Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к ирригационной технике, и предназначено для использования на внутрихозяйственной оросительной сети.
Известен трубопровод поливной АПШ-1, изготовленный из тонкостенных алюминиевых труб (Справочник по механизации полива. - М.: Агропромиздат, 1990, с.89).
Недостатком данного трубопровода является высокая трудоемкость при перемещении на новую позицию и разрушение поливных борозд при движении колесных опор трубопровода по ним.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является шлейф-трубопровод, состоящий из труб с опорами из сферических дисков и водовыпусков, находящихся сбоку трубопровода, и транспортируемый тракторной тягой при смене позиции. (SU 1130267 А, 23.12.1984).
Недостатками данного устройства является то, что боковые водовыпуски не обеспечивают быстрое опорожнение трубопровода. При наполнении трубопровода водой вес его в 5-7 раз возрастает по сравнению с порожним, в результате чего опорные диски своим давлением разрушают гребни борозд и опускаются вниз борозды, а при перемещении трубопровода на новую позицию гребни сминаются, что затрудняет повторный полив по этим бороздам. Кроме того, разрушению борозд способствует движение трактора поперек борозд при перемещении трубопровода на новую позицию.
Существенным недостатком данного шлейфа-трубопровода является и то, что расстояние между водовыпускными отверстиями, равное 70 см, не дает возможности поливать культуры с междурядьями в 45 см.
Техническим результатом, достигаемым при реализации данного изобретения, является повышение качества полива по бороздам и возможность использования трубопровода при различных междурядьях.
Указанный технический результат достигается тем, что поливной трубопровод-шлейф, состоящий из труб, соединенных между собой мелиоративной тканью с зажимом и опирающихся через кронштейны на рессоры, согласно изобретению состоит из двух поворотов с фиксированным соединением на них, а опоры трубопровода выполнены в виде пластинчатых рессор длиной, превышающей не менее двух междурядий борозд.
Вдоль трубопровода-шлейфа выполнены несколько рядов водовыпускных отверстий, при этом неиспользуемые ряды отверстий закрываются пробками.
Тяговый трактор при перевозке трубопровода-шлейфа на новую позицию находится по другую сторону водовыпускаемых гидрантов от поливных борозд, для чего тяговый трос крепится к кронштейну на тракторе.
При наполнении трубопровода водой рессоры прогибаются и трубопровод ложится на гребни борозд, при этом опорная поверхность трубопровода увеличивается в несколько раз, что снижает возможность разрушения гребней.
Водовыпуски установлены в нижней части трубы, благодаря чему происходит быстрое опорожнение трубопровода по окончании подачи воды.
Для уменьшения размыва стенок борозд и сохранения их для последующих поливов водовыпуски оборудованы резиновыми гасителями воды с направлением подачи воды вдоль борозды в сторону поливаемого поля.
Тяговый трактор при смене позиций трубопровода движется по другую сторону от гидрантов, для чего установлен кронштейн на навеску, благодаря чему поливные борозды не сминаются при проходе трактора, а трасса движения трактора находится выше водовыпусков.
На трубопроводе выполнены два ряда водовыпусков: внизу через 70 см, вверху через 45 см. Смена местами верх-низ позволяет при ослаблении хомутов крепления опор и установке быстросъемных гасителей и заглушек устанавливать расстояния между водовыпусками в 45, 70, 90, 135, 140, 180 и 210 см. Смена резиновых водовыпусков позволяет изменять расход в борозду от 0,5 до 2 литров в секунду.
На фиг.1 изображен поливной трубопровод, вид спереди; на фиг.2 - то же, вид сверху.
Трубопровод-шлейф состоит из труб 1, соединенных между собой мелиоративной тканью с зажимом 4, что обеспечивает поворот трубы при транспортировке. На концах труб имеются повороты 2 с фиксированным мягким соединением на них 10 (капрон, лавсан, резина). Трубопровод-шлейф опирается через кронштейны 11 на рессоры 5. Для перемещения трубопровода-шлейфа с позиции на позицию с помощью троса 7 на кронштейнах 11 установлены фиксаторы троса 12. Для контроля и регулирования расхода воды в борозду на трубопроводе-шлейфе (в средней его части) установлена трубка-манометр 8, по которой определяется напор воды в трубопроводе-шлейфе.
Технологический процесс полива трубопроводом-шлейфом заключается в следующем. Трактор, находящийся по другую сторону линии гидрантов 13 от поливных борозд 14, с помощью кронштейна 3 передвигает трубопровод-шлейф с одной позиции (политой) на другую (для полива). При этом трубопровод-шлейф подводится передним концом к гидранту и гибким соединением с помощью хомута 9 закрепляется на гидранте. Открывается подача воды из гидранта в трубопровод-шлейф и при заполнении трубопровода-шлейфа водой вес его возрастает в 5-7 раз, рессоры прогибаются и труба ложится на гребни борозд. При этом водовыпуски 6 с гасителем напора попадают на середину борозд и струя воды выливается в борозду в сторону полива.
По окончании полива на данной позиции гидрант закрывается, снимается мягкое соединение и закрепляется на трубопроводе-шлейфе.
За это время трубопровод-шлейф опорожнится, нагрузка на рессоры уменьшается и они выпрямляются, поднимая трубопровод-шлейф над поверхностью почвы. Тракторной тягой трубопровод-шлейф перемещается на новую позицию. При этом к этому же гидранту присоединяется задний конец трубопровода-шлейфа и поливается участок с другой стороны от гидранта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трубопровод-шлейф | 1983 |
|
SU1130267A1 |
СПОСОБ ПОЛИВА ПО ПОЛОСАМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2445767C2 |
ВАЛИКООБРАЗОВАТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2136127C1 |
МНОГООПОРНАЯ МАШИНА ДЛЯ ПОЛИВА ПО БОРОЗДАМ, РАСПОЛОЖЕННЫМ ВДОЛЬ ЛИНИИ ГИДРАНТОВ | 2003 |
|
RU2239991C1 |
СПОСОБ ПОЛИВА ПО БОРОЗДАМ ПЕРЕМЕННЫМ РАСХОДОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2463778C2 |
ПОЛОСООБРАЗОВАТЕЛЬ-ВЫРАВНИВАТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2430497C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ВОДЫ ИЗ ВРЕМЕННОГО ОРОСИТЕЛЯ В ПОЛОСУ | 2006 |
|
RU2312490C1 |
СПОСОБ ПОЛИВА ПО БОРОЗДАМ | 2005 |
|
RU2314678C2 |
МНОГООПОРНЫЙ ПОЛИВНОЙ ТРУБОПРОВОД | 2004 |
|
RU2267258C1 |
Поливная машина | 1987 |
|
SU1475549A2 |
Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к ирригационной технике, и предназначено для использования на внутрихозяйственной оросительной сети. Технический результат - повышение качества полива по бороздам и возможность использования трубопровода при различных междурядьях. Трубопровод-шлейф состоит из труб, соединенных между собой мелиоративной тканью с зажимом. На концах труб имеются повороты с фиксированным мягким соединением на них. Трубопровод-шлейф имеет опоры в виде пластинчатых рессор длиной, превышающей двойное междурядье по бороздам. На трубопроводе-шлейфе выполнены два ряда водовыпусков, оборудованных резиновыми гасителями. Поворот трубопровода-шлейфа осуществляется при ослаблении хомутов крепления опор. Тяговый трактор при смене позиций движется по другую сторону от гидрантов, для чего на него установлен кронштейн на навеску. Трубопровод-шлейф опирается через кронштейны на рессоры. Для перемещения трубопровода-шлейфа на другую позицию на кронштейнах установлены фиксаторы троса. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Трубопровод-шлейф | 1983 |
|
SU1130267A1 |
US 3324876 А, 13.06.1967 | |||
Дождевальный шлейф | 1986 |
|
SU1380679A1 |
US 2834634 A, 13.05.1958. |
Авторы
Даты
2009-02-27—Публикация
2007-02-26—Подача