Изобретение относится к технике заправочных станций, а именно к автозаправочным многотопливным станциям, и может использоваться для заправки транспортных средств и других машин несколькими видами топлива, среди которых допускается жидкое моторное топливо (бензин и дизельное топливо), сжиженный углеродный газ (пропан-бутан или диметиловый эфир) и сжатый природный газ.
Известна автозаправочная станция, которая содержит по меньшей мере один подземный топливный резервуар, насосный участок, включающий в себя по меньшей мере один топливный насос для заправки топлива, содержащегося в резервуаре, а также крышу для насосов.
См. Патент RU 2106269, кл. B60S 5/02, 1993.
Эта станция оснащена общим фундаментом, таким образом, топливный резервуар и другие необходимые резервуары, насосный участок и крыша для насосов соединены прямо или косвенно друг с другом как одно целое в виде легко возводимых блоков автозаправочной многотопливной станции.
Преимущество этого устройства в его многофункциональности.
Недостатком устройства является то, что оно может быть использовано только для хранения и выдачи однородных видов топлива: жидкого моторного или сжиженного газа.
Известна автозаправочная многотопливная станция, содержащая участок жидкого моторного топлива и участок сжиженных углеродных газов, каждый из которых снабжен резервуарами, оборудованием для закачки и выдачи топлива, соединенным с резервуарами трубопроводами с клапанами, аварийными и пожарными датчиками, электрически связанными с пультом управления оборудованием для перекачки и выдачи топлива и клапанами, и систему вентиляции и орошения участка сжиженных газов.
(Пожаровзрывобезопасность многотопливных автозаправочных станций. И.А.Болодьян и др. Пожар, безопасность. 2001. N1. - С.31-52).
Из всех устройств подобного назначения указанное выше устройство является наиболее близким по технической сущности и совокупности существенных признаков. В соответствии с этим оно рассматривается в качестве прототипа заявляемого технического решения.
В этой автозаправочной многотопливной станции совмещены на одной площади участок жидкого моторного топлива автозаправочной станции и участок сжиженных углеродных газов автогазозаправочной станции. Топливные резервуары этих станций соединены трубопроводами с насосным оборудованием для перекачки и выдачи топлива, а пульт управления связывает органы управления с клапанами на трубопроводах, датчиками и системой вентиляции и орошения участка сжиженных газов.
При работе станции заправщики с помощью перекачивающего оборудования заполняют один резервуар жидким моторным топливом, а другой - сжиженным углеродным газом. Заправляемый автомобиль на участке жидкого моторного топлива заправляется, например, бензином, а на участке сжиженных углеродных газов, например, - пропан-бутаном. С помощью пульта управления в аварийной и пожароопасной ситуациях при срабатывании датчиков перекрываются клапаны на трубопроводах и отключается электропитание насосного оборудования.
Преимущество этой станции состоит в возможности на одной станции одновременно заправлять автомобиль разными видами топлива.
Однако известное устройство имеет недостаток, заключающийся в том, что близкое расположение станций заправки жидким моторным топливом и сжиженным газом пожаровзрывоопасно.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение пожаровзрывобезопасности автозаправочной многотопливной станции.
Поставленная цель достигается тем, что автозаправочная многотопливная станция, содержащая участок жидкого моторного топлива и участок сжиженных углеродных газов, каждый из которых снабжен резервуарами, оборудованием с приводами для закачки и выдачи топлива, соединенным с резервуарами трубопроводами с клапанами, аварийными и пожарными датчиками, электрически связанными с пультом управления оборудованием для перекачки и выдачи топлива и клапанами, и систему вентиляции и орошения участка сжиженных газов, оснащена платформами для заправщиков топлива в резервуары и заправляемых автомобилей, а пульт управления содержит переключатель для подачи напряжения на приводы оборудования для закачки топлива и отключения приводов оборудования для выдачи топлива при наличии на платформе заправщика топлива, подачи напряжения на оборудование выдачи топлива и отключения приводов оборудования для закачки топлива при наличии на платформе заправляемого автомобиля и реле, электрически связанные с аварийными и пожарными датчиками с возможностью обесточивания оборудования для закачки и выдачи топлива, выключения системы вентиляции и одновременного включения системы орошения.
Наличие указанных платформ и системы автоматики позволяет предотвратить одновременную закачку топлива в резервуары и выдачу топлива, а также автоматически включать аварийные и пожарные системы в случае аварии или пожара в период работы станции в режиме закачки или выдачи топлива, что снижает угрозу возникновения пожара или взрыва.
На чертеже показана блок-схема автозаправочной многотопливной станции.
Устройство (см. чертеж) содержит участок 1 жидкого моторного топлива, участок 2 сжиженных углеродных газов, каждый из которых снабжен резервуарами (на чертеже не показаны), оборудование 3 для выдачи топлива и 4 для закачки топлива, соединенное с резервуарами трубопроводами с клапанами (на чертеже не показаны), систему 5 орошения и систему 6 вентиляции, платформы 7 для заправщиков топлива в резервуары и 8 для заправляемых автомобилей, датчики 9 аварийные и 10 пожарные, электрически связанные с пультом управления 11, в состав которого входят блок автоматического регулирования 12, переключатель 13 и реле 14, 15.
Устройство работает следующим образом.
В режиме ЗАКАЧКИ топлива из транспортной автоцистерны в резервуар многотопливной автозаправочной станции, при наличии на одной из платформ 7 заправщика топлива, с помощью реле 14 замыкают электрическую цепь от блока автоматического регулирования 12 пульта управления 11 к приводу оборудования 4 закачки топлива через переключатель 13. Напряжение питания от блока автоматического регулирования 12 подается только на привод оборудования 4 закачки жидкого моторного топлива (позиция А переключателя 13) или сжиженных углеродных газов (позиция В переключателя 13), при этом обесточивается оборудование 3 выдачи топлива участков 1 и 2. В то же время с помощью реле 15 электрическая цепь от блока 12 автоматического регулирования к системе 6 вентиляции участка 2 остается замкнутой и система вентиляции работает.
В режиме ВЫДАЧА топлива из резервуара многотопливной автозаправочной станции, при наличии на одной из платформ 8 заправляемого автомобиля, с помощью реле 14 замыкают электрическую цепь от блока автоматического регулирования 12 через переключатель 13 (позиция С) к приводам оборудования 3 для выдачи топлива, при этом обесточиваются приводы оборудование 4 закачки топлива участков 1 и 2. В то же время с помощью реле 15 электрическая цепь от блока 12 автоматического регулирования к системе 6 вентиляции участка 2 остается замкнутой и система вентиляции работает.
В режиме АВАРИЯ сигнал с любого из аварийных датчиков 9 участков 1 и 2 подается на реле 14, которое размыкает электрическую цепь от блока 12 автоматического регулирования к оборудованию 3 выдачи и 4 закачки топлива участков 1 и 2 и обесточивает его. При этом с помощью реле 15 электрическая цепь от блока 12 автоматического регулирования к системе 6 вентиляции участка 2 остается замкнутой и система вентиляции работает.
В режиме ПОЖАР сигнал с пожарных датчиков 10 участка 2 сжиженных углеродных газов подается на реле 14, которое размыкает электрическую цепь от блока 12 автоматического регулирования к приводам оборудования 3 выдачи и 4 закачки топлива участков 1 и 2 и обесточивает его. Этот же сигнал подается на реле 15, которое размыкает электрическую цепь от блока 12 автоматического регулирования к системе 6 вентиляции и замыкает электрическую цепь (позиция D) от блока 12 автоматического регулирования к системе 5 орошения и подачи инертного газа.
Конструкция устройства по предлагаемому техническому решению отвечает требованиям повышенной пожаровзрывобезопасности, предъявляемым к оборудованию многотопливных автозаправочных станций в части обеспечения эксплуатационной надежности и безопасной эксплуатации устройства. Устройство просто в изготовлении и эксплуатации. При его изготовлении могут быть использованы до 80% унифицированных деталей устройств аналогичного назначения, имеющихся на газонаполнительных станциях сжиженного газа и автозаправочных станциях.
Как видно из описанного выше, именно заявленная совокупность существенных признаков обеспечивает заявленный технический результат, выраженный в увеличении пожаровзрывобезопасности при уменьшении занимаемой площади, улучшении надежности работы системы, а также в повышении удобства эксплуатации. Экономическая эффективность предлагаемого технического решения обусловливается возможностью исключения аварийной ситуации и взрыва при закачке и выдаче топлива на автозаправочной многотопливной станции.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМОБИЛЬНАЯ ЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ С ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ "ПОЛЕ" | 2005 |
|
RU2287442C1 |
СПОСОБ КОМПОНОВКИ И МОНТАЖА ВИНТОВЫМ ЗАГЛУБЛЕНИЕМ ВЕРТИКАЛЬНЫХ БЛОКОВ МОНОБЛОЧНОЙ/МУЛЬТИБЛОЧНОЙ АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ | 2015 |
|
RU2604763C1 |
Заправочный комплекс для обслуживания и работы автозаправочных станций (АЗС) с вертикальной фиксацией резервуарных блоков, указанная АЗС, сменный резервуарный блок для неё | 2019 |
|
RU2725350C1 |
МОБИЛЬНЫЙ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЗАПРАВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС | 2014 |
|
RU2577431C1 |
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВОМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КЛИЕНТА НА АВТОЗАПРАВОЧНОЙ СТАНЦИИ И АВТОЗАПРАВОЧНАЯ СТАНЦИЯ | 2012 |
|
RU2515003C1 |
Мобильная заправочная станция | 2023 |
|
RU2806835C1 |
ТОПЛИВОЗАПРАВОЧНЫЙ МОДУЛЬ ДЛЯ СЖИЖЕННОГО ГАЗА | 2015 |
|
RU2595330C1 |
Способ осуществления мобильной топливной заправки автотранспортных средств и мобильный топливозаправщик | 2017 |
|
RU2666887C1 |
Топливозаправщик железнодорожный | 2022 |
|
RU2806920C1 |
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2003 |
|
RU2279360C2 |
Изобретение относится к автозаправочным многотопливным станциям и может использоваться для заправки транспортных средств и других машин несколькими видами топлива. Автозаправочная многотопливная станция содержит участок жидкого моторного топлива, участок сжиженных углеродных газов, каждый из которых снабжен оборудованием для перекачки и выдачи топлива, систему вентиляции и орошения участка сжиженных газов, платформами для топливозаправщиков и автомобилей. Пульт управления содержит блок автоматического регулирования, переключатель и реле и служит для автоматической подачи напряжения на приводы оборудования для закачки топлива в резервуар и автоматического отключения приводов оборудования для выдачи топлива при наличии на платформе заправщика топлива, и автоматической подачи напряжения на оборудование выдачи топлива и автоматического отключения приводов оборудования для закачки топлива в резервуар при наличии на платформе заправляемого автомобиля. Реле электрически связано с аварийными и пожарными датчиками с возможностью выключения системы вентиляции и одновременного включения системы орошения. Достигается повышение пожаровзрывобезопасности автозаправочной станции. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
БОЛОДЬЯН И.А | |||
и др | |||
Пожаровзрывобезопасность многотопливных автозаправочных станций | |||
- Пожарная безопасность | |||
Перекатываемый затвор для водоемов | 1922 |
|
SU2001A1 |
КРАХМАЛЕВ А.К | |||
Обзор состояния рынка средств и систем безопасности | |||
- Живая электроника России, 2001, т.2, с.38-40 | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
http://www.fire-safety.ru/ МПО "Охранно-пожарная автоматика", "ГАММА-01" - |
Авторы
Даты
2009-03-10—Публикация
2007-05-14—Подача