УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОЙ ГЕРМЕТИЗАЦИИ КАБИНЫ САМОЛЕТА ПРИ ПОСАДКЕ НА ВОДУ Российский патент 2008 года по МПК B64D25/00 F16K17/36 

Описание патента на изобретение RU2341415C1

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для герметизации кабины при аварийной посадке самолета на воду и может быть использовано там, где необходимо обеспечить свободное перетекание воздуха и предотвращение перетекания жидкости.

Известно устройство, описанное в патенте US №2510098, НКИ 137-69, содержащее корпус цилиндрической формы, который имеет дренажные отверстия, седло для прилегания тяжелого потопляемого шарика и легкого плавучего шарика. В этом устройстве плавучий шарик расположен в проходе жидкости, при его всплытии герметизируется внутреннее пространство бака с внешним, предотвращая переполнение бака жидкостью.

К недостаткам этого устройства следует отнести ограниченную плавучесть легкого шарика, а следовательно, и слабое прилегание его к седлу, что ухудшает герметичность в месте контакта, а конструкция корпуса получается сложной. Неопределенность поведения шарика при вибрационных и инерционных нагрузках может привести к перетеканию жидкости, а также к разрушению шарика и седла и уменьшению ресурса всего узла в целом.

Для контроля работы требуется разборка всего узла (клапана), и малейшее засорение в процессе эксплуатации может привести к отказу работы клапана.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является устройство с автоматическим отсекающим клапаном. В его корпусе на оси вращения свободно подвешен затвор в виде поплавка, к нему прикреплены рычаг и выведенная наружу рукоятка. (В.Опенько. Защита от квартирного наводнения, журнал «Изобретатель и рационализатор», 1986, №5, с.19).

Недостатком данного устройства является свободно подвешенный поплавок, который при вибрационных и инерциальных нагрузках может разрушиться, что повлечет к перетеканию жидкости, а при постепенном заполнении корпуса клапана слабым напором воды, клапан (затвор) всплывет при слабом противодействии рукоятки, и вода будет протекать, что не обеспечивает основное назначение клапана.

Технической задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков, а именно: улучшение герметизации клапана от проникновения воды, упрощение и повышение надежности работы клапана в условиях вибрационных и ударных нагрузок и автоматическая работа клапана за счет его плавучести.

Технический результат достигается тем, что клапан имеет сферическую поверхность, а поверхность прилегания выполнена из эластичного материала (например, резины) в виде кольца, прикрепленного к корпусу, что улучшает прилегание клапана, даже в случае значительных его перекосов, и снижает вероятность его разрушения при ударных и вибрационных нагрузках за счет амортизационных свойств кольца и пружины поджатия клапана к посадочному месту и загибов плоской пружины у основания клапана, которые предохраняют клапан от контакта (ударов) с корпусом. А поплавковая конструкция клапана выполнена из легкого материала (например, пенопласта) и позволяет клапану всплывать за счет архимедовой силы в корпусе при заполнении его водой, а расположение его узлов не требует управления им во время работы, что обеспечивает автоматическую работу клапана по предотвращению перетекания воды.

Сопоставительный анализ предлагаемого изобретения с выявленными аналогами показывает, что предложенная конструкция является новой, обладает изобретательским уровнем и промышленно применима, а принцип герметизации сферической поверхности с кольцевой из эластичного материала обеспечивает высокую степень герметизации при воздействии различных нагрузок, даже в случае перекоса клапана.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображено заявляемое устройство для аварийной герметизации, вид сбоку;

на фиг.2 изображено заявляемое устройство для аварийной герметизации, вид спереди;

на фиг.3 изображено сечение клапана по месту установки плоской центрирующей пружины.

Устройство для аварийной герметизации кабины самолета при посадке на воду содержит корпус 1, на верхней поверхности которого герметично закреплено кольцо 2, выполненное из эластичного материала, клапан-поплавок 3 выполнен из легких материалов, и имеющий сферическую поверхность в месте прилегания к кольцу. К нижней поверхности клапана крепится плоская центрирующая пружина 4 с загибами по периметру, которая жестко связана с нижней поверхностью клапана и штоком 5, установленным вертикально. Между крышкой 6 корпуса и шайбой со шплинтом 7 установлена пружина 8 для прижатия поплавка в нижнее положение. На боковой поверхности корпуса выполнены окна 9, позволяющие воздуху свободно перетекать из трубы 10, герметично соединенной с корпусом 1 и сообщающейся с гермокабиной самолета 11.

Работа устройства осуществляется следующим образом.

При нормальной работе системы через корпус 1 пропускается воздух, пружина 8 отжимает поплавок 3 в нижнее положение, и он не препятствует перетеканию воздуха через окна 9 из кабины. При приводнении самолета поплавок 3 и шток 5 под действием выталкивающей силы воды (Архимедовой силы) перемещается вверх, преодолевая усилие пружины 8, прижимает сферическую поверхность к кольцу 4 и, тем самым, перекрывает доступ воды в кабину. Плоская центрирующая пружина с загибами 4 жестко закреплена вместе со штоком 5 и поплавком 3 и предохраняет поплавок 3 от вибрационных нагрузок и ударов о корпус и одновременно является направляющей при всплытии поплавка, уменьшая его перекос.

Таким образом, повышается надежность и герметизация его работы, упрощается конструкция, обеспечивается автоматизация работы клапана. Легко проверяется на работоспособность во время технических осмотров. Предлагаемое изобретение выполнено на стадии проектирования, выпущены рабочие чертежи, намечается изготовление опытного образца и проведение испытаний на работоспособность.

Похожие патенты RU2341415C1

название год авторы номер документа
ДОННЫЙ КЛАПАН 2004
  • Храменков С.В.
  • Подковыров В.П.
  • Чешля Р.Р.
  • Чупраков Ю.И.
RU2258857C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1997
  • Кормилицин Юрий Николаевич
  • Волосов Леонид Семенович
  • Занд Владимир Евграфович
  • Носов Николай Андреевич
RU2116225C1
ГИДРОСАМОЛЕТ ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ И ПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО 2020
  • Горобец Александр Васильевич
RU2755561C1
МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ-АМФИБИЯ 1997
  • Кормилицин Ю.Н.
  • Волосов Л.С.
  • Носов Н.А.
  • Занд В.Е.
RU2127694C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА НЕСМЕШИВАЕМОЙ ЖИДКОСТИ С ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ 2007
  • Сенкус Витаутас Валентинович
  • Стефанюк Богдан Михайлович
  • Фомичев Сергей Григорьевич
  • Сенкус Василий Витаутасович
  • Сенкус Валентин Витаутасович
  • Конакова Нина Ивановна
  • Нечаев Яков Сергеевич
  • Синцова Алина Александровна
  • Смышляева Ульяна Николаевна
RU2369689C2
Самолёт-амфибия укороченного взлёта и посадки 2023
  • Цыбенко Вадим Юрьевич
  • Цыбенко Юрий Владимирович
RU2796595C1
СПУСКНОЙ КЛАПАН 1998
  • Храменков С.В.
  • Волков В.З.
  • Чешля Р.Р.
  • Романов В.П.
  • Вихров Ю.В.
RU2155904C2
Распределительно-демпфирующий агрегат управления 1991
  • Соколов Василий Иванович
SU1810230A1
Система аварийных баллонетов вертолета 2021
  • Пожарский Александр Леонидович
  • Воробьев Максим Сергеевич
  • Казаков Кирилл Викторович
RU2767566C1
Устройство для заливки аккумулятора 1976
  • Наркевич Леонид Александрович
  • Клочков Василий Сергеевич
  • Попков Алексей Николаевич
SU616667A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 341 415 C1

Реферат патента 2008 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОЙ ГЕРМЕТИЗАЦИИ КАБИНЫ САМОЛЕТА ПРИ ПОСАДКЕ НА ВОДУ

Изобретение относится к области авиационной техники и предназначено для герметизации кабины при аварийной посадке самолета на воду и может быть использовано там, где необходимо обеспечить свободное перетекание воздуха и предотвращение перетекания жидкости. Устройство для аварийной герметизации кабины самолета при посадке на воду состоит из корпуса с крышкой и клапана-поплавка. При этом устройство снабжено кольцом из эластичного материала, жестко закрепленным на верхней части корпуса, направляющей в виде подпружиненного штока и плоской центрирующей пружиной с загибами по периметру. Поплавок выполнен с одной стороны со сферической поверхностью, контактирующей с кольцом из эластичного материала, а с другой стороны своей цилиндрической поверхностью жестко связан с подпружиненным штоком, плоской центрирующей пружиной с загибами и крышкой. При этом в корпусе выполнены окна перетекания воздуха. Технический результат направлен на улучшение герметизации клапана от проникновения воды, упрощение и повышение надежности работы клапана в условиях вибрационных и ударных нагрузок и автоматическую работу клапана за счет его плавучести. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 341 415 C1

Устройство для аварийной герметизации кабины самолета при посадке на воду, содержащее корпус с крышкой, клапан-поплавок, отличающееся тем, что оно снабжено кольцом из эластичного материала, жестко закрепленным на верхней части корпуса, направляющей в виде подпружиненного штока и плоской центрирующей пружиной с загибами по периметру, при этом поплавок выполнен с одной стороны со сферической поверхностью, контактирующей с кольцом из эластичного материала, а с другой - своей цилиндрической поверхностью - жестко связан с подпружиненным штоком, плоской центрирующей пружиной с загибами и крышкой, при этом в корпусе выполнены окна перетекания воздуха.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2341415C1

ОТСЕЧНОЙ КЛАПАН 2001
  • Сергиенко В.Г.
  • Перминов В.П.
  • Синицын В.А.
RU2220349C2
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДАВЛЕНИЯ ВОЗДУХА В ГЕРМОКАБИНЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 0
  • А. Л. Крицын В. Ф. Сидельников
SU288471A1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОТМЫВКИ И СУШКИ ПОДЛОЖЕК 2012
  • Комаров Валерий Николаевич
  • Сергиенко Анатолий Иванович
  • Комаров Николай Валерьевич
RU2510098C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ СТАБИЛИЗИРОВАННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА СЕТЧАТКЕ 2009
RU2416382C1

RU 2 341 415 C1

Авторы

Беленовский Анатолий Иванович

Ткачев Антон Николаевич

Даты

2008-12-20Публикация

2007-02-21Подача