Изобретение относится к пожарному оборудованию, в частности к устройствам для эвакуации людей при пожарах в высотных административных и промышленных зданиях.
Известно спасательное устройство, включающее высотное здание, снабженное устройством для спуска, которое выполнено в виде тросовой растяжки с карабином и приемным амортизатором внизу растяжки [1].
Недостатком аналога является практически невозможность его применения в многоэтажных зданиях.
Прототипом изобретения является спасательное устройство, включающее в себя устройство для спуска, которое выполнено в виде вертикальной стойки по этажу и люльку, а по радиусу поворота стойки амортизатор [2].
Недостатком прототипа также является неприменимость его на многоэтажном здании, т.к. на каждый этаж требуется отдельное устройство. Кроме того, прототип одноразового применения.
Изобретение позволяет получить новый технический эффект - многократное применение с любым количеством этажей высотного здания.
Этот технический эффект достигается тем, что устройство для спуска выполнено в виде вертикального каркаса по дверным проемам здания по этажам, в котором против дверных проемов шарнирно установлены горизонтальные язычковые клапаны, снабженные пружинными и пневматическими амортизаторами, при этом внутренняя поверхность каркаса со стороны клапанов выполнена эластично-мягкой и скользящей, каждый язычковый клапан снабжен концевым выключателем с нормально разомкнутыми контактами включенные в цепь электропитания параллельно и сигнальные лампочки включенные последовательно концевым выключателем при параллельном соединении.
На фиг.1 показан общий вид спасательного устройства в сечении; на фиг.2 - сечение фиг.1 по А-А; на фиг.3 - вид на фиг.2 по А; на фиг.4 - узел I фиг.3; на фиг.5 - электрическая схема спасательного устройства.
Спасательное устройство включает в себя высотное здание 1 с дверными проемами 2, над которыми установлены красные лампы «Л», а против дверных проемов 2 установлен вертикальный каркас 3. В последнем по уровню дверных проемов 2 на шарнирах (осях) 4 установлены горизонтальные язычковые клапаны 5 с боковыми хвостовиками 6, которые проходят через каркас 3 в вырезах 7. Боковые хвостовики 6 сверху снабжены цилиндрическим пневмоамортизатором 8 и пружинным амортизатором 9. Каркас 3 имеет жесткую наружную обшивку 10 и внутреннюю мягкую обшивку 11 из скользящего материала, а между ними, по уровню дверных проемов 2, установлены горизонтальные резиновые жгуты 12, между которыми по этажам (по вертикали) размещены объемные эластичные прокладки 13, например пористая резина. Пневмоамортизатор 8 имеет шток 14 с поршнем 15, в котором выполнены, по периметру, с малыми диаметрами сквозные отверстия 16 и около центральной части, с большими диаметрами, отверстия 17. Над последними (по чертежу) расположен дисковый, мягкий или жесткий, клапан 18, который в пределах допуска может свободно плавать по оси штока 14 на его верхнем конце над поршнем 15 на ограничителе 19.
Описание пружинного амортизатора в настоящем описании не приводится по его широкой известности и простоты. А именно шток и пружина, при этом пружина тарируется только на возврат язычкового клапана 5 в горизонтальное положение без нагрузки, т.е. незначительное.
На первом, или цокольном, этаже под нижним язычковом клапане 5 установлен наклонный лоток 20 выходящим из каркаса 3 спасательного устройства на мат 21.
На каждом этаже, кроме первого, под язычковыми клапанами 5 (на чертеже не обозначено) установлены концевые выключатели ВК2, ВК3, ВК4, ВК5 и т.д., все из которых включены параллельно в цепь электрического питания, а последовательно им включены все лампы Л2, Л3, Л4, Л5 и т.д., которые также все включены параллельно. Источником электрического питания служит аккумулятор или батарея сухого элемента, т.е. независимо от электроснабжения здания 1. При этом источник электропитания обесточен разомкнутыми контактами концевых включателей ВК2, ВК3, ВК4, ВК5 и т.д.
Спасательное устройство работает следующим образом. При пожаре в здании 1 спасающийся через дверной проем 2 выходит на язычковый клапан 5, желательно сесть и поджать ноги. При этом клапан 5 под действием веса спасающегося поворачивается на шарнирах (оси) 4 и начинает своим хвостовиком 6 сжимать амортизаторы: пневматический 8 и пружинный 9. Последний, имея малую упругость уравновешивания клапана 5, практически не влияет на поворот язычкового клапана 5. Последний, действуя на пневматический амортизатор 8, вдвигает его шток 14 в цилиндр амортизатора 8, который передвигает свой поршень 15, сдавливая под собой объем воздуха в цилиндре амортизатора 8. Воздух под давлением через периферийные отверстия 16 поршня 15 выдавливается в надпоршневое пространство, т.е. в атмосферу. Т.к. отверстия 16 медленно перепускают воздух, через шток 14 и хвостовик 6, замедленно поворачивается клапан 5 со спасающимся на нем. При этом дисковый клапан 18 прижимается к поршню 15 и перекрывает отверстия 17. По мере поворота клапана 5 спасающийся скользит по его поверхности на внутреннее эластичное покрытие 11, которое частично прогибается, сжимая эластичные прокладки 13, а спасающийся продолжает скользить далее вниз. Кроме того, радиус каркаса 3 по внутренней поверхности покрытия 11 центрирует спасающегося. По мере поворота клапана 5, между ним и эластичным покрытием 11 образуется щель по размеру спасающегося, в которую последний проваливается на следующий клапан 5. Высота падения одного этажа частично компенсируется наклоном верхнего клапана и реакцией прыжка спасающегося по высоте его роста, т.е. примерно до половины высоты этажа. Кроме того, кинетическая энергия при прыжке или падении спасающегося на следующий клапан 5 мягко гасится пневматическим амортизатором 8, который, соответственно описанным образом, упруго сжимает воздушную подушку под поршнем 15 и начинает перепускать воздух через отверстия 16 в атмосферу, что практически устраняет обратную отдачу амортизатора 8. Описанным образом спасающийся проходит все клапаны 5. После нижнего клапана 5, таким же образом, спасающийся сбрасывается на наклонный желоб 20 и скатывается на мат 21, где его принимает тот или иной обслуживающий персонал.
После сброса спасающегося с очередного клапана 5 пружинный амортизатор 9, разжимая свою пружину, давит на свой хвостовик 6, поворачивает на шарнирах (осях) 4 клапан 5 и возвращает его в исходное горизонтальное положение. При этом пневматический амортизатор 8 существенно не влияет на работу пружинного амортизатора 9, т.к. дисковый клапан 18, ограниченный ограничителем 19 под перепадом давления воздуха на поршне 15, поднимается с плоскости поршня 15 и открывает отверстия 17. Поршень 15 штоком 14 вытягивается из цилиндра амортизатора 8, а воздух из под поршня 15 (атмосферы) через все отверстия 16 и 17 без значительного сопротивления проходит в надпоршневое пространство замкнутого объема цилиндра амортизатора 8. Клапан 5 приходит в исходное положение.
Кроме того, как только спасающийся падает на клапан 5 и он начинает поворачиваться, освобождается нажимной шток его концевого выключателя соответственно этажу один из любых КВ2, КВ3, КВ4, КВ5 и т.д., который замыкает свои контакты и соединяет цепь электропитания всех красных лампочек Л2, Л3, Л4, Л5 и т.д. Лампочки сигнализируют, что по спасательному устройству идет спуск спасающегося, требуется очередному спасающемуся подождать несколько секунд до потухания лампочки. Возможные накладки спасающихся не смертельны, но опасны ушибами, спасательное устройство обеспечит любой спуск.
Таким образом, обеспечивается безопасный и быстрый спуск без ушибов людей из горящего высотного здания.
Источники информации
1. А.с. СССР №512769, М.Кл. А62В 37/00, 1970 г.
2. А.с. СССР №733698, М.Кл. А62В 37/00, 1980 г. (Прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2346715C1 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2348441C1 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2346714C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА С ВЫСОТЫ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2301179C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО СПУСКА ЧЕЛОВЕКА С ВЫСОТНОГО ОБЪЕКТА | 2005 |
|
RU2288758C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ СО ЗДАНИЙ БОЛЬШОЙ ЭТАЖНОСТИ | 2005 |
|
RU2297863C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСАНИЯ ЛЮДЕЙ, ТЕРПЯЩИХ БЕДСТВИЕ В ВЫСОТНОМ ЗДАНИИ | 2007 |
|
RU2355449C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ИЗ МНОГОЭТАЖНЫХ ЗДАНИЙ | 2005 |
|
RU2297862C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА С ВЫСОТЫ | 2012 |
|
RU2509583C1 |
Устройство, позволяющее всем членам семьи спастись при пожаре, возникнувшем в проживаемой квартире многоэтажного дома | 2018 |
|
RU2694525C2 |
Изобретение относится к пожарному оборудованию, в частности для эвакуации людей при пожарах в высотных зданиях. Спасательное устройство включает устройство для спуска, установленное на высотном здании. Устройство для спуска выполнено в виде вертикального каркаса по дверным проемам в здании по этажам, в котором против дверных проемов шарнирно установлены горизонтальные язычковые клапаны. Язычковые клапаны снабжены пружинными и пневматическими амортизаторами. Внутренняя поверхность каркаса со стороны клапанов выполнена эластично-мягкой и скользящей. Технический результат направлен на многократное применение с любым количеством этажей высотного здания. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
РЕГУЛИРУЕМАЯ ГИДРОНАСАДКА | 1992 |
|
RU2032478C1 |
Устройство для шлифования сферических поверхностей роликов подшипников качения | 1961 |
|
SU150765A1 |
Способ контроля удаления гипсовых отложений с поверхности оборудования | 1986 |
|
SU1434366A1 |
СПОСОБ ДЕГИДРИРОВАНИЯ И ПИРОЛИЗА УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ | 2009 |
|
RU2415901C2 |
Устройство для замедления падания тел | 1991 |
|
SU1790948A1 |
Спасательное устройство для верхового рабочего буровой вышки | 1977 |
|
SU733698A1 |
Авторы
Даты
2009-02-20—Публикация
2007-07-18—Подача