СИСТЕМА СПАСЕНИЯ И ЭВАКУАЦИИ Российский патент 2008 года по МПК A61G3/00 B64B1/62 

Описание патента на изобретение RU2322961C1

Изобретение относится к области спасения и эвакуации людей и техники в чрезвычайных ситуациях.

Известна «Система спасения и эвакуации», содержащая бронированную машину с лебедкой, ее приводом и пультом управления, волокушу с кольцами для лямок и петлями для фиксации раненого. На бронированной машине установлены кран-балка с опорами и блочной системой, блок слежения и контроля. На волокуше размещены кронштейн с шарниром и уголковым отражателем, чехол с петлями и ремнем его крепления по периметру верхнего края волокуши. Предусмотрено смотровое окно, воздушный фильтр и дыхательный клапан с датчиком его положения, а также коврик с электронагревателем, блок питания, датчик температуры и блок управления и сигнализации (см. патент RU №2186554 от 10.08.02 г.). Данная система хорошо зарекомендовала себя при эвакуации раненых с поля боя. В то же время она не может быть использована при ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Известен «Эвакуационно-спасательный контейнер». Он содержит выполненные как одно целое из гибкого листа днище с ложем для пострадавшего, боковины и клапаны с вырезами между ними, обеспечивающими их перемещение относительно днища и относительно друг друга, ремни стягивания боковин и клапанов в контейнер, ремни крепления пострадавшего к контейнеру, трос и ручки, связанные с контейнером и обеспечивающие его перемещение соответственно волоком и на руках или подвесе. Введены надувные баллоны, размещенные снаружи по бокам контейнера, листы из прорезиненной ткани, установленные в вырезах между клапанами и боковинами, коврик с электронагревателем, размещенный на днище контейнера, блок питания, датчик температуры и блок управления и сигнализации.

Каждый лист из прорезиненной ткани снабжен шнуром и своими краями прикреплен к соседним краям соответствующих клапана и боковины с возможностью герметичного уплотнения стыка между ними и их свободного перемещения из развернутого положения в рабочее при формировании контейнера и затягивании шнура, а гибкий лист выполнен из стеклопластика на основе нескольких слоев стеклоткани с эпоксидным связующим материалом. Данная конструкция контейнера позволяет существенно расширить возможность его применения при преодолении водных преград, транспортировке в распутицу, гололед и др.; значительно улучшить температурные условия эвакуации; обеспечить высокую надежность транспортировки за счет повышения устойчивости движения, в том числе на крутых поворотах; повысить остойчивость и плавучесть при движении и повысить надежность эвакуации раненых при их транспортировке (см. патент RU №2181062 от 10.04.02 г.). В то же время контейнер может использоваться только при эвакуации одиночных больных и раненых.

Известен также «Пассажирский вагон» (см. патент RU №2141419 от 20.11.99 г.), являющийся по технической сути и существенным признакам, наиболее близким к заявляемому изобретению и принятый за прототип. Он содержит системы отопления, вентиляции, водо- и электроснабжения, служебные помещения, туалеты, средства для дезинфекции, отделение для нуждающихся в медицинском обслуживании, медицинские кабинеты и отделение для медицинского персонала, душевую установку, соединенную с системой водоснабжения др. Использование данного изобретения повышает эффективность медицинского обслуживания пассажиров в процессе их перевозки; повышает безопасность транспортировки пассажиров; обеспечивает транспортировку тяжелобольных (раненых) пассажиров; расширяет сеть обеспечения населения высокоэффективной медицинской помощью за счет введения режима «Скорой помощи»; повышает эффективность оказания медицинской помощи при крупных авариях и стихийных бедствиях.

Однако данное изобретение не позволяет в кратчайшие сроки доставить медицинские силы и средства в район возникновения санитарных потерь, размещать в функциональных отделениях пострадавших, быстро транспортировать их в стационарные медицинские учреждения.

Задачей предлагаемого изобретения является создания транспортных баз с помещениями значительного объема для размещения в них пострадавших, раненых или больных и медицинского персонала; медицинских функциональных отделений, агрегатов, аппаратов и имущества; средств обеспечения процесса эвакуации и лечения с учетом количества и структуры одномоментно возникающих санитарных потерь.

Реализация потенциальных возможностей имеющихся в настоящее время наземных подвижных средств с целью их использования в качестве транспортных баз медицинских комплексов, предназначенных для оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях (ЧС), затруднена вследствие возможного разрушения коммуникаций, дорог, колонных путей; выхода из строя мостов, переправ и т.д. Применение вертолетов и самолетов для этих целей осложнено необходимостью создания посадочных площадок и аэродромов, выполнения аэродромно-технических мероприятий. Это совсем не означает, что снижается значимость наземных подвижных средств и авиации при ликвидации последствий ЧС. Наоборот, без этих средств не обойтись, их надо совершенствовать, что может снизить остроту проблемы, но кардинально ее не решит. Поэтому необходимо изыскивать другие, более эффективные средства, для которых приведенные выше препятствия, затрудняющие доставку в район ЧС медицинских сил и средств и оказание помощи пострадавшим, малозначимы или совсем не значимы.

Техническим решением задачи является создание Системы спасения и эвакуации, содержащей системы отопления, вентиляции, водо- и электроснабжения, служебные помещения, туалеты, средства для дезинфекции, отделение для нуждающихся в медицинском обслуживании, медицинские кабинеты и отделение для медицинского персонала, душевую установку, соединенную с системой водоснабжения,

отличающейся тем, что она выполнена в виде дирижабля, состоящего из полусферической и цилиндрической камер, внутренние полости которых заполнены газом и связаны между собой шлангами, кольцевого основания, в которое вмонтирована нижняя часть цилиндрической камеры с гофрированными стенками с возможностью изменять объем за счет растягивания и стягивания стенок с помощью стягивающего механизма, состоящего из тросов, соединяющих кольцевое основание с полусферической камерой, и замка, обеспечивающего блокировку полусферической камеры с кольцевым основанием, причем при подъеме системы стягивающий механизм имеет возможность расстопариваться, освобождая полусферическую камеру, при этом увеличивается объем цилиндрической камеры за счет растяжения гофрированных стенок, а по мере увеличения ее объема подъемная сила возрастает и достигает необходимой величины при максимальном расстоянии между нижней частью полусферической камеры и кольцевым основанием цилиндрической камеры, а расстояние регулируют и передают подъемную силу тросы стягивающего механизма и система совершает подъем или спуск, а двигатели, размещенные в кольцевом основании, и рулевое оперение, установленное на полусферической камере, обеспечивают перемещение и маневр системы в горизонтальной плоскости.

Кольцевое основание образует двухуровневое обитаемое помещение с возможностью размещения в верхнем уровне отделения управления системой, а в нижнем уровне - функциональных медицинских отделений, палат для пострадавших, раненых и больных, отделения с медицинским оборудованием, цистерн с водой, предназначенной для функционирования госпиталя, а также используемой в аварийных ситуациях в случае быстрой потери высоты в качестве балласта, причем обитаемое помещение нижнего уровня может отстыковываться от системы и функционировать автономно.

Основание цилиндрической камеры может быть выполнено в виде овала, а сама камера встроена в полусферическую камеру с возможностью снижения сопротивления воздуха при полете системы.

Кольцевое основание имеет контейнер с возможностью подъема в обитаемое помещение и спуска из него людей или оборудования без посадки системы.

Изобретение поясняется чертежом, где 1 - полусферическая камера; 2 - цилиндрическая камера; 3 - шланг; 4 - кольцевое основание; 5 - стягивающий механизм; 6 - замок; 7 - двигатель; 8 - рулевое оперение; 9 - контейнер.

В отличие от прототипа средством перемещения выбран дирижабль, имеющий оригинальную конструкцию. Он состоит из полусферической камеры 1 и цилиндрической камеры 2. Полусферическая камера 1 имеет полусферическую форму и наполняется гелием, продольная осевая линия полусферической камеры располагается горизонтально. На полусферической камере 1 установлено рулевое оперение 8. Полость полусферической камеры 1 соединена шлангами 3 с полостью цилиндрической камеры 2. К нижней части полусферической камеры 1 подсоединен стягивающий механизм 5.

Продольная осевая линия цилиндрической камеры 2 ориентирована в вертикальной плоскости. Нижняя часть цилиндрической камеры 2 находится внутри кольцевого основания 4, которое может быть разделено на две части, образуя кольцеобразное обитаемое помещение с возможностью размещения в верхнем уровне отделения управления системой, а в нижнем уровне - функциональных медицинских отделений, палат для пострадавших, раненых и больных, отделения с медицинским оборудованием, цистерн с водой, предназначенной для функционирования госпиталя, а также используемой в аварийных ситуациях в случае быстрой потери высоты в качестве балласта, причем нижний уровень обитаемого помещения может отстыковываться от системы и функционировать автономно. Кольцевое основание 4 соединено с полусферической камерой 1 тросами стягивающего механизма 5, длина которых может изменяться, или гидроцилиндрами, обеспечивающими изменение объема этой камеры. В посадочном положении полусферическая камера 1 путем натяжения тросов или усилиями гидроцилиндров притянута к кольцевому основанию 4 и заблокирована специальными замками (стопорами) 6. При подъеме системы стягивающий механизм 5 расстопаривается, полусферическая камера 1 освобождается и начинает подниматься, растягивая гофрированные стенки цилиндрической камеры 2. По мере увеличения ее объема подъемная сила возрастает и достигает необходимой величины при максимальном расстоянии между нижней частью полусферической камеры 1 и кольцевым основанием 4 цилиндрической камеры 2. Тросы (или гидроцилиндры), регулирующие это расстояние, передают подъемную силу на кольцевое основание 4, и система совершает подъем как единое целое. Цилиндрическая камера 2 может быть встроена в полусферическую камеру 1.

Кольцевое основание 4 образует двухуровневое обитаемое помещение с возможностью размещения в верхнем уровне отделения управления системой, а в нижнем уровне - функциональных медицинских отделений, палат для пострадавших, раненых и больных, отделения с медицинским оборудованием, цистерн с водой, предназначенной для функционирования госпиталя, а также используемой в аварийных ситуациях в случае быстрой потери высоты в качестве балласта. Нижний уровень обитаемого помещения может отстыковываться от системы и функционировать автономно.

Двигатели 7, обеспечивающие перемещение системы по горизонтали, устанавливаются в одном из отсеков кольцевого основания 4. При неисправности двигателей возможна буксировка системы с помощью вертолета.

Кольцевое основание 4 имеет контейнер 9 с возможностью подъема в обитаемое помещение и спуска из него людей или оборудования без посадки системы.

Работа системы спасения и эвакуации. В статическом положении (на земле) объем цилиндрической камеры 2 минимален. При увеличении расстояния между камерами давление в цилиндрической камере 2 падает вследствие увеличения суммарного объема камер. В полетном режиме при минимальном расстоянии между камерами давление гелия (или другого газа) системы приблизительно равно внешнему атмосферному давлению. Увеличивая или уменьшая расстояние между камерами можно совершать маневр системы по высоте. Вода в цистернах, размещенных в нижнем уровне обитаемого помещения, помимо прямого использования для медицинских и санитарно-гигиенических нужд является балластом. В аварийном состоянии в случае быстрой потери высоты экстренный слив воды позволит уменьшить скорость снижения системы. Нижний уровень обитаемого помещения может отстыковываться от системы и функционировать автономно. При необходимости или невозможности посадки системы на землю используют контейнер 9 для подъема или спуска людей или оборудования.

Предлагаемое изобретение может повысить мобильность и производительность при ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, максимально сократить время от момента возникновения чрезвычайной ситуации до оказания медицинской помощи пострадавшим, что приведет к снижению летальных исходов и тяжелых травм в мирное и военное время.

Похожие патенты RU2322961C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА СПАСЕНИЯ НА ВОДНЫХ БАССЕЙНАХ 2006
  • Ковалев Владимир Георгиевич
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Ковалева Нина Михайловна
  • Аниконов Андрей Николаевич
  • Старостин Андрей Андреевич
  • Булычев Олег Федорович
RU2326019C1
СИСТЕМА СПАСЕНИЯ СО ЛЬДИН НА ВОДНЫХ БАССЕЙНАХ 2006
  • Ковалев Владимир Георгиевич
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Ковалева Нина Михайловна
  • Аниконов Андрей Николаевич
  • Старостин Андрей Андреевич
  • Булычев Олег Федорович
RU2326020C1
АВТОНОМНЫЙ САМОХОДНЫЙ ПОЖАРНЫЙ КОМПЛЕКС 2009
  • Булычев Олег Федорович
  • Ковалев Владимир Георгиевич
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Радин Александр Алексеевич
  • Зезюлин Дмитрий Иванович
RU2401684C1
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ПОСТРАДАВШИХ 2012
  • Головань Михаил Витальевич
  • Медведев Владимир Романович
  • Краснянчук Николай Алексеевич
  • Круглов Андрей Алексеевич
  • Ткаченко Владимир Иванович
  • Ткаченко Наталия Владимировна
  • Чумак Татьяна Дмитриевна
RU2486936C1
СПОСОБ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ 2012
  • Головань Михаил Витальевич
  • Ермакова Елена Леонидовна
  • Краснянчук Николай Алексеевич
  • Круглов Андрей Алексеевич
  • Малецкий Олег Михайлович
  • Медведев Владимир Романович
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Старостина Елена Михайловна
  • Ткаченко Владимир Иванович
  • Ткаченко Наталия Владимировна
  • Чумак Татьяна Дмитриевна
RU2488766C1
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА 2007
  • Башков Михаил Владимирович
  • Корнеев Анатолий Николаевич
  • Косиченко Дмитрий Юрьевич
  • Крыхтин Юрий Иванович
  • Поздняков Александр Викторович
  • Ханакин Владимир Васильевич
RU2404400C2
ДИРИЖАБЛЬ-ТРАНСФОРМЕР И СПОСОБ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В КАЧЕСТВЕ ХРАМА И КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА 2020
  • Салмин Алексей Игоревич
RU2746962C1
АЭРОМОБИЛЬНОЕ САНИТАРНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Ушаков Игорь Борисович
  • Литвинов Авенир Михайлович
  • Мурашев Николай Владимирович
  • Емельянов Давид Емельянович
  • Тарасов Александр Константинович
RU2291070C2
МОБИЛЬНЫЙ ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ 2008
  • Мурашев Николай Владимирович
  • Литвинов Авенир Михайлович
  • Антонов Андрей Андреевич
RU2365515C1
СПОСОБ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ 2012
  • Головань Михаил Витальевич
  • Ермакова Елена Леонидовна
  • Краснянчук Николай Алексеевич
  • Круглов Андрей Алексеевич
  • Малецкий Олег Михайлович
  • Медведев Владимир Романович
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Старостина Елена Михайловна
  • Ткаченко Владимир Иванович
  • Ткаченко Наталия Владимировна
  • Чумак Татьяна Дмитриевна
RU2485432C1

Реферат патента 2008 года СИСТЕМА СПАСЕНИЯ И ЭВАКУАЦИИ

Изобретение относится к области спасения людей в чрезвычайных ситуациях. Система содержит системы отопления, вентиляции, водо- и электроснабжения, служебные помещения, туалеты, средства для дезинфекции, отделение для нуждающихся в медицинском обслуживании, медицинские кабинеты и отделение для медицинского персонала, душевую установку. Система выполнена в виде дирижабля, состоящего из полусферической и цилиндрической камер, внутренние полости которых заполнены газом и связаны между собой шлангами, кольцевого основания, в которое вмонтирована нижняя часть цилиндрической камеры с гофрированными стенками, двигателей, размещенных в кольцевом основании, и рулевого оперения, установленного на полусферической камере. Имеется стягивающий механизм, состоящий из тросов, соединяющих кольцевое основание с полусферической камерой, и замка. Изобретение направлено на повышение мобильности при ликвидации медико-санитарных последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 322 961 C1

1. Система спасения и эвакуации, содержащая системы отопления, вентиляции, водо- и электроснабжения, служебные помещения, туалеты, средства для дезинфекции, отделение для нуждающихся в медицинском обслуживании, медицинские кабинеты и отделение для медицинского персонала, душевую установку, соединенную с системой водоснабжения, отличающаяся тем, что выполнена в виде дирижабля, состоящего из полусферической и цилиндрической камер, внутренние полости которых заполнены газом и связаны между собой шлангами, кольцевого основания, в которое вмонтирована нижняя часть цилиндрической камеры с гофрированными стенками с возможностью изменять объем за счет растягивания и стягивания стенок с помощью стягивающего механизма, состоящего из тросов, соединяющих кольцевое основание с полусферической камерой, и замка, обеспечивающего блокировку полусферической камеры с кольцевым основанием, причем при подъеме системы стягивающий механизм имеет возможность расстопариваться, освобождая полусферическую камеру, при этом увеличивается объем цилиндрической камеры за счет растяжения гофрированных стенок, а по мере увеличения ее объема подъемная сила возрастает и достигает необходимой величины при максимальном расстоянии между нижней частью полусферической камеры и кольцевым основанием цилиндрической камеры, а расстояние регулируют и передают подъемную силу тросы стягивающего механизма и система совершает подъем или спуск, а двигатели, размещенные в кольцевом основании, и рулевое оперение, установленное на полусферической камере, обеспечивают перемещение и маневр системы в горизонтальной плоскости.2. Система спасения и эвакуации по п.1, отличающаяся тем, что кольцевое основание образует двухуровневое обитаемое помещение с возможностью размещения в верхнем уровне отделения управления системой, а в нижнем уровне - функциональных медицинских отделений, палат для пострадавших, раненых и больных, отделения с медицинским оборудованием, цистерн с водой, предназначенной для функционирования госпиталя, а также используемой в аварийных ситуациях в случае быстрой потери высоты в качестве балласта, причем обитаемое помещение нижнего уровня может отстыковываться от системы и функционировать автономно.3. Система спасения и эвакуации по п.1, отличающаяся тем, что основание цилиндрической камеры выполнено в виде овала, а сама камера встроена в полусферическую камеру с возможностью снижения сопротивления воздуха при полете системы.4. Система спасения и эвакуации по п.1, отличающаяся тем, что кольцевое основание имеет контейнер с возможностью подъема в обитаемое помещение и спуска из него людей или оборудования без посадки системы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2322961C1

ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО С СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙ НА ГАЗООБРАЗНОМ ТОПЛИВЕ 1998
  • Еремеев Ю.В.
  • Котлов А.А.
  • Фрибус В.В.
RU2141410C1
DE 102004017620 A, 27.10.2005
БЕЗБАЛЛАСТНЫЙ ДИРИЖАБЛЬ 1999
  • Жиляев Е.Г.
  • Бурлаченко Н.И.
  • Григорьев Ю.П.
RU2174482C2

RU 2 322 961 C1

Авторы

Ковалев Владимир Георгиевич

Старостин Михаил Михайлович

Ковалева Нина Михайловна

Зезюлин Дмитрий Иванович

Аниконов Андрей Николаевич

Старостин Андрей Андреевич

Булычев Олег Федорович

Бурлаченко Николай Иванович

Даты

2008-04-27Публикация

2006-08-07Подача