тем, что она выполнена в виде дирижабля, состоящего из полусферической и цилиндрической камер, внутренние полости которых заполнены газом и связаны между собой шлангами, кольцевого основания, в которое вмонтирована нижняя часть цилиндрической камеры с гофрированными стенками с возможностью изменять объем за счет растягивания и стягивания стенок с помощью стягивающего механизма, состоящего из тросов, соединяющих кольцевое основание с полусферической камерой, и замка, обеспечивающего блокировку полусферической камеры с кольцевым основанием, причем при подъеме системы стягивающий механизм имеет возможность расстопариваться, освобождая полусферическую камеру, при этом увеличивается объем цилиндрической камеры за счет растяжения гофрированных стенок, а по мере увеличения ее объема подъемная сила возрастает и достигает необходимой величины при максимальном расстоянии между нижней частью полусферической камеры и кольцевым основанием цилиндрической камеры, а расстояние регулируют и передают подъемную силу тросы стягивающего механизма и система совершает подъем или спуск, а двигатели, размещенные в кольцевом основании, и рулевое оперение, установленное на полусферической камере, обеспечивают перемещение и маневр системы в горизонтальной плоскости.
Кольцевое основание образует двухуровневое обитаемое помещение с возможностью размещения в верхнем уровне отделения управления системой, а в нижнем уровне - функциональных медицинских отделений, палат для пострадавших, раненых и больных, отделения с медицинским оборудованием, цистерн с водой, предназначенной для функционирования госпиталя, а также используемой в аварийных ситуациях в случае быстрой потери высоты в качестве балласта, причем обитаемое помещение нижнего уровня может отстыковываться от системы и функционировать автономно.
Основание цилиндрической камеры может быть выполнено в виде овала, а сама камера встроена в полусферическую камеру с возможностью снижения сопротивления воздуха при полете системы.
Кольцевое основание имеет контейнер с возможностью подъема в обитаемое помещение и спуска из него людей или оборудования без посадки системы.
Изобретение поясняется чертежом, где 1 - полусферическая камера; 2 - цилиндрическая камера; 3 - шланг; 4 - кольцевое основание; 5 - стягивающий механизм; 6 - замок; 7 - двигатель; 8 - рулевое оперение; 9 - контейнер.
В отличие от прототипа средством перемещения выбран дирижабль, имеющий оригинальную конструкцию. Он состоит из полусферической камеры 1 и цилиндрической камеры 2. Полусферическая камера 1 имеет полусферическую форму и наполняется гелием, продольная осевая линия полусферической камеры располагается горизонтально. На полусферической камере 1 установлено рулевое оперение 8. Полость полусферической камеры 1 соединена шлангами 3 с полостью цилиндрической камеры 2. К нижней части полусферической камеры 1 подсоединен стягивающий механизм 5.
Продольная осевая линия цилиндрической камеры 2 ориентирована в вертикальной плоскости. Нижняя часть цилиндрической камеры 2 находится внутри кольцевого основания 4, которое может быть разделено на две части, образуя кольцеобразное обитаемое помещение с возможностью размещения в верхнем уровне отделения управления системой, а в нижнем уровне - функциональных медицинских отделений, палат для пострадавших, раненых и больных, отделения с медицинским оборудованием, цистерн с водой, предназначенной для функционирования госпиталя, а также используемой в аварийных ситуациях в случае быстрой потери высоты в качестве балласта, причем нижний уровень обитаемого помещения может отстыковываться от системы и функционировать автономно. Кольцевое основание 4 соединено с полусферической камерой 1 тросами стягивающего механизма 5, длина которых может изменяться, или гидроцилиндрами, обеспечивающими изменение объема этой камеры. В посадочном положении полусферическая камера 1 путем натяжения тросов или усилиями гидроцилиндров притянута к кольцевому основанию 4 и заблокирована специальными замками (стопорами) 6. При подъеме системы стягивающий механизм 5 расстопаривается, полусферическая камера 1 освобождается и начинает подниматься, растягивая гофрированные стенки цилиндрической камеры 2. По мере увеличения ее объема подъемная сила возрастает и достигает необходимой величины при максимальном расстоянии между нижней частью полусферической камеры 1 и кольцевым основанием 4 цилиндрической камеры 2. Тросы (или гидроцилиндры), регулирующие это расстояние, передают подъемную силу на кольцевое основание 4, и система совершает подъем как единое целое. Цилиндрическая камера 2 может быть встроена в полусферическую камеру 1.
Кольцевое основание 4 образует двухуровневое обитаемое помещение с возможностью размещения в верхнем уровне отделения управления системой, а в нижнем уровне - функциональных медицинских отделений, палат для пострадавших, раненых и больных, отделения с медицинским оборудованием, цистерн с водой, предназначенной для функционирования госпиталя, а также используемой в аварийных ситуациях в случае быстрой потери высоты в качестве балласта. Нижний уровень обитаемого помещения может отстыковываться от системы и функционировать автономно.
Двигатели 7, обеспечивающие перемещение системы по горизонтали, устанавливаются в одном из отсеков кольцевого основания 4. При неисправности двигателей возможна буксировка системы с помощью вертолета.
Кольцевое основание 4 имеет контейнер 9 с возможностью подъема в обитаемое помещение и спуска из него людей или оборудования без посадки системы.
Работа системы спасения и эвакуации. В статическом положении (на земле) объем цилиндрической камеры 2 минимален. При увеличении расстояния между камерами давление в цилиндрической камере 2 падает вследствие увеличения суммарного объема камер. В полетном режиме при минимальном расстоянии между камерами давление гелия (или другого газа) системы приблизительно равно внешнему атмосферному давлению. Увеличивая или уменьшая расстояние между камерами можно совершать маневр системы по высоте. Вода в цистернах, размещенных в нижнем уровне обитаемого помещения, помимо прямого использования для медицинских и санитарно-гигиенических нужд является балластом. В аварийном состоянии в случае быстрой потери высоты экстренный слив воды позволит уменьшить скорость снижения системы. Нижний уровень обитаемого помещения может отстыковываться от системы и функционировать автономно. При необходимости или невозможности посадки системы на землю используют контейнер 9 для подъема или спуска людей или оборудования.
Предлагаемое изобретение может повысить мобильность и производительность при ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, максимально сократить время от момента возникновения чрезвычайной ситуации до оказания медицинской помощи пострадавшим, что приведет к снижению летальных исходов и тяжелых травм в мирное и военное время.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА СПАСЕНИЯ НА ВОДНЫХ БАССЕЙНАХ | 2006 |
|
RU2326019C1 |
СИСТЕМА СПАСЕНИЯ СО ЛЬДИН НА ВОДНЫХ БАССЕЙНАХ | 2006 |
|
RU2326020C1 |
АВТОНОМНЫЙ САМОХОДНЫЙ ПОЖАРНЫЙ КОМПЛЕКС | 2009 |
|
RU2401684C1 |
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ПОСТРАДАВШИХ | 2012 |
|
RU2486936C1 |
СПОСОБ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ | 2012 |
|
RU2488766C1 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
ДИРИЖАБЛЬ-ТРАНСФОРМЕР И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ ХРАМА И КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА | 2020 |
|
RU2746962C1 |
АЭРОМОБИЛЬНОЕ САНИТАРНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2005 |
|
RU2291070C2 |
МОБИЛЬНЫЙ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ | 2008 |
|
RU2365515C1 |
СПОСОБ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ | 2012 |
|
RU2485432C1 |
Изобретение относится к области спасения людей в чрезвычайных ситуациях. Система содержит системы отопления, вентиляции, водо- и электроснабжения, служебные помещения, туалеты, средства для дезинфекции, отделение для нуждающихся в медицинском обслуживании, медицинские кабинеты и отделение для медицинского персонала, душевую установку. Система выполнена в виде дирижабля, состоящего из полусферической и цилиндрической камер, внутренние полости которых заполнены газом и связаны между собой шлангами, кольцевого основания, в которое вмонтирована нижняя часть цилиндрической камеры с гофрированными стенками, двигателей, размещенных в кольцевом основании, и рулевого оперения, установленного на полусферической камере. Имеется стягивающий механизм, состоящий из тросов, соединяющих кольцевое основание с полусферической камерой, и замка. Изобретение направлено на повышение мобильности при ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ НА ГАЗООБРАЗНОМ ТОПЛИВЕ | 1998 |
|
RU2141410C1 |
DE 102004017620 A, 27.10.2005 | |||
БЕЗБАЛЛАСТНЫЙ ДИРИЖАБЛЬ | 1999 |
|
RU2174482C2 |
Авторы
Даты
2008-04-27—Публикация
2006-08-07—Подача