СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ОБЪЕКТА НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ТРАНСПОРТНЫХ АВАРИЯХ Российский патент 2008 года по МПК G01M17/08 

Описание патента на изобретение RU2327969C1

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для испытаний объектов в упаковках на воздействие при транспортных авариях.

Известен способ испытаний объектов на воздействие при транспортных авариях, описанный в авторском свидетельстве «Стенд для исследования прочности конструкций при ударе о воду», в котором при помощи универсального шарнира испытуемую конструкцию закрепляют на свободном конце стрелы регулируемой жесткости, а второй конец стрелы крепят на барабане, поворотно смонтированном на неподвижной оси и связанном через тормозное устройство с приводом и через муфту сцепления - с механизмом принудительного опускания стрелы, стрелу опускают с заданным темпом до удара испытуемой конструкции о воду (см. а.с. СССР №305381, МПК G01М 5/00, опубл. 04.06.1971 г. бюл. №18).

Моделирование аварийных ситуаций с крупногабаритными транспортными средствами (ТС), например падение железнодорожного вагона с объектами в упаковках, сошедшего со скоростью ˜70 км/час (средняя скорость движения ТС с опасными объектами) с моста высотой 40 м (максимальная высота мостов, по которым допускается движение ТС с опасными объектами), по данному способу потребует стрелу грузоподъемностью не менее 60 т. А с учетом того, что для обеспечения необходимого направления вектора скорости вагона удар о преграду должен произойти при наклоне стрелы ˜45°, длина стрелы должна быть около 65 м, а неподвижная ось ее выше преграды на ˜40 м (или длина стрелы около 140 м, а неподвижная ось ее ниже преграды на ˜100 м). Любой вариант существенно усложняет испытания и требует значительных материальных затрат.

Известен «Способ исследования прочности конструкции при ударе о преграду», заключающийся в том, что конструкцию (транспортное средство с закрепленным на нем объектом) разгоняют до расчетной скорости и деформируют ее на расчетную величину, соударяя с преградой, а затем в определенном интервале времени к конструкции прикладывают дополнительное усилие, направленное к преграде и обеспечивающее неизменность расчетной величины деформации конструкции (см. а.с. СССР №1755083, МПК 5 G01М 7/00, 17/00, опубл. 15.08.1992 г, бюл. №30).

Данный способ выбран в качестве прототипа

Применение данного способа для моделирования аварийных ситуаций с крупногабаритными транспортными средствами, например падения железнодорожного вагона с объектами в упаковках, сошедшего со скоростью ˜70 км/час с моста высотой 40 м, потребует разгон вагона производить на сооружении высотой 40 м над уровнем преграды, что также усложняет испытания и требует значительных материальных затрат.

Задачей предлагаемого изобретения является создание способа испытаний объектов на воздействие при транспортных авариях, обеспечивающего моделирование падения с моста высотой до 40 м транспортного средства с объектами в упаковках в воду или на грунт.

Технический результат - упрощение моделирования падения с моста транспортного средства с объектами в упаковках в воду или на грунт, уменьшение материальных затрат, возможность получения необходимой информации о процессе испытаний.

Поставленная задача решается тем, что по заявленному способу испытаний объекта на воздействие при транспортных авариях, включающему разгон транспортного средства (ТС) с закрепленным на нем объектом до расчетной скорости и деформацию ТС при соударении с преградой, разгон ТС осуществляют по крайней мере по одной направляющей переменной кривизны, имеющей горизонтальный прямолинейный участок, плавно переходящий в прямолинейный наклонный участок с заданным положительным уклоном, до схода ТС с направляющей в ее наивысшей точке со скоростью, горизонтальная составляющая которой равна скорости ТС в момент его схода с опоры заданной высоты, а вертикальная составляющая скорости равна значению, определяемому по формуле:

где Н - высота опоры;

h - высота схода ТС с направляющей;

g - ускорение свободного падения,

при этом после схода с направляющей за счет сил инерции ТС поднимают на заданную высоту опоры, а соударение с преградой осуществляют путем последующего падения ТС.

После схода ТС с направляющей ему могут придать заданную угловую скорость по крайней мере одним импульсным реактивным двигателем, закрепленным сзади ТС, при этом вектор тяги двигателя направляют назад по ходу движения под заданным углом к вертикали.

На закрепленном объекте могут устанавливать измерительную аппаратуру, информацию с которой передают на установленную на дистанции приемопередающую аппаратуру или записывают на сохраняемый запоминающий носитель информации, установленный на ТС.

От прототипа заявляемый способ отличается тем, что разгон ТС осуществляют по крайней мере по одной направляющей переменной кривизны, имеющей горизонтальный прямолинейный участок, плавно переходящий в прямолинейный наклонный участок с заданным положительным уклоном, до схода ТС с направляющей в ее наивысшей точке со скоростью, горизонтальная составляющая которой равна скорости ТС в момент его схода с опоры заданной высоты, а вертикальная составляющая скорости равна значению, определяемому по формуле:

где Н - высота опоры;

h - высота схода ТС с направляющей;

g - ускорение свободного падения,

при этом после схода с направляющей за счет сил инерции ТС поднимают на заданную высоту опоры, а соударение с преградой осуществляют путем последующего падения ТС.

После схода ТС с направляющей ему могут придать заданную угловую скорость по крайней мере одним импульсным реактивным двигателем, закрепленным сзади ТС, при этом вектор тяги двигателя направляют назад по ходу движения под заданным углом к вертикали.

На закрепленном объекте могут устанавливать измерительную аппаратуру, информацию с которой передают на установленную на дистанции приемопередающую аппаратуру или записывают на сохраняемый запоминающий носитель информации, установленный на ТС.

Осуществление разгона ТС с закрепленным на нем объектом по крайней мере по одной направляющей переменной кривизны, имеющей горизонтальный прямолинейный участок, плавно переходящий в наклонный участок с заданным положительным уклоном, до схода ТС с направляющей в ее наивысшей точке со скоростью, горизонтальная составляющая которой равна скорости ТС в момент его схода с опоры заданной высоты, а вертикальная составляющая скорости равна значению, определяемому по формуле:

где Н - высота опоры;

h - высота схода ТС с направляющей;

g - ускорение свободного падения,

позволяет снизить высоту расположения разгонного участка.

Сход ТС с направляющей, подъем после схода с направляющей за счет сил инерции ТС на заданную высоту опоры, последующее падение ТС, соударение его с преградой и деформация ТС при соударении с преградой позволяют по сравнению с прототипом упростить моделирование падения ТС с объектами в упаковках в воду или на грунт и уменьшить на порядок материальные затраты.

Придание ТС после схода его с направляющей заданной угловой скорости по крайней мере одним импульсным реактивным двигателем, закрепленным сзади ТС, вектор тяги которого направляют назад по ходу движения под заданным углом к вертикали, позволяет обеспечить требуемый угол подхода ТС к преграде, что приближает условия соударения к натурным.

Установка на объекте измерительной аппаратуры, информацию с которой передают на установленную на дистанции приемопередающую аппаратуру или записывают на сохраняемый запоминающий носитель информации, установленный на ТС, позволяет получить необходимую информацию о процессе испытаний.

Изобретение поясняется чертежами:

- на фиг.1 изображена схема проведения испытаний;

- на фиг.2 изображен фрагмент ТС с двигателями.

Проведение испытаний выполняется в следующем порядке.

ТС (1), например железнодорожный вагон с закрепленными в нем объектами (2) в упаковках, разгоняют до расчетной скорости. Разгон ТС (1) в данном примере осуществляют ракетным двигателем (3) по двум рельсовым направляющим (4) переменной кривизны, имеющим горизонтальный прямолинейный участок Б, плавно переходящий в прямолинейный наклонный участок В с заданным положительным уклоном α. Далее производят сход ТС (1) с направляющих (4) в их наивысшей точке. Причем скорость разгона, угол α наклонного участка В направляющих (4) и высота h этого участка выбираются такими, чтобы в момент схода ТС (1) горизонтальная составляющая скорости Vx его была равна скорости ТС в момент его схода с опоры заданной высоты Н (моста, с которого имитируют падение ТС), а вертикальная составляющая скорости была равна значению, определяемому по формуле:

где Н - высота опоры;

h - высота схода ТС с направляющей;

g - ускорение свободного падения.

После схода с направляющей за счет сил инерции ТС поднимается на заданную высоту Н опоры моста и далее свободно падает с горизонтальной составляющей скорости Vx, равной скорости ТС в момент его реального схода с опоры моста. После падения осуществляется соударение его (в данном примере с водной преградой (5)) и деформация.

После схода ТС (1) с направляющих (4) ему могут придать заданную угловую скорость одним импульсным реактивным двигателем (6), закрепленным сзади ТС (1). Вектор тяги двигателя (6) направляют назад по ходу движения под заданным углом β к вертикали. Параметры импульсного реактивного двигателя (6) и направление вектора его тяги выбирают такими, чтобы угол подхода ТС к водной с преграде (5) был равен натурному. Кроме того, направление вектора тяги двигателя (6) выбирают таким, чтобы он не снижал скорость ТС после схода его с направляющих (4).

На закрепленные объекты (2) могут устанавливать измерительную аппаратуру, информацию с которой передают на установленную на дистанции приемопередающую аппаратуру или записывают на сохраняемый запоминающий носитель информации (не показаны), установленный на ТС (1). Это позволяет регистрировать необходимую информацию с объектов (2) в процессе испытаний.

При испытании объекта на падение при транспортных авариях с моста высотой Н=40 м со скоростью схода ˜70 км/ч (˜20 м/с) при массе ТС (1) с объектами, равной М˜60т, тяге реактивного двигателя, равной Т˜600 кН, положительном угле наклона α=45° и высоте схода ТС с направляющих h=20 м нетрудно оценить параметры движения ТС (1) и требуемый путь его разгона. Вертикальная составляющая скорости ТС в конце схода с направляющих равна величине, определяемой по формуле:

Горизонтальная составляющая скорости Vx с учетом угла наклона направляющих (4) на участке В, равном α=45°, также равна ˜20 м/сек (˜72 км/ч). Результирующая скорость ТС в момент схода с направляющих

Т.е. в момент схода с направляющих (4) горизонтальная составляющая скорости равна скорости схода ТС с моста, а вертикальная составляющая скорости обеспечивает подъем ТС еще на 20 м.

Отсюда определяем необходимую скорость разгона ТС V0 на участке Б (без учета потерь на трение):

Для разгона ТС с ускорением

требуется горизонтальный участок направляющих Б длиной

Очевидно, что реализация такого эксперимента с использованием прототипа потребует минимум на порядок больше затрат на установку направляющих на высоте 40 м.

Таким образом, предложенный способ по сравнению с прототипом позволяет упростить моделирование падения транспортного средства с объектами в воду или на грунт и уменьшить на порядок материальные затраты

Похожие патенты RU2327969C1

название год авторы номер документа
Способ исследования прочности конструкции при ударе о преграду и стенд для его осуществления 1990
  • Багдасарьян Александр Александрович
  • Пилипенко Петр Борисович
SU1755083A1
СПОСОБ И МОБИЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СКОРОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ ИЛИ НАЕЗДА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2005
  • Березуев Михаил Николаевич
  • Кузнецов Николай Павлович
RU2281875C1
Способ испытания транспортного средства на ударную нагрузку 1989
  • Альев Георгий Анатольевич
  • Полин Игорь Николаевич
SU1733938A1
СТЕНД ДЛЯ УДАРНЫХ ИСПЫТАНИЙ 2003
  • Викторов В.А.
  • Камчатный В.Г.
  • Клобукова В.И.
  • Мельник А.В.
  • Осипова В.А.
RU2244910C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АКУСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ПАССАЖИРСКОГО САЛОНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Баженов Сергей Александрович
  • Кошелев Николай Николаевич
  • Челноков Владимир Григорьевич
RU2513436C2
МОСТОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ И МОСТОСБОРОЧНАЯ МАШИНА ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ, СБОРКИ И УКЛАДКИ НА ПРЕГРАДУ МОСТОВОЙ КОНСТРУКЦИИ 2001
  • Беляков В.Ф.
  • Захаров В.А.
  • Киткин В.В.
  • Куракин Б.М.
  • Моров А.А.
  • Хиневич Г.А.
  • Шевчук А.В.
RU2210656C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ОТРАБОТКИ РАЗДЕЛЯЮЩИХСЯ РЕАКТИВНЫХ СНАРЯДОВ 2005
  • Завьялов Николай Сергеевич
  • Козлов Валерий Иванович
  • Редько Александр Александрович
  • Теплов Владимир Михайлович
RU2285892C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ИЗМЕНЯЕМОГО УСКОРЕНИЯ ДЛЯ ИМИТАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Серебренников О.А.
  • Мурынин А.Б.
  • Кулаков В.В.
RU2081458C1
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МЕЛЬНИЦА 2018
  • Семикопенко Игорь Александрович
  • Богданов Василий Степанович
  • Беляев Денис Александрович
RU2665102C1
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МЕЛЬНИЦА 2017
  • Семикопенко Игорь Александрович
  • Горбань Татьяна Леонидовна
  • Пугин Андрей Игоревич
  • Беляев Денис Александрович
RU2633557C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 327 969 C1

Реферат патента 2008 года СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ ОБЪЕКТА НА ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРИ ТРАНСПОРТНЫХ АВАРИЯХ

Разгоняют транспортное средство (1) с закрепленным на нем объектом по направляющей (4) переменной кривизны, имеющей горизонтальный прямолинейный участок, плавно переходящий в прямолинейный наклонный участок с заданным положительным уклоном, до схода транспортного средства с направляющей в ее наивысшей точке. После схода с направляющей за счет сил инерции транспортное средство поднимают на заданную высоту опоры. Соударение с преградой и деформацию транспортного средства осуществляют путем последующего его падения. Упрощается моделирование падения с моста транспортного средства, условия испытаний приближаются к натурным. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 327 969 C1

1. Способ испытаний объекта на воздействие при транспортных авариях, включающий разгон транспортного средства с закрепленным на нем объектом до расчетной скорости и деформацию транспортного средства при соударении с преградой, отличающийся тем, что разгон транспортного средства осуществляют по крайней мере по одной направляющей переменной кривизны, имеющей горизонтальный прямолинейный участок, плавно переходящий в прямолинейный наклонный участок с заданным положительным уклоном, до схода транспортного средства с направляющей в ее наивысшей точке со скоростью, горизонтальная составляющая которой равна скорости транспортного средства в момент его схода с опоры заданной высоты, а вертикальная составляющая скорости равна значению, определяемому по формуле:

где Н - высота опоры;

h - высота схода транспортного средства с направляющей;

g - ускорение свободного падения,

при этом после схода с направляющей за счет сил инерции транспортное средство поднимают на заданную высоту опоры, а соударение с преградой осуществляют путем последующего падения транспортного средства.

2. Способ испытаний по п.1, отличающийся тем, что после схода транспортного средства с направляющей ему придают заданную угловую скорость, по крайней мере, одним импульсным реактивным двигателем, закрепленным сзади транспортного средства, при этом вектор тяги двигателя направляют назад по ходу движения под заданным углом к вертикали.3. Способ испытаний по п.1 или 2, отличающийся тем, что на закрепленном объекте устанавливают измерительную аппаратуру, информацию с которой передают на установленную на дистанции приемопередающую аппаратуру или записывают на сохраняемый запоминающий носитель информации, установленный на транспортном средстве.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2327969C1

Способ исследования прочности конструкции при ударе о преграду и стенд для его осуществления 1990
  • Багдасарьян Александр Александрович
  • Пилипенко Петр Борисович
SU1755083A1
СТЕНД ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЧНОСТИ КОНСТРУКЦИЙ 0
  • Б. П. Григорьев, Г. Я. Коновалов, Е. Г. Нудельман, Г. А. Саломатин,
  • В. С. Иванов О. А. Слав Нов
SU305381A1
WIARF А
Установка для испытания подвижного состава на удар
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Предохранительное устройство для паровых котлов, работающих на нефти 1922
  • Купцов Г.А.
SU1996A1
Электрическое сопротивление для нагревательных приборов и нагревательный элемент для этих приборов 1922
  • Яковлев Н.Н.
SU1997A1

RU 2 327 969 C1

Авторы

Бердников Вячеслав Александрович

Крот Михаил Романович

Мельник Анатолий Викторович

Никулин Виталий Михайлович

Синев Дмитрий Александрович

Даты

2008-06-27Публикация

2006-10-09Подача