СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Российский патент 2008 года по МПК G01M17/07 G01M15/04 

Описание патента на изобретение RU2330257C1

Изобретение относится к универсальной испытательной технике, в частности для диагностики силовых установок автомобилей и других транспортных средств.

Известны нагружные стенды (например, Taylor SR-1100 [1 - статья Сергея Меденцева «Типовые методы и оборудование для измерения «колесной» мощности легковых автомобилей», www.3000gt.ru, 2003]), состоящие из двух или четырех беговых барабанов на ось автомобиля, соединенных валом с гидравлическим, электрическим или механическим тормозом, и системы сбора и обработки данных. Водитель, включая нужную передачу (обычно 3-ю), разгоняет автомобиль до необходимой скорости. Мотор неподвижного автомобиля раскручивается до максимальных оборотов, после чего барабаны тормозят (электродинамическим, гидродинамическим, механическим или другим способом) до снижения оборотов (плавно или ступенчато), регистрируя при этом момент тормозного усилия на барабане. Можно делать и наоборот - ступенчато отпускать тормоз барабана, позволяя двигателю медленно раскручиваться и фиксировать при этом момент на барабанах и частоту вращения коленвала двигателя.

Момент тормозной силы можно определить, например: 1) по напряжению на нагрузочном сопротивлении, если используется электродинамический тормоз; или 2) натяжению тормозной ленты в случае механического тормоза.

К общим недостаткам нагружных стендов можно отнести:

- сравнительно большой размер и вес стенда;

- более сложная и трудоемкая в изготовлении и обслуживании конструкция;

- сложность калибровки;

- высокая стоимость;

- необходимость надежной фиксации транспортного средства в направлении его движения;

- ограничение моделируемой максимальной скорости.

Известны инерциальные стенды (например, DynoJet 248 [1]), состоящие из двух или четырех массивных барабанов с большим моментом инерции на ось автомобиля и системы сбора и обработки данных. Измерять и/или фиксировать момент или нагрузку на барабанах нет необходимости, что существенно упрощает конструкцию стенда, его калибровку, сбор и анализ данных. Водитель включает нужную передачу (обычно 3-ю), разгоняет автомобиль до необходимой скорости. Мотор неподвижного автомобиля начинает постепенно раскручивать барабаны стенда, который фиксирует угловое ускорение барабанов и на основании момента инерции барабанов и величины углового ускорения вычисляет мощность на колесах (барабанах).

Инерциальные стенды имеют ряд преимуществ по сравнению с нагружными:

- простота конструкции, легкость изготовления и монтажа;

- отсутствие системы охлаждения стенда, поскольку метод измерений пассивный;

- легкость измерений и расчетов;

- высокая скорость проведения замеров;

- легкость калибровки стенда;

- легкость модифицирования для замера автомобилей любой мощности;

- возможность прямого определения частичных потерь в трансмиссии и величины свободного выбега автомобиля.

Недостатком инерциальных стендов является то, что принцип и методика измерения мощности слишком отличаются от нагружного динамометрического стенда, принятого в качестве стандарта при измерениях мощности по стандартам SAE, поэтому данные измерений не слишком хорошо сопоставимы с паспортными данными автомобилей и измерениями, где используются методики SAE. При испытаниях не учитывается сопротивление воздуха.

Наиболее близким по совокупности признаков к заявляемому стенду является универсальный стенд для испытания транспортных средств (авторское свидетельство RU 2211443, кл. G01M 17/00, 2001), состоящий из неподвижного основания и установленных в нем на подшипниках имитаторов груза и дороги в виде катков, имеющих кинетическую энергию, равную кинетической энергии поступательного движения транспортного средства. Данный стенд позволяет имитировать сопротивление дороги и частично сопротивление воздуха. Но сопротивление дороги пропорционально скорости, а сопротивление воздуха - квадрату скорости, поэтому оно после скорости 40-60 км/ч начинает резко возрастать и в разы превышает сопротивление дороги. Следовательно, оценка динамики автомобиля на высоких скоростях будет крайне неточной.

В основу предлагаемого изобретения положена задача - наиболее точно смоделировать реальные условия нагружения двигателя.

Для решения поставленной задачи в стенде для динамических испытаний силовых установок транспортных средств, содержащем установленные на станине и симметрично расположенные испытательные блоки, соединенные с блоком управления, каждый из которых содержит нагружающее устройство и ведомый вал, согласно изобретению испытательный блок стенда содержит опоры для установки испытываемого транспортного средства, двойной карданный шарнир с двумя полумуфтами, одна из которых соединена со ступицей колеса испытываемого транспортного средства, а вторая - с ведомым валом, на котором установлено нагружающее устройство, включающее дисковый тормоз, скоба которого закреплена на станине посредством упругого элемента, и маховик и соединенное посредством передачи с промежуточным валом, закрепленным на основании и соединяющим оба испытательных блока, при этом на ведомом валу установлен датчик измерения частоты вращения, а на упругом элементе дискового тормоза расположен тензодатчик для измерения величины тормозного момента.

Особенностью данного стенда является то, что возможна имитация скорости 100 км/ч и выше, при этом автомобиль надежно обездвижен. Наличие маховиков с моментом инерции, эквивалентным моменту инерции автомобиля, позволяет переключать передачи во время снятия характеристик без прекращения вращения системы, а следовательно, без опасности ударов и остановки двигателя. Это позволяет диагностировать электронные системы управления двигателем в момент переключения передачи, нарушение работы которых в этот момент - частое явление для впрысковых (инжекторных) двигателей. Имеется возможность снятия характеристик ДВС во всем диапазоне оборотов, что позволяет избежать дорожных испытаний. Также с помощью тормоза, изменяя тормозное усилие, можно имитировать изменение сопротивления воздуха.

Стенд содержит основание 1, соединенные блоком управления 2 испытательные блоки I и II, каждый из которых включает нагружающее устройство 3, ведомый вал 4, опоры 5 для установки транспортного средства 6, двойной карданный шарнир 7, состоящий из двух полумуфт 8, 9. Нагружающее устройство состоит из дискового тормоза 10, упругого элемента 11 и маховика 12. Передачей 13 каждый блок связан с промежуточным валом 14. На ведомом валу закреплен датчик измерения частоты вращения 15, на упругом элементе тормоза - тензодатчик 16.

Испытания проводятся следующим образом.

Автомобиль 6 устанавливается рычагами подвески ведущей оси на специальные опоры 5. Этим достигается рабочее положение подвески и исключается провисание ее элементов. Затем снимаются оба ведущих колеса. Таким образом, автомобиль остается в горизонтальном положении, но лишен возможности какого-либо перемещения. К ступицам колес штатными болтами крепятся свободные концы полумуфт 8. Выбором соответствующей передачи КПП устанавливается требуемая скорость движения автомобиля. Затем начинается торможение колес (ступиц) дисковым тормозом 10 (усилие регулируется блоком управления 2 - чем больше скорость, тем оно больше), и с помощью датчиков частоты вращения и крутящего момента снимается характеристика двигателя. Крутящий момент замеряется тензодатчиками 16, расположенными на упругом элементе 11 дискового тормоза, а частота вращения - датчиком измерения частоты вращения 15, установленным на одном из ведомых валов.

Далее мощность на колесах легко находится по формуле:

N=(M1+M2)·ω,

где M1 и М2 - крутящие моменты, замеряемые тензодатчиком каждого дискового тормоза,

ω - частота вращения ведомого вала (а значит и колес).

Данная мощность равна сумме мощностей, затрачиваемых на разгон, преодоление сопротивления качению и сопротивления воздуха. Для имитации разгона используется маховик с моментом инерции J, который находится из соотношения:

где m·V2/2 - кинетическая энергия транспортного средства.

Сопротивление воздуха и сопротивление качению имитируются дисковым тормозом, тормозное усилие которого зависит от скорости и контролируется блоком управления.

Таким образом, значение снимаемой мощности практически равно реальному. Замерив мощность до и после проведения, например, сервисных или тюнинговых работ, можно судить об их эффективности.

Мощность двигателя можно получить, если умножить замеряемую мощность на КПД трансмиссии.

Предлагаемый стенд при всей простоте его конструкции является универсальным и высокоэффективным средством диагностики двигателя, работы электронных систем управления двигателем и эффективности их настройки. Стенд идеален для использования на СТО и в автосервисах.

Похожие патенты RU2330257C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИНАМИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ АНТИПРОБУКСОВОЧНЫХ СИСТЕМ АВТОМОБИЛЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Федотов Александр Иванович
  • Григорьев Иван Михайлович
  • Потапов Антон Сергеевич
RU2375218C1
ПЕРЕДВИЖНОЙ ПРИЦЕП-СТЕНД ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ, РЕГУЛИРОВКИ, РЕМОНТА, УСТАНОВКИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ КОЛЕС АВТОМОБИЛЕЙ 2011
  • Никитин Виталий Александрович
  • Смирнов Виталий Юрьевич
RU2456184C1
Способ контроля технического состояния колесных транспортных средств с гибридной, электрической силовой установкой на стендах с опорными роликами в условиях эксплуатации и устройство для его осуществления 2023
  • Федотов Александр Иванович
  • Яньков Олег Сергеевич
  • Чернышков Антон Сергеевич
  • Кисилёв Павел Алексеевич
RU2823398C1
Способ установки колесного транспортного средства на испытательном стенде 1983
  • Говорущенко Николай Яковлевич
  • Колевзон Леонид Абрамович
  • Рабинович Эрнест Хаимович
SU1167084A1
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ УПРУГИХ МУФТ 2008
  • Несмиянов Иван Алексеевич
  • Хавронин Виктор Петрович
  • Карсаков Анатолий Андреевич
  • Хавронина Вера Николаевна
RU2384827C1
СТЕНД ДЛЯ СИЛОВЫХ ИСПЫТАНИЙ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Березин Владимир Сергеевич
  • Гусев Антон Григорьевич
  • Савельев Андрей Геннадьевич
RU2498261C1
ГИБРИДНЫЙ СИЛОВОЙ АГРЕГАТ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Гулиа Нурбей Владимирович
RU2357876C1
Стенд для ускоренных испытанийТРАНСпОРТНыХ СРЕдСТВ HA НАдЕжНОСТь 1979
  • Киреев Станислав Михайлович
SU845047A1
СПОСОБЫ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ, ОБОРУДОВАННОГО АНТИБЛОКИРОВОЧНОЙ СИСТЕМОЙ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБОВ 2005
  • Федотов Александр Иванович
  • Осипов Артур Геннадьевич
  • Бойко Александр Владимирович
  • Портнягин Евгений Михайлович
RU2297932C1
Стенд для испытания транспортных машин 1987
  • Михайлин Геннадий Константинович
  • Суетин Анатолий Степанович
SU1449860A1

Реферат патента 2008 года СТЕНД ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Изобретение относится к универсальной испытательной технике, в частности для диагностики силовых установок автомобилей и других транспортных средств. Стенд состоит из неподвижного основания с установленными на нем симметричными испытательными блоками, соединенными между собой промежуточным валом, который обеспечивает синхронизацию. Каждый испытательный блок содержит управляемое блоком управления нагружающее устройство, содержащее вращающиеся на ведомом валу дисковый тормоз и маховик, подобранный так, чтобы его кинетическая энергия была равна половине кинетической энергии транспортного средства. Один конец ведомого вала соединен с двойным карданным шарниром, а другой - через дополнительную передачу с промежуточным валом. Двойной карданный шарнир состоит из двух полумуфт и свободным концом крепится к ступице колеса ведущей оси транспортного средства. Технический результат - обеспечение условий испытаний, максимально приближенных к реальным. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 330 257 C1

Стенд для динамических испытаний силовых установок транспортных средств, содержащий установленные на станине и симметрично расположенные испытательные блоки, соединенные с блоком управления, каждый из которых содержит нагружающее устройство и ведомый вал, отличающийся тем, что каждый испытательный блок стенда содержит опоры для установки испытуемого транспортного средства, двойной карданный шарнир с двумя полумуфтами, одна из которых соединена со ступицей колеса испытываемого транспортного средства, а вторая - с ведомым валом, на котором установлено нагружающее устройство, включающее дисковый тормоз, скоба которого закреплена на станине посредством упругого элемента, и маховик, и соединенное посредством передачи с промежуточным валом, закрепленным на основании и соединяющим оба испытательных блока, при этом на ведомом валу установлен датчик измерения частоты вращения, а на упругом элементе дискового тормоза расположен тензодатчик для измерения величины тормозного момента.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2330257C1

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2001
  • Фридберг А.М.
  • Винник Л.В.
RU2211443C2
Способ имитации процесса торможения при испытании транспортных средств в лабораторных условиях и устройство для его осуществления 1974
  • Коган Шмул Янкилович
  • Чупров Владимир Константинович
  • Димов Николай Николаевич
SU686917A1
Функциональный цифро-аналоговый преобразователь 1975
  • Ребане Рауль-Велло Паулович
  • Рюстерн Эльмар Артур-Александрович
SU741289A1
Стенд для испытания тележек рельсового подвижного состава 1976
  • Кульганек Геннадий Иосифович
  • Кондратов Михаил Иванович
  • Манохин Владимир Александрович
  • Димитриев Федор Анпальевич
  • Локтионов Николай Сергеевич
  • Бабушкин Иван Николаевич
  • Манохин Виктор Александрович
  • Домогацкий Виктор Викторович
SU601592A1

RU 2 330 257 C1

Авторы

Мурыгин Антон Геннадьевич

Молин Павел Николаевич

Дубровский Анатолий Федорович

Дубровский Сергей Анатольевич

Колодкин Александр Владимирович

Рождественский Юрий Владимирович

Даты

2008-07-27Публикация

2006-12-29Подача