Способ относится к медицине и предназначен для оценки степени нарушений социально-психологической адаптации подростков. Изобретение относится к диагностике и может быть использовано для выявления у подростков нарушений социально-психологической адаптации вследствие пивной алкоголизации при организации мониторинговых исследований в общеобразовательных учреждениях.
Подростковый возраст - возрастной период, наиболее часто сочетаемый с социально-психологической дезадаптированностью, развитием девиантного поведения, одной из форм которого являются злоупотребление алкоголем и наркотиками [4]. Употребление слабоалкогольных напитков, таких, например, как пиво, представляет собой сложную медико-социальную проблему, особенно в подростковом возрасте. О значимости поставленной проблемы говорит тот факт, что при социологических опросах до 76% подростков в возрасте 14-16 лет обнаруживают опыт потребления алкоголя в основном низкой крепости (пиво и джин) [3].
В литературе имеются, как ранее разработанные, так и современные методики выявления склонности к алкоголизации у взрослого населения: Alcadd-тест, Мичиганский алкогольный скрининг-тест, краткий Мичиганский тест для выявления алкоголизма, скринирующая методика для выявления алкоголизма, тест ВОЗ AUDIT и другие. В то же время описаны лишь единичные скринирующие подходы, адаптированные для подросткового возраста, например методики «Психологическая характеристика мотивации потребления алкоголя у подростков» и «Проблемно-ориентированный опросник для подростков (POSIT).
Несмотря на имеющиеся в литературе опросники, выявляющие наличие алкогольной зависимости, до настоящего времени не разработано способов оценки нарушений адаптации вследствие пивной зависимости у подростков.
Прототипом данного способа является разработанный Н.К.Демчевой и соавт. способ оценки качества жизни для диагностики психического состояния человека [1].
При разработке способа учитывались все составляющие адаптации - соматическая (состояние здоровья), психолого-педагогическая и социальная, так как пивная алкоголизация сопровождается, как правило, нарушениями во всех сферах жизни.
Предлагаемый способ оценки степени нарушений социально-психологической адаптации вследствие пивной алкоголизации позволяет определить наличие адаптационных нарушений у детей в возрасте от 11 до 16 лет. Конструирование способа было основано на классической теории тестов; для измерения психологических свойств использована шкала интервалов; измеряемое психическое свойство считалось линейным и одномерным [2, 5, 6].
Задача настоящего способа - разработать упрощенную методику объективной количественной оценки степени нарушений социально-психологической адаптации у подростков, позволяющую получить максимально полную информацию о наличии адаптационных нарушений.
Разработанный способ представляет собой опросник (табл.1), состоящий из 70 вопросов, разбитых на четыре блока: I блок - 10 вопросов, II, III, IV блока - по 20 вопросов в каждом. Особенности состояния здоровья подростка определяются по I блоку, где учитывается состояние здоровья, наблюдение у медицинских специалистов, наследственная отягощенность.
В II блоке - «психолого-педагогическая адаптация» - оценивается психологическое состояние, отношение к учебе, интересы подростка, отношение к перспективам будущего, особенности воспитания в семье, отношение к здоровому образу жизни и здоровьесберегающим технологиям в школе.
Особенностям социального функционирования посвящен III блок вопросов, где оценивается социальный статус, социальные отношения, круг значимых людей, семейные традиции, доступность приобретения пива и отношение к ужесточению правил продажи и рекламы пива в отношении несовершеннолетних.
В IV блоке - «особенности пивной алкоголизации» - оценивается отношение к приему пива подростка и его окружения, особенности и причины употребления пива, возрастные характеристики приема пива.
Испытуемому предполагается выразить свое отношение по каждому из указанных вопросов, которые даны в доступной форме и обращены лично, выбрав один из 4 возможных предлагаемых ответов, который более всего свойственен на настоящее время, и отметить его в предлагаемом бланке ответов.
При интерпретации результатов каждый ответ оценивается в количестве баллов от 3 до 0; за ответ под буквой а - 3 балла, б - 2 балла, в - 1 балл, г - 0 баллов. Интерпретация полученных результатов основана на том, что более высокая оценка (в баллах) указывает на более выраженные нарушения адаптации.
С помощью разработанного опросника нами было проведено обследование 143 учащихся в возрасте от 11 до 16 лет (5-11 классы) общеобразовательных школ г.Архангельска (81 девочка и 62 мальчиков; ср. возраст - 13,68±0,26 лет).
Стандартизация методики проведена по пятибалльной шкале [8] на 50 учащихся, не имеющих и 50 - имеющих зависимость от пива. Для удобства по два крайних варианта показателей «ниже среднего» и «низкие» (составляющие 31% выборки), а также «высокие и выше среднего» (31% выборки), были объединены. Таким образом, значения от 25,7 до 100 баллов оцениваются как наличие значительных нарушений адаптации, от 14,3 до 25,6 -удовлетворительная адаптация, от 0 до 14,2 - хорошая адаптация.
Информативность опросника была проверена на 40 учащихся, злоупотребляющих пивом (средний возраст - 14,17±0,38 лет). Результаты показали, что процент предсказаний с допустимой погрешностью составил 87,9%.
Предлагаемый способ выполняется следующим образом.
Проводится обследование с помощью разработанного опросника. Перед началом обследования предлагается инструкция: «Просим Вас ответить на приведенные ниже утверждения, которые касаются факторов, влияющих на психическое здоровье, качества жизни и психического здоровья. У каждого из утверждений может быть 4 варианта ответов. Необходимо отметить тот ответ, который, на Ваш взгляд, наиболее точно соответствует Вашему психологическому состоянию».
Обследуемый после знакомства с инструкцией приступает к выполнению задания. Опросник включает вопросы, касающиеся состояния здоровья, психолого-педагогической адаптации, социальной адаптации и пивной алкоголизации. Все вопросы обращены в доступной форме и лично.
После окончания ответов на 70 вопросов тест обрабатывается. Каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3 (таблица 2), в связи с этим показатель состояния здоровья (ПСЗ) составляет максимально 30 баллов, показатели психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА) - по 60 баллов. Более высокая оценка (в баллах) указывает на большие нарушения в адаптации у подростка.
В дальнейшем суммируют показатели ПСЗ, ПППА, ПСА, ППА определяют индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле:
ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4
где,
- сумма показателей состояния здоровья,
- сумма показателей психолого-педагогической адаптации,
- сумма показателей социальной адаптации,
- сумма показателей пивной адаптации,
k - коэффициент выравнивания между компонентами опросника;
k1=3,3, k2-4=1,7,
и при значениях ИНА 25,7 и более баллов оценивается как наличие значительных нарушений социально-психологической адаптации, от 14,3 до 25,6 - удовлетворительная адаптация, от 0 до 14,2 - хорошая адаптация.
Разработанный способ оценки степени нарушений социально-психологической адаптации у подростков позволяет не только объективизировать картину адаптации, но и посмотреть, какой из видов адаптации нарушен у подростка.
Примеры конкретного выполнения способа.
Пример 1. Учащийся А., 12 лет, 6 класс.
Проводится обследование с помощью опросника. Перед началом обследования предлагается инструкция. После знакомства с инструкцией обследуемый приступает к выполнению задания, выбирая один из 4 вариантов ответов. Далее тест обрабатывается, каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3.
Высчитываются показатели: состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА):
ПСЗ=6·3,3=19,8 баллов
ПППА=10·1,7=17,0 баллов
ПСА=9·1,7=15,3 баллов
ППА=14·1,7=23,8 баллов
В дальнейшем суммируются показатели ППЗ, ПППА, ПСА и ППА и определяется индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле:
ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4=(19,8+17,0+15,5+23,8)/4=19,0 баллов
Таким образом, индекс нарушения адаптации находится в промежутке от 14,3 до 25,6, что оценивается, как удовлетворительная социально-психологическая адаптация, то есть нарушений адаптации вследствие употребления пива у данного подростка нет, но все же данному подростку необходима профилактическая работа, направления на предупреждение злоупотребления пивом.
Пример 2. Учащийся С., 15 лет, 9 класс.
Проводится обследование с помощью опросника. Перед началом обследования предлагается инструкция. После знакомства с инструкцией обследуемый приступает к выполнению задания, выбирая один из 4 вариантов ответов. Далее тест обрабатывается, каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3.
Высчитываются показатели: состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА):
ПС3=10·3,3=33,0 баллов
ПППА=25·1,7=42,5 баллов
ПСА=28·1,7=47,6 баллов
ППА=37·1,7=62,9 баллов
В дальнейшем суммируются показатели ППЗ, ПППА, ПСА и ППА и определяется индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле:
ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4=(33,0+42,5+47,6+62,9)/4=46,5 баллов
Таким образом, индекс нарушения адаптации больше 25,7 баллов, что оценивается, как наличие значительных нарушений социально-психологической адаптации, то есть у данного подростка выявлена пивная алкоголизация, существенно нарушающая адаптацию.
Пример 3. Учащаяся И., 13 лет, 8 класс.
Проводится обследование с помощью опросника. Перед началом обследования предлагается инструкция. После знакомства с инструкцией обследуемая приступает к выполнению задания, выбирая один из 4 вариантов ответов. Далее тест обрабатывается, каждый ответ оценивается в баллах от 0 до 3.
Высчитываются показатели: состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА):
ПСЗ=3·3,3=9,9 баллов
ПППА=4·1,7=6,8 баллов
ПСА=5·1,7=8,5 баллов
ППА=4·1,7=6,8 баллов
В дальнейшем суммируются показатели ППЗ, ПППА, ПСА и ППА и определяется индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле:
ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4=(9,9+6,8+8,5+6,8)/4=8,0 баллов
Таким образом, индекс нарушения адаптации находится в промежутке от 0 до 14,2 баллов, что оценивается, как хорошая социально-психологическая адаптация.
Данный способ является простым, экономичным для оценки нарушений адаптации вследствие пивной алкоголизации. Он может использоваться при мониторинговых исследованиях и профилактических осмотрах подростков с 11 до 16 лет.
Полученные с помощью данного способа результаты позволяют специалистам разного профиля (педагогу, психологу, социальному педагогу, подростковому наркологу) проводить раннюю профилактику, направленную на предупреждение развития пивной зависимости.
Положительный эффект определяется выявлением подростков с нарушениями адаптации для своевременного проведения профилактических мероприятий и, как следствие, снижением распространенности пивного алкоголизма. Способ имеет высокую степень информативности при проведении мониторинговых исследований.
Источники информации
1. Демчева Н.К. Способ оценки качества жизни для диагностики психического состояния человека / Н.К.Демчева, А.А.Чуркин, А.В.Сорокин // Патент на изобретение №2261045. Зарегистрировано в Государственном реестре изобретений Российской федерации 27.09.2005.
2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология / В.Н.Дружинин - СПб.: Питер, 2000. - 320 с.
3. Калинина В.Н. Математическая статистика / В.Н.Калинина, В.Ф.Панкин - М.: Высшая школа, 1994. - 208 с.
4. Ойхер Д.Я. Подросток и пиво: чем раньше, тем хуже / Д.Я.Ойхер, Ю.Н.Ружников // Известия Уральского государственного университета. - 2005. - №37. - С.107-110.
5. Ойхер Д.Я. Подросток и пиво: чем раньше, тем хуже / Д.Я.Ойхер, Ю.Н.Ружников // Известия Уральского государственного университета. - 2005. - №37. - С.107-110.
6. Реан А.А. Социальная психологическая психология / А.А.Реан, Я.Л.Коломинский - СПб.: Питер, 1999.
7. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О.Ю.Реброва - М.: МедиаСфера, 2002. - 312 с.
8. Сидоров П.И. Наркологическая превентология: Руководство / П.И.Сидоров - М.: МЕДпресс-информ, 2006. - 720 с.
9. Солсо Р.Л. Экспериментальная психология: практический курс / Р.Л.Солсо, Х.Х.Джонсон, М.К.Бил - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2001. - 528 с.
10. Тарасов С.Г. Основы применения математических методов в психологии: Учебное пособие / С.Г.Тарасов - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. - 116 с.
очень плохое?
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА РАЗВИТИЯ ПИВНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ | 2007 |
|
RU2339314C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКА | 2015 |
|
RU2593744C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РИСКА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ | 2013 |
|
RU2557698C2 |
СПОСОБ ОБЪЕКТИВИЗАЦИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ С ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ | 2005 |
|
RU2295287C2 |
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИЦ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТИВНОГО ТЕСТА | 2010 |
|
RU2468750C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ МЕНТАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ | 2007 |
|
RU2347528C2 |
СПОСОБ МНОГОМЕРНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОЙ ТРЕВОЖНОСТИ | 2004 |
|
RU2297180C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ | 2009 |
|
RU2405449C1 |
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОПАТИИ И ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ МИКРОСОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ У ПОДРОСТКОВ | 1993 |
|
RU2093076C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СКЛОННОСТИ К ДЕЛИНКВЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ | 1993 |
|
RU2093075C1 |
Изобретение относится к медицине и предназначено для оценки степени нарушений социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации. Определяют показатели состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА), содержащие вопросы, каждый из которых оценивают в баллах по опроснику. Баллы суммируют и определяют индекс нарушений адаптации. В зависимости от набранной суммы баллов оценивают нарушения социально-психологической адаптации: наличие значительных нарушений социально-психологической адаптации, удовлетворительная адаптация или хорошая адаптация. Способ позволяет получить максимально полную информацию о наличии адаптационных нарушений у детей в возрасте от 11 до 16 лет при проведении мониторинговых исследований. 2 табл.
Способ оценки степени нарушений социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации, заключающийся в том, что определяют показатели состояния здоровья (ПСЗ), психолого-педагогической адаптации (ПППА), социальной адаптации (ПСА) и пивной алкоголизации (ППА), содержащие вопросы, каждый из которых оценивают в баллах от 0 до 3 по опроснику, изложенному в описании, баллы суммируют и определяют индекс нарушений адаптации (ИНА) по формуле: ИНА (баллы) = (ПСЗ + ПППА + ПСА + ППА)/4, где - сумма показателей состояния здоровья, соответствующих ответам на вопросы из опросника: 1, 8, 15, 22, 29, 36, 43, 50, 57, 64; - сумма показателей психолого-педагогической адаптации, ответы на вопросы: 2, 5, 9, 12, 16, 19, 23, 26, 30, 33, 37, 40, 44, 47, 51, 54, 58, 61, 65, 68; - сумма показателей социальной адаптации, ответы на вопросы: 3, 6, 10, 13, 17, 20, 24, 27, 31, 34, 38, 41, 45, 48, 52, 55, 59, 62, 66, 69; - сумма показателей пивной адаптации, ответы на вопросы: 4, 7, 11, 14, 18, 21, 25, 28, 32, 35, 39, 42, 46, 49, 53, 56, 60, 63, 67, k - коэффициент выравнивания между компонентами опросника; k1=3,3, k2-4=1,7, и при значениях ИНА 25,7 и более баллов оценивают как наличие значительных нарушений социально-психологической адаптации, от 14,3 до 25,6 - удовлетворительная адаптация, от 0 до 14,2 - хорошая адаптация.
СПОСОБ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2004 |
|
RU2261045C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ РАССТРОЙСТВ ПОВЕДЕНИЯ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ | 2001 |
|
RU2219841C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ КЛИНИЧЕСКИХ ТИПОВ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, УСТАНОВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ И ПРОГНОЗА ДЕЗАДАПТАЦИОННЫХ СОСТОЯНИЙ ДЕТЕЙ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ | 2003 |
|
RU2230480C1 |
ОЙХЕР Д.Я., РУЖНИКОВ Ю.Н | |||
Подросток и пиво: чем раньше, тем хуже | |||
- Проблемы образования, науки и культуры | |||
Способ обработки целлюлозных материалов, с целью тонкого измельчения или переведения в коллоидальный раствор | 1923 |
|
SU2005A1 |
Авторы
Даты
2009-02-20—Публикация
2007-08-06—Подача