Изобретение относится к области сельского хозяйства и может быть использовано в орошаемом земледелии для полива дождеванием сельскохозяйственных культур.
Целью изобретения является повышение производительности путем облегчения транспортировки и перестройки технологической схемы ишейфа.
На фиг. 1 изображен общий вид дождевального шлейфа; на фиг. 2 - соединение труб; на фиг. 3 и А - крепление лыжи и рессоры; на фиг. 5, 6, 7 - соединительная муфта, на фиг. 8, 9, 10 и 1 1 - соединительный замок, на фиг. 12 - манжетодержатель с манжетой; на фиг. 13, 14 - стабшшзатор поперечной устойчивости/ на фиг. 15- устройство фиксаторов; на фиг. 16, 17, 18 и 19 - устройство поворотной вешки с указателем и улавливателем гидранта Г
Дождевальный шлейф состоит из быстросборного трубопровода, который выполнен из отдельных труб 1 и на котором установлен стабилизатор 2 с карусельным дождевателем 3 и водоприемные муфты 4, снабженные крышками 5 с водосбросньми клапанами. На торцах трубопровода установлены торцовые водо выпускные клапаны 6 и зацеплена тяга 7. У водоприемных муфт установлены вращающиеся вешки 8. Они снабжены указателем 9 и улавливателем 10 гидранта. Трубы 1 установлены на эллиптические лыжи 11, закрепленные на них через рессоры 12. Рессора 12 сбединена с последней хомутом 13 и с помощью стержней 1Д и 15, которые жестко закреплены внизу трубы 1 и вставлены в отверстие в трубку 16, выполненные на рессоре 12, причем трубка 16 и стержни 14 и 15 могут быть в сечении любыми по форме. При этом трубка 16 приварена п.о центру рессоры 12, а стержень 14, вставленный в нее, снабжен на конце резьбой и зафиксирован гайкой. Лыжи 11 уста- новлены на конце трубы 1 , который противоположен коническому раструбу
17,т.е. непосредственно у патрубка
18,входящего в раструб 17 смежной трубы.
У каждой лыжи 11 торцовые.части выполнены вогнутыми по отношению к земле и переходящими постепенно в нижнюю опорную часть. Конические раструбы 17 снабжены манжетодержателями 19. Соединительньш замок состоит из приваренного вертикального к патрубку 18 пальца 20 для прочности, 5 укрепленного косынкой 21. Палец 20 снабжен упором 22. На палец 20 надето накидное кольцо 23, через которое передается тяговое усилие от одной трубы 1 к другой. Накидное кольцо 23
10 перемещено в вертикальную скобу 24, которая жестко установлена на раструбе 17, причем кольцо 23 может перемещаться в скобе 24 только по вертикали. Для этого ширина прорези в
5 кольце 23 равна толщине скобы 24 и диаметру пальца 20, укрепленного на патрубке 17. Чтобы обеспечить поворот труб по горизонтали и вертикали, ввг- . полнен палец 20 цилиндрическим, а
0 опорная часть серьги, опирающаяся на палец 20, выполнена также округлой, т.е. имеет место сочленение двух цилиндрических поверхностей, обеспечивающих беспрепятственный по ворот в стыках трубам 1 по вертикали и горизонтали. Сверху кольца 23 в скобе 24 закреплена плоская серьга- пружина 25, которая зацеплена с упором 22 пальца 20.
0 I
На манжетодержателе 19 жестко закреплены две верхние пластины 26 со скосом от центра трубы 1, расстояние между ними равно толщине пальца
5 20, такие же пластины 27 выполнены на манжетодержателе 19 и внизу, между которыми на оси 28 установлена петля 29, состоящая, например, из двух пластин, соединенных осью, при этом плас0 тины 26 и 27 облегчают соединение труб 1, так как они направляют патрубок 18 в раструбе 17, причем скосы пластин 26 и 27 выполнены с таким углом, что при максимальном угле по5 ворота патрубка 18 в раструбе 17 их не касается патрубок 18, вставленная в прорезь 30, выполненную в торцовой части лыжи 11. В манжетодержателе 19 установлена ма1сжета 31. Полость ман0 жетодержателя 19 в сечении выполнена параболической, а опорная ее сторона для надежности удержания манжеты 31 направлена под прямым углом к оси. Манжета 31 выполнена с выступами 32-,
5. проточками 33 и выступами 34. На удлиненной части 35 манжеты 31 прикреплен удлиненный эластичный слой 36 в виде цилиндра, диаметр которого меньше диаметра патрубка и внутреннего диаметра самой узкой части удлиненной части 35 манжеты 31.
Стабилизатор 2 выполнен разборным из трубчатых элементов 38, соединяемых между собой с помощью винтов 39 и съемным. При этом его центральная проходная труба 40, на фланце которо закреплен дождеватель 3, соединен с трубой 1 водопроводящего трубопровода такой же муфтой, что соединительные муфты труб 1 или водоприемные муфты 4.
Вертикальные стойки 41 стабилизатора 2 закреплены на трубе 1 с помощью трубчатых муфт 42 посредством, например, самофиксирующихся фиксаторов 43, т.е. штырей, которые для удобства и надежности выполнены в виде трубки 44, в которой с помощью свободного тросика 45 закреплен наконечник 46.
Дождевальный шлейф работает следующим образом.
Трактор-буксировщик с помощью тяги перетаскивает шлейф на позицию, при этом благодаря гибкости стыков трубы 1 копируют рельеф местности, лыжи 11 и рессора 12 и серьга-пружина 25 обеспечивают смягчение ударов при наезде на камни или кочки. При этом торцовые части лыжи 11 подгребают слегка почву под ее опорную часть предотвращая образование глубокой канавки и нагребания почвы на лыжу 11. Стабилизаторы 2 через соединительные замки, а именно через кольцо 23, скобу 24, палец 20, пластины 26 и 27, петлю 29 и прорезь 30 в лыже 11 предотвращают вращение труб t вокруг оси. Перед началом перемещения шлейфа все указатели 9 вешки 8, установленные у водоприемных муфт 4, повернуты вдоль труб 1. Как только водоприемная муфта 4 приблизится к гидранту, то он или колышек, установленный около него, придет в соприкосновение с улавливателем 10, который повернет вешку 8 с указателем 9, так что последний будет виден трактористу, что является сигналом муфта 4 у гидранта, и трактор-буксировщик останавливается, при этом первая труба 1 прекращаетдвижение, но последняя, движущаяся по наезженному следу, продолжает по инерции несколько продвигаться вперед, этому способствует и пружина-серьга 25, то же происходит и со следующими трубами
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
1, т,-р.. происходит такой же процесс, как к при остановке поезда. Все это достиг ается конструкцией соединитель- нмх муфт, замков и лыж 11, так как только это обеспечивает то, что сила треи11Я становится меньше веса труб 1 , что является одним из важных условий по инерции. При остановке шлейфа патрубок 18 с установленным на нем пальцем 20 входит глубже в раструб 17, при этом кольцо 23 ослабляется, серьга-пружина 25 же находится в постоянном зацеплении с пальцем 20 и удерживается упором 22, т.е. предотвращается соскакивание кольца 23 с пальца 20, хотя первая и находится в свободном состоянии. Таким образом, создается определенная свобода для перемещения труб 1 одна относительно другой вдоль оси.
После установки шлейфа на позицию в него из гидранта через водоприемную муфту подается вода, которую по площади распределяют дождеватели 3. При пуске воды в 1илейф манжета 31, ее выступы 32, 35, ее слой 36 со сферическим воротником 37 прижимаются к манжетодержате.ггю 19 и патрубку 18, полностью предотвращая потери воды, причем при поливе почва и вода скатываются с выпуклых поверхностей рессоры 12 и лыжи 11.
После прекращения полива большая часть воды сбрасывается из шлейфа через сбросные клапаны в крышках водоприемных муфт..Перемещение шлейфа с позиции на позицию лучше начинать, не дожидаясь полного сброса воды. Это способствует снижению тягового сопротивления в- 1,2-1,6 раза. При этом трактор-буксировщик сначала срывает с места первую трубу 1, затем вторую, третью и т.д., так как им, благодаря гидкости стыка, обеспечена относительная свобода осевого перемещения, а также свобода по вертикали и горизонтали. При этом трактор преодолевает силы, воздействующие на шлейф не по всей его длине, а только по длине отдельных звеньев. Все способствует уменьшению силы рывка, а следовательно, уменьшению количества поломок, так как при очень сильном рывке рвутся не только тяги 7 и соединительные замки, но соскакивают консоли карусельного дождевателя 3.
В начале движсргия шлейфа происходит следующее: сперва приходит в движение и отрывается от почвы первая труба 1, последующая же остается не- которое время ла месте. При этом сперва раструб 17 идет вперед, патрубок 18 несколько выходит из него. Кольцо 23 опирается на скобу 24 и на палец 20, натягивается и серьга- пружина 25, таким образом, тяговое усилие передается от одной трубы 1 к другой и т.д. При днижении оставшаяся вода в трубах 1 благодаря плотной посадке манжет 31 в манжетодержа теле 19 вытекает только между манжетой 31 и патрубком 18, причем это наблюдается только при движении, так как происходит вибрация патрубка 18 в манжете 31. При прекращении движе- ния сброс воды сразу же прекращается, что особенно вахсно, так как вода равномерно распределяется по трассе движения шлейфа. При дв жени1 г шлейфа вода, вытекающ-яя из-под манжет, попа- дает на. торцовые части лыж 1 1 , при этом почва не размывается, а равномерно смачивается, так же, как и лыжа II, т.е. под лыжей автоматически
растрескивание почвы и освобождение лыж 11 и труб 1. В особо тяжелых случаях, например, на пашне, первый рывок можно направить не по оси трубопровода, а в сторону, что о десятки раз облегчает освобождение труб 1 из засохшей почвы. При этом не происходит никакой деформации в стыках труб 1, т.е. поломки исключены.
Формула изобретения
1. Дождевальньй шлейф, включающий разборный трубопровод, трубы которого снабжены эллиптическими лыжами, коническими муфтами с манжетами, ман- жетодержателями и выполненными в ви,- де пальцев с упорами и накидных колец соединительными замками, водоприемные муфты, стабилизаторы поперечной устойчивости и карусельные дождеватели, отличающийся тем, что, с целью повьшения производительности путем облегчения транспортировки и перестройки технологической схемы шлейфа, стабилизаторы поперечной устойчивости соединены с трубопроводом посредством водоприем
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Быстросборная передвижная дождевальная система | 1986 |
|
SU1371630A1 |
Дождевальный шлейф | 1987 |
|
SU1475548A1 |
Быстросборная передвижная дождевальная система | 1988 |
|
SU1630689A1 |
Дождевальный шлейф | 1983 |
|
SU1204154A1 |
Дождевальный шлейф | 1987 |
|
SU1604257A1 |
Широкозахватный дождевальный шлейф | 1985 |
|
SU1323038A1 |
Дождевальный агрегат | 1986 |
|
SU1393358A1 |
Универсальный двухпозиционный широкозахватный дождевальный шлейф | 1984 |
|
SU1251831A1 |
Дождевальный шлейф | 1986 |
|
SU1402296A2 |
Устройство для подключения дождевальных установок к закрытой оросительной сети | 1980 |
|
SU933049A1 |
Изобретение относится к области сельского хозяйства и может быть использовано в орошаемом земледелии. Целью изобретения является повышение производительности путем облегчения транспортировки и перестройки технической схемы шлейфа. Трубы 1 дожде- валь ного шлейфа снабжены эллиптическими лыжами 11, коническими муфтами с манжетами, манжетодержателями, соединительными замками и каруселысыми дождевателями 3. Соединительные замки выполнены в виде пальцев 20 с упорами 22 и накидных колец 23. Стабилизаторы 2 поперечной устойчивости соединены с трубопроводом посредством водоприемных муфт. Лыжи 11 выполнены подрессоренными с вогнутой торцовой поверхностью и связаны с коническими муфтами посредством шарнирной пластинчатой петли, закрепленной на коническом раструбе под быстросборным замком. Валок снабжен пружиной, а манжеты выполнены со сферическим воротником. Шлейф снабжен поворотными Г-образными вилками с указателями гидрантов.При транспортировке иди перестройке технологической схемы за счет выполнения ЛЬЕЖ 1 1 подрессоренными и крепления стабилизаторов 2 поперечной устойчивости через водоприемные муфты уменьшается тяговое сопротивление шлейфа и увеличивается скорость перемешения. 1 з.п. ф-лы, 19 ил. S (Л со Об о а vj :о
образуется смазка. Уменьшение тягово-зо муфт, а лыжи выполнены подрессоренными с вогнутой торцовой поверхностью и связаны с коническими муфтами посредством шарнирной пластинчатой петли, закрепленной на коническом раструбе под соединительны замком, при этом замок снабжен пружиной, а манжеты выполнены со сферическим воротником.
го сопротивления способствует снижению коэффициента буксования движителей трактора, а следовательно, предотвращает образование глубокой колеи, ведущей к водной эрозии.
Если шлейф по каким-либо причинам перемещается не сразу после полива, то лыжи 1I частично присыхают к почве. Тогда в этом случае при ударе каким-либо предметом по трубе 1 или первом рывке трактора-буксировщика происходит вибрирование лыж 11 и рессоры 12, благодаря чему силы уменьшаются в несколько раз, происходит
35
40
17
, Id /5 12 у
(риг.З
фиг.{
15
CfJi/e.
/7 19
25
/-
V7 f9 28
(puff. 5
11
/4:
Г6
иг.6
-20
yff (ue. 7
/«
Г7
27
27
28
-29
pue8
22
cftue.9
25
J
18
(риг ГО
фиг.П
ЛУ
/7
J7
J5
57 ; /
/:
J
ffiueJ
-
T V
Чз «5
43 pc/ff.f5
cpue. Id
,
W
1
П
W
1 cfJue.J
Cftuf fff
фиг.ГЗ
Трубопровод-шлейф | 1983 |
|
SU1130267A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Дождевальный шлейф | 1983 |
|
SU1204154A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1988-03-15—Публикация
1986-04-07—Подача