УСТРОЙСТВО ОТВОДА ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЕЙ Российский патент 2009 года по МПК B60K13/04 F01N7/00 

Описание патента на изобретение RU2350484C1

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к системам отвода выхлопных газов автомобилей, и может быть использовано для эффективного рассеивания выхлопных газов в атмосфере и уменьшения токсичности вблизи автомобилей с работающим ДВС.

Известны многочисленные устройства отвода отработанных газов, например, грузовых автомобилей, включающие выхлопную трубу, верхняя выхлопная часть которой расположена над кузовом автомобиля. К недостаткам известных устройств можно отнести невысокую скорость потока отработанных газов на выходе из выхлопной трубы и, как следствие, недостаточную эффективность рассеивания выхлопных газов в атмосфере и возможную повышенную токсичность вблизи автомобилей с работающим ДВС.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство отвода отработанных газов автомобилей, включающее штатный выхлопной патрубок и выхлопо-рассеивающую трубу, выполненную с возможностью подсоединения к штатному выхлопному патрубку, и прикрепленную к кузову автомобиля, верхняя выхлопная часть которой расположена над кузовом автомобиля (см. а.с. СССР №1798218, МПК В60К 13/04, 1991). К недостаткам известного устройства также можно отнести невысокую скорость потока отработанных газов на выходе из выхлопной трубы и, как следствие, недостаточную эффективность рассеивания выхлопных газов в атмосфере и возможную повышенную токсичность вблизи автомобилей с работающим ДВС.

Предлагаемое изобретение направлено на решение задачи, состоящей в повышении эффективности рассеивания выхлопных газов в атмосфере, уменьшении токсичности вблизи автомобилей с работающим ДВС за счет увеличения скорости отработанных газов на выходе в атмосферу и, соответственно высоты выброса их в атмосферу.

Данная задача решается тем, что в устройстве отвода отработанных газов автомобилей, включающем штатный выхлопной патрубок и выхлопо-рассеивающую трубу, выполненную с возможностью подсоединения к штатному выхлопному патрубку, и прикрепленную к кузову автомобиля, верхняя выхлопная часть которой расположена над кузовом автомобиля, в выхлопо-рассеивающей трубе установлен побудитель расхода газа с электроприводом, связанным с системой электропитания автомобиля, мощность которого составляет 0,5-2,5% от мощности двигателя автомобиля, причем верхняя выхлопная часть выхлопо-рассеивающей трубы выполнена в виде сопла Лаваля и наклонной в сторону задней части автомобиля под углом 7-20° к вертикали.

Установка в выхлопо-рассеивающей трубе побудителя расхода газа с электроприводом, например вентилятора, позволяет увеличить скорость потока газа на выходе из выхлопо-рассеивающей трубы и, соответственно, увеличить высоту выброса отработанных газов, а также уменьшить противодавление выхлопу, которое имеет место за счет повышенного гидросопротивления выхлопо-рассеивающей трубы, что улучшает работу ДВС.

Связь побудителя расхода газа с электроприводом с системой электропитания автомобиля позволяет использовать эту систему для питания электродвигателя побудителя расхода.

Мощность побудителя расхода с электроприводом в интервале 0,5-2,5% от мощности двигателя автомобиля обусловлена тем, что при мощности менее 0,5% не удается получить достаточной скорости газов на выходе из выхлопо-рассеивающей трубы для выброса их на необходимую высоту, а при мощности более 2,5% не целесообразна, так как скорость газа и высота выброса достаточно велики и не приводят к ощутимому снижению токсичности в зоне вероятного местонахождения людей, а потери мощности ДВС на привод побудителя расхода значительны.

Выполнение верхней выхлопной части выхлопо-рассеивающей трубы в виде сопла Лаваля позволяет увеличить скорость газа на выходе в атмосферу в силу известных свойств сопла Лаваля.

Выполнение верхней выхлопной части выхлопо-рассеивающей трубы, наклонной в сторону задней части автомобиля под углом 7-20° к вертикали, позволяет при движении автомобиля вперед, что в основном имеет место при его эксплуатации, иметь скорость газа на выходе в атмосферу с горизонтальной составляющей, совпадающей по направлению с потоком окружающего воздуха относительно автомобиля, что уменьшает затраты мощности на удаление отработанных газов из устройства отвода отработанных газов в атмосферу. Наклон этой трубы под углом 7-20° к вертикали обусловлен тем, что при угле менее 7° не обеспечивается какого-либо ощутимого снижения затрат мощности по сравнению с вертикальным выхлопом, а при угле более 20° не удается получить необходимой высоты выброса отработанных газов из-за недостаточной величины вертикальной составляющей скорости на выходе в атмосферу.

Оптимальность описанных выше признаков, характеризующих диапазоны мощности побудителя расхода и угла наклона верхней выхлопной части выхлопо-рассеивающей трубы, получена в результате многочисленных экспериментов в реальных условиях эксплуатации автомобиля, причем эти диапазоны действительны для приведенной в формуле изобретения неразрывной совокупности признаков устройства отвода отработанных газов автомобиля.

На чертеже схематично представлено предлагаемое устройство отвода отработанных газов автомобиля.

Устройство отвода отработанных газов автомобилей содержит штатный выхлопной патрубок 1 и выхлопо-рассеивающую трубу 2, выполненную с возможностью подсоединения к штатному выхлопному патрубку 1, и прикрепленную к кузову 3 автомобиля, верхняя выхлопная часть которой расположена над кузовом автомобиля. В выхлопо-рассеивающей трубе 2 установлен побудитель 4 расхода газа с электроприводом, связанным с системой 5 электропитания автомобиля, мощность которого составляет 0,5-2,5% от мощности двигателя автомобиля. Верхняя выхлопная часть выхлопо-рассеивающей трубы выполнена в виде сопла Лаваля 6 и наклонной в сторону задней части автомобиля под углом 7-20° к вертикали.

Устройство отвода отработанных газов автомобилей работает следующим образом.

Отработанные газы от ДВС автомобиля поступают в штатный выхлопной патрубок 1, а затем в выхлопо-рассеивающую трубу 2, в которой при помощи побудителя 4 расхода газа с электроприводом увеличивается скорость потока отработанных газов. На выходе в атмосферу скорость газа еще более возрастает за счет разгона потока в сопле Лаваля 6. При этом поток отработанного газа при мощности побудителя расхода в пределах 0,5-2,5% от мощности ДВС, с соплом Лаваля 6 на выходе в атмосферу и указанном выше диапазоне углов наклона выхлопной части выхлопо-рассеивающей трубы 2, выбрасывается в атмосферу на высоту приблизительно 5 м. Такой высоты достаточно для эффективного рассеивания отработанных газов в атмосфере в наиболее неблагоприятной обстановке, например, при работе ДВС на холостом ходу при остановке автомобиля. Концентрация же токсичных примесей выхлопных газов в воздухе на уровне наиболее вероятного местонахождения людей вблизи автомобиля с работающим ДВС не превышает предельно допустимых значений, что обеспечивает экологически комфортную обстановку в этой зоне.

Предлагаемое устройство отвода отработанных газов автомобилей имеет простую конструкцию, его установка не требует внесения каких-либо конструктивных изменений в штатную конструкцию автомобиля, обеспечивает эффективное рассеивание выхлопных газов в атмосфере и экологически комфортную обстановку вблизи автомобилей с работающим ДВС.

Похожие патенты RU2350484C1

название год авторы номер документа
УСКОРИТЕЛЬ ПОТОКА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Николаев Андрей Сергеевич
  • Иванищев Павел Иванович
  • Великанов Алексей Викторович
RU2330165C2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛУШЕНИЯ АЭРОГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ШУМА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОТСОСА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОБЪЕКТОВ ИСПЫТАНИЙ ТИПА КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ИЛИ АВТОНОМНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО АКУСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2004
  • Фесина Михаил Ильич
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Дерябин Игорь Викторович
  • Люкшин Юрий Иванович
RU2270989C1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛУШЕНИЯ АЭРОГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ШУМА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОТСОСА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОБЪЕКТОВ ИСПЫТАНИЙ ТИПА КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ИЛИ АВТОНОМНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО АКУСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2004
  • Фесина Михаил Ильич
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Дерябин Игорь Викторович
  • Люкшин Юрий Иванович
RU2270988C1
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГЛУШЕНИЯ АЭРОГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО ШУМА ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОТСОСА ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ОБЪЕКТОВ ИСПЫТАНИЙ ТИПА КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ОБОРУДОВАННЫХ ДВИГАТЕЛЯМИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, ИЛИ АВТОНОМНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНОГО АКУСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2004
  • Фесина Михаил Ильич
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Дерябин Игорь Викторович
  • Люкшин Юрий Иванович
RU2270987C1
Устройство отвода отработанных газов автомобилей - средств наземного обеспечения полетов 1991
  • Бугарь Константин Петрович
  • Жаров Вячеслав Васильевич
  • Узилов Евгений Юрьевич
SU1798218A1
ГИБРИДНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМЫМ ГОРЕНИЕМ 2007
  • Болотин Николай Борисович
RU2328612C1
ПРОТИВОУГОННОЕ УСТРОЙСТВО ТРЕВОЖНОЕ - ВЫПУСКНЫМ НАПОРОМ "ПУТ-ВН" 1999
  • Тимохов В.Н.
RU2175922C2
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛЛОИДОВ И ЗОЛЕЙ, ИХ МАССОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПОЛНОМ ПОТОКЕ ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ В ПРЕДЕЛАХ ДИНАМИЧЕСКОГО ДИАПАЗОНА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ДВС) 2010
  • Рахубовский Юрий Сидорович
RU2450259C1
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫПУСКА ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2011
  • Фесина Михаил Ильич
  • Филин Евгений Владимирович
  • Старобинский Рудольф Натанович
  • Малкин Илья Владимирович
  • Горина Лариса Николаевна
RU2460889C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Барышников Виктор Сергеевич
RU2269657C2

Реферат патента 2009 года УСТРОЙСТВО ОТВОДА ОТРАБОТАННЫХ ГАЗОВ АВТОМОБИЛЕЙ

Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к системам отвода выхлопных газов автомобилей. Устройство включает штатный выхлопной патрубок (1) и выхлопо-рассеивающую трубу (2), выполненную с возможностью подсоединения к штатному выхлопному патрубку (1) и прикрепленную к кузову (3) автомобиля, верхняя выхлопная часть которой расположена над кузовом (3) автомобиля. В выхлопо-рассеивающей трубе (2) установлен побудитель (4) расхода газа с электроприводом, связанным с системой (5) электропитания автомобиля, мощность которого составляет 0,5-2,5% от мощности двигателя автомобиля. Верхняя выхлопная часть выхлопо-рассеивающей трубы (2) выполнена в виде сопла (6) Лаваля и наклонной в сторону задней части автомобиля под углом 7-20° к вертикали. Технический результат заключается в повышении эффективности рассеивания выхлопных газов в атмосфере, уменьшении токсичности вблизи автомобилей с работающим ДВС. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 350 484 C1

Устройство отвода отработанных газов автомобилей, включающее штатный выхлопной патрубок и выхлопо-рассеивающую трубу, выполненную с возможностью подсоединения к штатному выхлопному патрубку и прикрепленную к кузову автомобиля, верхняя выхлопная часть которой расположена над кузовом автомобиля, отличающееся тем, что в выхлопо-рассеивающей трубе установлен побудитель расхода газа с электроприводом, связанным с системой электропитания автомобиля, мощность которого составляет 0,5-2,5% от мощности двигателя автомобиля, причем верхняя выхлопная часть выхлопо-рассеивающей трубы выполнена в виде сопла Лаваля и наклонной в сторону задней части автомобиля под углом 7°-20° к вертикали.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2350484C1

Устройство отвода отработанных газов автомобилей - средств наземного обеспечения полетов 1991
  • Бугарь Константин Петрович
  • Жаров Вячеслав Васильевич
  • Узилов Евгений Юрьевич
SU1798218A1
JP 2000213344 A, 02.08.2000
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ДАТЧИКА 2005
  • Федосов Алексей Александрович
RU2324149C2
DE 3246912 A1, 20.06.1984
JP 5187249 A, 27.07.1993.

RU 2 350 484 C1

Авторы

Николаев Юрий Николаевич

Даты

2009-03-27Публикация

2007-10-02Подача