Изобретение относится к судостроению, а именно к тоннелям в корпусе судна (продольным и поперечным) и водометным движителям. Может быть использовано для транспорта текучих сред, в частности газов, жидкостей, в том числе воды и нефтепродуктов.
Известна пропульсивная установка [1], установленная в продольном тоннеле корпуса судна, содержащая в туннеле коаксиально патрубок, а в кольцевом пространстве между стенками туннеля и патрубка лопастное колесо с радиальными лопатками, кольцевое зубчатое колесо и зубчатый редуктор.
Недостатки установки - громоздкая конструкция, сравнительно большое гидравлическое сопротивление, низкий КПД.
Известен судовой пропульсивный комплекс [2], содержащий электродвигатель в герметичной камере и несущий гребной винт снаружи камеры на валу электродвигателя.
Недостатки комплекса - необходимость средств обеспечения создания противодавления в камере и охлаждения электродвигателя и, как следствие, сложность и громоздкость комплекса, пониженный КПД.
Известен водометный движительно-двигательный комплекс [3], содержащий автономный корпус с погружным электродвигателем, статор которого прикреплен к корпусу, например, судна, а ротор с внутренней стороны имеет как единое целое круговое кольцо с закрепленными к его внутренней поверхности лопастями длиной 0,4-0,5 радиуса кольца. Принят за прототип.
Недостатки прототипа - отсутствие устойчивого вращения ротора, возможность проявления повышенной вибрации и шумов от опорно-упорных устройств, сравнительно низкая их ремонтопригодность и относительная сложность конструкции комплекса.
Технический результат изобретения - обеспечение устойчивого вращения ротора, упрощение конструкции комплекса, снижение уровня вибрации и шума в помещениях судна и окружающей водной среде, улучшение ремонтопригодности, повышение КПД.
Технический результат достигается тем, что в пропульсивной системе, содержащей автономный корпус с погружным электродвигателем, статор которого закреплен к корпусу, а ротор с внутренней стороны имеет как единое целое круговое кольцо с закрепленными к его внутренней поверхности радиальными лопастями длиной, равной 0,4-0,5 радиуса кругового кольца, на внешней поверхности кругового кольца вдоль обеих его кромок размещены уголковые магнитные кольца, а на корпусе соосно с ними установлены уголковые магниты, образующие магнитные зазоры между круговым кольцом и корпусом, а также упоры для ротора в нерабочем состоянии.
Пропульсивная система, например, для кругового тоннеля в корпусе судна (водометного движителя, трубопроводного транспорта) изображена на фиг.1 (вертикальный продольный разрез) и на фиг.2 (вид со стороны натекающего потока).
Пропульсивная система содержит автономный корпус 1, встроенный в круговой тоннель 2, в корпусе закреплен статор электродвигателя 3 с ротором 4, круговым кольцом 5 и радиальными лопастями (лопатками) 6, уголковые магнитные кольца 7 на круговом кольце 5, уголковые магниты 8 на корпусе выгородки 2 и упоры 9 для ротора в нерабочем состоянии, магнитные зазоры 10 и 11 между уголковыми магнитными кольцами 7 и уголковыми магнитами 8. Уголковые магниты 8 с магнитами 7 выполняют функции магнитной подвески-подшипника для кольца 5 с лопастями 6.
Устройство работает следующим образом. При подаче электрического питания в уголковые электромагниты 8 ротор отрывается от упоров и занимает устойчивое положение внутри статора в осевом и радиальном направлениях за счет магнитных зазоров между круговым кольцом и корпусом, создавая таким образом магнитную подвеску кольцу 5. Включение питания статора приводит ротор 4 во вращение, при этом лопасти (лопатки) 6 захватывают текучую среду и проталкивают ее вдоль тоннеля 1. При этом лопасти отбрасывают текучую среду к внутренней поверхности кругового кольца, причем по центру тоннеля происходит разрежение и расход текучей среды увеличивается на 30-50%. В результате увеличивается КПД пропульсивной системы. При радиальных и осевых нагрузках ротор огражден от любых контактов за счет магнитных зазоров 9, 10 и 11. Сопротивление вращению при этом минимально возможное.
Предлагаемая пропульсивная система по сравнению с существующими имеет сравнительно малый вес и габариты. Может быть размещена в тоннели в любой части корпуса судна, на любом разумном удалении от места размещения источника электрического тока. При использовании воды в качестве текучей среды система не требует охлаждения. Возможно достижение низких уровней вибрации и шума в помещениях судна, а также в окружающем водном пространстве. Система обладает хорошей ремонтопригодностью, проста в обслуживании. Диапазон мощностей системы в таком исполнении практически не ограничивается.
Применение предлагаемой пропульсивной системы по сравнению с системами с механической передачей энергии на лопастные колеса позволит ориентировочно снизить массу оборудования и объем занимаемых средствами системы на 20-40%, увеличить КПД не менее чем на 15-20%, снизить уровень шума в помещениях судна и в окружающей водной среде.
Использованные источники информации
1. Патент РФ №2026236, кл. В63Н 5/14. Пропульсивная установка КАШЕВАРОВА, публ. 1995 г.
2. Заявка на изобретение №2003136757, кл. В63Н 1/00. Судовой пропульсивный комплекс и способ управления потоками текучей среды, публ. 2005 г.
3. Патент РФ №2204502, публ. 2003 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОПУЛЬСИВНАЯ СИСТЕМА С ПОГРУЖНЫМ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ | 2006 |
|
RU2320516C1 |
ПРОПУЛЬСИВНАЯ СИСТЕМА С ПОГРУЖНЫМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ | 2006 |
|
RU2323123C1 |
ПРОПУЛЬСИВНАЯ СИСТЕМА С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ | 2006 |
|
RU2327596C2 |
ПРОПУЛЬСИВНАЯ СИСТЕМА СОЛОВЬЕВА | 2006 |
|
RU2326021C2 |
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 2001 |
|
RU2204502C2 |
КОЛЬЦЕВОЙ СУДОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2020 |
|
RU2741676C1 |
Комбинированный двигательно-движительный комплекс судна | 2015 |
|
RU2617310C2 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С ЗАБОРТНЫМ ВОДОМЕТОМ ДЛЯ МОРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2019 |
|
RU2782398C2 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОПУЛЬСИВНОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА, СОВМЕЩЕННОЕ С ПОДРУЛИВАЮЩИМ УСТРОЙСТВОМ | 2017 |
|
RU2667421C1 |
ЭЛЕКТРОВОДОМЕТ | 2021 |
|
RU2770259C1 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к тоннелям в корпусе судна и водометным движителям. Пропульсивная система содержит автономный корпус, электродвигатель, статор которого закреплен к корпусу, а ротор с внутренней стороны имеет как единое целое круговое кольцо с закрепленными к его внутренней поверхности радиальными лопастями длиной, равной 0,4-0,5 длины радиуса кольца. На внешней поверхности кругового кольца вдоль обеих кромок его торцов размещены уголковые магнитные кольца, а на корпусе соосно с ними установлены уголковые магниты, образующие магнитные зазоры между круговым кольцом и корпусом, а также упоры для ротора в нерабочем состоянии. Достигается устойчивое вращение ротора, снижение уровня вибрации и шума в помещениях судна. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.
ВОДОМЕТНЫЙ ДВИЖИТЕЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС | 2001 |
|
RU2204502C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОКИСЛЕННОГО ГРАФИТА, УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И ЕГО ВАРИАНТ | 2003 |
|
RU2264983C2 |
Станок для шлифования и доводки плоских заготовок, например, пластин из полупроводников | 1957 |
|
SU115045A1 |
Авторы
Даты
2008-04-27—Публикация
2006-07-24—Подача