Предлагаемое устройство относится к методам и устройствам обеспечения функционирования систем ночного видения, включающих в себя внешнее и внутреннее светотехническое оборудование, например для вертолетов, самолетов, танков, автомобилей, - где в качестве источников освещения используются светодиоды, и прибор ночного видения, например: очки, бинокль, монокль, низкоуровневая телевизионная камера и т.п., - работающий в импульсном режиме и во временной противофазе со светотехническим оборудованием.
Вышеуказанное устройство применяется при полетах или передвижениях носителей систем ночного видения для обеспечения ориентировки носителей в пространстве, маскировки, исключения паразитных засветок при работе в темное время суток, увеличения и обеспечения возможности измерения дальности до наблюдаемых объектов.
Известны следующие способы и устройства адаптации светотехнического оборудования к приборам ночного видения:
а) патент №2235666 на изобретение «Способ адаптации светотехнического оборудования преимущественно летательных аппаратов к приборам ночного видения и устройство для его осуществления», МПК7 В64D 47/02, дата приоритета 05.11.2001 г.;
б) свидетельство №14567 на полезную модель «Светотехническое оборудование, адаптированное к приборам ночного видения», МПК7 В64D 47/02, дата приоритета 31.01.2000 г.;
в) свидетельство №21768 на полезную модель «Поисково-посадочная фара летательного аппарата, адаптированная к приборам ночного видения», МПК7 В64D 47/02, дата приоритета 28.05.2001 г.
Недостаток известных способов и устройств адаптации заключается в невозможности обеспечения достаточной (удовлетворяющей современным требованиям) визуальной дальности видимости с помощью приборов ночного видения и в невозможности измерения расстояния до наблюдаемых объектов. Так, по нормативным документам, обеспечиваются дальности видимости с помощью приборов ночного видения до 1...2 км, в то время как, согласно современным требованиям, должны обеспечиваться дальности видимости до 5 км. Кроме того, по современным требованиям системы ночного видения должны обеспечивать визуально скрытное измерение дальности до наблюдаемых объектов для решения задач навигации и наведения в темное время суток.
В качестве прототипа авторами выбран способ адаптации светотехнического оборудования к приборам ночного видения и устройство для его осуществления по патенту на изобретение №2235666 от 05.11.2001 г., МПК7 В64D 47/02, как наиболее близкий по технической сущности. Недостатки прототипа указаны выше.
Цель изобретения - увеличение дальности видимости с помощью прибора ночного видения в несколько раз, обеспечение возможности измерения дальности до наблюдаемых стационарных и движущихся объектов, расположенных на различных расстояниях от носителя системы ночного видения, и получения их изображений и, как следствие, обеспечение возможности решения задач навигации и наведения на качественно новом уровне.
Для достижения указанной цели работа внешнего СТО и ПНВ осуществляется в активно-импульсном режиме, при котором производится процедура стробирования, заключающаяся в задаваемом изменении длительности и/или частоты следования импульсов (стробов), излучаемых светодиодами и лазером.
Для решения данной задачи используется активный светодиодный и лазерный импульсный подсвет наблюдаемых объектов, при этом заданным образом изменяются длительность, частота следования импульсов, а также используются другие виды модуляции излучения источников подсвета.
Для реализации предлагаемого устройства импульсной адаптации СТО к ОНВ устройство, содержащее внешнее и внутреннее СТО, блок синхронизации, обеспечивающий импульсный режим работы светотехнического оборудования и прибора ночного видения во временной противофазе друг относительно друга, снабжено установленным на носителе блоком формирования длительности строба (импульса) (далее - блока строба с формируемой длительностью), электрически связанным с внешним СТО, которое дополнительно снабжено импульсным лазером, соединенным с управляющим лазером блоком питания.
На фиг.1 приведена функциональная схема предлагаемого устройства. Устройство состоит из внешнего 1 и внутреннего 2 светотехнического оборудования (СТО), устанавливаемого вне кабины 3 пилота и, соответственно, внутри нее. Источники 4, 5, 6, 7 излучения светотехнического оборудования 1 и 2 представляют собой сверхъяркие светодиоды (4, 5) и/или инфракрасные излучатели 6, а также импульсный лазер 7. Источники 4, 5, 6, 7 соединены с блоком строба с формируемой длительностью 8 через блок синхронизации 9, подключенный через модулятор 10 к речесигнализатору 11. Импульсный лазер 7 вторым входом соединен также с управляющим им блоком питания 12, соединенным с блоком строба с формируемой длительностью 8 через блок синхронизации 9. Очки 13 ночного видения (ОНВ) включают в себя приемник 14 или источник 15 синхросигналов и соединены линией связи 16 с блоком строба с формируемой длительностью 8 через блок синхронизации 9.
На фиг.2 изображены элементы 6, 7 внешнего 1 СТО, конструктивно выполненные в виде прожектора или фары с расположенными по окружности ИК-излучателями 6 и в центре - импульсным лазером 7. Отраженное излучение от наблюдаемого объекта воспринимается ОНВ 13. Излучатели 6, 7 внешнего 1 СТО работают в импульсном режиме, а управляющие импульсы заданным образом (в зависимости от используемого вида модуляции) формируются системой, состоящей из функционально связанных блока строба с формируемой длительностью 8, блока синхронизации 9 и управляющего лазером блока питания 12.
Устройство работает следующим образом. Внешнее 1 и внутреннее 2 СТО питается импульсами напряжения блока синхронизации 9. Параметры этих импульсов могут изменяться модулятором 10 в зависимости от информации, поступающей с речесигнализатора 11, управляемого через приемник 17 голосом или условными кодами. ИК-излучатели 6 и импульсный лазер 7, кроме того, параллельно питаются импульсами напряжения блока строба с формируемой длительностью 8 через блок синхронизации 9. С помощью этих импульсов (стробов) и процедуры стробирования по дальности осуществляется измерение расстояний до наблюдаемых объектов и регистрация изображений объектов с помощью очков ночного видения 13. Блок строба с формируемой длительностью 8 управляется извне (например, из кабины пилота).
Стробирование по дальности обеспечивается последовательным приемом нескольких стробирующих импульсов малой длительности за время τ следования импульса излучения импульсного лазера 7 до наблюдаемого объекта и обратно, равное длительности τэ включения ЭОПов (ЭОП - электронно-оптический преобразователь) ОНВ 13, - τ=τэ. Это позволяет получить информацию о дальности до наблюдаемого объекта (например, с помощью импульсного лазерного дальномера) и его изображение.
Введение в предлагаемое устройство блока строба с формируемой длительностью 8 дает также дополнительное преимущество по сравнению с устройством-прототипом, заключающееся в появлении возможности наблюдать разноудаленные объекты путем регистрации их изображений как сечений строба.
Таким образом, вышеописанное устройство для импульсной адаптации СТО преимущественно ЛА к ПНВ позволяет достигнуть цели изобретения, а именно: увеличения дальности видимости в 2...6 раз, обеспечения возможности измерения дальности до наблюдаемых стационарных и движущихся объектов, расположенных на различных расстояниях от носителя системы ночного видения и получения их изображений и, как следствие, обеспечения возможности решения задач навигации и наведения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Очки ночного видения для пилота | 2020 |
|
RU2754887C1 |
СПОСОБ АДАПТАЦИИ СВЕТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ К ПРИБОРАМ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2235666C2 |
СПОСОБ ОСВЕЩЕНИЯ ПРИБОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПАРАНТОВ СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ НАБЛЮДЕНИИ ИХ ЧЕРЕЗ ПИЛОТАЖНЫЕ ОЧКИ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ | 1998 |
|
RU2133973C1 |
СПОСОБ ОСВЕЩЕНИЯ ПРИБОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ТРАНСПАРАНТОВ СВЕТОВОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ НАБЛЮДЕНИИ ИХ ЧЕРЕЗ ПИЛОТАЖНЫЕ ОЧКИ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ | 2004 |
|
RU2302023C2 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ СВЕТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И КОНТРОЛЬНО-ПРОВЕРОЧНЫЙ ПРИБОР | 2013 |
|
RU2540447C1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ПРИБОРОВ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ ОТ ОПТИЧЕСКИХ ПОМЕХ | 2006 |
|
RU2344499C2 |
ЛАЗЕРНЫЙ ОСВЕТИТЕЛЬ | 1993 |
|
RU2061194C1 |
АКТИВНО-ИМПУЛЬСНЫЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПРИБОР НОЧНОГО ВИДЕНИЯ | 2016 |
|
RU2645122C2 |
Активно-импульсный прибор наблюдения | 2021 |
|
RU2757559C1 |
АКТИВНО-ИМПУЛЬСНЫЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ПРИБОР НОЧНОГО ВИДЕНИЯ | 2014 |
|
RU2589947C1 |
Предложенное устройство применяется при полетах или передвижениях носителей систем ночного видения для обеспечения ориентировки носителей в пространстве и маскировки путем исключения паразитных засветок, т.е. для обеспечения их работы в темное время суток. Устройство содержит внутреннее и внешнее светотехническое оборудование, источники освещения и сигнализации которого выполнены в виде светодиодов, и блок синхронизации, подключенный к светотехническому оборудованию и прибору ночного видения. В него введен также управляемый извне блок строба с формируемой длительностью, первым своим выходом подключенный к дополнительно введенному входу блока синхронизации, а вторым выходом - к внешнему светотехническому оборудованию. Изобретение позволяет увеличить дальность видимости с помощью прибора ночного видения в несколько раз с обеспечением возможности измерения дальности до наблюдаемых стационарных и движущихся объектов. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
СПОСОБ АДАПТАЦИИ СВЕТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ К ПРИБОРАМ НОЧНОГО ВИДЕНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2235666C2 |
Обводный шпиль к планиметру | 1928 |
|
SU14567A1 |
Устройство для подачи катушек на шпиндели намоточной машины | 1930 |
|
SU21768A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОДА ТРАМВАЙНЫХ ВАГОНОВ С ОДНОГО ПУТИ НА ДРУГОЙ | 1929 |
|
SU16725A1 |
Авторы
Даты
2008-05-27—Публикация
2005-11-01—Подача