СПОСОБ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2009 года по МПК G01N21/35 

Описание патента на изобретение RU2348922C1

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в устройствах для диагностики технологического состояния транспортных средств.

Наиболее близким к изобретению является способ для контроля содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, заключающийся в формировании двух параллельных пучков излучения - измерительного и сравнительного за счет системы зеркал, образованной первым и вторым зеркалом, обеспечении попеременного прохождения излучения за счет вращения модулятора либо через первый инфракрасный фильтр, кювету, третье сферическое зеркало, фокусирующее излучение на фотоприемник, либо через второй инфракрасный фильтр, кювету, четвертое сферическое зеркало, фокусирующее излучение на фотоприемник, осуществлении селекции излучения в измерительном канале за счет пропускания первым фильтром излучения с длиной волны 4, 72 мкм, степень поглощения которого в кювете зависит от количества окиси углерода, содержащейся в исследуемом газе, осуществлении селекции излучения в сравнительном канале за счет пропускания вторым фильтром излучения с длиной волны 5,95 мкм, не поглощающегося анализируемым газом, определении величин сигналов, полученных при воздействия на фотоприемник измерительного и сравнительного пучка, определении отношения между данными сигналами, осуществлении коррекции сигнала по температуре и давлению газа в измерительной кювете и по температуре и давлению воздуха, потребляемого двигателем, в соответствии с выражением: Uвых.=Uвх.КТКР, где Uвх. - сигнал, равный отношению сигналов на выходах измерительного и сравнительного каналов, КТ - значения коэффициента поправки, учитывающего температуру газа в измерительной кювете и температуру воздуха, потребляемого двигателем, которое равно выражению , где - первый поправочный коэффициент на изменения температуры газа в измерительной кювете, t1 - значение температуры газа в измерительной кювете, - второй поправочный коэффициент, учитывающий отклонения значений температуры воздуха, потребляемого двигателем, от нормальных условий, t2 - температура воздуха, Kр - значение коэффициента поправки, учитывающего давления газа в измерительной кювете и отклонения значений давления воздуха, потребляемого двигателем, от нормальных условий, равное отношению , где - первый поправочный коэффициент на изменения давления газа в измерительной кювете, Р1 - значение давления газа в измерительной кювете, - второй поправочный коэффициент, учитывающий отклонения значений давления воздуха, потребляемого двигателем, от нормальных условий, который равен выражению , P2 - значение давления воздуха, обеспечении индикации о содержании окиси углерода [1].

Наиболее близким к изобретению является устройство для контроля содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, содержащее оптический блок, включающий оптически связанные источник излучения, систему зеркал для разделения потока излучения на два пучка, модулятор, кювету с исследуемым газом, фильтры, систему зеркал для сведения пучков излучения на фотоприемник и электронный блок, вход которого связан с выходом фотоприемника, включающий последовательно соединенные блок обработки сигналов, корректор и блок индикации, корректор выполнен в виде двух цифроаналоговых преобразователей, двух постоянных запоминающих блоков, программного переключателя учета давления и программного переключателя учета температуры, выход которого подключен через первый постоянный запоминающий блок к цифровому входу первого цифроаналогового преобразователя, соединенного своим выходом с аналоговым входом второго цифроаналогового преобразователя, а выход программного переключателя учета давления подключен через второй постоянный запоминающий блок к цифровому входу второго цифроаналогового преобразователя, выход которого является выходом корректора, причем аналоговый вход первого цифроаналогового преобразователя является входом корректора [1].

Недостатком данного способа и устройства является отсутствие постоянного автоматического контроля содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства во время его эксплуатации.

Целью изобретения является автоматизация измерений путем сигнализации о содержании окиси углерода в отработавших газах транспортного средства на уровнях околопредельного значения с одновременным прогнозированием времени достижения предельного уровня, а также сигнализации о достижении предельного уровня содержания окиси углерода.

Техническая задача изобретения достигается в способе для контроля содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, заключающемся в способе для контроля содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, заключающемся в формировании двух параллельных пучков излучения - измерительного и сравнительного, за счет системы зеркал, образованной первым и вторым зеркалом, обеспечении попеременного прохождения излучения за счет вращения модулятора либо через первый инфракрасный фильтр, кювету, третье сферическое зеркало, фокусирующее излучение на фотоприемник, либо через второй инфракрасный фильтр, кювету, четвертое сферическое зеркало, фокусирующее излучение на фотоприемник, осуществлении селекции излучения в измерительном канале за счет пропускания первым фильтром излучение с длиной волны 4,72 мкм, степень поглощения которого в кювете зависит от количества окиси углерода, содержащейся в исследуемом газе, осуществлении селекции излучения в сравнительном канале за счет пропускания вторым фильтром излучения с длиной волны 5,95 мкм, не поглощающегося анализируемым газом, определении величин сигналов, полученных при воздействии на фотоприемник измерительного и сравнительного пучка, определении отношения между данными сигналами, осуществлении коррекции сигнала по температуре и давлению газа в измерительной кювете и по температуре и давлению воздуха, потребляемого двигателем, в соответствии с выражением: Uвых.=UвхКТКР, где Uвх. - сигнал, равный отношению сигналов на выходах измерительного и сравнительного каналов, КТ - значение коэффициента поправки, учитывающего температуру газа в измерительной кювете и температуру воздуха, потребляемого двигателем, которого равен выражению , где - первый поправочный коэффициент на изменения температуры газа в измерительной кювете, t1 - значение температуры газа в измерительной кювете, - второй поправочный коэффициент, учитывающий отклонения значений температуры воздуха, потребляемого двигателем, от нормальных условий, t2 - температура воздуха, KP - значение коэффициента поправки, учитывающего давления газа в измерительной кювете и отклонения значений давления воздуха, потребляемого двигателем, от нормальных условий, равное отношению , где - первый поправочный коэффициент на изменения давления газа в измерительной кювете, Р1 - значение давления газа в измерительной кювете, - второй поправочный коэффициент, учитывающий отклонения значений давления воздуха, потребляемого двигателем, от нормальных условий, который равен выражению , Р2 - значение давления воздуха, обеспечении индикации о содержании окиси углерода, дополнительно осуществляют измерение температуры и давления газа в измерительной кювете, осуществляют измерения температуры и давления воздуха, обеспечивают автоматический ввод значений температуры и давления газа в измерительной кювете и воздуха в поправочные коэффициенты во время эксплуатации транспортного средства, осуществляют автоматический анализ содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства путем сравнения текущих значений сигнала с тремя заданными пороговыми значениями сигналов, определяют динамику изменений значений окиси углерода между моментами времени превышения первого и второго пороговых уровней сигналов, обеспечивают одновременную выдачу сигнала на индикатор околопредельного уровня и на индикатор прогнозируемого времени достижения предельного уровня окиси углерода в случае превышении второго порогового уровня сигнала, обеспечивают выдачу сигнала на индикатор предельного уровня углерода в случае достижении третьего порогового уровня сигнала.

Способ реализуется устройством для контроля содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, содержащим оптический блок, включающий оптически связанные источник излучения, систему зеркал для разделения потока излучения на два пучка, модулятор, кювету с исследуемым газом, фильтры, систему зеркал для сведения пучков излучения на фотоприемник и электронный блок, вход которого связан с выходом фотоприемника, включающий последовательно соединенные блок обработки сигналов, корректор и блок индикации, корректор выполнен в виде двух цифроаналоговых преобразователей и двух постоянных запоминающих блоков, выход первого постоянного запоминающего блока подсоединен к цифровому входу первого цифроаналогового преобразователя, соединенного своим выходом с аналоговым входом второго цифроаналогового преобразователя, выход второго постоянного запоминающего блока к цифровому входу второго цифроаналогового преобразователя, выход которого является выходом корректора, аналоговый вход первого цифроаналогового преобразователя является первым входом корректора, а входы первого и второго запоминающих устройств являются вторым и третьим входами, отличающимся тем, что дополнительно введены блок ввода информации, блок анализа количества содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, индикатор околопредельного значения содержания окиси углерода, индикатор времени достижения предельного значения содержания окиси углерода, индикатор предельного содержания окиси углерода, причем первый, второй, третий и четвертый выходы блока ввода информации соединены соответственно со вторым, третьим, четвертым и пятым входами корректора, выход корректора соединен с входом блока анализа содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, первый, второй и третий выходы которого соединены с входами соответственно индикатора околопредельного значения содержания окиси углерода, индикатора времени достижения предельного значения содержания окиси углерода, индикатора предельного содержания окиси углерода.

Кроме того, блок ввода информации состоит из первого датчика температуры и первого датчика давлений газа в измерительной кювете, второго датчика температуры и второго датчика давлений воздуха окружающей среды первого, второго, третьего и четвертого аналого-цифровых преобразователей, причем выходы первых и вторых датчиков температуры и давлений газа в измерительной кювете и воздуха окружающей среды соединены соответственно со входами первого, второго, третьего и четвертого аналого-цифровых преобразователей, выходы которых являются соответственно первыми, вторыми, третьими и четвертыми выходами блока ввода информации.

Кроме того, блок анализа содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства состоит из первого, второго и третьего пороговых устройств, задатчика сигналов, генератора импульсов, первого и второго элементов И, элемента И-НЕ, счетчика первого и второго триггеров, дифференцирующей цепи, причем входом блока анализа содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства являются первые входы первого, второго и третьего пороговых устройств, вторые входы которых соединены соответственно с первым, вторым и третьим выходами задатчиков сигнала, выходы первого, второго и третьего пороговых устройств соединены соответственно с первым входом первого элемента И, первым входом первого триггера и одновременно с входом элемента И-НЕ и первым входом второго триггера, второй и третий входы первого элемента И соединены соответственно с выходом генератора импульсов и выходом элемента И-НЕ, выход первого элемента И соединен с первым входом счетчика, второй вход которого, а также вторые входы первого и второго триггеров соединены с выходом дифференцирующей цепи, вход которого соединен с тумблером включения источника питания, выход счетчика соединен с первым входом второго элемента И, второй вход которого соединен с выходом первого триггера, выход первого триггера, второго элемента И, выход третьего триггера являются соответственно первым, вторым и третьим выходами блока анализа количества содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства.

Новыми отличительными признаками по способу являются:

1. Осуществляют измерение температуры и давления газа в измерительной кювете.

2. Осуществляют измерения температуры и давления воздуха.

3. Обеспечивают автоматический ввод значений температуры и давления газа в измерительной кювете и воздуха в поправочные коэффициенты во время эксплуатации транспортного средства.

4. Осуществляют автоматический анализ содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства путем сравнения текущих значений сигнала с тремя заданными пороговыми значениями сигналов.

5. Определяют динамику изменений значений окиси углерода между моментами времени превышения первого и второго пороговых уровней сигналов.

6. Обеспечивают одновременную выдачу сигнала на индикатор околопредельного уровня и на индикатор прогнозируемого время достижения предельного уровня окиси углерода в случае превышении второго порогового уровня сигнала.

7. Обеспечивают выдачу сигнала на индикатор предельного уровня углерода в случае достижении третьего порогового уровня сигнала.

Новыми отличительными элементами в устройстве являются датчики температуры, датчики давления, блок анализа содержания окиси углерода в отработавших газах автомобилей, индикатор околопредельного значения содержания окиси углерода, индикатор времени достижения предельного значения содержания окиси углерода, индикатор предельного содержания окиси углерода и новые связи между известными и новыми элементами.

На фиг.1 приведена функциональная схема устройства для контроля содержания окиси углерода в отработавших газах автомобилей, на фиг.2 - то же, блок анализа содержания окиси углерода в отработавших газах автомобилей.

Устройство состоит из последовательно соединенных оптического блока 1, блока 2 обработки сигналов, корректора 3, блока 4 индикации, блока 5 ввода информации, блока 6 анализа содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, индикатора 7 околопредельных значений окиси углерода, индикатора 8 времени достижения предельных значений окиси углерода, индикатора 9 предельных значений окиси углерода, при этом оптический блок 1 содержит источник 10 излучения, модулятор 11, сферические зеркала 12-15, инфракрасные фильтры 16, 17. Корректор 3 выполнен в виде цифроаналоговых преобразователей 20 и 21, постоянных запоминающих блоков 22 и 23. Блок 5 ввода информации состоит из первого датчика 24 температуры газа в измерительной кювете, второго датчика 25 температуры воздуха в окружающей среде, первого датчика 26 давлений газа в измерительной кювете, второго 27 датчика давлений воздуха в окружающей среде, первого 28, второго 29, третьего 30 и четвертого 31 аналого-цифровых преобразователей, причем выходы датчиков 24, 25, 26, 27 температуры и давлений газа в измерительной кювете и воздуха в окружающей среде соединены соответственно со входами первого 28, второго 29, третьего 30 и четвертого 31 аналого-цифровых преобразователей, выходы которых являются соответственно первым, вторым, третьим и четвертым выходами блока 5 ввода информации.

Блок 6 анализа содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства состоит из первого 32, второго 33 и третьего 34 пороговых устройств, задатчика 35 сигналов, генератора 36 импульсов, первого 37 и второго 38 элементов И, элемента И-НЕ 39, счетчика 40 первого 41 и второго 42 триггеров, дифференцирующей цепи 43, причем входом блока 6 анализа содержания окиси углерода в отработавших газах автомобилей являются первые входы первого 32, второго 33 и третьего 34 пороговых устройств, вторые входы которых соединены соответственно с первым, вторым и третьим выходами задатчиков 35 сигнала, выходы первого 32, второго 33 и третьего 34 пороговых устройств соединены соответственно с первым входом первого 37 элемента И, первым входом первого 41 триггера и одновременно с входом элемента И-НЕ 39 и первым входом второго 42 триггера, второй и третий входы первого 37 элемента И соединены соответственно с выходом генератора 36 импульсов и выходом элемента И-НЕ 39, выход первого 37 элемента И соединен с первым входом счетчика 40, второй вход которого, а также вторые входы первого 41 и второго 42 триггеров соединены с выходом дифференцирующей цепи 43, вход которой соединен через кнопку включения с источником питания, выход счетчика 40 соединен с первым входом второго 38 элемента И, второй вход которого соединен с выходом первого 41 триггера, выходы первого 41 триггера, второго 38 элемента И, второго 42 триггера являются соответственно первым, вторым и третьим выходами блока 6 анализа содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства.

В расходящемся потоке источника 10 излучения находятся модулятор 11 в виде секторов боковой поверхности двух усеченных конусов и сферические зеркала 12 и 13 (с фокусным расстоянием f - 50 мм), формирующие два параллельных пучка излучения - измерительный и сравнительный, на пути первого из которых находится инфракрасный фильтр 16, кювета 18 и сферическое зеркало 14 (с фокусным расстоянием f - 50 мм), фокусирующее излучение на фотоприемнике 19, а на пути второго пучка излучения - инфракрасный фильтр 17, кювета 18 и сферическое зеркало 15 (с f - 50 мм), также фокусирующее излучение на фотоприемнике 19. К выходу блока 2 подключен блок индикации 4 через корректор 3, первым входом которого является аналоговый вход цифроаналогового преобразователя 20. Выход первого постоянного запоминающего блока 22 подсоединен к цифровому входу цифроаналогового преобразователя 20, соединенного своим выходом с аналоговым входом цифроаналогового преобразователя 21, выход которого является выходом корректора 3, выход второго постоянного запоминающего блока 23 подключен к цифровому входу цифроаналогового преобразователя 22.

Устройство работает следующим образом.

При вращении модулятора 11 на фотоприемник 19 попадает излучение от источника 10 излучения, пройдя попеременно инфракрасный фильтр 16 и кювету 18, либо инфракрасный фильтр 17 и кювету 18. Инфракрасный фильтр 16 измерительного канала пропускает излучение с длиной волны 4,72 мкм, степень поглощения которого в кювете 18 зависит от количества окиси углерода, содержащейся в исследуемом газе, а инфракрасный фильтр 17 сравнительного канала пропускает излучение с длиной волны 5,05 мкм, не поглощающееся анализируемым газом. В качестве источника 10 излучения используется нихромовая спираль, нагреваемая электрическим током.

Выходной сигнал с фотоприемника 19 поступает на вход блока 2 обработки сигналов, представляющий собой измеритель отношения сигналов, сигнал с выхода которого поступает в корректор 3.

Сигнал на выходе цифроаналогового преобразователя 20 равен Uвых.1=Uвх.1NT, где Uвх.1 - сигнал на входе цифроаналогового преобразователя 20, NТ - число на его цифровом входе. Величина NТ является значением в двоичном коде. Значение NT записано в постоянном запоминающем блоке 22, на первый вход которого поступают данные t1 о температуре газа в измерительной кювете с выхода первого датчика 24 температуры через первый 28 аналого-цифровой преобразователь, на второй вход блока 22 через второй 29 аналого-цифровой преобразователь поступают данные t2 температуры окружающей среды с выхода второго датчика 25.

Сигнал на выходе цифроаналогового преобразователя 21 равен Uвых.2=Uвх.2Nр, где Uвх.2 - сигнал на входе цифроаналогового преобразователя 21, равный Uвых.1, NP - значение коэффициента поправки является значением Kр в двоичном коде .

Значение Nр записано в постоянном запоминающем блоке 23, на первый вход которого поступают данные Р1 о значениях давления с выхода датчика 26 давлений газа в измерительной кювете через третий 30 аналого-цифровой преобразователь, на второй вход запоминающего блока 23 поступают данные о значениях давления Р2 давления воздуха окружающей среды с выхода датчика 27 через четвертый 31 аналого-цифровой преобразователь. Сигнал с выхода корректора 3, равный , поступает на вход блока 4 индикации и одновременно на вход блока 6 анализа содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства.

Подготовка счетчика 40 и триггеров 41, 42 блока 6 анализа содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, происходит в момент включения кнопки «обнуление», через которую напряжение поступает на вход дифференцирующей цепи 43, с выхода которой сигнал в виде кратковременного импульса поступает для обнуление на вторые входы счетчика 40, первого 41 и второго 42 триггеров.

Сигнал с выхода корректора 3 поступает на первые входы первого 32, второго 33 и третьего 34 пороговых устройств, на вторые входы которых поступают сигналы соответственно с первого, второго и третьего выходов задатчиков 35 сигнала.

В случае превышения сигнала, поступившего на первый вход первого 32 порогового устройства, уровня сигнала, поступившего на второй вход, сигнал с выхода первого 32 порогового устройства поступает на первый вход первого 37 элемента И, на второй и третий входы которого поступают импульсы с выхода генератора 36 импульсов и сигнал с выхода элемента И-HE 39, с выхода первого 37 элемента И сигнал поступает на первый вход счетчика 40, который прекращает подсчет импульсов в момент срабатывания второго 33 порогового устройства, с выхода которого сигнал поступает на первый вход первого 41 триггера, с выхода которого сигнал поступает на индикатор 7 околопредельных значений окиси углерода.

Кроме того, сигнал с выхода первого 41 триггера поступает на второй вход второго 38 элемента И, на первый вход которого поступает сигнал с выхода счетчика 40, с выхода которого сигнал поступает на индикатор 8 прогнозируемого времени достижения предельных значений содержания окиси углерода.

В момент времени срабатывания третьего 34 порогового устройства сигнал поступает на первый вход второго 42 триггера, с выхода которого поступает на индикатор 9 предельных значений окиси углерода.

Таким образом, предлагаемое устройство в автоматическом режиме определяет околопредельное содержание окиси углерода, прогнозируемое время достижения предельного содержание окиси углерода и предельное значение окиси углерода в отработавших газах транспортного средства.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР №1163215, Кл. G01N 21/35, 21.02.1983 г. (прототип)

Похожие патенты RU2348922C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА УБОРКИ ЗЕРНА КОМБАЙНОМ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Ефанов Василий Васильевич
  • Мартынов Евгений Борисович
RU2394417C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Ефанов Василий Васильевич
  • Мужичек Сергей Михайлович
  • Глущенко Юрий Алексеевич
RU2453453C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСПРАВНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Ефанов Василий Васильевич
  • Мужичек Сергей Михайлович
  • Глущенко Юрий Алексеевич
RU2323111C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОРМОЗНОГО ПУТИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Ефанов Василий Васильевич
  • Мужичек Сергей Михайлович
  • Глущенко Юрий Алексеевич
RU2453822C1
Устройство для контроля содержания окиси углерода в отработавших газах автомобилей 1983
  • Безуглый Алексей Петрович
  • Верещагин Виктор Григорьевич
  • Захарич Михаил Петрович
  • Лавринович Евгений Антонович
  • Лисенков Дмитрий Михайлович
  • Лопатин Юрий Александрович
SU1163215A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ВИБРАЦИЙ 2005
  • Ефанов Василий Васильевич
  • Мужичек Сергей Михайлович
  • Глущенко Юрий Алексеевич
RU2282169C1
СПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Ефанов Василий Васильевич
  • Мужичек Сергей Михайлович
  • Горшенин Александр Юрьевич
  • Глущенко Юрий Алексеевич
RU2331046C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ 2005
  • Ефанов Василий Васильевич
  • Мужичек Сергей Михайлович
  • Глущенко Юрий Алексеевич
RU2307326C1
СПОСОБ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Ефанов Василий Васильевич
RU2380671C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ ТЕЛА 2007
  • Копылов Геннадий Алексеевич
  • Ковалев Вячеслав Данилович
  • Бондарев Валерий Георгиевич
  • Ефанов Василий Васильевич
RU2366960C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 348 922 C1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ДЛЯ КОНТРОЛЯ СОДЕРЖАНИЯ ОКИСИ УГЛЕРОДА В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано в устройствах для диагностики технологического состояния автомобилей. Осуществляются постоянные измерения температуры и давления, автоматический ввод значений температуры и давления в поправочные коэффициенты в период эксплуатации транспортного средства и автоматический анализ содержания окиси углерода в отработавших газах автомобилей путем сравнения текущих значений сигнала с тремя заданными пороговыми значениями сигналов. Устройство содержит оптический блок и электронный блок, включающий блок обработки сигналов, корректор и блок индикации, а также блок ввода информации, блок анализа содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, индикатор околопредельного значения содержания окиси углерода, индикатор времени достижения предельного значения содержания окиси углерода, индикатор предельного содержания окиси углерода. Техническим результатом является автоматизация процесса измерения содержания окиси углерода в отработавших газах автомобиля. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 348 922 C1

1. Способ для контроля содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, заключающийся в формировании двух параллельных пучков излучения - измерительного и сравнительного, за счет системы зеркал, образованной первым и вторым зеркалом, обеспечении попеременного прохождения излучения за счет вращения модулятора либо через первый инфракрасный фильтр, кювету, третье сферическое зеркало, фокусирующее излучение на фотоприемник, либо через второй инфракрасный фильтр, кювету, четвертое сферическое зеркало, фокусирующее излучение на фотоприемник, осуществлении селекции излучения в измерительном канале за счет пропускания первым фильтром излучения с длиной волны 4,72 мкм, степень поглощения которого в кювете зависит от количества окиси углерода, содержащейся в исследуемом газе, осуществлении селекции излучения в сравнительном канале за счет пропускания вторым фильтром излучения с длиной волны 5,95 мкм, не поглощающегося анализируемым газом, определении величин сигналов, полученных при воздействии на фотоприемник измерительного и сравнительного пучка, определении отношения между данными сигналами, осуществлении коррекции сигнала по температуре и давлению газа в измерительной кювете и по температуре и давлению воздуха, потребляемого двигателем, в соответствии с выражением: Uвых=UвхКТКР, где Uвх - сигнал, равный отношению сигналов на выходах измерительного и сравнительного каналов, КT - значение коэффициента поправки, учитывающего температуру газа в измерительной кювете и температуру воздуха, потребляемого двигателем, которое равно выражению где первый поправочный коэффициент на изменения температуры газа в измерительной кювете, t1 - значение температуры газа в измерительной кювете, - второй поправочный коэффициент, учитывающий отклонения значений температуры воздуха, потребляемого двигателем, от нормальных условий, t2 - температура воздуха, КР - значение коэффициента поправки, учитывающего давление газа в измерительной кювете и отклонение значений давления воздуха, потребляемого двигателем, от нормальных условий, равное отношению где первый поправочный коэффициент на изменения давления газа в измерительной кювете, P1 - значение давления газа в измерительной кювете, - второй поправочный коэффициент, учитывающий отклонения значений давления воздуха, потребляемого двигателем, от нормальных условий, который равен выражению Р2 - значение давления воздуха, обеспечении индикации о содержании окиси углерода, отличающийся тем, что осуществляют измерение температуры и давления газа в измерительной кювете, осуществляют измерения температуры и давления воздуха, обеспечивают автоматический ввод значений температуры и давления газа в измерительной кювете и воздуха в поправочные коэффициенты во время эксплуатации транспортного средства, осуществляют автоматический анализ содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, путем сравнения текущих значений сигнала с тремя заданными пороговыми значениями сигналов, определяют динамику изменений значений окиси углерода, между моментами времени превышения первого и второго пороговых уровней сигналов, обеспечивают одновременную выдачу сигнала на индикатор околопредельного уровня и на индикатор прогнозируемого времени достижения предельного уровня окиси углерода в случае превышении второго порогового уровня сигнала, обеспечивают выдачу сигнала на индикатор предельного уровня углерода в случае достижении третьего порогового уровня сигнала.2. Устройство для контроля содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, содержащее оптический блок, включающий оптически связанные источник излучения, систему зеркал для разделения потока излучения на два пучка, модулятор, кювету с исследуемым газом, фильтры, систему зеркал для сведения пучков излучения на фотоприемник и электронный блок, вход которого связан с выходом фотоприемника, включающий последовательно соединенные блок обработки сигналов, корректор и блок индикации, корректор выполнен в виде двух цифроаналоговых преобразователей и двух постоянных запоминающих блоков, выход первого постоянного запоминающего блока подсоединен к цифровому входу первого цифроаналогового преобразователя, соединенного своим выходом с аналоговым входом второго цифроаналогового преобразователя, выход второго постоянного запоминающего блока к цифровому входу второго цифроаналогового преобразователя, выход которого является выходом корректора, аналоговый вход первого цифроаналогового преобразователя является первым входом корректора, а входы первого и второго запоминающих устройств являются вторым и третьим входами, отличающееся тем, что дополнительно введены блок ввода информации, блок анализа количества содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, индикатор околопредельного значения содержания окиси углерода, индикатор времени достижения предельного значения содержания окиси углерода, индикатор предельного содержания окиси углерода, причем первый, второй, третий и четвертый выходы блока ввода информации соединены соответственно со вторым, третьим, четвертым и пятым входами корректора, выход корректора соединен с входом блока анализа содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, первый, второй и третий выходы которого соединены с входами соответственно индикатора околопредельного значения содержания окиси углерода, индикатора времени достижения предельного значения содержания окиси углерода, индикатора предельного содержания окиси углерода.3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что блок ввода информации состоит из первого датчика температуры и первого датчика давлений газа в измерительной кювете, второго датчика температуры и второго датчика давлений воздуха окружающей среды первого, второго, третьего и четвертого аналого-цифровых преобразователей, причем выходы первых и вторых датчиков температуры и давлений газа в измерительной кювете и воздуха окружающей среды соединены соответственно со входами первого, второго, третьего и четвертого аналого-цифровых преобразователей, выходы которых являются соответственно первыми, вторыми, третьими и четвертыми выходами блока ввода информации.4. Устройство по п.2, отличающееся тем, что блок анализа содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства, состоит из первого, второго и третьего пороговых устройств, задатчика сигналов, генератора импульсов, первого и второго элементов И, элемента И-НЕ, счетчика первого и второго триггеров, дифференцирующей цепи, причем входом блока анализа содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства являются первые входы первого, второго и третьего пороговых устройств, вторые входы которых соединены соответственно с первым, вторым и третьим выходами задатчиков сигнала, выходы первого, второго и третьего пороговых устройств соединены соответственно с первым входом первого элемента И, первым входом первого триггера и одновременно с входом элемента И-НЕ и первым входом второго триггера, второй и третий входы первого элемента И соединены соответственно с выходом генератора импульсов и выходом элемента И-НЕ, выход первого элемента И соединен с первым входом счетчика, второй вход которого, а также вторые входы первого и второго триггеров соединены с выходом дифференцирующей цепи, вход которой соединен с тумблером включения источника питания, выход счетчика соединен с первым входом второго элемента И, второй вход которого соединен с выходом первого триггера, выход первого триггера, второго элемента И, выход третьего триггера являются соответственно первым, вторым и третьим выходами блока анализа количества содержания окиси углерода в отработавших газах транспортного средства.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2348922C1

Устройство для контроля содержания окиси углерода в отработавших газах автомобилей 1983
  • Безуглый Алексей Петрович
  • Верещагин Виктор Григорьевич
  • Захарич Михаил Петрович
  • Лавринович Евгений Антонович
  • Лисенков Дмитрий Михайлович
  • Лопатин Юрий Александрович
SU1163215A1
US 3958122 А, 18.05.1976
Устройство для диагностики двигателя внутреннего сгорания 1983
  • Слюсар Владимир Викторович
  • Артеменко Леонид Харитонович
  • Соловьев Юрий Евгеньевич
  • Безуглый Алексей Петрович
  • Лавринович Евгений Антонович
  • Лопатин Юрий Петрович
SU1226170A1
ГАЗОАНАЛИЗАТОР 1992
  • Павлов Г.В.
  • Ваганов В.Н.
RU2035038C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АНАЛИЗА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЕЙ 1998
  • Гармс Штефан
  • Палоч-Андерсен Михаэль
  • Шролл Штефан
RU2180107C2
US 3973848 A, 10.08.1976.

RU 2 348 922 C1

Авторы

Ефанов Василий Васильевич

Ковалев Вячеслав Данилович

Глущенко Юрий Алексеевич

Буга Евгений Александрович

Даты

2009-03-10Публикация

2007-08-13Подача