Изобретения относятся к области керамического производства, а именно к процессу декорирования глиняных изделий, и могут быть использованы при создании разнообразных керамических изделий, несущих как декоративную, так и декоративно-утилитарную функцию.
Известен способ изготовления сборных декоративных композиций из стекла, керамики и других материалов для расширения видов изготовляемых композиций [Описание изобретения к патенту РФ №2178360 от 01.09.2000, МПК7 В44С 5/00, опубл. 20.01.2002].
Способ подтверждает высокие декоративные качества керамики, которые обеспечиваются в данном случае за счет особой формы изделия, его имитацией природных аналогов.
Известен способ формирования декоративного покрытия на поверхности изделий, например, керамических [Описание изобретения к патенту RU №2036248 от 27.05.1995, МПК7 С23С 22/48, опубл. в электронной базе данных российских изобретений MIMOSA V4.3.], который включает одно- или многослойное нанесение гидролизатов алкоголятов металлов на поверхность образца, вращаемого со скоростью 2000-7000 об/мин, с последующей термообработкой при 150-1000°С. Положительный эффект изобретения состоит, в частности, в получении прочного декоративного покрытия.
Данный способ является высокопроизводительным, позволяет тиражировать однотипные керамические изделия и решает проблему прочности декоративного покрытия за счет использования водных растворов продуктов замещения в спиртах атома водорода гидроксильной группы на металл. Однако декоративное покрытие, полученное данным способом, не отличается особым разнообразием, вследствие чего его нельзя применять, например, для изготовления сувенирной продукции.
Известен ангоб [Описание изобретения к патенту RU №2158252 от 27.10.2000, МПК7 С04В 41/86, опубл. в электронной базе данных российских изобретений MIMOSA V4.3.], который содержит в своем составе глину, каолин, кварцевый песок, диопсид, стеклобой. Изделия, изготовленные с использованием ангоба данного состава, отличаются прочностью сцепления нанесенного декоративного покрытия с керамической основой.
Недостатком способа изготовления керамических изделий с использованием данного ангоба является то, что для получения необходимой прочности сцепления с керамической основой используется его достаточно сложный состав, включающий пять основных компонентов в строго указанных долях, причем глина, которая, собственно, и является ангобом, составляет не самую большую часть композиции.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков заявляемому изобретению является способ изготовления керамических изделий, включающий получение глиняного сырья, формообразование изделия, предварительную сушку до кожетвердого состояния, гладкое декорирование цветными ангобами или рельефное декорирование гравировкой, окончательную сушку и обжиг [Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. - М.: ACT-ПРЕСС, 1999 - 144 с.: ил.].
При декорировании керамики цветными ангобами отмечается их слабое сцепление с основой. Вследствие этого ангоб наносят, как правило, на большую площадь поверхности, поскольку с малых участков ангоб осыпается в первую очередь, при этом достаточно жестко контролируют степень влажности основы. Данное техническое противоречие решается тем, что в состав ангоба (или гончарной глины) вводят добавки, обеспечивающие их более выраженные адгезионные свойства. При получении замечательных декоративных качеств изделий и прочности декорированного слоя также приходится использовать добавки типа клеев, которые, как и в предыдущем случае, на предшествующей обжигу стадии (до выгорания) являются экологически небезопасными, а это непосредственно сказывается на условиях труда производственного персонала.
Задача, решаемая первым изобретением группы, и достигаемый технический результат заключаются в создании очередного экологически чистого способа изготовления керамических изделий с улучшенными (выраженными) декоративными свойствами и обеспечении износоустойчивости их покрытий за счет увеличения надежности сцепления используемых ангобов с основой и локализации мест их нанесения.
Для решения поставленной задачи и обеспечения соответствующего технического результата в известном способе изготовления керамических изделий, включающем получение глиняного сырья, формообразование изделия, предварительную сушку до кожетвердого состояния, гладкое декорирование основания изделия цветными ангобами, окончательную сушку и обжиг, гладкое декорирование включает нанесение на основание, по меньшей мере, одного слоя фонового ангоба, контрастного цвету основания, после чего изделие подвергают просушке и рельефному декорированию гравировкой заангобированного фонового слоя с обнажением основания изделия, последующей росписью полученного декора разноцветными ангобами и его оживкой.
Кроме этого:
- место нанесения фонового ангоба ограничивают, по меньшей мере, одним локальным участком, образованным, по меньшей мере, одним замкнутым контуром гравировки;
- оживку расписанного декора осуществляют дополнительной гравировкой с обнажением основания изделия;
- при получении глиняного сырья и при изготовлении ангобов используют глины, добытые в районе Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна».
Керамика известна с эпохи неолита (первые находки - 8-е тысячелетие до н.э. в Гандж-Даре, Иран) [Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005, с.503-504]. Высокого развития искусство керамики достигло в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Греции и Китае, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки.
Керамические изделия отличаются друг от друга большим разнообразием по конструкции, форме и по декоративному оформлению. Их часто подразделяют на три разновидности: художественные, хозяйственные и декоративные. К первым относятся разнообразные статуэтки, как правило, имеющие небольшие размеры. К хозяйственным керамическим изделиям принадлежат в основном столовые принадлежности: чашки, сервизы, блюдца, тарелки и т.п. К декоративным изделиям относятся все те, которые могут использоваться в каких-то целях, но в то же время играют и роль украшений, это - подсвечники, настенные блюда, вазы и т.д. [Алферов Л.Г. Технологии росписи. Дерево. Металл. Керамика. Ткани. Серия «Учебный курс». Ростов н/Д: Феникс, 2000 - с.211-212].
Типовое керамическое изделие включает основание из обожженной глины с элементами декорирования на наружной поверхности [Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. - М.: ACT-ПРЕСС, 1999 - 144 с.: ил.].
Все существующие способы декоративной отделки изделий из глины разделяют на два основных вида - рельефное и гладкое декорирование [см. Федотов Г.Я. Послушная глина... с.100]. Рельефное декорирование включает, в частности, гравировку, резьбу, тиснение, лепное узорочье. К гладкому декорированию относят, в частности, ангобирование, лощение, морение и роспись. В одних случаях изделие подвергают декоративной отделке до обжига, в других - после него.
Задача, решаемая вторым изобретением группы, и достигаемый технический результат заключаются в расширении номенклатуры экологически чистых керамических изделий, повышении их декоративных свойств и улучшении качества за счет увеличения надежности сцепления ангоба с основой и локализацией мест его нанесения.
Для решения поставленной задачи и обеспечения соответствующего технического результата в типовом керамическом изделии, включающем основание из обожженной глины с элементами декорирования на наружной поверхности, элементы декорирования включают гравированные участки с замкнутыми контурами гравировки, расписанные разноцветными ангобами, при этом расписанные участки содержат элементы дополнительной гравировки.
Кроме этого:
- гравировка выполнена с клиновым профилем, и/или с клиновым профилем и поднутрением, и/или с округлением профиля, обнажающими основание изделия;
- изделие выполнено с использованием глин, добытых в районе Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна».
Согласно первому изобретению группы способ изготовления керамических изделий включает получение пригодного для изготовления керамики глиняного сырья, формообразование изделия путем лепки, формовкой на гончарном круге или литьем, предварительную сушку изделия до кожетвердого состояния, гладкое декорирование основания изделия цветными ангобами, окончательную сушку и обжиг, при этом гладкое декорирование включает нанесение, по меньшей мере, одного слоя фонового ангоба, контрастного цвету основания, причем место нанесения фонового ангоба ограничивают, по меньшей мере, одним локальным участком, образованным, по меньшей мере, одним замкнутым контуром гравировки, после чего изделие подвергают просушке и рельефному декорированию гравировкой заангобированного фонового слоя с обнажением основания изделия и получением декора из множества единичных замкнутых контуров, в том числе соединенных между собой, и последующей росписью внутренней части полученного декора (имеется в виду - росписью в границах сформированных контуров, например будущих листьев и т.д.) разноцветными ангобами, и оживкой расписанного декора дополнительной гравировкой также с обнажением основания изделия, даже несмотря на то что слой ангобного покрытия может быть достаточно толстым.
При производстве керамических изделий следует использовать глины одного конкретного месторождения, где в разных горизонтах можно встретить все ее разновидности. Такие глины имеют свой особый химический состав, улучшенные по отношению друг к другу адгезионные свойства, наилучшую сочетаемость между собой при смешивании и при формировании декоративных ангобных покрытий (росписей). У глин из других месторождений будет отличный химический состав, совсем другие адгезионные свойства, иная сочетаемость с «чужим» сырьем, что неминуемо может сказаться на технологии изготовления керамики (потребует внесения специальных добавок, которые до момента обжига вполне могут быть токсичными в той или иной степени, например добавок на основе соединений свинца и др.) и ее декоративных качествах (повышенная осыпаемость и отслаивание ангобов). При этом не исключается возможность удачного подбора глин из разных месторождений, но это нецелесообразно по экономическим соображениям.
Учитывая, что одним из назначений изготовленных с применением заявляемого способа керамических изделий является их использование в качестве сувениров, при получении глиняного сырья и при изготовлении ангобов используют глины, добытые в месте нахождения Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна».
Получаемое по указанной технологии керамическое изделие включает основание из обожженной глины с элементами декорирования на наружной поверхности, при этом элементы декорирования включают гравированные участки с замкнутыми контурами гравировки, расписанные разноцветными ангобами (некоторая аналогия с техникой батика), а расписанные гравированные участки, в свою очередь, содержат элементы дополнительной гравировки - в большей степени декоративной, дающей условно плоскому рисунку эффект объема. Вся гравировка на изделии выполняется с клиновым профилем, и/или с клиновым профилем и поднутрением, и/или с округлением профиля (типичные приемы и термины для технологии гравировки вообще и глиняных изделий - в частности), каждый из которых обнажает основание изделия и создает помимо внешних декоративных эффектов естественные границы, препятствующие нежелательному смешиванию ангобов разных цветов при росписи изделий и создающие реальные препятствия для непосредственного воздействия на них руками или средствами для механической чистки, например, кисточкой или соответствующей щеткой пылесоса. Таким образом, становится возможным регулярное пользование керамическим изделием без боязни преждевременного истирания, осыпания или отслаивания декоративных слоев ангобов на его поверхности.
Прежде чем приступить к работе над будущим керамическим изделием необходимо осуществить подбор подходящей глины для лепки, литья или гончарных работ, а также глиняного сырья для приготовления ангобов.
Местные глины, добытые в районе Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» и используемые для ангобов, дают пастельные цвета теплых тонов, такие, например, как коричневый, красно-коричневый, кирпично-красный, кремовый, серый, розовый и белый. Смешивая натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших оттенков. В дополнение к ним искусственно готовят палитры синего и зеленого цветов - отсутствующие в природных глинах. Для этого в ангобы (преимущественно в белую глину) добавляют минеральные красители твердых растворов, химических соединений или механических смесей окисей металлов, изготавливаемых промышленным способом и соответствующих требованиям Дулевского лакокрасочного завода, а именно - ТУ 2364-017-003 03835-96, и используемых, например, таким авторитетным отечественным производителем керамических и фарфоровых изделий, как Дулевский фарфоровый завод (г.Ликино-Дулево, Московской обл.). Например, для получения после обжига зеленого, синего, желтого, красного или бирюзового цветов в белую глину добавляют соответственно оксиды хрома, кобальта, кадмия, железа или меди. Используя в качестве основы ангоба другую помимо белой глину, получают разнообразные тона упомянутых цветов.
Как известно, готовые ангобы часто имеют неопределенную окраску, которая лишь после обжига изделия приобретает конкретный ярко выраженный цвет.
После подготовки глиняного сырья производят формообразование будущего изделия, например, лепкой, литьем или на гончарном круге. Выбор конкретного варианта связан в основном с формой будущего изделия, так как, например, возможности гончарного круга ограничены изготовлением изделий, имеющих форму тел вращения, при ручной же лепке возможно изготовление изделий любой формы. При необходимости тиражирования утвержденного образца изделия (как правило, наиболее удачного) используют технологию глиняного литья.
Сформованное изделие выдерживается для легкой просушки естественным путем до так называемого кожетвердого состояния [Бугамбаев М. Гончарное ремесло. Серия «Для дома и заработка». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000, с.17]. Кожетвердое состояние - понятие достаточно условное. Оно характеризуется тем, что после формообразования изделия подвижное глиняное сырье приобретает устойчивую форму - глина уплотняется, продолжая оставаться прохладной на ощупь, и из блестящей на вид становится матовой.
На подсушенное, но все еще влажное изделие наносят фон, для чего на некоторую локальную поверхность изделия, ограниченную, например, канавкой от штихеля (хотя это не обязательно), при помощи кисточки или каким-либо иным методом, например заливкой, наносят один или несколько слоев ангоба, контрастного по цвету остальной - незаангобированной - поверхности изделия. Например, если это гончарное изделие, то ангоб можно нанести аккуратно по кругу. Благодаря наличию остаточной влаги у подсушенного изделия обеспечивается наиболее прочное сцепление ангобов с поверхностью основания. Нанесенный слой ангоба быстро передает избыточную влагу основанию и подсыхает до того же состояния.
Следующим этапом процесса изготовления керамического изделия является рельефное декорирование гравировкой. Рисунок прокладывается по фоновому ангобу острым предметом, как правило, спицей или специальным штихелем, при этом глубина гравировки определяется обязательным обнажением основания изделия. Форма профиля канавки может быть любой: клиновой, клиновой с поднутрением (подрезом) в ту или другую стороны, с округлением профиля и т.д. В результате механического воздействия твердым предметом на основание изделия происходит местное деформирование его поверхности - своего рода наплыв, который, в частности, легко воспринимается на ощупь, а благодаря соответствующей глубине гравированной канавки и игре света - визуально. Таким образом, получают один или несколько замкнутых контуров гравировки, что соответствует какому-то простейшему узору, жанровой сцене и т.д.
После этого полученный декор заливают (расписывают) разноцветными ангобами, например, листья - будущим зеленым цветом, цветы - синим, ягоды - красным и т.д. Зачастую подготовленные жидкие ангобы мало отличаются по цвету друг от друга, вследствие чего их маркируют особым образом, чтобы не произошло путаницы. Фрагментация поверхности основания гравировкой на отдельные участки способствует созданию локальных поверхностей, ограниченных так называемыми «минибуртиками». Это позволяет легко наносить слои ангобов без боязни получить нечеткое, расплывчатое изображение. Несмотря на возможность нанесения разного количества ангоба «минибуртики» запирают его внутри контура декора и впоследствии, после термообработки готового изделия, заметно снижают риск его откалывания и осыпания за счет того, что прочный «минибуртик» первым воспринимает внешнее механическое воздействие, например, от руки, или кисточки, или соответствующего приспособления пылесоса. Безусловно, это качество проявляется наиболее полно в случае как можно большей фрагментации поверхности изделия на отдельные гравированные участки.
После легкой подсушки расписанного изделия переходят к заключительному этапу декорирования - оживке расписанного декора дополнительной гравировкой, и снова - с обнажением основания изделия. Данный этап гравировки придает изделию окончательный, особый декоративный вид, переводя условно плоскостной рисунок в объемный. За счет «минибуртиков» и дальнейшей фрагментации поверхности обеспечивается защита ангоба от возможных механических воздействий. В таком виде изделие поступает на сушку и далее на обжиг.
После обжига получается готовое к использованию изделие, выполненное в пастельных тонах, с четкими линиями рисунка и специфической декоративной рельефной поверхностью. Если это чисто декоративное изделие, например сувенир, то его можно поставить (повесить) в месте, доступном для рассматривания, если это утилитарно-декоративное изделие, то в зависимости от назначения в него можно что-то положить, например конфеты (в тарелку) и подать их к чаю, поставить флористическую композицию (в вазу) и разместить ее на столе и т.д., т.е. использовать изделие по прямому назначению. Следует иметь в виду, что, например, в декоративно оформленную тарелку нельзя класть масло к чаю, т.к. оно впитается в глину и керамическое изделие сразу же утратит свои декоративные качества.
Керамические изделия из обожженной глины благодаря способности их стенок пропускать воздух несмотря на плотно закрытое горлышко с большим успехом могут использоваться для длительного хранения разнообразного семенного материала, в том числе луковичных растений, таких, как тюльпаны, чеснок и др., а также зерна и круп.
Таким образом, в результате использования изобретений реализуется очередной экологически чистый способ изготовления керамических изделий с улучшенными (выраженными) декоративными свойствами и износоустойчивым покрытием, а также расширяется номенклатура экологически чистых керамических изделий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ДЕКОРИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФАРФОРА | 1994 |
|
RU2077430C1 |
СПОСОБ РОСПИСИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 1998 |
|
RU2155172C2 |
СПОСОБ ДЕКОРИРОВАНИЯ БИСКВИТНЫХ ФАРФОРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ | 1993 |
|
RU2036887C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕКОРАТИВНЫХ ИЗДЕЛИЙ | 2001 |
|
RU2188765C1 |
Ангоб | 1980 |
|
SU945146A1 |
Способ декорирования фасадов | 2018 |
|
RU2695387C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АЭРИРОВАННЫХ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 2017 |
|
RU2663980C1 |
СПОСОБ СУШКИ ОТФОРМОВАННЫХ КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 2010 |
|
RU2427772C1 |
СПОСОБ АНГОБИРОВАНИЯ КЕРАМИЧЕСКОГО ИЗДЕЛИЯ | 2007 |
|
RU2356874C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ФАРФОРОВЫХ ИЗДЕЛИЙ, ДЕКОРИРОВАННЫХ КОБАЛЬТОМ | 1999 |
|
RU2161146C1 |
Изобретения относятся к области керамического производства, а именно к процессу декорирования глиняных изделий, и могут быть использованы при создании разнообразных керамических изделий, несущих как декоративную, так и декоративно-утилитарную функцию. Способ изготовления керамических изделий включает формование изделия из глиняного сырья, предварительную сушку до кожетвердого состояния, декорирование цветными ангобами, окончательную сушку и обжиг. В процессе декорирования место нанесения фонового ангоба ограничивают по меньшей мере одним локальным участком, образованным по крайней мере одним замкнутым контуром гравировки, наносят на основание по меньшей мере один слой фонового ангоба, контрастного цвету основания, после чего изделие подвергают просушке и рельефному декорированию гравировкой заангобированного фонового слоя с обнажением основания изделия, последующей росписью полученного декора разноцветными ангобами и его оживкой путем дополнительной гравировки, в результате чего получается соответствующее керамическое изделие. Гравировку выполняют с клиновым профилем, и/или клиновым профилем и поднутрением, и/или округлением профиля, обнажающего основание изделия. 2 н. и 2 з.п. ф-лы.
АВГУСТИНИК А.И | |||
Керамика - М.: Промстройиздат, 1957, с.451-453 | |||
ДОЛОРС РОС, Керамика: Техника | |||
Приемы | |||
Изделия (энциклопедия), пер | |||
с нем | |||
Ю.О.Бем | |||
- М.: АРТ-ПРЕСС КНИГА, 2003, с.9,16, 23,24, 84, 85, 98 | |||
МИКЛАШЕВСКИЙ А.И | |||
Технология художественной керамики | |||
- Л.: Госстройиздат, 1971, с.270 и рис.144 на с.269 | |||
US 4267209 А, 12.05.1981 | |||
Устройство для внутривенной инфузии | 1985 |
|
SU1456148A1 |
Авторы
Даты
2009-03-10—Публикация
2007-03-12—Подача