СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ВСЛЕДСТВИЕ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ Российский патент 2009 года по МПК A61B5/16 

Описание патента на изобретение RU2346651C1

Способ относится к медицине и предназначен для оценки степени нарушений социально-психологической адаптации подростков. Изобретение относится к диагностике и может быть использовано для выявления у подростков нарушений социально-психологической адаптации вследствие пивной алкоголизации при организации мониторинговых исследований в общеобразовательных учреждениях.

Подростковый возраст - возрастной период, наиболее часто сочетаемый с социально-психологической дезадаптированностью, развитием девиантного поведения, одной из форм которого являются злоупотребление алкоголем и наркотиками [4]. Употребление слабоалкогольных напитков, таких, например, как пиво, представляет собой сложную медико-социальную проблему, особенно в подростковом возрасте. О значимости поставленной проблемы говорит тот факт, что при социологических опросах до 76% подростков в возрасте 14-16 лет обнаруживают опыт потребления алкоголя в основном низкой крепости (пиво и джин) [3].

В литературе имеются, как ранее разработанные, так и современные методики выявления склонности к алкоголизации у взрослого населения: Alcadd-тест, Мичиганский алкогольный скрининг-тест, краткий Мичиганский тест для выявления алкоголизма, скринирующая методика для выявления алкоголизма, тест ВОЗ AUDIT и другие. В то же время описаны лишь единичные скринирующие подходы, адаптированные для подросткового возраста, например методики «Психологическая характеристика мотивации потребления алкоголя у подростков» и «Проблемно-ориентированный опросник для подростков (POSIT).

Несмотря на имеющиеся в литературе опросники, выявляющие наличие алкогольной зависимости, до настоящего времени не разработано способов оценки нарушений адаптации вследствие пивной зависимости у подростков.

Прототипом данного способа является разработанный Н.К.Демчевой и соавт. способ оценки качества жизни для диагностики психического состояния человека [1].

При разработке способа учитывались все составляющие адаптации - соматическая (состояние здоровья), психолого-педагогическая и социальная, так как пивная алкоголизация сопровождается, как правило, нарушениями во всех сферах жизни.

Предлагаемый способ оценки степени нарушений социально-психологической адаптации вследствие пивной алкоголизации позволяет определить наличие адаптационных нарушений у детей в возрасте от 11 до 16 лет. Конструирование способа было основано на классической теории тестов; для измерения психологических свойств использована шкала интервалов; измеряемое психическое свойство считалось линейным и одномерным [2, 5, 6].

Задача настоящего способа - разработать упрощенную методику объективной количественной оценки степени нарушений социально-психологической адаптации у подростков, позволяющую получить максимально полную информацию о наличии адаптационных нарушений.

Разработанный способ представляет собой опросник (табл.1), состоящий из 70 вопросов, разбитых на четыре блока: I блок - 10 вопросов, II, III, IV блока - по 20 вопросов в каждом. Особенности состояния здоровья подростка определяются по I блоку, где учитывается состояние здоровья, наблюдение у медицинских специалистов, наследственная отягощенность.

В II блоке - «психолого-педагогическая адаптация» - оценивается психологическое состояние, отношение к учебе, интересы подростка, отношение к перспективам будущего, особенности воспитания в семье, отношение к здоровому образу жизни и здоровьесберегающим технологиям в школе.

Особенностям социального функционирования посвящен III блок вопросов, где оценивается социальный статус, социальные отношения, круг значимых людей, семейные традиции, доступность приобретения пива и отношение к ужесточению правил продажи и рекламы пива в отношении несовершеннолетних.

В IV блоке - «особенности пивной алкоголизации» - оценивается отношение к приему пива подростка и его окружения, особенности и причины употребления пива, возрастные характеристики приема пива.

Испытуемому предполагается выразить свое отношение по каждому из указанных вопросов, которые даны в доступной форме и обращены лично, выбрав один из 4 возможных предлагаемых ответов, который более всего свойственен на настоящее время, и отметить его в предлагаемом бланке ответов.

При интерпретации результатов каждый ответ оценивается в количестве баллов от 3 до 0; за ответ под буквой а - 3 балла, б - 2 балла, в - 1 балл, г - 0 баллов. Интерпретация полученных результатов основана на том, что более высокая оценка (в баллах) указывает на более выраженные нарушения адаптации.

С помощью разработанного опросника нами было проведено обследование 143 учащихся в возрасте от 11 до 16 лет (5-11 классы) общеобразовательных школ г.Архангельска (81 девочка и 62 мальчиков; ср. возраст - 13,68±0,26 лет).

Стандартизация методики проведена по пятибалльной шкале [8] на 50 учащихся, не имеющих и 50 - имеющих зависимость от пива. Для удобства по два крайних варианта показателей «ниже среднего» и «низкие» (составляющие 31% выборки), а также «высокие и выше среднего» (31% выборки), были объединены. Таким образом, значения от 25,7 до 100 баллов оцениваются как наличие значительных нарушений адаптации, от 14,3 до 25,6 -удовлетворительная адаптация, от 0 до 14,2 - хорошая адаптация.

Информативность опросника была проверена на 40 учащихся, злоупотребляющих пивом (средний возраст - 14,17±0,38 лет). Результаты показали, что процент предсказаний с допустимой погрешностью составил 87,9%.

Предлагаемый способ выполняется следующим образом.

Проводится обследование с помощью разработанного опросника. Перед началом обследования предлагается инструкция: «Просим Вас ответить на приведенные ниже утверждения, которые касаются факторов, влияющих на психическое здоровье, качества жизни и психического здоровья. У каждого из утверждений может быть 4 варианта ответов. Необходимо отметить тот ответ, который, на Ваш взгляд, наиболее точно соответствует Вашему психологическому состоянию».

Обследуемый после знакомства с инструкцией приступает к выполнению задания. Опросник включает вопросы, касающиеся состояния здоровья, психолого-педагогической адаптации, социальной адаптации и пивной алкоголизации. Все вопросы обращены в доступной форме и лично.

После окончания ответов на 70 вопросов тест обрабатывается. Каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3 (таблица 2), в связи с этим показатель состояния здоровья (ПСЗ) составляет максимально 30 баллов, показатели психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА) - по 60 баллов. Более высокая оценка (в баллах) указывает на большие нарушения в адаптации у подростка.

В дальнейшем суммируют показатели ПСЗ, ПППА, ПСА, ППА определяют индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле:

ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4

где,

- сумма показателей состояния здоровья,

- сумма показателей психолого-педагогической адаптации,

- сумма показателей социальной адаптации,

- сумма показателей пивной адаптации,

k - коэффициент выравнивания между компонентами опросника;

k1=3,3, k2-4=1,7,

и при значениях ИНА 25,7 и более баллов оценивается как наличие значительных нарушений социально-психологической адаптации, от 14,3 до 25,6 - удовлетворительная адаптация, от 0 до 14,2 - хорошая адаптация.

Разработанный способ оценки степени нарушений социально-психологической адаптации у подростков позволяет не только объективизировать картину адаптации, но и посмотреть, какой из видов адаптации нарушен у подростка.

Примеры конкретного выполнения способа.

Пример 1. Учащийся А., 12 лет, 6 класс.

Проводится обследование с помощью опросника. Перед началом обследования предлагается инструкция. После знакомства с инструкцией обследуемый приступает к выполнению задания, выбирая один из 4 вариантов ответов. Далее тест обрабатывается, каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3.

Высчитываются показатели: состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА):

ПСЗ=6·3,3=19,8 баллов

ПППА=10·1,7=17,0 баллов

ПСА=9·1,7=15,3 баллов

ППА=14·1,7=23,8 баллов

В дальнейшем суммируются показатели ППЗ, ПППА, ПСА и ППА и определяется индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле:

ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4=(19,8+17,0+15,5+23,8)/4=19,0 баллов

Таким образом, индекс нарушения адаптации находится в промежутке от 14,3 до 25,6, что оценивается, как удовлетворительная социально-психологическая адаптация, то есть нарушений адаптации вследствие употребления пива у данного подростка нет, но все же данному подростку необходима профилактическая работа, направления на предупреждение злоупотребления пивом.

Пример 2. Учащийся С., 15 лет, 9 класс.

Проводится обследование с помощью опросника. Перед началом обследования предлагается инструкция. После знакомства с инструкцией обследуемый приступает к выполнению задания, выбирая один из 4 вариантов ответов. Далее тест обрабатывается, каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3.

Высчитываются показатели: состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА):

ПС3=10·3,3=33,0 баллов

ПППА=25·1,7=42,5 баллов

ПСА=28·1,7=47,6 баллов

ППА=37·1,7=62,9 баллов

В дальнейшем суммируются показатели ППЗ, ПППА, ПСА и ППА и определяется индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле:

ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4=(33,0+42,5+47,6+62,9)/4=46,5 баллов

Таким образом, индекс нарушения адаптации больше 25,7 баллов, что оценивается, как наличие значительных нарушений социально-психологической адаптации, то есть у данного подростка выявлена пивная алкоголизация, существенно нарушающая адаптацию.

Пример 3. Учащаяся И., 13 лет, 8 класс.

Проводится обследование с помощью опросника. Перед началом обследования предлагается инструкция. После знакомства с инструкцией обследуемая приступает к выполнению задания, выбирая один из 4 вариантов ответов. Далее тест обрабатывается, каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3.

Высчитываются показатели: состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА):

ПСЗ=3·3,3=9,9 баллов

ПППА=4·1,7=6,8 баллов

ПСА=5·1,7=8,5 баллов

ППА=4·1,7=6,8 баллов

В дальнейшем суммируются показатели ППЗ, ПППА, ПСА и ППА и определяется индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле:

ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4=(9,9+6,8+8,5+6,8)/4=8,0 баллов

Таким образом, индекс нарушения адаптации находится в промежутке от 0 до 14,2 баллов, что оценивается, как хорошая социально-психологическая адаптация.

Данный способ является простым, экономичным для оценки нарушений адаптации вследствие пивной алкоголизации. Он может использоваться при мониторинговых исследованиях и профилактических осмотрах подростков с 11 до 16 лет.

Полученные с помощью данного способа результаты позволяют специалистам разного профиля (педагогу, психологу, социальному педагогу, подростковому наркологу) проводить раннюю профилактику, направленную на предупреждение развития пивной зависимости.

Положительный эффект определяется выявлением подростков с нарушениями адаптации для своевременного проведения профилактических мероприятий и, как следствие, снижением распространенности пивного алкоголизма. Способ имеет высокую степень информативности при проведении мониторинговых исследований.

Источники информации

1. Демчева Н.К. Способ оценки качества жизни для диагностики психического состояния человека / Н.К.Демчева, А.А.Чуркин, А.В.Сорокин // Патент на изобретение №2261045. Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений Российской федерации 27.09.2005.

2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н.Дружинин - СПб.: Питер, 2000. - 320 с.

3. Калинина В.Н. Математическая статистика / В.Н.Калинина, В.Ф.Панкин - М.: Высшая школа, 1994. - 208 с.

4. Ойхер Д.Я. Подросток и пиво: чем раньше, тем хуже / Д.Я.Ойхер, Ю.Н.Ружников // Известия Уральского государственного университета. - 2005. - №37. - С.107-110.

5. Ойхер Д.Я. Подросток и пиво: чем раньше, тем хуже / Д.Я.Ойхер, Ю.Н.Ружников // Известия Уральского государственного университета. - 2005. - №37. - С.107-110.

6. Реан А.А. Социальная психологическая психология / А.А.Реан, Я.Л.Коломинский - СПб.: Питер, 1999.

7. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О.Ю.Реброва - М.: МедиаСфера, 2002. - 312 с.

8. Сидоров П.И. Наркологическая превентология: Руководство / П.И.Сидоров - М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 720 с.

9. Солсо Р.Л. Экспериментальная психология: практический курс / Р.Л.Солсо, Х.Х.Джонсон, М.К.Бил - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 528 с.

10. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии: Учебное пособие / С.Г.Тарасов - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. - 116 с.

Таблица 1ОПРОСНИК ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ВСЛЕДСТВИЕ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИПросим Вас ответить на приведенные ниже утверждения. У каждого из утверждений может быть 4 варианта ответов: а - да, полностью согласен(а), 6 - скорее согласен (а), в - скорее не согласен (а), г - полностью не согласен (а).Необходимо отметить тот ответ, который на Ваш взгляд наиболее точно соответствует Вам.СОДЕРЖАНИЕ УТВЕРЖДЕНИЯоценка ответов в баллах32101.Вы оцениваете свое состояние здоровья в настоящее время, как плохое?абвг2.Ваше настроение в настоящий момент плохое?абвг3.Вы из неполной семьи (нет матери или отца)?абвг4.Вы когда-нибудь принимали пиво?абвг5.Часто ли после приема пива Вы отмечаете нарушения сна, бессонница или кошмарные сновидения?абвг6.Вы единственный ребенок в семье?абвг7.Вы чувствуете себя раздраженным, агрессивным после принятия пива?абвг8.Вы считаете себя абсолютно здоровым (не болеете в течение учебного года)?абвг9.Временами Вы испытываете отвращение к себе?абвг10.Кто-либо из Ваших родителей имеет судимость?абвг11.На следующее утро после приема пива у вас наблюдалось: отсутствие аппетита, тошнота, рвота, жажда и т.п.?абвг12.У Вас бывают проблемы с учебой из-за приема пива?абвг13.Кто-либо из Ваших родителей лишен родительских прав?абвг14.В последнее время Вы стали медленно думать, и у Вас появилась забывчивость?абвг15.Вы считаете себя практически здоровым (болеете не более 4 раз в год)?абвг16.Вам случалось прогуливать учебные занятия из-за приема пива?абвг17.Вы оцениваете материальное положение своей семьи как
очень плохое?
абвг
18.Ваши друзья принимают пиво?абвг19.После окончания школы Вы не собираетесь поступать в колледж, институт?абвг20.Вы живете в плохих бытовых условиях (неблагоустроенная квартира, комната в общежитии или т.п.)?абвг21.Ваши одноклассники принимают пиво?абвг22.У Вас ослабленное здоровье (имеются хронические заболевания с редкими обострениями, обычно болеете более 4 раз в год)?абвг23.Ваши родители постоянно контролируют Вас?абвг24.Ваши родители выполняют низко квалифицированную работу (работа рабочего, санитара, уборщицы и т.п.)?абвг25.Ваши родители принимают пиво?абвг26.Вы не соблюдаете здоровый образ жизни (курите, не регулярно питаетесь, не регулярно спите, не делаете физических упражнений)?абвг27.Вы обычно приобретаете пиво самостоятельно?абвг28.Ваши учителя нейтрально или положительно относятся к приему пива Вами?абвг29.Вы очень часто болеете (имеются хронические заболевания с частыми обострениями, врожденные пороки, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом восстановления)?абвг30.В Вашей школе не проводятся мероприятия профилактического характера (лекции о вреде употребления алкоголя, о вреде курения и т.д.)?абвг31.Взаимоотношения с одноклассниками у Вас плохие из-за приема пива?абвг32.Вы обычно принимаете пиво в домашней обстановке у себя, у друзей, одноклассников?абвг33.Вы часто проводите время за компьютерными играми дома или в компьютерных клубах?абвг34.Из-за приема пива у Вас стали конфликтными взаимоотношения с братьями, сестрами?абвг35.Вы обычно употребляете пиво в компании друзей?абвг36.Вы наблюдаетесь у психиатра?абвг37.Вы часто играете в азартные игры (на автоматах, в карты и т.п.)?абвг38.У Вас ухудшились взаимоотношения с родителями из-за приема пива?абвг39.Вы обычно употребляете пиво в одиночестве?абвг40.Вы употребляете другие алкогольные напитки (вино, водку, коньяк)?абвг41.У Вас не очень хорошие взаимоотношения с учителями из-за приема пива??абвг42.Вы обычно употребляете пиво в кругу семьи?абвг43.Вы наблюдаетесь у невропатолога?абвг44.Вы дышите летучими ингалянтами (бензин, клей «момент», «карат» и т.п.)?абвг45.У Вас имеются конфликты со сверстниками противоположного пола из-за приема пива?абвг46.Вы часто принимаете пиво (чаще, чем 2-3 раза в неделю)?абвг47.Вы курите?абвг48.У Вас нет взрослых, на которых бы Вам хотелось быть похожим?абвг49.Верно ли утверждение: «Почему я должен отказать себе выпить пиво, ведь жизнь одна, другой такой не будет. И вообще, зачем жить, если нет удовольствия»?абвг50.Вы наблюдаетесь у нарколога?абвг51.Совершали ли Вы когда-нибудь незаконные действия под влиянием пива?абвг52.В Вашей семье низкий культурный уровень (члены Вашей семьи позволяют нецензурно высказываться, ваше семья не посещает концерты, выставки, спектакли, музеи)?абвг53.Вы принимаете пиво, чтобы снять чувство тревоги, беспокойства?абвг54.У Вас приходят мысли уйти из жизни?абвг55.Все праздники в Вашей семье сопровождаются распитием алкогольных напитков?абвг56.Верно ли утверждение: «Я пью пиво, как и все, не хочу быть белой вороной»?абвг57.Вы посещаете психолога?абвг58.У вас бывают конфликты в школе из-за приема пива?абвг59.Вы обычно приобретаете пиво в киосках и ларьках?абвг60.Вы обычно употребляете пиво, когда устаете, чтобы взбодриться?абвг61.Случались ли у Вас конфликты в семье в связи с приемом пива?абвг62.Вы обычно приобретаете пива через знакомых?абвг63.Вы считаете себя тонким ценителем пива?абвг64.Ваши родители страдают алкоголизмом?абвг65.Вы состоите на учете в детской комнате милиции?абвг66.Вы считаете, что пиво должно продаваться везде и всем без возрастных ограничений?абвг67.Любое важное событие Вы отмечаете пивом?абвг68.Вас когда-нибудь задерживала милиция из-за того, что Вы вели себя агрессивно в связи с принятием пива?абвг69.Вы отрицательно относитесь к запрещению рекламы пива?абвг70.Вы впервые попробовали пиво в возрасте до 11 лет?абвг

Таблица 2.Интерпретация опросника оценки степени нарушений социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизацииХарактеристики№ вопросовI. Блок «Состояние здоровья»1) Состояние здоровья1, 8, 15, 22, 291 группа здоровья82 группа здоровья153 группа здоровья224 группа здоровья1, 292) Наблюдение у медицинских специалистов36, 43, 50, 571. Наблюдение у психиатра362. Наблюдение у невропатолога433. Наблюдение у нарколога504. Наблюдение у психолога573) Наследственная отягощенность64II. Блок «Психолого-педагогическая адаптация»1) Психологическое состояние2, 5, 9Настроение2Наличие нарушений сна5Самооценка92) Отношение к учебе12, 16Школьная успеваемость12Дисциплина в школе163) Отсутствие планов на будущее194) Особенности воспитания в семье235) Отношение к здоровому образу жизни266) Здоровьесберегающие технологии в школе307) Наличие отклоняющего поведения у подростка33, 37, 40, 44, 47, 51, 54, 58, 61Аддиктивное поведение (алкогольная, компьютерная, игровая зависимости)33,37Взаимосвязь с употреблением ПАВ40, 44, 47Преступное поведение51Суицидальное поведение54Конфликтное поведение58, 618) Отношение с правоохранительными органами65, 68Состоит ли на учете в детской комнате милиции65Задерживался ли милицией68III. Блок «Социальной адаптации»1) Социальный статус семьи3, 6, 10, 13, 17, 20, 24, 27Полноценность семьи3, 6, 10, 13Материальное положение семьи17Жилищная обеспеченность семьи20Профессиональный статус родителей24Финансовая обеспеченность подростка272) Особенности социальных отношений31 34, 38, 41, 45Взаимоотношения с одноклассниками31Взаимоотношения с братьями, сестрами34Взаимоотношения с родителями38Взаимоотношения с учителями41

Взаимоотношения со сверстниками противоположного пола453) Круг значимых людей (референтная группа)484) Семейные традиции52,55Культурный уровень семьи52Алкогольные традиции семьи555) Доступность приобретения пива59, 62Приобретение пива в киосках и ларьках59Приобретение пива у знакомых626) Отношение к ужесточению правил продажи и рекламы пива в отношении совершеннолетних66,69Отрицательное отношение к запрещению продажи пива66Отрицательное отношение к запрещению рекламы пива69IV. Блок «Пивная алкоголизация»1) Отношение к приему пива подростка и его социального окружения4,7, 11, 14, 18, 21, 25, 28Отношение к приему пива подростка4, 7, 11, 14Отношение к приему пива друзей18Отношение к приему пива одноклассников21Отношение к приему пива родителей25Отношение к приему пива учителей282) Особенности употребления пива32, 35, 39, 42, 46Условия употребления пива32Социальная ситуация употребления пива35, 39, 42Частота употребления пива463) Причины употребления пива49, 53, 56, 60, 63, 67Гедонистические49Атарактические53Субмиссивные56Гиперактивация поведения60Псевдокультуральные63Традиционные674) Возрастные характеристики приема пива70

Похожие патенты RU2346651C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА РАЗВИТИЯ ПИВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ 2007
  • Сидоров Павел Иванович
  • Соловьев Андрей Горгоньевич
  • Новикова Галина Альбертовна
  • Новикова Ирина Альбертовна
RU2339314C1
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКА 2015
  • Лазуренко Светлана Борисовна
  • Свиридова Татьяна Васильевна
  • Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна
  • Буслаева Анна Сергеевна
  • Курбанов Мурат Маратович
RU2593744C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ 2013
  • Корехова Мария Владимировна
  • Новикова Ирина Альбертовна
  • Соловьев Андрей Горгоньевич
RU2557698C2
СПОСОБ ОБЪЕКТИВИЗАЦИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ 2005
  • Сидоров Павел Иванович
  • Соловьев Андрей Горгоньевич
  • Новикова Ирина Альбертовна
RU2295287C2
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТИВНОГО ТЕСТА 2010
  • Богданова Наталья Евгеньевна
  • Соловьев Андрей Горгоньевич
  • Новикова Ирина Альбертовна
RU2468750C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ МЕНТАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 2007
  • Сидоров Павел Иванович
  • Новикова Ирина Альбертовна
RU2347528C2
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 2004
  • Ромицына Елена Евгеньевна
RU2297180C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 2009
  • Артемьев Антон Александрович
  • Левина Ирина Леонидовна
RU2405449C1
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОПАТИИ И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ МИКРОСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ 1993
  • Кржечковский А.Ю.
  • Чудновский В.С.
RU2093076C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СКЛОННОСТИ К ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ 1993
  • Кржечковский А.Ю.
  • Чудновский В.С.
RU2093075C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ НАРУШЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ ВСЛЕДСТВИЕ ПИВНОЙ АЛКОГОЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки степени нарушений социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации. Определяют показатели состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА), содержащие вопросы, каждый из которых оценивают в баллах по опроснику. Баллы суммируют и определяют индекс нарушений адаптации. В зависимости от набранной суммы баллов оценивают нарушения социально-психологической адаптации: наличие значительных нарушений социально-психологической адаптации, удовлетворительная адаптация или хорошая адаптация. Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии адаптационных нарушений у детей в возрасте от 11 до 16 лет при проведении мониторинговых исследований. 2 табл.

Формула изобретения RU 2 346 651 C1

Способ оценки степени нарушений социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации, заключающийся в том, что определяют показатели состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА), содержащие вопросы, каждый из которых оценивают в баллах от 0 до 3 по опроснику, изложенному в описании, баллы суммируют и определяют индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле: ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4, где - сумма показателей состояния здоровья, соответствующих ответам на вопросы из опросника: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50, 57, 64; - сумма показателей психолого-педагогической адаптации, ответы на вопросы: 2, 5, 9, 12, 16, 19, 23, 26, 30, 33, 37, 40, 44, 47, 51, 54, 58, 61, 65, 68; - сумма показателей социальной адаптации, ответы на вопросы: 3, 6, 10, 13, 17, 20, 24, 27, 31, 34, 38, 41, 45, 48, 52, 55, 59, 62, 66, 69; - сумма показателей пивной адаптации, ответы на вопросы: 4, 7, 11, 14, 18, 21, 25, 28, 32, 35, 39, 42, 46, 49, 53, 56, 60, 63, 67, k - коэффициент выравнивания между компонентами опросника; k1=3,3, k2-4=1,7, и при значениях ИНА 25,7 и более баллов оценивают как наличие значительных нарушений социально-психологической адаптации, от 14,3 до 25,6 - удовлетворительная адаптация, от 0 до 14,2 - хорошая адаптация.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2346651C1

СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2004
  • Чуркин А.А.
  • Демчева Н.К.
  • Сорокин А.В.
RU2261045C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ 2001
  • Макушкин Е.В.
  • Лацис И.В.
RU2219841C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КЛИНИЧЕСКИХ ТИПОВ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, УСТАНОВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ И ПРОГНОЗА ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 2003
  • Рычкова Л.С.
RU2230480C1
ОЙХЕР Д.Я., РУЖНИКОВ Ю.Н
Подросток и пиво: чем раньше, тем хуже
- Проблемы образования, науки и культуры
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор 1923
  • Петров Г.С.
SU2005A1

RU 2 346 651 C1

Авторы

Сидоров Павел Иванович

Соловьев Андрей Горгоньевич

Новикова Галина Альбертовна

Новикова Ирина Альбертовна

Даты

2009-02-20Публикация

2007-08-06Подача