СТАТОР ПОГРУЖНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2008 года по МПК H02K1/18 H02K1/12 H02K5/132 

Описание патента на изобретение RU2336619C1

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям электродвигателей с большим отношением длины к диаметру, и может быть использовано при конструировании электродвигателей, предназначенных для работы в погруженном состоянии и используемых в качестве привода в погружных насосных агрегатах для добычи пластовой жидкости из нефтяных скважин.

При добыче нефтяной пластовой жидкости из нефтяных скважин с использованием установок электропогружных центробежных насосов в качестве привода насосов используются погружные электродвигатели различных конструкций и габаритов. В настоящее время наиболее распространенными в России являются погружные электродвигатели марок ПЭД, серийно выпускаемые АО "Алнас" (г.Альметьевск, Татарстан), ООО "Алмаз" (г.Радужный, Тюменская область) и рядом других предприятий.

Известно техническое решение (патент РФ №2229192), по которому в корпусе электрической машины установлен сердечник статора с уложенной в его пазы обмоткой, собранный на профильных продольных ребрах, замковая часть которых входит в пазы, выполненные по наружному контуру сердечника статора, причем профильные продольные ребра приварены непосредственно к сердечнику статора на стыках, образуемых наружной поверхностью сердечника статора и боковыми стенками каждого из профильных продольных ребер.

Известно устройство по патенту РФ №2226311 для крепления шихтованного сердечника в корпусе статора электрической машины, содержащее входящее в тело сердечника продольными выступами стяжные ребра, распираемые встречно направленными, расположенными в пазу сердечника клиньями с опорными поверхностями, образующими угол относительно плоскости, проведенной через продольную ось машины и ось симметрии выступа стяжного ребра, вершина которого направлена к продольной оси машины, между опорными поверхностями распорного клина и сердечника установлена прокладка из материала с меньшим значением предела текучести и модуля упругости, чем материал сердечника и клиньев.

Однако указанные технические решения могут быть использованы, в основном, только в крупных электрических машинах, например в турбогенераторах.

Известна электрическая машина по патенту РФ №2148885, содержащая шихтованный сердечник статора с обмоткой, в спинке статора выполнены продольные сквозные каналы, в трех из которых размещены цилиндрические шпильки, расположенные симметрично относительно оси машины и под равным углом друг относительно друга, стягивающие пакет шихтованного сердечника статора двумя торцевыми кольцами. Фиксация статора в корпусе осуществлена путем заполнения свободных продольных сквозных каналов литьем под давлением. Однако конструкция узла торцевых колец, стягиваемых шпильками, также увеличивает наружные габариты шихтованного сердечника.

Наиболее близким техническим решением, выбранным за прототип, является техническое решение полезной модели по патенту №39168. Согласно этому патенту на наружной поверхности статора погружного электродвигателя насосной установки выполнены продольные пазы, образующие с поверхностью корпуса проточные каналы, сообщающиеся с полостью корпуса, причем указанные продольные пазы выполнены на радиальных осях симметрии зубцов статора. Однако в данной конструкции продольные пазы предназначены для дополнительного охлаждения электродвигателя.

Сущность предлагаемого технического решения состоит в следующем. При конструировании погружных электродвигателей приходится учитывать, что их диаметр ограничен диаметром обсадных колонн, поэтому обычно диаметр таких двигателей составляет от 90 до 230 мм. Чтобы у синхронных двигателей такого диаметра получить мощность 10-15 кВт и более при частоте вращения ротора в диапазоне от 70 до 300 об/мин, необходимо создавать электродвигатели, у которых отношение длины к диаметру составляет: L/D>30, т.е. такие двигатели характеризуются большим соотношением длины к диаметру. Так, например, двигатель мощностью в 10 кВт будет иметь длину порядка 3 метров. В таких двигателях из-за отклонений в размерах деталей и в технологии сборки часто образуются отклонения от цилиндрической формы внутренней поверхности статора, а значит, и относительно соответствующих пакетов ротора, при этом положение статора относительно корпуса двигателя может быть несоосным. Кроме того, магнитопровод такой длины становится гибким и может приобрести змеевидную (волнистую) форму в пределах зазора между корпусом и магнитопроводом статора. Указанные недостатки влияют, в первую очередь, на обеспечение гарантированного зазора между ротором и статором, уменьшение которого может привести к касанию ротором внутренней поверхности статора и, в дальнейшем, выходу из строя электродвигателя. Кроме того, эти недостатки могут повлиять на смещение магнитопровода статора в корпусе.

В настоящее время, как и ранее для конструкций погружных электродвигателей с большим отношением длины к диаметру, наиболее актуальной является задача обеспечения жесткости собранного магнитопровода и минимизации отклонений его внутренней поверхности от цилиндрической формы. Таким образом, задача, на решение которой направлено настоящее изобретение, состоит в создании статора погружного синхронного электродвигателя с достаточно жестким магнитопроводом, имеющего большое соотношение длины к диаметру, с минимизацией возможных отклонений от номинальной внутренней цилиндрической поверхности статора, обеспечивающей надежное крепление магнитопровода в корпусе статора, а также плотную и соосную установку подшипниковых узлов во внутреннем отверстии статора и гарантированный рабочий зазор с ротором при сборке электродвигателя в целом.

Технический результат, достигаемый при реализации изобретения, состоит в уменьшении отклонений от номинальной внутренней цилиндрической поверхности статора, повышении жесткости статора и надежности фиксации магнитопровода в его корпусе.

Конструкция статора погружного электродвигателя, обеспечивающая достижение указанного выше технического результата, во всех случаях, на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны, может быть охарактеризована следующей совокупностью существенных признаков. Для получения указанного технического результата в статоре, выполненном с большим соотношением длины к диаметру и состоящем из цилиндрического корпуса, в котором установлен с минимальными зазорами шихтованный магнитопровод, на наружной поверхности которого выполняют на радиальных осях симметрии зубцов не менее двух симметрично расположенных продольных пазов. В эти пазы укладывают шпонки, а глубина пазов выбирается из условия их минимального влияния на магнитный поток при работе электродвигателя.

В одном частном случае предлагаемого решения форма пазов должна обеспечивать образование продольных каналов на поверхности магнитопровода после укладки в них шпонок. Указанное расположение и форма пазов на поверхности магнитопровода практически не уменьшает сечение магнитопровода и, следовательно, влияние этих пазов на магнитный поток будет минимальным.

В другом частном случае предлагаемого решения в полость пазов устанавливают шпонки в растянутом состоянии, что будет обеспечивать большую жесткость магнитопровода и надежность фиксации магнитопровода в корпусе.

В еще одном частном случае зазоры между магнитопроводом и корпусом и каналы, образовавшиеся после установки шпонок, заполняют компаундом, что также будет обеспечивать большую жесткость магнитопровода и надежность фиксации магнитопровода в корпусе.

Описание конструкции поясняется графическими материалами, на которых изображено поперечное сечение статора погружного синхронного электродвигателя, при этом отдельно показано сечение паза и шпонки в более увеличенном масштабе.

Статор погружного синхронный электродвигателя по предлагаемому техническому решению содержит корпус 1, в котором запрессован шихтованный магнитопровод 2, изготовленный из электротехнической стали. Магнитопровод статора собирается из листов, имеющих пазы, в которых располагаются обмотки 3. На наружной поверхности магнитопровода выполнены на радиальных осях симметрии зубцов статора не менее двух симметрично расположенных продольных пазов, в которые установлены шпонки 4. Форма пазов обеспечивает образование на поверхности магнитопровода продольных каналов В после установки в них шпонок. Пространство между магнитопроводом и трубой, а также сквозные продольные каналы, образованные после установки шпонок, заполняют компаундом под давлением. Отдельно на выноске А показаны в укрупненном масштабе шпонка 4 в сечении, а также сечение продольного канала В и возможное положение компаунда Б после его заливки в корпус статора.

Указанное расположение и форма пазов на поверхности магнитопровода практически не уменьшает сечение магнитопровода (не снижает его магнитную проводимость), следовательно, влияние этих пазов на магнитный поток будет минимальным.

Похожие патенты RU2336619C1

название год авторы номер документа
ПОГРУЖНОЙ СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2006
  • Леонов Валентин Николаевич
  • Леонов Николай Валентинович
RU2321141C1
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ПОГРУЖНЫХ ЭЛЕКТРОНАСОСОВ 2011
  • Пимуллин Геннадий Иркабаевич
  • Пимуллина Рамиля Ахатовна
  • Пимуллин Денис Геннадьевич
  • Пимуллин Даниэль Геннадьевич
RU2487273C1
ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2020
  • Бадретдинов Юрий Альбертович
  • Халитова Айсылу Адиповна
  • Виденеев Антон Валерьевич
  • Виденеев Иван Валерьевич
RU2736877C1
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2018
  • Санталов Анатолий Михайлович
  • Хоцянова Ольга Николаевна
RU2672858C1
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 1999
  • Леонов В.Н.
RU2145460C1
ПОГРУЖНАЯ НИЗКООБОРОТНАЯ БЕЗРЕДУКТОРНАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА 2005
  • Леонов Валентин Николаевич
RU2300018C2
Электродвигатель погружной установки для добычи пластовой жидкости и способ его изготовления и сборки 2023
  • Трулев Алексей Владимирович
  • Галимзянов Марат Искандерович
  • Гайнетдинов Рамиль Рафаэлович
  • Ибатуллин Ринат Расихович
  • Козлов Рустем Рауфович
  • Сабиров Альгинат Азгарович
RU2815180C1
Асинхронный двигатель и способ его изготовления 1984
  • Каримский Игорь Анюрович
  • Левин Николай Николаевич
  • Сидаш Иван Сергеевич
  • Якушков Александр Владимирович
SU1356121A1
ПОГРУЖНОЙ СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Галимзянов Марат Искандерович
  • Баеров Марсель Марсович
  • Исмаилов Ильдар Явдатович
RU2498484C2
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОГРУЖНОГО НАСОСА 1998
  • Алекперов В.Ю.
  • Маганов Р.У.
  • Овчинников В.Ф.
  • Лесничий В.Ф.
  • Беззубов А.В.
  • Грайфер В.И.
  • Павленко В.И.
  • Сагаловский В.И.
  • Клочков О.Г.
RU2145142C1

Реферат патента 2008 года СТАТОР ПОГРУЖНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям электродвигателей с большим отношением длины к диаметру, и может быть использовано при конструировании электродвигателей, предназначенных для работы в погруженном состоянии и используемых в качестве привода в погружных насосных агрегатах для добычи пластовой жидкости из нефтяных скважин. Сущность изобретения состоит в том, что в статоре погружного электродвигателя, выполненном с большим соотношением длины к диаметру и состоящим из цилиндрического корпуса, в котором установлен с минимальными зазорами цилиндрический шихтованный магнитопровод с обмоткой, на наружной поверхности которого выполнены на радиальных осях симметрии зубцов не менее двух симметрично расположенных продольных пазов, согласно изобретению глубина пазов выбирается из условия их минимального влияния на магнитный поток при работе электродвигателя, а пазы заполнены компаундом. Технический результат, на достижение которого направлено настоящее изобретение, состоит в создании статора погружного синхронного электродвигателя с достаточно жестким магнитопроводом, имеющего большое соотношение длины к диаметру, с минимизацией возможных отклонений от номинальной внутренней цилиндрической поверхности статора, обеспечивающей надежное крепление магнитопровода в корпусе статора, а также плотную и соосную установку подшипниковых узлов во внутреннем отверстии статора и гарантированный рабочий зазор с ротором при сборке электродвигателя в целом. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 336 619 C1

1. Статор погружного электродвигателя, выполненный с большим соотношением длины к диаметру и состоящий из цилиндрического корпуса, в котором установлен с минимальными зазорами цилиндрический шихтованный магнитопровод с обмоткой, на наружной поверхности которого выполнены на радиальных осях симметрии зубцов не менее двух симметрично расположенных продольных пазов, отличающийся тем, что глубина пазов выбирается из условия их минимального влияния на магнитный поток при работе электродвигателя, а пазы заполняются компаундом.2. Статор по п.1, отличающийся тем, что форма пазов обеспечивает образование продольных каналов на наружной поверхности магнитопровода после установки в них шпонок.3. Статор по п.1, отличающийся тем, что шпонки установлены в растянутом состоянии.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2336619C1

Статор электрической машины 1984
  • Бродовский Владимир Николаевич
  • Желябовский Андрей Арианович
  • Харитонов Юрий Александрович
  • Смирнов Евгений Павлович
SU1259416A1
Приспособление для остановки поршня паровозной машины при езде паровоза без пара 1933
  • Климов М.П.
SU39168A1
Статор электрической машины 1987
  • Кузьмин Виктор Владимирович
  • Каплунов Вадим Борисович
  • Логвинов Владислав Петрович
  • Ракогон Владимир Григорьевич
  • Шофул Анатолий Кириллович
SU1515261A1
Сердечник магнитопровода электрической машины 1988
  • Ревенко Владимир Афанасьевич
  • Пирог Борис Иванович
  • Юрченко Ирина Алексеевна
SU1640776A1
ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Давыдов Владимир Николаевич
  • Никифоров Борис Владимирович
  • Апиков Вадим Рубенович
  • Тумасянц Рафаил Артюшевич
  • Темирев Алексей Петрович
  • Лозицкий Олег Евгеньевич
  • Цветков Алексей Александрович
  • Павлюков Валерий Михайлович
  • Квятковский Игорь Анатольевич
RU2275732C2
БЕСПАЗОВЫЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2001
  • Казанский В.М.
RU2206168C2
Шихтованный магнитопровод 1983
  • Богданов Алексей Александрович
  • Герасимов Владимир Михайлович
  • Рыжов Николай Петрович
  • Сергеев Геннадий Григорьевич
  • Танаев Виталий Сергеевич
SU1259421A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1997
  • Коваль-Лесков Александр Вадимович
  • Билоненко Николай Иванович
RU2148885C1
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2000
  • Андреев А.В.
  • Герасимов В.Е.
  • Загородная Г.А.
  • Игнатьев А.Д.
  • Хуторецкий Г.М.
RU2229192C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ШИХТОВАННОГО СЕРДЕЧНИКА В КОРПУСЕ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2002
  • Чириков В.Ф.
  • Новосадов А.А.
  • Шадринцев А.К.
  • Савченко А.Я.
  • Канискин Н.А.
RU2226311C1
US 6965179 B2, 15.11.2005
DE 102004010402 A1, 22.09.2005
АНТОНОВ М.В.,

RU 2 336 619 C1

Авторы

Леонов Валентин Николаевич

Леонов Николай Валентинович

Даты

2008-10-20Публикация

2006-12-18Подача