Изобретение относится к спасательному оборудованию на буровой вышке, а также может быть применено для спасения людей с высотных зданий при пожаре.
Для экстренной эвакуации верхового рабочего буровой вышки, особенно в условиях пожара, необходимо спасательное устройство, которое могло бы не только спустить рабочего с высоты, но и приземлить его возможно дальше от основания буровой вышки.
Известно спасательное устройство, включающее в себя люльку и приспособление для ее спуска, выполненное в виде тросовой растяжки [1].
Недостатком известного устройства является возможность обледенения тросовой растяжки, провисание ее и колебания при боковом ветре, а также недостаточное удаление приземления от основания вышки, не превышающего высоту вышки.
Прототипом изобретения является спасательное устройство для верхового рабочего, включающее подвесную люльку, соединенную с вышкой посредством фиксатора, и приспособление для ее спуска, снабженное амортизатором с ударной накладкой для приема люльки [2].
Недостатком прототипа является малое удаление приземления люльки от основания вышки, не превышающее высоту вышки.
Изобретение позволяет получить новый технический эффект - повышение эффективности за счет значительного повышения дальности приземления от основания вышки, превышающего ее высоту.
Настоящий технический эффект достигается тем, что приспособление для спуска люльки выполнено в виде пары путевых рельс, установленных с наклоном по высоте вышки, переходящих в горизонтальное положение, с амортизатором для приема люльки, а люлька снабжена рельсовой тележкой, установленной на путевых рельсах.
На фиг.1 показан общий вид спасательного устройства, на фиг.2 - узел I фиг.1 в сечении, на фиг.3 - узел II фиг.2 в сечении. На фиг.4 - узел I фиг.1 в сечении на горизонтальном участке спуска; на фиг.5 - сечение А-А фиг.4.
Спасательное устройство включает в себя буровую вышку 1 с площадкой 2 верхового рабочего. На уровне площадки 2 к буровой вышке жестко закреплены пара путевых рельс 3 с наклоном от вышки 1, которые на удалении от вышки 1 переходят в горизонтальное положение, с амортизатором 4 в конце путей, содержащим шток 5 с зубчатой рейкой 6 и амортизирующей пружиной 7. На корпусе амортизатора 4 напротив зубчатой рейки 6 установлен подпружиненный штифтовой фиксатор 8, а на переднем конце штока 5 установлен деревянный ударный брус 9. Путевые рельсы 3 могут быть снабжены дополнительными опорами 10. На верхнем конце путевых рельс 3 установлена рельсовая тележка 11 с люлькой 12, снабженная мягким сиденьем 13 с рукояткой 14 или двумя по сторонам люльки 12, связанной через ролики и трос 15 со штифтовым фиксатором 16 посредством петли 17 корпуса люльки 12 и петли 18, закрепленной на вышке 1 или площадке 2. Люлька 12 с тележкой 11 снабжены ударным брусом 19. На вышке 1 над люлькой 12 установлен козырек 20 для предотвращения осадков в люльку 12. Фиксирующее устройство люльки 12 может быть выполнено любой другой известной конструкции.
Тележка 11 снабжена стойками 21 с колесами 22 на путевых рельсах 3. Задние колеса 22 (по спуску) снабжены тормозными колодками 23, которые снабжены вилочным (как частный случай) толкателем 24 с пружинным амортизатором 25. На боковых накладках 26 тележки 11 на поперечной оси 27 установлен двуплечий рычаг 28 с упором в вилочный толкатель 24, а правее рычага 28 таким же образом - ограничительный стержень 29 правого поворота двуплечего рычага 28. Между рельсами 3 путей установлена стержневая перемычка 30, преимущественно на горизонтальном участке.
Спасательное устройство работает следующим образом.
При появлении открытого фонтана из устья скважины, когда спуск по лестнице вышки становится опасным или невозможен из-за открытого встречного фонтанирования и ежесекундной опасности воспламенения и взрыва с последующим разрушением вышки 1, верховой ложится в люльку 12 и отклоняет рукоятку 14. Фиксатор 16 через ролики и трос 15 выходит из зацепления с петлей 18 вышки 1 и тележка 11 с люлькой 12 и рабочим в ней скатывается по паре путевых рельс 3 вниз, при выходе их на горизонтальный участок двуплечий рычаг 28 натыкается на перемычку 30 и, поворачиваясь на оси 27 и частично дожимая пружину амортизатора 25 через вилочный шток 24, освобождает амортизатор 25, который, разжимая свою пружину, через вилочный шток 24 прижимает тормозные колодки 23 к колесам 22, тем самым осуществляется торможение тележки 11 с люлькой 12, которые снижают скорость, возможно до нуля. В то же время при ограниченном участке путей или отказе тормозов люлька своим ударным брусом 19 ударяется в деревянный ударный брус 9 амортизатора 4. Под действием кинетической энергии массы тележки 11, люльки 12 и рабочего брус 9 сжимает пружину 7 амортизатора 4, а зубчатая рейка 6 штока 5 отжимает пружинный фиксатор 8 и передвигается вместе со штоком 5 и брусом 9 до полного гашения кинетической энергии движения тележки 11 с люлькой 12. Фиксатор 8 западает в последний зуб зубчатой рейки и предотвращает разжатие пружины 7, тем самым предотвращается обратная отдача движения тележки 11 с люлькой 12. Верховой рабочий удаляется из люльки 12.
Скорость спуска, развиваемая тележкой 11 с люлькой 12 и рабочим, равна V=2gH cos α, м/с, где g - свободное ускорение падения, 9,8 м/с; Н - высота от земли до площадки 2 вышки 1, м; α - угол между перпендикуляром к поверхности земли и наклоном рельсовых путей.
Таким образом, обеспечивается быстрое удаление рабочего на значительное безопасное расстояние от вышки, превышающее всю ее высоту до нескольких раз.
Источники информации
1. Авт.св. СССР №512769, кл. А 62 В 37/00, 1970.
2. Авт.св. СССР №733698, кл. А 62 В 37/00, 1980 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Спасательное устройство для верхового рабочего буровой вышки | 1977 |
|
SU733698A1 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2346715C1 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2346713C1 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2348441C1 |
Устройство для закрепления железнодорожного состава | 2019 |
|
RU2712389C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ПЕРСОНАЛА С МОРСКИХ БУРОВЫХ СООРУЖЕНИЙ | 2016 |
|
RU2633834C1 |
УСТРОЙСТВО БЫСТРОЙ ЭВАКУАЦИИ ПЕРСОНАЛА С НАДВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ ОКЕАНОТЕХНИКИ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2575367C2 |
СИСТЕМА НАКЛОНА КУЗОВА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 2011 |
|
RU2475391C1 |
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ВРАЩЕНИЯ ПЕРЕДВИЖНЫХ, ПОВОРОТНЫХ ВОКРУГ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ОСИ, ТОРЦЕВЫХ ВАГОНЕТОЧНЫХ ОПРОКИДЫВАТЕЛЕЙ | 1929 |
|
SU20543A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗГОНКИ РЕЛЬСОВЫХ ЗАЗОРОВ УДАРАМИ | 1934 |
|
SU46945A1 |
Изобретение относится к спасательному оборудованию на буровой вышке, а также может быть применено для спасения людей с высотных зданий при пожаре. Спасательное устройство для верхового рабочего включает подвесную люльку, соединенную с вышкой посредством фиксатора, и приспособление для ее спуска, снабженное амортизатором с ударной накладкой для приема люльки. Приспособление для спуска люльки выполнено в виде пары путевых рельс, установленных с наклоном по высоте вышки, переходящих в горизонтальное положение. При возникновении открытого фонтана на устье буровой вышки рабочий садится в люльку и освобождает фиксатор тележки, которая вместе с люлькой и рабочим скатывается по наклону рельсовых путей и по их горизонтальной части уходит на безопасное расстояние, где останавливается амортизатором приема люльки. Обеспечивается повышение эффективности удаления рабочего на значительное безопасное расстояние от вышки. 5 ил.
Спасательное устройство для верхового рабочего, включающее подвесную люльку, соединенную с вышкой посредством фиксатора, и приспособление для ее спуска, снабженное амортизатором с ударной накладкой для приема люльки, отличающееся тем, что приспособление для спуска люльки выполнено в виде пары путевых рельсов, установленных с наклоном по высоте вышки, переходящих в горизонтальное положение, а люлька снабжена рельсовой тележкой, установленной на путевых рельсах.
Спасательное устройство для верхового рабочего буровой вышки | 1977 |
|
SU733698A1 |
КАТАЛЬНАЯ ГОРА | 2004 |
|
RU2267343C1 |
DE 4108979 A1, 24.09.1992 | |||
US 4577725 A, 25.03.1986 | |||
ПРЕЗЕРВАТИВ | 1999 |
|
RU2171658C2 |
Акустическая фурма | 1986 |
|
SU1361178A1 |
Авторы
Даты
2009-02-20—Публикация
2007-05-07—Подача