Изобретение относится к процессу приготовления мелкодисперсной эмульсии типа "вода в жидком топливе или масле" и предназначено для использования в двигателях внутреннего сгорания, котлах, печах, тепловых машинах, а также при производстве коллоидных и обводненных полимерных дисперсий, в пищевой промышленности при производстве маргаринов, кремов, пивного сусла, медицинской и парфюмерной промышленности.
Использование эмульгированного водой топлива хорошо тем, что вода при сгорании топлива играет роль ингибитора, то есть вещества, препятствующего образования окислов азота и серы при горении, и тем самым сокращающего количество загрязняющих выбросов. Кроме того, при сжигании эмульсии повышается теплоотдача топлива за счет взрывообразного испарения воды и ее большей теплоемкости, что приводит к увеличению КПД двигателя и тем самым уменьшает расход топлива.
Известны способы и устройства для получения топливных эмульсий [1, 2, 3]. В этих эмульсиях дисперсионная среда является водной, с возможным инвертированием эмульсии путем разбавления органической фазой. Эмульсия содержит менее 20% по объему воды, причем дисперсионную среду образует водная фаза. К недостаткам этих методов следует отнести то, что в случае эмульгированных моторных топлив, у которых дисперсионная среда является водной, возможна коррозия и ускоренный износ деталей топливной системы двигателя.
Мелкодисперсная эмульсия воды в топливе более совместима с частями топливной системы и деталями двигателя, поскольку дисперсионная среда идентична среде топлива, для которого рассчитан двигатель. Кроме того, сжигание мелкодисперсной эмульсии воды в топливе предпочтительнее, поскольку быстрое испарение капель воды, диспергированных в топливе, существенно улучшают дисперсию углеводородов в камере сгорания [4, 5]
Наиболее близким к заявляемому по технической сущности является способ подготовки жидкого топлива к распылению в камере сгорания [6], состоящий в том, что в жидкое топливо добавляют воду, перемешивают, затем либо водную составляющую эмульсии, либо топливную нагревают. Водную составляющую эмульсии нагревают с помощью СВЧ-поля, а топливную нагревают до температур, превышающих температуру кипения при давлении в камере сгорания, после этого либо подогретую эмульсию впрыскивают в камеру сгорания, либо топливную составляющую эмульсии нагревают до температуры деструкции топлива, и после этого получившуюся смесь впрыскивают в камеру сгорания.
Недостаток этого способа состоит в том, что необходима большая мощность СВЧ-поля, чтобы нагревать эмульсию до температур выше 130-350°С, что приводит к высоким давлениям 100 атмосфер, а это предъявляет повышение требований к материалам топливной системы, чтобы избежать опасности ее воспламенения вне камеры сгорания.
Задачей данного изобретения является создание экономичной, эффективной и безопасной технологии приготовления мелкодисперсной эмульсии типа вода в масле или вода в топливе, в которой дисперсионная среда идентична среде, для которой рассчитан двигатель.
Поставленная задача решается следующим образом.
В топливо или масло добавляют воду в соотношении не более 1:2 и воздействуют СВЧ-полем. Это соотношение выбрано для того, чтобы топливная фаза не успевала нагреваться от водной фазы. Поскольку плотность воды выше плотности топлива либо масла, водная фаза оказывается внизу. СВЧ-поле воздействует одновременно на топливную и водную фазы без предварительного смешивания, водная фаза быстро нагревается до температуры кипения, при этом органическая фаза практически не нагревается. Пары воды, проходя через органическую фазу, конденсируются и образуют мелкодисперсную эмульсию воды в топливе, причем размер капель воды в органической фазе составляет 100-400 нм. Крупные капли из эмульсии отбираются на повторную обработку СВЧ-полем. После этого эмульсия подается в камеру сгорания. Для увеличения количества эмульсионной воды в органической среде добавляют воду, содержащую поверхностно активные вещества.
Сущность предлагаемого способа продемонстрирована следующим примером.
В стеклянную 100 мл емкость наливалось дизельное топливо и дистиллированная вода (либо в других случаях - масло и вода) в соотношении не менее 2:1, (температура воды и топлива первоначально была 15-20°С), поскольку плотность воды выше плотности топлива или масла, вода оказывалась внизу емкости. Затем образец, в котором топливо и вода были разделены на две фазы, облучался СВЧ-полем частотой 2,4 ГГц в резонаторе объемом 20 л, при средней мощности поля 2,4 Вт/см3.
СВЧ-поле нагревало только водную фазу, температура органической фазы практически не менялась. Быстрый нагрев водной фазы приводил к ее быстрому вскипанию, пары воды загонялись в топливную фазу и конденсировались. В момент вскипания водной фазы СВЧ-поле выключалось, эмульсия переливалась в кювету, размером 20 см3, после этого измерялся радиус водяных капель в дисперсной среде дизельного топлива либо вазелинового масла методом корреляционной спектроскопии рассеянного света, описанной [7].
В качестве водной фазы в дизельном топливе использовалась дистиллированная вода и вода с различными добавками АОТ (поверхностно-активное вещество би(2-этилгексил) сульфосацинат). На фиг.1 приведены данные измеренного среднего радиуса Rср водных капель в дизельном топливе в зависимости от времени t после облучения СВЧ-полем для следующих образцов: 1 - в чистой воде, и с концентрацией АОТ в воде: 2-3%, 3-1%. Экспериментальные данные показывают, что после прекращения воздействия СВЧ-поля размеры водных капель растут в течение 25 минут и достигают максимального размера 350 нм. Обработка по специальной программе корреляционных функций дала возможность определять распределение по размерам взвешенных водных капель в дисперсионной среде. И оказалось, что в эмульсии первоначально содержались капли размером более 2000 нм, которые в течение нескольких минут осаждались. Стабильность сохранялась с водными каплями размером от 300 до 400 нм эмульсии более 1 часа.
На фиг.2 приведена зависимость измеренного среднего радиуса Rср водных капель в дизельном топливе в зависимости от времени t после облучения СВЧ-полем для образцов с каплями воды, содержащей АОТ в количестве 1-0,3% и 2-0,1% в воде. Во время обработки СВЧ-полем этих образцов поле после вскипания воды сразу не выключилось, и за счет конвективных потоков происходил нагрев дизельного топлива до 70°С. Эти данные показывают, что устойчивый размер капель воды в нагретом топливе составляет 180 нм.
На фиг.3 изображена концентрационная зависимость средних размеров водяных капель Rср с различными добавками АОТ в дизельном топливе, через 20 мин после облучения СВЧ-полем.
Измерения интенсивности рассеянного свата позволяют судить о концентрациях капель воды в дизельном топливе. На фиг.4 изображена интенсивность рассеяния света I (интенсивность измерялась в счетах фотонов ФЭУ) для этих же образцов. 3 - в чистой воде, с концентрацией АОТ в воде: 1-3%, 2-1%.
Данные показывают, что существует оптимальная концентрация АОТ в воде, которая составляет 1%, при этой концентрации в дизельном топливе содержится максимальное количество эмульгированной воды.
Устойчивость эмульсии зависит от плотности и вязкости органической фазы. Для вазелинового и трансформаторного масла этим методом можно создавать устойчивую эмульсию, в которой наноразмерные капли воды не выпадают в осадок в течение 1 месяца.
Устройство для эмульгирования водой топлива изображено на фиг.5.
Устройство содержит: 1 - поддон для воды, 2 - емкость для дизельного топлива, 3, 4, 5, 6 - трубки, 7 - СВЧ-резонатор, 8 - насос, 9 - отстойник.
Дизельное топливо либо масло через трубку 3 подается в емкость 2, которая находится в СВЧ-резонаторе 7, через трубку 4 подается вода либо с добавками, либо без добавок в поддон 2 емкости 1. После облучения СВЧ-поля органическая фаза эмульгируется, затем большие капли осаждаются в отстойнике 9, и готовая эмульсия выводится по трубке 5. Часть топлива вместе с крупными каплями воды по трубке 6 с помощью насоса 8 подается обратно в емкость 2.
Способ эмульгирования водой маргарина аналогичен. В случае необходимости предусматривается возможность предварительного подогревания масла и жиров, составляющих основу маргарина, для того, чтобы уменьшить вязкость для оптимизации условий эмульгации.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Патент DE 19704874.
2. Патент DD 216863.
3. Патент WO 95/33023 THE REDUCTION OF NITROGEN OXIDES EMISSIONS FROM VEHICULAR DIESEL ENGINES 31.05.1994 US.
4. Патент SAE 890449.
5. Патент SAE 920464.
6. Патент RU 2266470 (Способ подготовки жидкого топлива к распылению в камеру сгорания) - прототип.
7. Патент RU 2306970, Способ приготовления коллоидных растворов и устройство для его осуществления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИНТЕНСИФИКАЦИИ СЖИГАНИЯ УГЛЕВОДОРОДНЫХ ТОПЛИВ | 2008 |
|
RU2409614C2 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЭМУЛЬГИРОВАННОГО ТОПЛИВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2227155C2 |
ТОПЛИВНО-ВОДНАЯ ЭМУЛЬСИЯ | 2006 |
|
RU2367683C2 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА К СЖИГАНИЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2023 |
|
RU2807268C1 |
ВОДНО-ТОПЛИВНАЯ ЭМУЛЬСИЯ | 2007 |
|
RU2365618C2 |
Способ получения эмульгированногоТОплиВА для дВигАТЕлЕй ВНуТРЕН-НЕгО СгОРАНия | 1979 |
|
SU816524A1 |
УПРУГОДЕФОРМИРУЕМОЕ ГЕЛЕОБРАЗНОЕ ТОПЛИВО | 2022 |
|
RU2794674C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ КОМПОЗИТНОЙ ЭМУЛЬСИИ ТОПЛИВА | 2016 |
|
RU2620606C1 |
ЭМУЛЬСИОННАЯ ФАЗА, ОБЛАДАЮЩАЯ ПОВЫШЕННОЙ СТАБИЛЬНОСТЬЮ | 2003 |
|
RU2326725C2 |
СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ НЕФТИ, НЕФТЯНОГО ШЛАМА, ОТРАБОТАННЫХ МАСЕЛ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ФРАКЦИИ | 2006 |
|
RU2377275C2 |
Изобретение относится к процессу приготовления мелкодисперсных наноразмерных эмульсий типа "вода в жидком топливе", а также "вода в масле" и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания, тепловых машинах, котлах, печах, а также в фармацевтике и в пищевой промышленности, например, при производстве влажных кремов, гелей, маргаринов там, где требуется экологичная технология обводнения жидкой органической основы. Способ состоит в смешивании органической фазы и водной фазы с добавками или без добавок поверхностно активных веществ (ПАВ) под действием СВЧ-электромагнитного поля. Воздействие СВЧ-поля прекращается сразу после закипания водной фазы, при этом температура органической фазы остается практически без изменения. Поскольку водная фаза, обладающая большей плотностью по сравнению с органической, находится внизу, быстрый нагрев водной фазы приводит к ее быстрому вскипанию, пары воды попадают в органическую фазу, конденсируются и образуется мелкодисперсная эмульсия воды в органической фазе, причем размер водяных капель составляет от 100 до 400 нм. Технический результат - способ не требует большой мощности СВЧ-поля, является эффективным, экономичным и безопасным. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА К РАСПЫЛИВАНИЮ В КАМЕРУ СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2266470C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВОДОТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ И СИСТЕМА ПОДАЧИ ЕЕ В ЦИЛИНДР ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2099575C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ЖИДКОГО ТОПЛИВА К СЖИГАНИЮ | 1993 |
|
RU2043574C1 |
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ВОДНО-МАЗУТНОЙ ТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ | 1996 |
|
RU2119529C1 |
Перекатываемый затвор для водоемов | 1922 |
|
SU2001A1 |
Способ изготовления фанеры-переклейки | 1921 |
|
SU1993A1 |
Авторы
Даты
2009-03-20—Публикация
2007-11-20—Подача